Тема 6. Военно-патриотическое воспитание и гражданское образование.




Основная цель: анализ нормативно-правовых основания и содержательных направлений системы военно-патриотического воспитания и гражданского образования молодежи.

Ожидаемые результаты: умение систематизировать существующую практику патриотического воспитания по содержательным направлениям.

Содержание воспитания патриотизма реализуется по ряду взаимосвязанных направлений. К этим направлениям относятся:

Военно-патриотическое – подготовка к военной службе, повышение престижа армии и флота в обществе, увеличение числа военно-спортивных, военно-технических организаций и клубов для молодежи;

Альтернативно-патриотическое – создание условий для развития различных видов альтернативной службы призывников;

Духовно-нравственное — создание условий для осознания личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, для развития способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, для развития общенациональных ценностей и регионального менталитета;

Историческое — познание исторических корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости современного поколения за сопричастность к деяниям предков. Оно включает в себя изучение места и роли родного края в многовековой истории Отечества, в мировом историческом процессе. Понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших отцов и дедов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

Политико-правовое — формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, государственной вертикали, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины. Включает ознакомление с законами государства и области, повышение правовой и политической культуры;

Социокультурное — создание условий для развития у личности социально-ориентированного и культурно-эстетического отношения к обществу как важнейшего компонента ее общего развития на основе погружения в родную культуру, признания достижений мировой и отечественной цивилизации. Оно включает: приобщение к высокой духовной культуре, удовлетворение культурных потребностей, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, представителями различных национально-этнических групп, создание условий для самодеятельного и иного художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий;

Идейно-патриотическое — усвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: любовь к "малой Родине" и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовность к их преодолению, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, России и своему краю;

Профессионально-деятельностное — привитие добросовестного и ответственного отношения к труду, в том числе и связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах наилучшего выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности, умение прогнозировать результаты и реализовывать планы своего профессионального роста;

Психолого-педагогическое — развитие у граждан высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, иных психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, мировоззренческими основами, принципами, формами и методами воспитания.

Тема 7. Массовые и аудиторные технологии в гражданско-патриотическом воспитании

Основная цель: развивать у слушателей навыки работы с молодежью через инновационные методы и технологии.

Ожидаемые результаты: умение применить на практике технологии развития гражданской ответственности молодежи.

В работе с молодежью специалистами используются различные методы, формы работы. При оценке и анализе существующих форм работы, достаточно важна их оценка с позиции эффективности. Помимо количественных показателей, в оценке работы с молодежью важны качественные показатели. Анализ этих показателей, их адаптация к существующим условиям работы слушателей (через тренинговые активные формы) – основная технологическая задача данной темы.

Содержательным же аспектом является – патриотическое воспитание и гражданское образование молодежи.

Приведем краткий схематичный анализ системы гражданско-патриотического воспитания.

1. Это – субъекты патриотического воспитания и гражданского образования.

Так, условно можно назвать: всю совокупность органов государственной и муниципальной власти различных уровней, подведомственные учреждения, общественные организации, школы, сузы, вузы и т.д.

Каждый субъект, в частности или группа субъектов одного направления решает, как правило, свои узконаправленные задачи в рамках одного единого направления. Или, по крайней мере, есть определенные приоритеты в деятельности субъектов.

Например, в рамках образовательной политики, соответствующее министерство, ведомства, образовательные учреждения – занимаются гражданским образованием детей и молодежи.

Основная прерогатива Министерства обороны, подведомственных учреждений, клубов патриотического воспитания – допризывная военная подготовка молодежи.

Спецслужбы решают в первую очередь, задачу – профилактики экстремистских явлений в среде молодежи.

Этот список деятельности субъектов можно продолжить. За последние годы накоплен уникальный и эффективный опыт каждого субъекта или группы субъектов по конкретному направлению деятельности, и в рамках гражданско-патриотического воспитания, в целом.

Однако, при этом, анализ показывает, что в деятельности различных субъектов отсутствует: информационное взаимодействие, единое информационное пространство, единое целеполагание, обмен эффективным опытом.

2. Это – содержание деятельности субъектов. Саму систему гражданско-патриотического воспитания принято делить на разные направления. Их количество с каждым годом возрастает, происходит – либо дифференциация существующего спектра патриотической деятельности, либо его расширение.

Основные направления системы, с позиции характера деятельности субъектов: военно-патриотическое, историко-патриотическое, культурно-эстетическое, гражданско-правовое, гражданско-политическое, эколого-патриотическое, экономико-патриотическое и т.д.

Содержание гражданско-патриотического воспитания можно типологизировать и с позиции нормативно-правовой регламентации деятельности субъектов. Это – допризывная подготовка, профилактика экстремизма, развитие толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях, развитие правосознания и избирательной культуры и т.д.

Возможна и третья типологизация, относительно методов и технологий системы. Это – два направления: военно-патриотическое воспитание и гражданское образование.

Очевидно, что как-бы не типологизировали систему, каждый субъект, в своей деятельности, определяет свое приоритетное содержание и свой блок приоритетных методов и технологий гражданско-патриотического воспитания.

Казалось бы, многополярность, множественность направлений, разнообразие методов, технологий – все это может только обогатить систему. Однако, в условиях отсутствия или минимума системного обмена опытом, практики экспериментальных площадок, разнообразие – не имеет значения. Кроме того, говоря о содержании деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания, мы говорим о процессе. А каков же результат?

3. Это – целеполагание (результат) в деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания – системы, в целом.

Речь идет об эффективности деятельности, точнее о ее измерениях. Безусловно, каждый субъект ориентируется на эффективность. Но каковы ее критерии? Измеряются ли они? Измеримы ли они?

Основной ориентир любого субъекта патриотического воспитания (будь то – физическое лицо, будь то – юридическое лицо) – повышение патриотизма и гражданственности в рамках конкретной целевой аудитории.

При этом, основные критерии эффективности носят – количественный характер – «повышение количества участников мероприятий патриотического характера».

Очевидно, что особенность гражданско-патриотического воспитания заключается в сложности качественного измерения его результатов, что носит социально-психологический характер. Что происходит в сознании (и, как следствие, в действиях) молодого человека после его участия в конкретных мероприятиях (или в конкретном обучении) гражданско-патриотического характера? Становится он патриотом и достойным гражданином или нет? Как и когда это измерять?

Более того, сложность данного направления заключается в определенных рисках. Это – две крайности, которые могут возникнуть в процессе или вследствие деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания. Один риск – превращение патриотического сознания – в ультранационалистическое, радикальное. Другой риск – превращение чрезвычайно толерантного «свободного» сознания («гражданин Мира») – в анти патриотическое, с отсутствием гордости и ответственности за свою страну.

Для того, чтобы избежать рисков в достаточно непростой, но чрезвычайно важной деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания или системы в целом, необходим постоянный мониторинг эффективности – как в процессе, так и в результатах деятельности. Многие субъекты применяют практику мониторинга, но она не носит системный характер.

Именно комплексное научное и научно-методическое сопровождение системы гражданско-патриотического воспитания (на разных уровнях) сможет измерить и повысить ее эффективность.

Тема 8. Безопасность государства и гражданская ответственность молодежи

Основная цель: сформировать представления о современной геополитике и роли России в геополитических процессах.

Ожидаемые результаты: сформированные компетенции и методологические навыки анализа геополитических процессов и гражданской ответственности молодежи.

Современная геополитическая ситуация в мире приобрела достаточно острые черты. Если оценить геополитические процессы в динамике их развития, то, в 90-годы прослеживалась линия доминирования однополярного мира, а в последние 20 лет, как следствие, мир постепенно стал многополярным. Это – и наращивание мощи Евросоюза, и «китайское чудо», и повышение роли латиноамериканских государств, и, самое главное, это – восстановление и развитие позиционной роли России в мировом сообществе. А Олимпиада и присоединение Крыма к России – квинтэссенция российского лидерства в мировом сообществе и принципиальная трансформация всей геополитической картины мира.

Это – общая поверхностная характеристика современной ситуации. Для того, чтобы представить более подробную картину происходящего в мире и роли России в геополитических процессах, нам надо понимать некоторые принципы геополитики – как науки, геополитики – как практики.

Знания геополитики, международного права – необходимы в процессе формирования и реализации молодежной политики. Особую роль в этом процессе играет – понимание безопасности государства. А для ее обеспечения, необходимо понимание и знание особенностей гражданской ответственности молодежи. Безопасность государства обеспечивается не только специальными и специализированными службами. В современных условиях глобализации, «стирания границ», наряду с противоположной тенденцией – локализацией, значение каждого человека – гражданина, неуклонно возрастает. И только социально-психологический анализ позволяет определить механизмы формирования, развития гражданского самосознания и проявления гражданского участия российской молодежи – как в антропоцентричном ракурсе, так и с позиции социальных групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: