Объем реферата
Реферат должен быть оформлен на листах формат А4, с одной стороны листа. Реферат должен содержать:
– не менее 20 страниц машинописного текста
· в формате Word – через 1,5 интервала, размер шрифта 14 пунктов
Структура реферата:
–титульный лист;
–аннотация
– введение;
– основная часть;
– заключение;
–список использованных источников;
– приложение (если необходимо).
Требования к Интернет– источникам:
– кол-во Интернет-источников (если используются только они) – не менее 3-х.
На каждый из Интернет -источников должна быть ссылка на конкретную страницу сайта.
ТЕМЫРЕФЕРАТОВ
по курсу "Концепции современного естествознания"
№ | Тема | Группа (Фамилия И.О.) | |
1. | Исторические этапы развития естествознания. | ||
2. | Современная естественнонаучная картина мира. | ||
3. | Научные революции в истории естествознания. | ||
4. | Методы научного познания. | ||
5. | Экологическое значение естествознания. | ||
6. | Роль математики в современном естествознании. | ||
7. | Что такое время? | ||
8. | Современные представления о пространстве. | ||
9. | Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии. | ||
10. | Характеристика основных физических взаимодействий. | ||
11. | История определения скорости света. | ||
12. | Предпосылки возникновения теории относительности. | ||
13. | Основные положения и выводы специальной теории относительности. | ||
14. | Основные положения и выводы общей теории относительности. | ||
15. | Общая теория относительности – инструмент познания Вселенной. | ||
16. | Модель Большого Взрыва и хронология Вселенной. | ||
17. | Эволюция звезд. | ||
18. | Красное смещение и расширяющаяся вселенная. | ||
19. | Синтез элементов в звездах. | ||
20. | Природа и состав звезд. | ||
21. | Межзвездное вещество и космические лучи. | ||
22. | Источники радиоизлучения во Вселенной. | ||
23. | Метеориты и их происхождение. | ||
24. | Происхождение солнечной системы, ее состав. | ||
25. | Кометы, их происхождение и состав. | ||
26. | Природа планет и астероидов. | ||
27. | Состав и строение Земли. | ||
28. | Возраст Земли, геологическая шкала развития Земли. | ||
29. | Кора Земли, формирование рельефа и основные положения тектоники. | ||
30. | Ядро Земли. | ||
31. | Современные проблемы космологии и астрофизики. | ||
32. | История формирования климата Земли. | ||
34. | Современные проблемы климата Земли. | ||
35. | Источники энергии на Земле, их роль и проблемы в современном мире (без ядерной энергетики). | ||
36. | Использование ядерной энергии – сущность, реализация, проблемы. | ||
37. | История развития представлений о строении атома. | ||
38. | Рентгеновское излучение – история открытия, сущность и применение. | ||
39. | Ядерные превращения – сущность и применение. | ||
40. | Воздействие радиации на живые организмы. | ||
41. | Строение атома – модели Резерфорда и Бора. | ||
42. | История развития и основные положения квантовой механики. | ||
43. | Роль вероятностных методов в классической физике и квантовой механике. | ||
44. | Квантово-механическая модель атома водорода. | ||
45. | Элементарные частицы – первооснова материи. | ||
46. | Таблица Менделеева и ее связь со строением электронных оболочек атомов. | ||
47. | Периодический закон Д.И. Менделеева и его естественнонаучное значение. | ||
48. | Открытие новых химических элементов. | ||
49. | Основные типы химической связи, влияние типа связи на свойства веществ. | ||
50. | Основные проблемы современной химии. | ||
Роль химии в познании материального мира | |||
Химические процессы в космосе | |||
Химические процессы в атмосфере Земли | |||
Химия и энергетика | |||
Озоновый слой, его формирование и значение для жизни на Земле | |||
Парниковый эффект – его сущность и влияние на жизнь на Земле | |||
Роль химии в жизни современного человека | |||
Роль химии в производстве продуктов питания | |||
Перспективы развития биохимии | |||
Химия в XXI веке | |||
Живая и неживая материя, сходства и различия. | |||
Естественнонаучные модели происхождения жизни на Земле | |||
Углерод – основа жизни | |||
Химическая основа процессов жизнедеятельности | |||
Возникновение генетики и ее роль в познании живой материи | |||
История развития генетики. Вклад русских ученых в развитие генетики | |||
Основные проблемы современной генетики. | |||
История открытия ДНК. | |||
Химические основы строения ДНК. | |||
ДНК и хромосомный механизм передачи наследственной информации | |||
Генетика и эволюция организмов, наследственность и изменчивость | |||
Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого. | |||
Перспективы развития генетики в XXI веке | |||
Развитие представлений о клеточном строении живой материи | |||
Современные проблемы цитологии и роль клетки в развитии живого. | |||
Общность и различия между растениями и животными. | |||
Вирусы – переходная форма от неживой материи к живой | |||
Естественнонаучные гипотезы происхождения человека | |||
Роль растений в жизни человека | |||
Вода и ее значение для человека | |||
Бактерии и их роль в жизнедеятельности организмов | |||
Перспективы развития современной биологии | |||
Природные кристаллы. Искусственные кристаллы | |||
Зарождение, рост и свойства кристаллов | |||
Применение кристаллов в науке и технике. | |||
Энергетическое топливо и его нахождение в природе. | |||
Нефть, ее происхождение, разведка, добыча. | |||
Способы промышленной переработки нефти. | |||
Нефтепродукты и их роль в жизни современного человека | |||
Природный газ – сырье для химической промышленности. | |||
Лекарственные препараты, принципы разработки и их действие на организм человека | |||
Механизмы обратной связи и их значение в природе и технике. | |||
Организация и самоорганизация в живой природе. | |||
Основы синергетики | |||
Влияние космического излучения и солнечной энергии на живые тела и общественные процессы. | |||
Проблемы этнологии и теория пассионарности Л.Н. Гумилева | |||
Роль информации как общенаучного понятия и его соотношение с понятиями вещества и энергии | |||
Сущность и основные проблемы кибернетики. | |||
Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании. | |||
Концепция ноосферы и ее научный статус | |||
Естественнонаучные основы психологии. | |||
Естественнонаучное обоснование нравственности. | |||
Рекомендуемая литература
|
|
|
1. Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания: Уч. пособие для гуманитарных направлений бакалавриата. — Екатеринбург: Изд-во “УралЭкспоЦентр”, 2000. — 560 с.
2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие. — М.: ИН ФРА–М, 2000. — 608 с.
3.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 1999. — 232 с.
4. Потеев М.И. Концепции современного естествознания: Учебник. — Спб.: Изд-во “Питер”, 1999. — 352 с.
5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2000. — 512 с.
6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 519 с.
7. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебн. пособие для вузов.–М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.
8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, 1998. – 237 с.
9. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287 с.
11. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дневн. и заочн. отд-ий вузов. – М.: Высшая школа., 1998. – 381 с.
12. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. РАН М.Ф.Жукова. – Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 1997. – 832 с.
13. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Метод. рекомендации. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – 78 с.
14. Концепции современного естествознания: Сер. "Учебники и учебные пособия" / Под рук. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1997. – 448 с.
15. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. – 271 с.
16. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996. –383 с.
17. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1990. – 478 с.
18. Савельев И.В. Курс физики: Учебное пособие в 3-х т.т. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. Лит., 1989. – Т.1. – 350 с. – Т.2. – 462 с. – Т.3. – 301 с.
19. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. – М.: Мир, 1983. – Ч.1. – 448 с. – Ч.2. – 520 с.
20. Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1991. – Ч.1. – 528 с. – Ч.2. – 622 с.
21. Курс общей химии / Под ред. Н.В.Коровина. – М.: Высшая школа, 1990. – 445 с.
22. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. – М.: Химия, 1993. – 588 с.
23. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.:Химия. Ленингр. отд-е, 1988. – 704 с.
24. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т. – М.: Мир, 1993. – Т.1. – 420 с., Т.2. – 328 с.
25. Волькенштейн М.В. Биофизика. – М.: Наука, 1988. –236 с.
26. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. –М.: МГУ,1988. – 158 с.
27. Югай Г.А. Общая теория жизни. Диалектика формирования. – М.: Мысль, 1985. –256 с.
28. Охрана окружающей среды: Учебн. для втузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 319 с.
29. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В., Стрелков Е.В. Охрана окружающей среды. – М.: Колос,1995. – 270 с.
30. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. – М.: Наука, 1994. – 175с.