Единая государственная система гражданской защиты населения и территорий
Единая государственная система гражданской защиты населения и территорий - совокупность органов управления, сил и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые возлагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты.
Подсистемы Единой системы гражданской защиты - совокупность подчиненных специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти функциональных и территориальных органов управления, на которые возлагаются определенные законом задачи в конкретных сферах защиты.
Структуру Единой системы гражданской защиты составляют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и создаваемые ими функциональные и территориальные подсистемы единой системы гражданской защиты.
Функциональные подсистемы Единой системы гражданской защиты создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций и защитой населения и территорий в случае их возникновения.
Организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем единой системы гражданской защиты определяются положениями об этих подсистемы, утвержденными соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
Рис.1.2.1 Структура единой системы гражданской защиты Украины.
Территориальные подсистемы единой системы гражданской защиты создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера в пределах соответствующих территорий и включают территориальные органы управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты и соответствующие комиссии техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности территориальных подсистем единой системы гражданской защиты определяются положениями, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
|
Органы управления Единой государственной системы гражданской защиты
Общее руководство единой системой гражданской защиты осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины.
Непосредственное руководство деятельностью единой системы гражданской защиты возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. Руководитель этого органа является заместителем начальника гражданской защиты Украины.
Руководство территориальными подсистемами единой системы гражданской защиты в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Начальниками территориальных подсистем единой системы гражданской защиты по должности являются соответственно Председатель Совета министров Автономной Республики Крым и председатели соответствующих государственных администраций. Руководители территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по должности являются заместителями соответствующих начальников территориальных подсистем единой системы гражданской защиты.
|
В составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты действуют:
Правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты;
органы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере гражданской защиты;
органы минимизации последствий Чернобыльской катастрофы и других ЧС.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты:
обеспечивает реализацию государственной политики и осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в сфере гражданской защиты;
обеспечивает деятельность единой системы гражданской защиты;
контролирует организацию выполнения мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности;
|
проверяет состояние готовности своих территориальных органов, сил и средств гражданской защиты к действиям в режиме чрезвычайной ситуации;
обеспечивает надзор за соблюдением требований стандартов, нормативов и правил в сфере гражданской защиты;
контролирует накопление, сохранение и целевое использование материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности;
проверяет состояние планирования и готовности к осуществлению мероприятий по эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечивает проверку наличия и содержание в постоянной готовности на потенциально опасных объектах локальных систем выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и локальных систем оповещения населения, прежде всего того, что проживает в зонах возможного поражения, и персонала этих объектов;
проверяет наличие и готовность к использованию по назначению в случае возникновения чрезвычайной ситуации средств коллективной и индивидуальной защиты населения, имущества гражданской защиты, их содержание и учет;
проводит выборочные проверки подготовки к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности;
- Выясняет причины возникновения чрезвычайных ситуаций, невыполнение мероприятий по предотвращению этих ситуаций, проводит оценку действий органов управления, сил и средств гражданской защиты во время выполнения спасательных и других неотложных работ;
- Вместе с органами, осуществляющими государственный надзор в соответствующей сфере, участвует в проверках обеспечения условий хранения, транспортировки, обезвреживания, утилизации и захоронения опасных веществ и изделий, содержащих такие вещества;
- Осуществляет в пределах, определенных законодательством, нормативное регулирование в сфере гражданской защиты, в том числе по вопросам техногенной и пожарной безопасности, с участием заинтересованных министерств и других центральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает государственные правила и нормы гражданской защиты, которые являются обязательными к выполнению органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями;
- Осуществляет другие меры, предусмотренные законом.
Руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты назначается на должность Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты:
- Осуществляет непосредственное руководство единой системой гражданской защиты, органами управления, силами и средствами единой системы гражданской защиты, обеспечивает организацию их деятельности;
- Назначает руководителей территориальных органов и структурных подразделений специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты, других органов управления и сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты;
- Издает приказы организационно-распорядительного характера по вопросам деятельности органов управления и сил гражданской защиты;
- Присваивает лицам рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты специальные звания до полковника службы гражданской защиты включительно;
- Вносит представление о присвоении высших специальных званий в соответствии с законодательством;
- Является распорядителем бюджетных средств;
- Осуществляет иные полномочия, установленные законами Украины.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты осуществляет свои полномочия через территориальные органы в соответствии с административно-территориальным делением в район включительно.
Правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты в составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
В состав правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты в составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты входят подразделения государственного надзора в соответствии в сфере техногенной и в сфере пожарной безопасности, территориальные и местные органы государственного надзора в сфере гражданской защиты.
Руководитель правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты в составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по должности одновременно является главным государственным инспектором Украины по надзору в сфере гражданской защиты.
Территориальные и местные органы государственного надзора в сфере гражданской защиты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов, районов в городах подчиняются правительственному органу государственного надзора в сфере гражданской защиты в составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
Территориальные и местные органы государственного надзора в сфере гражданской защиты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя возглавляют главные государственные инспекторы по надзору в сфере гражданской защиты соответственно Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, которые по должности одновременно являются заместителями руководителей территориальных и местных органов управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
Местные органы государственного надзора в сфере гражданской защиты районов, городов и районов в городах подчиняются областным органам государственного надзора в сфере гражданской защиты.
Местные органы государственного надзора в сфере ЦЗ районов, городов и районов в городах возглавляют государственные инспекторы по надзору в сфере гражданской защиты в соответствии районов, городов и районов в городах.
3. Для ведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС привлекаются силы гражданской защиты.
К силам гражданской защиты относятся:
1) Оперативно спасательная служба гражданской защиты;
2) аварийно-спасательные службы;
3) формирование гражданской защиты;
4) специализированные службы гражданской защиты;
5) пожарно-спасательные подразделения (части);
6) добровольные формирования гражданской защиты.
Основными задачами сил гражданской защиты являются:
1) проведение работ и внедрение мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, от них;
2) проведения аварийно-спасательных и других безотлагательных работ;
3) тушение пожаров
4) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, обвалов, сдвигов, затоплений, радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения, других опасных проявлений;
5) проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием взрывоопасных предметов, которые остались на территории Украины после войн, современных боеприпасов и подрывных средств (кроме взрывных устройств, которые используются в террористических целях), кроме территорий, которые предоставлены для размещения и постоянной деятельности военных частей, военных учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
6) проведение взрывных работ для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
7) проведение работ относительно жизнеобеспечения пострадавших;
8) предоставление экстренной медицинской помощи пострадавшим в районе чрезвычайной ситуации и транспортировки их к заведениям здравоохранения;
9) осуществление перевозок материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других безотлагательных работ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и предоставления гуманитарной помощи пострадавшим в результате таких ситуаций;
10) предоставление помощи иностранным государствам относительно проведения аварийно-спасательных и других безотлагательных работ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
11) проведение аварийно-спасательного обслуживания субъектов ведения хозяйства и отдельных территорий, на которых существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере гражданской защиты в составе сил гражданской защиты создается Единственная государственная система гражданской защиты.
Положение о единой государственной системе гражданской защиты, типовые положения, о функциональной и территориальной подсистемах утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Основными задачами единой государственной системы гражданской защиты является:
1) обеспечение готовности министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, подчиненных им сил и средств, к действиям, направленным на предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации;
2) обеспечение реализации мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций;
3) обучение населения относительно поведения и действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
4) выполнение государственных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, обеспечение постоянного функционирования предприятий, учреждений и организаций, уменьшения возможных материальных потерь;
5) обработка информации о чрезвычайных ситуациях, издание информационных материалов по вопросам защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций;
Функциональные подсистемы единственной государственной системы гражданской защиты (дальше - функциональные подсистемы) создаются центральными органами исполнительной власти в соответствующей области общественной жизни. Положения о функциональных подсистемах разрабатываются на основании типичного положения о такой подсистеме и утверждаются центральными органами исполнительной власти, которые их создали, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.
В случае, если деятельность центральных органов исполнительной власти направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующего министра, указанные положения утверждаются этим министром по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты. Перечень центральных органов исполнительной власти, которые создают функциональные подсистемы, определяется Положением о единственной государственной системе гражданской защиты.
Непосредственное руководство функциональной подсистемой возлагается на руководителя органа, субъекта ведения хозяйства, который создал такую подсистему. В состав функциональных подсистем входят органы управления и подчинены им силы гражданской защиты, соответствующие субъекты ведения хозяйствования, которые выполняют задачи гражданской защиты.
Территориальные подсистемы единственной государственной системы гражданской защиты и их звенья. Территориальные подсистемы единственной государственной системы гражданской защиты (дальше - территориальные подсистемы) действуют в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Положения о территориальных подсистемах разрабатываются на основании типового положения о такой подсистеме и утверждаются соответственно Советом министров Автономной Республики Крым или местными государственными администрациями по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.
Звенья территориальных подсистем создаются: Советом министров Автономной Республики Крым - в районах Автономной Республики Крым; районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями - в районах, районах в городах Киеве и Севастополе; 3) органами местного самоуправления - в областных центрах, в городах областного и районного значения.
Положение о звене территориальной подсистемы утверждается органом, который ее создал.
Непосредственное руководство территориальной подсистемой, ее звеном возлагается на должностное лицо, которое возглавляет орган, который создал такую подсистему, звено.
Непосредственное руководство территориальной подсистемой Автономной Республики Крым возлагается на Совет министров Автономной Республики Крым.
В состав территориальных подсистем и их звеньев входят органы управления и подчиненные им силы гражданской защиты, соответствующие субъекты ведения хозяйства.
Единая государственная система в зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации, которая прогнозируется или возникла, функционирует в режимах:
1) повседневного функционирования;
2) повышенной готовности;
3) чрезвычайной ситуации;
4) чрезвычайного состояния.
Аварийно-спасательные службы подразделяются на:
1) государственные, региональные, коммунальные, объектовые и общественных организаций;
2) специализированные и неспециализированные;
3) профессиональные и непрофессиональные.
Специализированные профессиональные аварийно-спасательные службы, деятельность которых связана с организацией и проведением горноспасательных работ, являются военизированными.
Непрофессиональные объектовые аварийно-спасательные службы создаются из числа инженерно-технических и других опытных работников субъектов ведения хозяйства, которые имеют необходимые знания и навыки в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и способные по состоянию здоровья выполнять работы в экстремальных условиях.
Работники аварийно-спасательной службы подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным работникам аварийно-спасательной службы принадлежат работники, которые организуют и выполняют аварийно-спасательные и другие неотложные работы и обеспечивают готовность аварийно-спасательных служб к проведению таких работ. Основные работники профессиональной аварийно-спасательной службы подразделяются на руководящих и рядовых.
К вспомогательным работникам профессиональной аварийно-спасательной службы относятся работники, которые обеспечивают ее повседневную деятельность.
Особым видом аварийно-спасательных служб являются службы медицины катастроф, которые действуют в составе центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф системы экстренной медицинской помощи, которые создаются органами власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, в соответствии с законом.
Государственные, коммунальные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные службы общественных организаций приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц. Уставы государственных, коммунальных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных служб общественных организаций, которые подаются государственному регистратору, должны быть согласованы с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.
На аварийно-спасательные службы возлагается выполнение таких задач:
1) аварийно-спасательное обслуживание на договорной основе субъектов ведения хозяйства и отдельных территорий, на которых существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) предоставление местным государственным администрациям, органам местного самоуправления и субъектам ведения хозяйства предложений относительно улучшения противоаварийного состояния субъектов ведения хозяйства и территорий и устранения обнаруженных нарушений требований относительно соблюдения техногенной безопасности;
3) безотлагательное информирование руководителей субъектов ведения хозяйства, которые эксплуатируют объекты повышенной опасности, о выявлении нарушений требований пожарной и техногенной безопасности на таких субъектах ведения хозяйства;
4) проведения аварийно-спасательных и других безотлагательных работ, работ, из ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения;
5) выполнение работ по предотвращению возникновения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций и относительно защиты от них населения и территорий;
6) защита окружающей природной среды и локализация зоны влияния вредных и опасных факторов, которые возникают во время аварий и катастроф;
7) обеспечение готовности своих органов управления, сил и средств, к действиям по назначению;
8) поиск и спасание людей на пораженных объектах и территориях, предоставление в возможных пределах безотлагательной, в том числе медицинской, помощи лицам, которые находятся в опасном для жизни и здоровья состоянии, на месте события и во время эвакуации в лечебные заведения;
9) ликвидация особо опасных проявлений чрезвычайных ситуаций в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, обвалов, сдвигов, затоплений, радиационного и бактериального заражения, других опасных проявлений;
10) контроль за готовностью объектов и территорий, что ими обслуживаются, к проведению работ из ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
11) участие в разработке и согласование планов локализации и ликвидации аварий на объектах и территориях, что ими обслуживаются;
12) организация ремонта и технического обслуживания аварийно-спасательных средств, разработка и производство их отдельных образцов;
13) участие в подготовке работников предприятий, учреждений, организаций и населения, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Оперативно спасательная служба гражданской защиты функционирует в системе центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, и состоит из органов управления, аварийно-спасательных формирований центрального подчинения, аварийно-спасательных формирований специального назначения, специальных авиационных, морских и других формирований, государственных пожарно-спасательных подразделов (частей), учебных центров, формирований и подразделений обеспечения.
Организация и порядок повседневной деятельности Оперативно спасательной службы гражданской защиты и функционирования ее во время выполнения задач по назначению определяются Положением об Оперативно спасательной службе гражданской защиты, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализацию государственную политику в сфере гражданской защиты.
Критерии образования государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) Оперативно спасательной службы гражданской защиты в административно-территориальных единицах и перечень субъектов ведения хозяйства, где образуются такие подразделения (части), определяются Кабинетом Министров Украины.
Специализированные службы гражданской защиты (энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально технические, материального обеспечения, медицинские, связи и оповещения, противопожарные, торговли и питания, технические, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка) образуются для проведения специальных работ и мероприятий по гражданской защите и их обеспечения, которые нуждаются в привлечении специалистов определенной специальности, техники и имущества специального назначения:
- объектовые - на субъекте ведения (путем формирования из работников субъекта ведения хозяйства звеньев, команд, групп, которые составляют соответствующие специализированные службы гражданской защиты) хозяйства - руководителем субъекта ведения хозяйства;
- отраслевые - в системе центрального органа исполнительной власти (путем сведения объектовых подразделений в соответствующую отраслевую специализированную службу гражданской защиты) - центральным органом исполнительной власти. Перечень центральных органов исполнительной власти, в которых образуются специализированные службы гражданской защиты, определяется Положением о единой государственной системе гражданской защиты;
- территориальные (путем объединения объектовых подразделений в соответствующую территориальную специализированную службу гражданской защиты местного уровня или объединения территориальных специализированных служб гражданской защиты местного уровня в региональную специализированную службу гражданской защиты):
а) в Автономной Республике Крым - Советом министров Автономной Республики Крым или другим органом, определенным в соответствии с нормативно правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым;
б) в области, городах Киеве и Севастополе, районе, - местной государственной администрацией;
в) в городе областного значения - органом местного самоуправления.
Органом управления специализированной службой гражданской защиты является:
1) соответствующий орган, определенный Верховной Радой Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией, органом местного самоуправления;
2) соответствующее структурное подразделение центрального органа исполнительной власти.
Формирования гражданской защиты подразделяются: на объектовые и территориальные. Формирования гражданской защиты создаются для проведения больших объемов работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных (боевых) действий или террористических актов, а также для проведения восстановительных работ, которые нуждаются в привлечении большого количества населения и техники:
1) объектовые - в субъектах ведения хозяйства, которые владеют специальной техникой и имуществом, а работники подготовлены к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций - субъектом ведения хозяйства;
2) территориальные (путем объединения объектовых формирований гражданской защиты на соответствующей территории):
а) в Автономной Республике Крым - Советом министров Автономной Республики Крым;
б) в области, городах Киеве и Севастополе, районе, - соответствующей местной государственной администрацией;
в) в городе областного значения - городской администрацией.
Добровольные формирования гражданской защиты образуются во время угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения вспомогательных работ из предотвращения или ликвидации последствий таких ситуаций по решению Совета министров Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, местной государственной администрации, органа местного самоуправления.
Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законом могут привлекаться Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования и правоохранительные органы специального назначения, образованные в соответствии с законами Украины.
С целью выполнения отдельных функций в сфере гражданской защиты могут образовываться общественные организации. Общественные организации привлекаются на добровольных или договорных принципах к работам по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при наличии у них соответствующего уровня подготовки.
Таким образом, к силам гражданской защиты относятся: Оперативно спасательная служба гражданской защиты; аварийно-спасательные службы; формирование гражданской защиты; специализированные службы гражданской защиты; пожарно-спасательные подразделения (части); добровольные формирования гражданской защиты.