ИАТА была образована в 1945 г. как добровольная неполитическая организация, объединяющая мировые авиакомпании для выполнения следующих функций:
- развивать регулярный, безопасный и эффективный авиатранспорт;
- организовывать взаимодействие между участниками отрасли во всем мире;
- сотрудничать с другими авиа- координирующими организациями;
- разрабатывать и поддерживать общие нормативы и стандарты по организации полетов, унификации схем и технологий работы
- разрабатывать финансовые схемы и процедуры работы
- организовывать обучение и внедрение современных технологий работы отрасли.
ИАТА разрабатывает и публикует следующие издания по грузовым авиаперевозкам на периодической основе:
- Авиагрузовой тариф (The Air Cargo Tariff-TACT).
- Мировая авиатранспортная статистика (World Air Transport Statistics - WATS).
- Кодовые сокращения городов (City code directory).
- Кодовые сокращения авиакомпаний (Airline coding directory).
- Использование международных соглашений по Интерлайну (Multilateral Interline Traffic Agreements Manual).
- Правила перевозок опасных грузов (Dangerous Goods Regulations - DGR).
- Правила перевозки живых животных (Live Animals Regulations).
- Перевозка скоропортящихся грузов (Perishable Cargo Handling Manual).
- Технические данные о загрузочных средствах (ULD Technical Manual).
- Итоги конференции по грузовым перевозкам (Cargo Services Conference Resolutions Manual).
- Справочник по авианакладной (Air Waybill Handbook).
- Итоги конференции грузовых агентов (Cargo Agency Conference Resolutions Manual).
- Справочник грузового агента (Cargo Agents Handbook).
- Справочник по процедуре CASS (CASS Procedures Manuals).
- Справочник ссылок по CASS (Cass Quick Reference Handbook).
- Ежемесячная международная статистика (Monthly International statistics).
- Ежегодник по грузовым перевозкам (Air cargo Annual).
Технические возможности aэропортов(Airport capacity/demand Profile) и т. д.
|
The Air Cargo Tariff (TACT) - основной справочник ИАТА по авиаперевозкам, объясняющий главные понятия и принципы работы отрасли и содержащий официальные тарифы ИАТА на перевозки.
Для удобства пользователей TACT разделен на 3 книги:
- Правила (RULES) - содержит основные правила и процедуры, а также информацию отдельных стран и перевозчиков, издается 2 раза в год с датами вступления в действие 1 апреля и 1 октября (как раз в это время меняется зимнее и летнее расписание и тарифы).
- Тарифы Северная Америка (RATES NORTH AMERICA ISSUE) - содержит различные виды тарифов из/в и внутри Канады, США и других стран географической зоны 1 по классификации ИАТА (см. раздел 11.1.Зоны ИАТА). Издается каждые 2 месяца с датами вступления в действие 1 февраля, 1 апреля, 1 июня, 1 августа, 1 октября и 1 декабря.
- Тарифы всемирные (RATES WORLDWIDE ISSUE) - содержит различные виды тарифов, кроме тарифов, включенных в сборник Северная Америка. Издается каждые 2 месяца с датами вступления в действие 1 февраля, 1 апреля, 1 июня, 1 августа, 1 октября и 1 декабря.
Первоначально ИАТА создавалась как организация, объединяющая только собственников средств производства (авиакомпании), но позже выяснилось, что грузовые и туристические агенты — неотъемлемая часть перевозочного процесса, так как всю первичную работу по подготовке груза/пассажира к отправке и сопутствующий сервис оказывают именно они. Более того, именно от них зависит продажа услуг авиакомпаний, так как на современном рынке они являются посредниками между авиакомпаниями и конечными клиентами - авиапассажирами и грузоотправителями.
|
Поэтому для того, чтобы продажа услуг авиакомпаний - членов ИАТА - осуществлялась этими грузовыми и туристическими компаниями с должным качеством, потребовалось разработать для них систему (Agency Program), в результате которой после процедуры аккредитации (Agency Accreditation System) агентами ИАТА могут стать только грузовые и туристические компании, отвечающие определенным требованиям и уровню сервиса. (Применительно к грузовым компаниям, например, это и размер грузооборота, и количество обученного персонала с дипломами ИАТА). Подробнее о процедуре сертификации можно узнать на интернет-сайте ИАТА www.iata.org.
Получив статус грузового агента ИАТА, транспортно-экспедиторские компании за ключают с ИАТА грузовой договор (Cargo Agency Agreement), который дает им право иметь в своем распоряжении авианакладные любой авиакомпании (члена ИАТА) и продавать сервис этих авиакомпаний, то есть выступать как Агент от имени любого члена ИАТА.
Как подтверждение этой аккредитации транспортно-экспедиторской компании высылается соответствующий сертификат и присваивается идентификационный номер
ИАТА, который может быть внесен в специальную графу авианакладной.
В настоящий момент работа транспортно-экспедиторских компаний без получения статуса агента ИАТА также возможна, и в повседневной деятельности это не создаст никаких проблем, однако наличие данного статуса свидетельствует о высоком уровне профессионализма и качества работы компании.
Также требуется отметить, что необходимо четко различать понятия - Члены ИАТА (кем являются только авиакомпании) и Агенты ИАТА (кем являются туристические и грузовые агентства). В настоящий момент членов ИАТА в мире насчитывается чуть более 250, а агентов - около 5000.
|
ИАТА разработала и активно продвигает систему, призванную упорядочить и оптимизировать систему взаимоотношений агентов ИАТА (транспортно-экспедиторских компаний) и членов ИАТА (авиакомпаний). Данная система носит название Грузовая Система Финансовых Решений (CASS - Cargo Accounts Settlement Systems) и подразумевает наличие посредника (Settlement office), который будет консолидировать и обрабатывать информационные потоки, идущие между перевозчиками и их Агентами.
С помощью этой системы возможно:
- Стандартизировать электронную информацию и шаблоны передачи данных.
- Контролировать финансовые потоки (посредник будет консолидировать информацию от всех авиакомпаний и Агентов и предоставлять каждому участнику системы сводные счета/отчеты о долгах (поступлениях на счета).
- Упрощать систему оплаты (например, каждый Грузовой Агент будет платить посреднику единую сумму за все перевозки в отчетный период, а посредник будет распределять ее между авиакомпаниями, выполнившими перевозки, и наоборот - авиакомпании будут получать единую сумму от посредника в конце отчетного периода, которая будет включать оплату от всех Агентов этого перевозчика).
- Разработать единые стандарты обработки претензий.
- Предоставлять точные статистические данные каждому участнику системы.
Данная система CASS разработана в виде отдельных процедур по экспорту и импорту, и уже успешно применяется в 8500 компаниях в 30 странах мира.
ИАТА имеет разветвленную сеть офисов: штаб - квартира находится в Монреале
(Канада) и исполнительный офис в Женеве (Швейцария). Также образовано 7 региональных подразделений:
- Региональный офис по Европе — Брюссель (Бельгия)
- Региональный офис по Латинской Америке - Сантьяго (Чили)
- Региональный офис по Ближнему Востоку - Амман (Иордания)
- Региональный офис по Африке - Найроби (Кения)
- Региональный офис по Китаю - Пекин (Китай)
- Региональный офис по Азии - Сингапур
- Региональный офис по США - Вашингтон (США)
На данный момент именно эта организация имеет решающее влияние на авиатранспортную отрасль в целом и на грузовые авиаперевозки в частности.