Искусство постмодернизма и проблема прагматической поэтики.




Разделы дисциплины и виды занятий

 

    №№ Наименование разделов/тем дисциплины. Всего, ауд. Час. Аудиторные часы Самостоятельная работа. Промежуточная Аттестация.
Лекционные занятия (Лз). Практические занятия (Пз). Зачёт. Экзамен.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.   Наука об искусстве и современная культурология            
2.   Происхождение искусства            
3.   Искусство эпохи Мирового дерева            
4.   Средние века.       0,5      
  Древнерусское искусство и проблема соборности.            
  Возрождение.       0,5      
  Эпоха барокко              
  От романтизма и Просвещения к реализму.            
  Символизм и проблема семантической поэтики культуры.            
  Авангард и синтагматическая поэтика эпохи; искусство и политический дискурс            
  Постмодернизм и эпоха деконструкции.              
  ИТОГО:            

Типология культуры – 2 курс (3 семестр) проф. Злыднева Н.В.

Наука об искусстве и современная культурология.

Культура как коммуникационный механизм. Язык и культура. Биосфера, ноосфера, семиосфера. Общие проблемы типологии культуры. Пространство и время в культуре. Основные направления в изучении культуры в и их представители: культурная антропология, феноменология культуры, структурно-семиотический подход, теории деконструкции. Взаимодействие искусств (литература-живопись-музыка) в аспекте типологии культуры. Отечественная история науки об искусстве.

Древнейший период.

Происхождение искусства. Искусство и ритуал. Орнамент как тип художественной формы; примитив в искусстве. Мегалитическая архитектура и примитивная наука. Проблема синкретизма в культуре.

Искусство Древних цивилизаций: искусство эпохи Мирового дерева (Междуречье, Египет, Персия). Древняя Греция и Рим.

Венская школа искусствознания о циклической смене формы. Тактильное, зрительное, слуховое. Дуальные структуры в культуре и мифологическая модель мира. Культура и тип симметрии в искусстве. Ранняя письменность и искусство.

Средние века и проблема сакрального искусства.

Христианизация и искусство. Романский и готический стиль как выражение духа эпохи. Византийский мир: искусство и тип сакральной культуры. Проблема канонического искусства как информационный парадокс (Ю.Лотман).

Древнерусское искусство.

Искусство и проблема соборности культуры / в культуре. Фрески и архитектура. Проблема точки зрения в иконописи: внешнее и внутренне пространство как мировидение. Символика чисел в искусстве. П. Флоренский об иконе.

Возрождение.

Рафаэль, Леонардо, Микельанджело. Проблема личности в культуре и истории. Искусство и наука. Анаморфические изображения: путь в невидимое. Культура как палимсест: чем итальянский Ренессанс обязан античности и средним векам. Национальные возрождения в Центральной Европе и проблема ускоренного развития культуры.

Эпоха барокко.

Барочная архитектура и живопись Западной Европы. Проблема преходящего как тип культурного сознания. Дихотомия телесного / духовного. М. Бахтин и теория карнавальной культуры. Инверсия в искусстве и культуре.

От романтизма и Просвещения к реализму.

Дихотомия романтизм/реализм как тип художественно-культурного развития. Нарративные формы в литературе и искусстве. Типология «достоверности» в культуре. Проблема кода в культуре: передвижники и традиционная иконография.

Искусство эпохи символизма и проблема семантической поэтики.

Литература и искусство: проблема изображения и слова. Белый, Блок, Чюрленис, Вяч. Иванов, Борисов-Мусатов, а также европейский символизм в живописи: Штук, Климт, Беклин. Архитектура модерна в аспекте идеологем эпохи. Проблема архетипа в культуре 20 века. Проблема синестезии в искусстве (от импрессионизма к неопримитивизму).

Искусство авангарда и синтаксическая поэтика эпохи.

Вещь и слово. Русский формализм (Якобсон, Шкловский, Тынянов) и беспредметничество (Кандинский, Малевич). Заумь как язык богов. Русская живопись конца 1920- начала 1930-х годов в контексте политического дискурса. Типология культуры по Хлебникову: чет и нечет. Прогностическая функция искусства. Метаописание в культуре.

Искусство постмодернизма и проблема прагматической поэтики.

Сюрреализм в живописи (Дали, Магритт) и проблема имени (Фуко). Проблема копии и оригинала (Беньямин). Акция как художественная форма. Проблема интертекстуальности в искусстве 20 века. Новые технологии и искусство кибер-эпохи.

 

6.1 Перечень вопросов к зачёту:

 

 

1. Искусство и ритуал

2. Проблема происхождения искусства

3. Ноосфера и семиосфера (Тейяр де Шарден, Вернадский, Лотман)

4. Мифологическая модель мира

5. Виды и типы примитива в культуре/искусстве

6. Проблема синкретизма в культуре и искусстве

7. Симметрия в искусстве и тип культуры

8. Лотман о каноническом искусстве

9. Сакральное искусство: типы, виды, принципы организации текста

10. Точка зрения в произведении искусства и тип культуры

11. Античные корни итальянского Ренессанса

12. Наука и искусство в эпоху Ренессанса

13. М. Бахтин и теория карнавальной культуры

14. Код в культуре

15. Повествование в искусстве в различные эпохи

16. Проблема мимезиса и тип культуры

17. Архетип в культуре древней и современной

18. Проблема синестезии в искусстве

19. Русский формализм и авангард

20. Эксперимент в искусстве

21. Искусство и политика

22. Сюрреализм и фантастическое в искусстве как проблема

23. Постмодернизм и теория деконструкции

7.2.1 Основная литература:

1. Виппер. Введение в историческое изучение искусства. М., 1970. (переиздания: 1985, 2004, 2008, 2010).

2. Иванов Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна // Там же.

3. Иванов Вяч.Вс. Нечет и чет // Избр. Тр. По семиотике и истории культуры. М., 1998.

4. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Knabe_DialPovs.php

5. Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры https://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pustovit-istoriya-kultury/knabe-osnovy-obschej-teorii.htm

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994

7. Лотман Ю.М. Семиосфера. М.

8. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992 (или другое издание)

9. Мифы народов мира. Тт. 1-2. М., 1980, 1982.

10. Смирнов И.С. Смысл как таковой. СПб., 2001. https://www.twirpx.com/file/629958/

11. Флоренский П. Иконостас. Издания разных лет.

12. Шкловский В. Искусство как прием. https://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html

 

7.2.2 Дополнительная литература:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965.

2. Злыднева Н.В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического почтения. М., 2013.

3. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Он же. Семиосфера (см. выше).

4. Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013.

5. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.

6. Топоров В.Н. Миф, символ, ритуал. М., 1995.

7. Фуко М. Слова и вещи. <>Или Фуко М. Это не трубка. М., 1999

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: