Сущность начального этапа подготовки футболистов




 

Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).

Опыт тренеров подсказывает, что за два года до начала учебно-тренировочной работы достаточно времени, чтобы выявить спортивную пригодность занимающихся футболом. И за этот срок тренеру необходимо сделать естественный отбор и обеспечить необходимый уровень разносторонней подготовки.[8]

У каждого тренера складывается определенный стиль и подход к новой группе, и, как правило, несложно определить природную предрасположенность ребенка. Его отличает двигательная одаренность, быстрая свариваемость и приобретение двигательных навыков. Талантливого, очень способного маленького футболиста найти трудно. Такое утверждение правомерно. Без генетической одаренности - нельзя стать выдающимся футболистом. В коде заложены только возможности, а реализация зависит от человека. Наследственность определяет возможности, а тренировочная работа определяет, насколько мы ею воспользуемся. Стало быть, надо искать детей, которых природа наделила качествами, позволяющими подняться на высоту спортивного мастерства, а последующее развитие индивидуальности игрока только поможет прогрессу вашей команды.

Однако талант - залог, но не гарантия успеха. Чтобы был успех, надо тренироваться еще как минимум шесть - восемь лет. И поэтому хотелось бы этот вопрос рассмотреть с более широких позиций. Наблюдая за выдающимися игроками, специалисты отметили основные факторы, способствующие быстрому развитию футбольных качеств (кроме генетических). Это:

раннее начало;

большое время, уделяемое футболу;

большое время, уделяемое индивидуальной работе.

К слову сказать, вся система современного воспитания и многие закономерности становления организма юных футболистов известны широкому кругу тренеров, а количество занимающихся с задатками потенциальных футболистов достаточно, проблема просматривается только одна - педагогическая. Футбольный опыт свидетельствует, что число футболистов, обладающих достаточными способностями и желающих достичь вершин, становится за время обучения еще меньше.

Современный тренер должен знать если не все, то как можно больше, только его знания и умения могут обеспечить успех и полное раскрытие потенциальных возможностей ученика. Тренировка как педагогический процесс только тогда приводит к успехам, когда она правильно организована. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести добротные навыки, ученик должен проникнуться поставленной задачей. Одна сторона дела - увидеть и найти игрока (тут мы, как правило, не проигрываем), а вторая сторона - это методическая грамотность тренера, способного организовать целенаправленную подготовку игрока.

На этапе начальной подготовки необходима разносторонняя подготовка, которая исключает специфическое воздействие на одно из спортивных качеств. Имея малый запас двигательных навыков, детям будет трудно в будущем освоить сложные футбольные движения. Поэтому координационные способности необходимо развивать именно в детском возрасте, в противном случае неуклюжесть движений будет проявляться особенно ярко. Необходимо заметить, что способность к усвоению сложных движений в 12 - 13 лет выше, чем у 14 - 15-летних. В этом возрасте достигается наибольший прирост в быстроте движений, на чем базируется будущая техническая подготовка.[9]

В футболе объем движений чрезвычайно разнообразен, богат, а специфика футбола предполагает большую вариативность беговых упражнений. Если охарактеризовать направленность на начальном периоде, то это будет оздоровительная, игровая и общефизическая подготовка.

Если характеризовать задачи начальной подготовки, то цели будут следующие:

1. Приучить детей к регулярному тренировочному режиму с 3-разовыми занятиями в неделю. Ребенок должен «заболеть» футболом.

2. Заложить фундамент разнообразной физической подготовленности и развития координационных способностей.

3. Ознакомить с основными техническими элементами и простейшими игровыми приемами.

Средства подготовки на этом этапе: самый широкой круг игр и эстафет. Здесь есть простор для творчества, есть над чем подумать и чем занять ребенка. Скажем так: если ребенку комфортно и хорошо в команде, то и отдача от него будет значительно выше. И наверняка сам-то футбол придумали дети, играя и гоняя мяч, а потом уже взрослые начали разыгрывать свои первенства.

Мотивация и желание тренироваться открывается сначала на эмоциональном уровне, а потом уже на логическом. Поэтому первая задача тренера - привить устойчивую потребность детей к двигательной активности и постоянно поддерживать у них интерес к спортивным играм и детским соревнованиям. Самое главное - игра учит выигрывать, но игра учит и проигрывать, закаляя веру, волю и характер. Успех или неуспех должен восприниматься не как случайность, а как закономерная реакция на проделанную работу. Поражение может преподать урок и указать на слабые места подготовки. И воспользоваться этим должен в первую очередь тренер.

Все привержены к стереотипу, и, к сожалению, у некоторых тренеров набор и выбор средств слишком мал. Они снижают объем средств ОФП, но скоростные, силовые и психологические качества могут проявляться не сразу, а по мере формирования двигательных навыков. К слову сказать, вся система современного физического воспитания сводится к развитию волевых качеств, умению не только вести себя, но и владеть собой - этого требует воспитанность и интеллигентность.

Недаром же говорят: победа показывает, что человек может, а поражение - чего он стоит. И не забыть бы нам, что каждый человек имеет право на ошибку, а ребенок тем более. Все дети представляют собой смесь сильных и слабых сторон, умения и неумения, активов и пассивов, исключительности и посредственности. И если ребенок начал играть в футбол за компанию, то это только на пользу здоровью, коммуникабельности, закалке характера.

Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет просто невозможно. А когда она проявится, даст о себе знать, заранее никто сказать не может. Это тайна природы. Значит, нужно только набраться терпения и ждать. Мы не коснулись темы отбора, поскольку я считаю, что эта проблема в футболе не актуальна. В тренировке оцениваются внешние признаки новичков, двигательная активность, желание тренироваться, склонность к беговым упражнениям и играм. Если же вы хотите иметь точку отсчета физических данных, то, по данным специалистов в области отбора, прыжок в длину с места дает достаточную информацию о скоростно-силовом потенциале кандидатов.

Поскольку в ХХ веке футбол стал самой популярной спортивной игрой на планете, то нет нужды доказывать, что профессиональный футболист – это личность, публично демонстрирующая свое спортивное искусство футбольным болельщикам на поле стадиона как на сцене и на ТУ-экранах.

Фотографии знаменитых футбольных «звезд печатаются в спортивной прессе, является предметом общественного внимания журналистов, спортивных специалистов, футбольных болельщиков и женщин, а это формирует в сознании юных футболистов образ как пример для подражания.

Футбольная звезда – «герой нашего времени».[10]

Принятые в Олимпийском кодексе этические нормы поведения и взаимоотношений соревнующихся спортсменов по принципу «не навреди» предписывают футболистам не нарушать правила игры, не ᑊкалечить ᑊдруг ᑊдруга в ᑊситуациях ᑊострого ᑊпротивоборства, не ᑊприменять ᑊзапрещенных ᑊприемов в ᑊборьбе за ᑊмяч, т.е. ᑊследовать ᑊОлимпийскому ᑊкодексу ᑊчестного ᑊсоперничества.

ᑊПотребность и ᑊспособность к ᑊчестному ᑊсоперничеству в ᑊолимпийском ᑊспорте у ᑊюных ᑊспортсменов ᑊвоспитывает их ᑊтренерами, но в ᑊсилу ᑊСМИ и ᑊпротиворечий ᑊморали ᑊсовременной ᑊцивилизации их ᑊединство ᑊчасто ᑊнарушается. ᑊТем не ᑊменее, ᑊличный ᑊпример ᑊтренера ᑊдля ᑊюного ᑊфутболиста ᑊважнее ᑊродительских ᑊназиданий, «как ᑊвести ᑊсебя на ᑊлюдях». ᑊДети ᑊиграют в ᑊфутбол в ᑊсвое ᑊудовольствие, ᑊтогда ᑊкак ᑊпрофессиональный ᑊфутболист ᑊполучает ᑊвысокую ᑊзарплату за ᑊсвою ᑊигру в ᑊдесятки ᑊраз ᑊбольше, ᑊчем ᑊпреподаватель ᑊспорта в ᑊшколе ᑊили в ᑊвузе.

ᑊУспехи ᑊпрофессиональных ᑊфутбольных ᑊкоманд ᑊстали ᑊбрендом ᑊсоциального ᑊпрестижа ᑊнации, а ᑊзадачи ᑊподготовки ᑊпрофессиональных ᑊфутболистов, ᑊныне ᑊзащищающих ᑊчесть ᑊстраны на ᑊмеждународной ᑊарене, ᑊвозведены в ᑊранг ᑊгосударственных и ᑊденежных ᑊприоритетов. ᑊЭтим ᑊнарушается ᑊколлективная, ᑊобщественно ᑊвоспитательная ᑊсила ᑊфутбола ᑊкак ᑊнародной ᑊкомандной ᑊигры в ᑊмяч, ᑊпоскольку ᑊнаряду с ᑊдвигательной ᑊобученностью и ᑊспортивным ᑊмастерством ᑊфутболист ᑊдолжен ᑊбыть ᑊпатриотом ᑊсвоей ᑊродины, а не ᑊфинансирующего ᑊего ᑊиностранного ᑊспортклуба. К ᑊсожалению, ᑊмногие ᑊтренеры ᑊхорошо ᑊобучают, но ᑊплохо ᑊнравственно ᑊвоспитывают ᑊсвоих ᑊучеников, ᑊчто ᑊтипично ᑊдля ᑊдетско-юношеского ᑊфутбола и в ᑊсовременной ᑊРоссии.

ᑊСпортивная ᑊвоспитанность ᑊпроявляется в ᑊопрятности, во ᑊвнешнем ᑊоблике ᑊспортсмена, в ᑊсоблюдении ᑊдисциплины и ᑊрежима ᑊдня, ᑊспортивном ᑊобразе ᑊжизни, в ᑊстремлении ᑊсамостоятельно ᑊпреодолевать ᑊтрудности ᑊспорта и ᑊжизни, – не ᑊзазнаваться в ᑊпобедах и не ᑊунывать в ᑊнеудаче, ᑊбыть ᑊпримером ᑊдля ᑊмладших, и др.

ᑊОлимпийская ᑊхартия ᑊтребует от ᑊспортсменов в их ᑊсоревновательном ᑊпротивоборстве и ᑊличном ᑊповедении ᑊвне ᑊспорта ᑊпроявлений ᑊдружбы и ᑊтоварищества, ᑊколлективизма, ᑊпреданности ᑊизбранному ᑊвиду ᑊспорта, ᑊсвоей ᑊродине, ᑊсвоей ᑊкоманде. ᑊИсследования ᑊдоказывают, ᑊчто ᑊстержневыми ᑊпроявлениями ᑊспортивной ᑊвоспитанности ᑊюного ᑊфутболиста ᑊявляются ᑊцелеустремленность, ᑊуверенность в ᑊсебе, ᑊмужественность и ᑊнастойчивость в ᑊдостижении ᑊличной ᑊцели, ᑊуспехов в ᑊспорте и в ᑊжизни.

ᑊНаряду с ᑊтренером в ᑊрешении ᑊзадач ᑊспортивного ᑊвоспитания ᑊюных ᑊфутболистов ᑊпринимают ᑊучастие ᑊродители, ᑊшкольные ᑊучителя, ᑊфутбольные ᑊболельщики и ᑊвездесущие ᑊсовременные ᑊэлектронные ТV-СМИ.

ᑊПроявляясь в ᑊединстве и ᑊпрежде ᑊвсего в ᑊнравственных ᑊчертах ᑊхарактера и ᑊморально-волевых ᑊспортивно-важных ᑊкачествах ᑊюных ᑊфутболистов, ᑊспортивная ᑊобученность и ᑊвоспитанность ᑊзащищает ᑊпсихику, ᑊсознание, ᑊсамочувствие ᑊюного ᑊспортсмена от ᑊинформационных ᑊвредностей и ᑊсоблазнов ᑊсовременного ᑊгорода.

1.3 ᑊРоль ᑊфизических ᑊспособностей ᑊфутболистов

 

ᑊИзвестно, ᑊчто ᑊфизическая ᑊподготовка - ᑊэто ᑊдлительный ᑊпроцесс, ᑊцель ᑊкоторого - ᑊдостижение ᑊфутболистами ᑊвысокого ᑊуровня ᑊподготовленности. ᑊЭтот ᑊуровень ᑊфизической ᑊподготовленности ᑊдолжен ᑊсоответствовать ᑊтребованиям ᑊигры. ᑊНапример, ᑊесли ᑊдля ᑊэффективной ᑊигровой ᑊдеятельности ᑊфутболист ᑊдолжен ᑊпробежать в ᑊматче 12000 ᑊметров, и из ᑊних не ᑊменее 2000 ᑊметров с ᑊмаксимальной ᑊмощностью, то ᑊуровни ᑊразвития ᑊвсех ᑊвидов ᑊвыносливости и ᑊскоростно-силовых ᑊкачеств ᑊдолжны ᑊпозволять ᑊему ᑊделать ᑊэто в ᑊкаждой ᑊигре.

ᑊЗадачи, ᑊрешаемые в ᑊпроцессе ᑊфизической ᑊподготовки ᑊмногообразны, и ᑊконкретная ᑊформулировка ᑊкаждой из ᑊних ᑊзависит от ᑊподготовленности и ᑊвозраста ᑊфутболистов, ᑊпериод ᑊподготовки и т.п.

ᑊОтметим ᑊтакже, ᑊчто ᑊпланирование ᑊпроцесса ᑊфизической ᑊподготовки ᑊфутболистов ᑊосновывается на ᑊтрех ᑊгруппах ᑊпринципов. Во-первых, ᑊэто ᑊобщие ᑊпринципы ᑊфизической ᑊподготовки ᑊпригодные ᑊдля ᑊвсех ᑊвидов ᑊспорта. Во-вторых, ᑊэто ᑊпринципы ᑊфизической ᑊподготовки в ᑊспортивных ᑊиграх (баскетболе, ᑊволейболе, ᑊгандболе и др.). И, ᑊнаконец, в-третьих, ᑊэто ᑊспецифические ᑊпринципы ᑊфизической ᑊподготовки ᑊфутболистов.[11]

ᑊЕсли ᑊсуммировать ᑊвсе ᑊвышеизложенное, то к ᑊнаиболее ᑊважным из ᑊних ᑊотносят ᑊследующие:

1. ᑊЕдинство ᑊобщей (неспецифической) и ᑊспециализированной ᑊфизической ᑊподготовки.

2. ᑊЕдинство ᑊпроявлений ᑊфизических ᑊкачеств ᑊфутболистов в ᑊсоревновательных ᑊиграх и ᑊтренировочных ᑊупражнениях.

3. ᑊНаправленная к ᑊмаксимальным ᑊпроявлениям ᑊфизических ᑊкачеств в ᑊсоревновательных ᑊиграх и ᑊопределенных ᑊтренировках.

4. ᑊНепрерывность ᑊпроцесса ᑊфизической ᑊподготовки.

5. ᑊВариативное ᑊизменение ᑊтренировочных ᑊнагрузок.

6. ᑊРазумная ᑊиндивидуализация ᑊсредств и ᑊметодов ᑊпроцесса ᑊфизической ᑊподготовки.

7. ᑊЦикличность ᑊпроцесса ᑊфизической ᑊподготовки и ᑊиспользование в ᑊряде ᑊциклов ᑊблоков ᑊтиповых ᑊзанятий.

ᑊРазнообразие ᑊсодержания ᑊигровой ᑊдеятельности в ᑊфутболе ᑊтребует ᑊкомплексного ᑊразвития ᑊосновных ᑊфизических ᑊкачеств и ᑊфункционального ᑊсовершенствования ᑊвсех ᑊсистем ᑊорганизма ᑊзанимающегося. А ᑊэто ᑊвозможно ᑊлишь в ᑊпроцессе ᑊразносторонней ᑊфизической ᑊподготовки, ᑊкогда, ᑊнаряду с ᑊразвитием ᑊосновных ᑊфизических ᑊкачеств, ᑊуделяется ᑊвнимание и ᑊразвитию ᑊспециальных ᑊкачеств ᑊфутбола.

ᑊРазвитие у ᑊначинающих ᑊфутболистов ᑊфизических ᑊкачеств и ᑊовладение ᑊразнообразными ᑊдвигательными ᑊнавыками ᑊоказывают ᑊнепосредственное ᑊвлияние на ᑊвсе ᑊстороны их ᑊподготовки, но ᑊболее ᑊвсего ᑊспособствуют ᑊповышению ᑊуровня ᑊтехнической и ᑊтактической ᑊподготовленности. ᑊФизически ᑊподготовленные ᑊбудущие ᑊспортсмены, ᑊкак ᑊправило, ᑊобладают и ᑊболее ᑊустойчивой ᑊпсихикой и ᑊспособностью к ᑊпреодолению ᑊпсихических ᑊнапряжений. У ᑊних ᑊнаблюдается ᑊбольшая ᑊуверенность в ᑊсвоих ᑊсилах, ᑊнастойчивость в ᑊдействиях. ᑊВысокие ᑊфункциональные ᑊвозможности ᑊпозволяет им ᑊлегче ᑊсправляться с ᑊутомлением, ᑊсохранять ᑊэффективность ᑊдеятельности ᑊэффектных ᑊсистем и на ᑊэтой ᑊоснове ᑊдобиваться ᑊпревосходства в ᑊтактической ᑊдеятельности. ᑊФизическая ᑊподготовка ᑊразделяется на ᑊобщую и ᑊспециальную.

ᑊОбщая ᑊфизическая ᑊподготовка ᑊобеспечивает ᑊполноценное ᑊфизическое ᑊразвитие и ᑊвсестороннюю ᑊфизическую ᑊподготовленность ᑊначинающих ᑊфутболистов. ᑊОна ᑊпредставляет ᑊсобой ᑊпроцесс, ᑊнаправленный на ᑊразвитие ᑊосновных ᑊфизических ᑊкачеств и ᑊсовершенствование ᑊжизненно ᑊнеобходимых ᑊдвигательных ᑊнавыков.

ᑊЦель ᑊобщей ᑊфизической ᑊподготовки - ᑊсоздание у ᑊзанимающейся ᑊдвигательной ᑊподготовленности, ᑊфундамента ᑊспециальной ᑊподготовки. В ᑊкачестве ᑊсредств ᑊразвития ᑊфизической ᑊподготовленности ᑊрекомендуется ᑊиспользовать ᑊфизические ᑊупражнения ᑊобщего ᑊвоздействия, ᑊупражнения из ᑊдругих ᑊвидов ᑊспорта. ᑊТакое ᑊразнообразие ᑊупражнений ᑊнаправлено на ᑊрасширение у ᑊначинающих ᑊфутболистов ᑊдвигательных ᑊвозможностей. ᑊПри ᑊэтом ᑊнужно ᑊучитывать ᑊзакономерности ᑊпереноса и ᑊвзаимодействия ᑊразличных ᑊкачеств и ᑊнавыков. ᑊОни ᑊмогут ᑊбыть ᑊположительными, ᑊотрицательными ᑊили ᑊнейтральными. ᑊНапример, с ᑊувеличением ᑊсилы у ᑊзанимающихся ᑊувеличивается ᑊскорость, ᑊулучшается ᑊкоординация ᑊдвижений, ᑊточность ᑊударов. ᑊПоложительный ᑊперенос ᑊобеспечивают ᑊблизкие по ᑊструктуре ᑊосновным ᑊигровым ᑊприемам ᑊнавыки, ᑊкоторые ᑊсовпадают с ᑊигровым ᑊрежимом ᑊмышечной ᑊработы. ᑊОбщая ᑊфизическая ᑊподготовка ᑊдостигнет ᑊсвоих ᑊцелей ᑊтолько ᑊтогда, ᑊкогда в ᑊработе ᑊтренирующихся ᑊсоблюдается ᑊпостоянство и ᑊнепрерывность. ᑊОна ᑊвымогается ᑊкак ᑊобязательная ᑊсоставная ᑊчасть ᑊучебно-тренировочных ᑊзанятий на ᑊвсех ᑊэтапах и во ᑊвсе ᑊпериоды ᑊподготовки ᑊфутболистов. ᑊКонечно, ᑊнаибольший ᑊудельный ᑊвес ᑊобщая ᑊфизическая ᑊподготовка ᑊзанимает на ᑊначальных ᑊэтапах ᑊпроцесса ᑊмноголетней ᑊподготовки. С ᑊвозрастом и ᑊповышением ᑊуровня ᑊспортивного ᑊмастерства ее ᑊдоля ᑊуменьшается и, ᑊнапротив, ᑊдоля ᑊспециальной ᑊподготовки ᑊувеличивается.[12]

ᑊСпециальная ᑊфизическая ᑊподготовка - ᑊэто ᑊпроцесс ᑊцеленаправленного ᑊразвития ᑊфизических ᑊкачеств и ᑊфункциональных ᑊвозможностей ᑊзанимающихся, ᑊосуществляемый в ᑊсоответствии со ᑊспецификой ᑊфутбола и ᑊобеспечивающий ᑊдостижение ᑊвысоких ᑊспортивных ᑊрезультатов.

ᑊСпециальная ᑊфизическая ᑊподготовка ᑊспособствует ᑊовладению ᑊтехническими ᑊприемами ᑊигры, ᑊповышению ᑊтактического ᑊмастерства ᑊзанимающегося, ᑊдостижению ᑊими ᑊспортивной ᑊформы, а ᑊтакже ᑊсовершенствованию ᑊпсихической ᑊподготовленности. Ее ᑊосновная ᑊцель - ᑊмаксимальное ᑊразвитие ᑊсилы, ᑊбыстроты, ᑊловкости, ᑊвыносливости, ᑊгибкости во ᑊвзаимосвязи и ᑊединстве. ᑊДля ᑊрешения ᑊэтих ᑊзадач ᑊрекомендуются ᑊспециальные ᑊподготовительные ᑊупражнения с ᑊхарактерами ᑊдля ᑊигры в ᑊфутбол ᑊнапряжением, ᑊкоординации, ᑊтемпом и ᑊритмом ᑊдвижения. ᑊДля ᑊэтого ᑊболее ᑊвсего ᑊподходят ᑊупражнения ᑊтехнико-тактического ᑊхарактера, ᑊспортивные и ᑊподвижные ᑊигры, ᑊупражнения из ᑊдругих ᑊвидов ᑊспорта и, ᑊконечно, ᑊсама ᑊигра в ᑊфутбол.

ᑊСпециальная ᑊфизическая ᑊподготовка ᑊбазируется на ᑊобщей ᑊдвигательной ᑊподготовленности. К ᑊрешению ее ᑊзадач ᑊрекомендуется ᑊпереходить ᑊтолько ᑊпосле ᑊдостижения ᑊзанимающимися ᑊопределенного ᑊуровня ᑊобщего ᑊразвития.

 

1.4 ᑊФизическая ᑊподготовка ᑊфутболистов на ᑊначальном ᑊэтапе ᑊподготовки - ᑊоснова ᑊспортивного ᑊуспеха

 

ᑊПри ᑊвыборе ᑊтренировочных ᑊнагрузок ᑊтренеры ᑊориентируются на ᑊопределенные ᑊкритерии, ᑊкоторые ᑊдолжны ᑊотражать ᑊсоревновательный ᑊуровень.

С ᑊразличной ᑊстепенью ᑊобоснованности мы ᑊговорим ᑊуже и об ᑊотставании в ᑊфизической ᑊподготовке, ᑊгде мы ᑊимели ᑊведущие ᑊпозиции. ᑊСейчас ᑊясно ᑊодно: ᑊчтобы ᑊдобиться ᑊположительных ᑊсдвигов, ᑊнеобходимо ᑊпересмотреть ᑊнекоторые ᑊрекомендации по ᑊфизической ᑊподготовке и ᑊфизическую ᑊподготовку ᑊрассматривать ᑊкак ᑊоснову, на ᑊкоторой ᑊстроится ᑊплановая ᑊфутбольная ᑊработа.[13]

ᑊМетодика ᑊразвития ᑊфизических ᑊкачеств, ᑊобъем и ᑊинтенсивность ᑊсредств на ᑊпервых ᑊэтапах ᑊмноголетнего ᑊпути не ᑊявляются ᑊглавным ᑊусловием ᑊдостижений. ᑊПрирост ᑊпоказателей ᑊнагрузки ᑊстановится ᑊведущим на ᑊэтапах ᑊспортивного ᑊсовершенствования, ᑊкогда ᑊпроисходит ᑊпостепенный ᑊумеренный ᑊприрост ᑊвсех ᑊбеговых ᑊсредств и ᑊинтенсивности. ᑊЗначимость ᑊвсех ᑊего ᑊкомпонентов ᑊстоль ᑊвелика, ᑊчто ᑊстоит ᑊпренебречь ᑊчем-то, ᑊкак ᑊкачество ᑊподготовки ᑊбудет ᑊпостепенно ᑊснижаться.

Но ᑊвначале ᑊкратко ᑊрассмотрим ᑊзадачи ᑊфизической ᑊподготовки на ᑊвсех ᑊэтапах и ᑊопределим ее ᑊместо в ᑊорганизации ᑊучебного ᑊпроцесса. ᑊФизическая ᑊнагрузка, ᑊкак ᑊправило, ᑊизмеряется ᑊдвумя ᑊпоказателями: ᑊобъемом и ᑊинтенсивностью. ᑊРабота ᑊнад ᑊтехникой ᑊдолжна ᑊидти ᑊпараллельно с ᑊростом ᑊфизических ᑊкачеств, ᑊчтобы ᑊпривести ее в ᑊсоответствие с ᑊсилой, ᑊскоростью, ᑊловкостью, ᑊкоторыми ᑊфутболист в ᑊданный ᑊпериод ᑊобладает. ᑊОчень ᑊважно ᑊдать не ᑊпросто ᑊфизическое ᑊвоздействие, а ᑊнаполнить ᑊего ᑊобъективным ᑊсмыслом ᑊдля ᑊпоследующего ᑊигрового ᑊсовершенствования.[14]

ᑊФизические ᑊкачества в 13 - 14 ᑊлет - ᑊакцент ᑊразвития ᑊскоростно-силовых ᑊкачеств, ᑊиспользование на ᑊданном ᑊэтапе ᑊупражнений ᑊвзрывного ᑊхарактера. На ᑊданном ᑊэтапе ᑊэто ᑊпрыжковые ᑊупражнения - ᑊпрыжки, ᑊподскоки, ᑊвыпрыгивания. ᑊУчитывая ᑊособенности ᑊэтапа ᑊподготовки - ᑊрешение ᑊзадач по ᑊтехнике ᑊплюс ᑊигровая ᑊподготовка, ᑊнеобходимо ᑊнаправленно ᑊрешать ᑊзадачи ᑊразвития ᑊвзрывной ᑊсилы, ᑊпоскольку ᑊупражнения с ᑊумеренной ᑊскоростью ᑊприводят, ᑊкак ᑊправило, к ᑊснижению ᑊпоказателей ᑊвзрывной ᑊсилы.

ᑊЕсли ᑊрассматривать ᑊколичественные ᑊпоказатели ᑊфизической ᑊподготовки, то ᑊотметим, ᑊчто ᑊуровень ᑊразвития ᑊдетей ᑊразный, ᑊпоэтому не ᑊможет ᑊбыть ᑊрекомендаций, ᑊодинаковых ᑊдля ᑊвсех. ᑊУровень ᑊнагрузки ᑊосуществляется по ᑊпринципу «не ᑊнавреди» - ᑊтолько ᑊэтим ᑊусловием ᑊдолжен ᑊруководствоваться ᑊтренер в ᑊначальных ᑊучебных ᑊгруппах.15 - 16 ᑊлет - ᑊразвитие ᑊскоростно-силовых ᑊкачеств. ᑊРабота ᑊскоростно-силового ᑊхарактера с ᑊбольшими ᑊмышечными ᑊнапряжениями (бег и ᑊпрыжки в ᑊгору, с ᑊгоры, ᑊбег в ᑊтяжелых ᑊусловиях (песок, ᑊвода). ᑊПодбор ᑊупражнений с ᑊрежимами ᑊработы, ᑊколичеством ᑊповторений ᑊсерий и т. д. ᑊОбщая ᑊфизическая ᑊподготовка - ᑊкак ᑊоснова, на ᑊкоторой ᑊстабилизируется ᑊтехническая ᑊподготовка. ᑊОбъемы ᑊупражнений на ᑊгибкость, ᑊловкость, ᑊкоординацию не ᑊувеличиваются, а ᑊобъемы ᑊбеговых ᑊсредств ᑊрастут, ᑊтакже ᑊкак и ᑊсиловых.

В ᑊэтом ᑊвозрасте у ᑊюношей ᑊнаблюдаются ᑊразличные ᑊизменения ᑊфизиологического и ᑊпсихологического ᑊхарактера, ᑊкоторые ᑊтребуют ᑊпереориентировки ᑊтренировочной ᑊнагрузки, ᑊпоскольку на ᑊкаждом ᑊэтапе ᑊобучения ᑊдопустимость ᑊвеличин ᑊтренировочных ᑊнагрузок ᑊменяется.17 - 18 ᑊлет - ᑊфизическая ᑊподготовка ᑊхарактеризуется ᑊнаправленностью ᑊвоздействия: ᑊскоростная, ᑊсиловая, ᑊскоростно-силовая ᑊвыносливость, ᑊспециальная ᑊвыносливость и т.д.

ᑊСущественно ᑊвозрастает ᑊобъем и ᑊинтенсивность ᑊтренировочных ᑊнагрузок с ᑊцелью ᑊвоспитания ᑊскоростной ᑊвыносливости. ᑊСоотношение ᑊобъемов ᑊобщей и ᑊспециальной ᑊфизической ᑊподготовки на ᑊразных ᑊэтапах ᑊпостепенно ᑊизменяется и к 18 ᑊгодам ᑊбудет ᑊсоставлять 50 на 50. ᑊЧтобы ᑊосознать ᑊвсю ᑊсложность ᑊвзаимосвязи ᑊсоставных ᑊчастей ᑊфизических ᑊпериодов, ᑊнам ᑊнеобходимо ᑊрассмотреть ᑊотдельно ᑊвсе ᑊкомпоненты, ᑊкоторые ᑊдостаточно ᑊхорошо ᑊизучены. В то же ᑊвремя не ᑊхотелось бы ᑊдавать ᑊконкретных ᑊсоветов по ᑊотдельным ᑊфизическим ᑊкачествам. ᑊОни ᑊполностью ᑊадекватны и ᑊнаходятся в ᑊпрямой ᑊзависимости от ᑊсоревновательных ᑊигр. С ᑊэтих ᑊпозиций и ᑊнужно ᑊисходить. ᑊХотелось ᑊочертить ᑊпринципиальные ᑊпути ᑊпланирования и ᑊорганизации ᑊтренировочного ᑊподхода. ᑊПонятно, ᑊчто ᑊбез ᑊприменения ᑊбольших ᑊтренировочных ᑊнагрузок ᑊвысоких ᑊспортивных ᑊрезультатов ᑊдостичь ᑊневозможно. ᑊНагрузка ᑊфутболистов в ᑊигре - ᑊэто та ᑊоснова, по ᑊкоторой ᑊопределяется ᑊобъем ᑊработы на ᑊтренировках с ᑊучетом ᑊпериодов ᑊподготовки. А ᑊделение ᑊфизической ᑊподготовки на ᑊобщую и ᑊспециальную ᑊпомогает ᑊправильно ᑊспланировать ᑊтренировочную ᑊстратегию.[15]

ᑊЦеленаправленное ᑊсовершенствование ᑊпостроено с ᑊучетом ᑊособенностей ᑊвозрастного ᑊразвития ᑊфутболистов и ᑊможет ᑊслужить ᑊосновой ᑊтренировочного ᑊпроцесса ᑊбез ᑊтравм и ᑊхорошего ᑊуровня ᑊмастерства в ᑊдальнейшем. ᑊХарактерной ᑊособенностью ᑊдинамики ᑊнагрузок ᑊявляется ᑊнеравномерность ᑊраспределения ᑊобъемов ᑊтренировочных ᑊсредств по ᑊэтапам. В ᑊкаждом ᑊконкретном ᑊслучае ᑊвеличина ᑊнагрузки ᑊопределяется ᑊиндивидуально, ᑊучитывая ᑊобъем ᑊдругих ᑊсредств и ᑊконтингент ᑊзанимающихся. ᑊЕсть ᑊобщепризнанные ᑊрекомендации, ᑊкоторые не ᑊподлежат ᑊсомнению. К ᑊпримеру, ᑊразвитие ᑊдиаметрально ᑊпротивоположных по ᑊсвоей ᑊхарактеристике ᑊкачеств, ᑊскорости и ᑊвыносливости, ᑊкоторые ᑊтрудно ᑊсочетаются ᑊодно с ᑊдругим.

ᑊСкоростно-силовая. В ᑊфизической ᑊподготовке ᑊфутболистов ᑊпреимущество ᑊопределяется ᑊуровнем ᑊскоростно-силовой ᑊподготовки, ᑊповышение ᑊкоторой ᑊтребует ᑊвыполнения ᑊобъема ᑊспециальной ᑊсиловой и ᑊскоростной ᑊработы. В ᑊфутболе ᑊрешающее ᑊзначение ᑊимеет ᑊдаже не ᑊстолько ᑊвеличина ᑊобъемов ᑊнагрузки, ᑊсколько их ᑊумелое ᑊиспользование. В ᑊприведенной ᑊтаблице по ᑊскоростно-силовой ᑊработе ᑊпоказано ᑊколичество ᑊскоростного ᑊобъема по ᑊгодам и на ᑊразных ᑊпериодах ᑊподготовки. ᑊКонечно, ᑊможно ᑊпланировать ᑊработу от ᑊнеобходимого ᑊметража ᑊскоростной ᑊработы, но ᑊчто ᑊтолку. ᑊПланируемая ᑊнагрузка ᑊдолжна ᑊбыть ᑊадекватна ᑊсостоянию ᑊфутболиста, он ᑊдолжен и ᑊспособен ᑊэту ᑊнагрузку «переварить» и «усвоить». ᑊНеобходимо ᑊпомнить, ᑊчто ᑊобъемы ᑊнагрузок ᑊсами по ᑊсебе ᑊникогда не ᑊдолжны ᑊбыть ᑊцелью, ᑊэто ᑊлишь ᑊспособ ᑊповышения ᑊэффективности ᑊфутбольной ᑊтренировки.

А ᑊприрост ᑊспортивных ᑊдостижений ᑊдолжен ᑊпроисходить за ᑊсчет ᑊглавного ᑊлимитирующего ᑊзвена - ᑊскорости ᑊфутбола. ᑊТренер, ᑊпланируя на ᑊследующий ᑊгод ᑊулучшение ᑊспортивных ᑊрезультатов, ᑊдолжен ᑊподнять ᑊвсе ᑊнижеуказанные ᑊсоставляющие на ᑊболее ᑊвысокий ᑊуровень. В ᑊспециальной ᑊлитературе ᑊподробно ᑊрассмотрена ᑊметодика ᑊвоспитания ᑊвсех ᑊфизических ᑊкачеств, ᑊкоторые ᑊнеобходимы ᑊфутболисту. ᑊЗдесь ᑊхотелось бы ᑊостановиться не на ᑊконкретных ᑊчисловых ᑊпоказателях, а на их ᑊзначимости и ᑊочередности в ᑊнедельном ᑊцикле и ᑊпути ᑊсовершенствования в ᑊпланируемом ᑊпериоде.

ᑊСкорость. ᑊВся ᑊподготовительная ᑊтренировочная ᑊпрограмма ᑊстроится на ᑊоснове ᑊнескольких ᑊфакторов, ᑊгде, ᑊнесомненно, ᑊглавным и ᑊосновным ᑊявляется ᑊскорость. ᑊБеговые ᑊупражнения на ᑊмаксимальной ᑊскорости ᑊиспользуются на ᑊвсех ᑊэтапах ᑊгодичного ᑊцикла. ᑊЗдесь ᑊуже ᑊможно ᑊнапомнить о ᑊскорости ᑊгладкого ᑊбега и ᑊдоступной ᑊскорости ᑊвыполнения ᑊприема. И ᑊочевидно, ᑊчто ᑊоба ᑊпоказателя ᑊважны, и ᑊнад ᑊобоими ᑊнеобходимо ᑊработать. На ᑊвтором ᑊместе из ᑊосновных ᑊкомпонентов ᑊфизической ᑊготовности ᑊявляется ᑊсиловая ᑊподготовка, ᑊкоторая ᑊсостоит из ᑊспециальных ᑊпрыжковых ᑊупражнений и ᑊсиловых ᑊупражнений со ᑊштангой. ᑊНапомним, ᑊчто ᑊдля ᑊповышения ᑊскоростных ᑊвозможностей ᑊнеобходимо ᑊзаложить ᑊсоответствующую ᑊфункциональную ᑊбазу.[16]

ᑊПрирост ᑊсиловых ᑊкачеств, ᑊполученных в ᑊрезультате ᑊзанятий ᑊсиловыми ᑊупражнениями, не ᑊприводит к ᑊожидаемому ᑊувеличению ᑊскорости, но ᑊэто ᑊобеспечивает ᑊпредпосылки и не ᑊсоздает ᑊпрепятствий ᑊдля ᑊэффективной ᑊспециальной ᑊработы. Ни в ᑊкоем ᑊслучае ᑊувеличение ᑊскорости ᑊнельзя ᑊсвязывать с ᑊвозрастанием ᑊобъема ᑊтренировочной ᑊработы. ᑊЭто, во-первых, ᑊневерное ᑊпонимание ᑊспецифики ᑊработы ᑊнад ᑊскоростью, и ᑊуспех ᑊпроцесса ᑊзависит от ᑊрационального ᑊсочетания ᑊскоростных ᑊнагрузок. Во-вторых, ᑊчрезмерное ᑊразвитие ᑊсилы ᑊили ᑊвыносливости ᑊтолько ᑊпрепятствует ᑊраскрытию ᑊскоростных ᑊспособностей. ᑊЕсли ᑊрассматривать ᑊнедельный ᑊцикл, то ᑊработа ᑊнад ᑊскоростью ᑊпроходит в ᑊдни, ᑊкогда ᑊорганизм ᑊфутболиста ᑊнаходится в ᑊсостоянии ᑊвосстановления ᑊили ᑊсверхвосстановления.

ᑊИнтенсивность ᑊупражнений ᑊпри ᑊразвитии ᑊскоростных ᑊспособностей - ᑊоколопредельная, ᑊмаксимальная. ᑊЗдесь ᑊнеобходимо ᑊобеспечить ᑊполную ᑊмобилизацию и ᑊконцентрацию ᑊволевых ᑊусилий. ᑊВсе ᑊэти ᑊмоменты ᑊнужно ᑊучитывать ᑊпри ᑊскоростной ᑊподготовке. ᑊРабота ᑊнад ᑊскоростью ᑊведется на ᑊвсех ᑊэтапах ᑊподготовки, ᑊоднако на ᑊподготовительном ᑊпериоде, ᑊкогда ᑊвыполняется ᑊзначительная ᑊсиловая ᑊработа, ᑊбег с ᑊмаксимальной ᑊскоростью ᑊиспользуется в ᑊнебольшом ᑊобъеме.

ᑊСиловая ᑊподготовка ᑊявляется ᑊосновным ᑊкомпонентом ᑊфизической ᑊподготовки. ᑊСредствами ᑊтактической и ᑊтехнической ᑊподготовки ее не ᑊрешить. ᑊОна в ᑊзначительной ᑊстепени ᑊопределяет ᑊкачество ᑊбыстроты и ᑊвыносливости. ᑊПоэтому в ᑊподготовительном ᑊпериоде ᑊразвитию ᑊспециальных ᑊкачеств ᑊдолжна ᑊпредшествовать ᑊсиловая ᑊподготовка.

В ᑊсвою ᑊочередь до ᑊначала ᑊспециальной ᑊсиловой ᑊподготовки ᑊнеобходимо ᑊуделять ᑊвнимание ᑊаэробным ᑊвозможностям ᑊорганизма. ᑊЭто ᑊускорит ᑊприспособление ᑊорганизма к ᑊфизическим ᑊнагрузкам.

ᑊСпортивная ᑊтренировка ᑊнаправлена на ᑊрешение ᑊряда ᑊзадач, в ᑊтом ᑊчисле ᑊотносящихся к ᑊобласти ᑊтехнической ᑊподготовки ᑊспортсменов.[17]

В ᑊсоответствии с ᑊконцепцией ᑊуправления, ᑊполучившей ᑊпризнание в ᑊспортивной ᑊпедагогике, ᑊважной ᑊпредпосылкой ᑊуспешной ᑊреализации ᑊэтих ᑊзадач ᑊявляется ᑊосуществление ᑊпедагогического ᑊконтроля за ᑊуровнем ᑊтехнической ᑊподготовленностью ᑊспортсменов.

ᑊТеоретические ᑊосновы ᑊтакого ᑊконтроля в ᑊфутболе ᑊеще ᑊнаходятся в ᑊстадии ᑊстановления, ᑊпоэтому ᑊпредставляется ᑊнеобходимым ᑊизучение ᑊуже ᑊимеющиеся ᑊпрототипы ᑊрешения ᑊузловых ᑊвопросов ᑊданной ᑊпроблемы в ᑊспорте ᑊвообще.

ᑊТворческий ᑊанализ ᑊэтих ᑊпрототипов ᑊможет ᑊподсказать ᑊпути ᑊисследования ᑊпроблемы ᑊконтроля ᑊспортивной ᑊтехники ᑊфутболистов.

К ᑊчислу ᑊвопросов, ᑊтребующих ᑊспециального ᑊрассмотрения, ᑊотносятся ᑊтакие, ᑊкак ᑊвыбор ᑊпоказателей ᑊтехнического ᑊмастерства, ᑊорганизация ᑊконтроля ᑊтехники и ᑊего ᑊметрологическое ᑊобеспечение.

ᑊПедагогический ᑊконтроль – ᑊэто ᑊсистема ᑊмероприятий, ᑊобеспечивающих ᑊпроверку ᑊзапланированных ᑊпоказателей ᑊфизического ᑊвоспитания ᑊдля ᑊоценки ᑊприменяемых ᑊсредств, ᑊметодов и ᑊнагрузок.

ᑊИсходя из ᑊданного ᑊопределения ᑊосновной ᑊцелью ᑊпедагогического ᑊконтроля ᑊявляется ᑊопределение ᑊсвязи ᑊмежду ᑊфакторами ᑊвоздействия (средства, ᑊнагрузки, ᑊметоды) и ᑊтеми ᑊизменениями, ᑊкоторые ᑊпроисходят у ᑊзанимающихся в ᑊсостоянии ᑊздоровья, ᑊфизического ᑊразвития, ᑊспортивного ᑊмастерства и т.д.

В ᑊпрактике ᑊспортивной ᑊподготовки ᑊиспользуется ᑊпять ᑊвидов (предварительный, ᑊоперативный, ᑊтекущий, ᑊэтапный, ᑊитоговый) ᑊпедагогического ᑊконтроля, ᑊкаждый из ᑊкоторых ᑊимеет ᑊсвое ᑊфункциональное ᑊназначение.

На ᑊоснове ᑊанализа ᑊполученных в ᑊходе ᑊпедагогического ᑊконтроля ᑊданных ᑊпроверяется ᑊправильность ᑊподбора ᑊсредств, ᑊметодов и ᑊформ ᑊзанятий, ᑊчто ᑊсоздает ᑊвозможность ᑊпри ᑊнеобходимости ᑊвносить ᑊкоррективы в ᑊход ᑊучебно-тренировочного ᑊпроцесса.

ᑊТрудность ᑊоценки ᑊкоординационной ᑊсложности ᑊнагрузки в ᑊигровых ᑊвидах ᑊспорта и, в ᑊчастности, в ᑊфутболе ᑊобусловлена ᑊмультифакторным ᑊхарактером ᑊсоревновательной ᑊдеятельности.

ᑊОднако и в ᑊэтих ᑊсовременных ᑊисточниках ᑊвопросы ᑊкоординационной ᑊсложности ᑊспециализированных ᑊнагрузок ᑊюных ᑊфутболистов ᑊлибо не ᑊрассматриваются ᑊвовсе, ᑊлибо ᑊосвещены ᑊкрайне ᑊфрагментарно.

ᑊВместе с ᑊтем ᑊсуществует ᑊмнение, ᑊчто ᑊдальнейшее ᑊсовершенствование ᑊтренировочных ᑊпрограмм в ᑊмноголетней ᑊподготовке ᑊюных ᑊфутболистов ᑊдолжно ᑊосновываться на ᑊпоиске ᑊсвоевременных и ᑊсуперточечных ᑊвоздействий, ᑊминимизации ᑊнеэффективных ᑊнагрузок.[18]

В ᑊсвязи с ᑊэтим ᑊпредставляется, ᑊчто в ᑊаспекте ᑊразрабатываемой ᑊпроблемы ᑊнеобходимо ᑊсистематизировать по ᑊстепени ᑊкоординационной ᑊсложности ᑊспециализированные ᑊсредства ᑊтехнической ᑊподготовки ᑊюных ᑊфутболистов ᑊразного ᑊвозраста в ᑊусловиях ᑊтренировки и ᑊсоревновательной ᑊдеятельности.

ᑊПри ᑊэтом ᑊданный ᑊаспект ᑊследует ᑊрассматривать с ᑊучетом ᑊтого, ᑊчто в ᑊпервую ᑊочередь ᑊнагрузки ᑊповышенной ᑊсложности ᑊстимулируют ᑊрост ᑊуровня

ᑊтехнического ᑊмастерства.

ᑊНеобходимо ᑊиспользовать ᑊобъективные ᑊкритерии ᑊнормирования ᑊнагрузок, ᑊэффективные ᑊметодики ᑊтехнической ᑊподготовки ᑊюных ᑊфутболистов ᑊразного ᑊвозраста на ᑊоснове ᑊнормирования ᑊспециализированных ᑊнагрузок ᑊповышенной ᑊкоординационной ᑊсложности.

ᑊПланирование ᑊспециализированных ᑊнагрузок ᑊповышенной ᑊкоординационной ᑊсложности в ᑊтехнической ᑊподготов<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: