Конец 17 – первые два десятилетия 18 века.




В литературе появляется множество переводных книг, способствующих расширению научных знаний и кругозора, вводится новый гражданский шрифт и начинает издаваться первая газета.

Большое развитие получает поэзия, которая стала пользоваться популярностью. В поэзии наблюдается большое разнообразие тем и жанров - канты-виваты, застольные песни, любовная лирика и др.

Появляются прозаические художественные произведения – в них декларируются новые идеи, внушающие читателям, что только личные достоинства, ум и образованность являются залогом успеха и карьеры в новой России.

Основание Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1703 г.

Основой нового градостроительства стала регулярность, требование строгости и правильности форм. СПб с самого начала строился только каменным.

Жан-Батист Александр Леблон (1679 — 10.03.1719) — французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 года и до смерти — главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 года и «образцовых» домов.

Разработал идею «регулярного» города (Генеральный план 1717), ставшую доминантной при возведении столицы, автор «образцовых» (типовых) домов.

Доме́нико Андре́а Трези́ни
архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став архитектором Санкт-Петербурга.
Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.
Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

Иван Никитич Никитин (около 1690 — 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Андре́й Матве́ев (1701 − 1739) — русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)
Итальянский скульптор родился во Флоренции, в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Получил образование на родине, а затем работал преимущественно во Франции.
1 мая 1715 года был принят на русскую службу. 24 марта 1716 года сорокалетний Б.К.Растрелли прибыл в Петербург и оставался здесь до конца свое жизни. На службе мастер занимался архитектурными и скульптурными работами. Портреты стали самой значительной частью в его наследии. Барочная пышность и стремление передать фактуру материала сочетаются в растреллевских произведениях с достоверной убедительностью характеристики модели.

2. 30 –50-е годы 18 века.

Литература
развивается на основе классицизма

характерные черты классицизма:
- произведение основано на исторических событиях;
- герои четко делятся на положительных и отрицательных;
- служение в первую очередь государству и его интересам;
- принцип трех единств в развитии сюжета (единства времени, места и действия)
правило трех единств:
места (действие происходит в одном месте)
времени (действие происходит в течение одних суток)
действия (одна сюжетная линия, один конфликт)
- жанры подразделяются на высокие и низкие
к высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.

Александр Сумароков, Антиох Кантемир, Михаил Ломоносов.

Архитектура
развивается в рамках барокко.

Для архитектуры этого времени характерны пышные, обильно украшенные, богатые дворцы и усадьбы, составляющие единство с парковым ансамблем.
Зодчим высокого барокко был Франческо Бартоломео Растрелли
1700 – 1771,
русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств

Кроме Растрелли крупными архитекторами этого времени были Савва Иванович Чевакинский, а также Дмитрий Васильевич Ухтомский.

Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в
(1699— 8 августа 1761) знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец. И. Я. Вишняков родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева, пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров.

Алексей Петрович Антропов.

Крупным мастером камерного портрета, живописец, декоратор-монументалист, представитель стиля барокко.
Герои его портретов
изображаются статично, просто, в них подчеркивается трёхмерность, весомость.

Иван Петрович Аргунов, крепостной художник графа П.Б.Шереметева, автор парадных и камерных портретов.
Художник не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

3. Вторая половина 18 века.
Литература, хотя и остается в рамках классицизма, в конце 18 века здесь появляются и другие художественные стили.
В стиле классицизма писали Николай Новиков, Иван Крылов, в творчестве которого зарождается стиль реализма.
Постепенно формируется специфическая черта русской литературы конца 18 века, которая заключается в соединении элементов классицизма, реализма, сентиментализма.
Примером может служить творчество Николая Карамзина и его произведение «Бедная Лиза», через которое в русскую культуру проникает сентиментализм. Творчество Александра Радищева, Гавриила Державина, Дениса Фонвизина предвосхитило появление реализма.

Развитие русской литературы было тесно связано со становлением театра, основателем которого стал Федор Волков. Театр Волкова был открыт в Ярославле в середине 18 века. Эта труппа в дальнейшем составила костяк труппы публичного театра в СПб, открытого в 1756 году и ставившего драматические произведения.

В это же время идет становление русской композиторской школы. Вначале она была тесно связана с театром и растущей популярностью жанра комической оперы и оперы-буфф, в которых музыка перемежалась с разговорными диалогами.
Оживленная музыкальная жизнь стимулировала музыкальное образование, которое становится обязательным элементом дворянского обучения. Все более активной становится концертная жизнь, и с 80-х годов на сцене все чаще появлялись известнейшие европейские исполнители.

Русская композиторская школа 2-й половины 18 века испытывала влияние Моцарта, Гайдна, Глюка и в то же время она была основана на русских художественных традициях – хоровой духовной музыке и народном музыкальном творчестве.
Важную роль в становлении отечественной музыкальной традиции сыграли Максим Березовский, Василий Пашкевич, Иван Хандошкин.

Вершиной русской музыки 18 века стало творчество Евстигнея Фомина (писал оперы, в которых активно использовал народные мелодии, что приводило к рождению новых, нетрадиционных черт оркестрового письма и стало первым шагом на пути создания русской симфонической музыки) и Дмитрия Бортнянского (его главные творческие достижения связаны с хоровой церковной музыкой, также сочинял оперы, романсы, инструментальную музыку).

В архитектуре господствует классицизм - художественный стиль в искусстве XVII - начала XIX веков, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.
Одним из наиболее видных архитекторов раннего классицизма был Александр Филиппович Кокоринов.

Жан-Бати́ст-Мише́ль Валле́н-Деламо́т (1729 — 1800) — французский архитектор, первый в России профессор архитектуры.
В 1759—1775 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге. C 1759 года — профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов.

Ю́рий Матве́евич Фе́льтен (1730—1801) — архитектор, получил образование в Германии, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и стал ведущим архитектором в Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов, а с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1738 - 1799) русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики.
Учился у Д.В. Ухтомского, С.И. Чевакинского, после окончания АХ обучался в Париже и Риме.

Иван Егорович Старов (1745 - 1808), русский архитектор, учился в АК у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота, с 1762 по 1768 г. путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств.

Джакомо Кваренги (1744 - 1817), итальянский архитектор и живописец, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества».

Чарльз Камерон (1745/46 – 19.03.1812). В Петербург приехал в 1779 году по приглашению Екатерины II. Императрица, восхищённая его познаниями и декоративным искусством зодчего, стала давать ему многие поручения по украшению Царскосельской резиденции.
В Царском Селе камерон создал галерею, названную в последствии Камероновой, Агатовые комнаты и Холодные бани.

В скульптуре второй половины 18 века наблюдается подъем. Во второй половине 18 века появляется целая плеяда скульпторов, составившая славу русского искусства. Они представили практически все виды скульптуры – от памятника до малой пластики, от портрета современника до изображения античного персонажа. Скульптура в это время окончательно освобождается из-под власти зодчества, становится самостоятельным видом искусства.

Этье́нн Мори́с Фальконе́ (1716 - 1791) — французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России.
По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I.
Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года.

В живописи наиболее последовательно принципы классицизма воплотил исторический жанр. В исторических полотнах события российской древности по значению приравниваются к свершениям античности, а русское прошлое воспринимается как существенная часть всемирной истории. Среди мастеров этого жанра следует назвать А. Лосенко, И. Акимова, П. Соколова, Г. Угрюмова.
Антон Павлович Лосенко (1737 - 1773) русский художник, представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.

Мастера бытового жанра обращаются к современному сюжету, типажу, умеют увидеть и передать привлекательное в жизни, в их работах чувствуется уважительное, доброжелательное и сочувственное отношение к народным персонажам. Таковы работы М. Шибанова, И. Ерменева и других.

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789) — русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. С 1783 года — «вольный живописец». Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

Работы Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 - 1822) нарядны, ясны, виртуозны в технике, изящны по замыслу. Художественный язык его произведений отличался определенностью классицизма: поворот фигуры в три четверти, жемчужно-серый и золотистый колорит, богатство предметной фактуры: шелк, мех, кружево. Лица, костюмы, пейзаж - все выписано с тщательностью.

Самая знаменитая его портретная серия – «смолянки» (воспитанницы Смольного института). Левицкий написал также портреты великой княгини Екатерины Павловны в детстве, Екатерины 2 в храме богини правосудия, Дени Дидро и др

Ерменёв Иван Алексеевич, (1746/1749-1797) - русский живописец.

Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825) – русский художник, мастер портрета, работал преимущественно в направлении сентиментализма. Для его работ были характерны: повышенный интерес к душевному состоянию, тонким чувствованиям человека. Также его портретам присущи сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной подачей характера.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: