Разделы дисциплины и виды занятий
№№ | Наименование разделов/тем дисциплины. | Всего, ауд. Час. | Аудиторные часы | Самостоятельная работа. | Промежуточная Аттестация. | ||
Лекционные занятия (Лз). | Практические занятия (Пз). | Зачёт. | Экзамен. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Наука об искусстве и современная культурология | ||||||
2. | Происхождение искусства | ||||||
3. | Искусство эпохи Мирового дерева | ||||||
4. | Средние века. | 0,5 | |||||
Древнерусское искусство и проблема соборности. | |||||||
Возрождение. | 0,5 | ||||||
Эпоха барокко | |||||||
От романтизма и Просвещения к реализму. | |||||||
Символизм и проблема семантической поэтики культуры. | |||||||
Авангард и синтагматическая поэтика эпохи; искусство и политический дискурс | |||||||
Постмодернизм и эпоха деконструкции. | |||||||
ИТОГО: |
Типология культуры – 2 курс (3 семестр) проф. Злыднева Н.В.
Наука об искусстве и современная культурология.
Культура как коммуникационный механизм. Язык и культура. Биосфера, ноосфера, семиосфера. Общие проблемы типологии культуры. Пространство и время в культуре. Основные направления в изучении культуры в и их представители: культурная антропология, феноменология культуры, структурно-семиотический подход, теории деконструкции. Взаимодействие искусств (литература-живопись-музыка) в аспекте типологии культуры. Отечественная история науки об искусстве.
|
Древнейший период.
Происхождение искусства. Искусство и ритуал. Орнамент как тип художественной формы; примитив в искусстве. Мегалитическая архитектура и примитивная наука. Проблема синкретизма в культуре.
Искусство Древних цивилизаций: искусство эпохи Мирового дерева (Междуречье, Египет, Персия). Древняя Греция и Рим.
Венская школа искусствознания о циклической смене формы. Тактильное, зрительное, слуховое. Дуальные структуры в культуре и мифологическая модель мира. Культура и тип симметрии в искусстве. Ранняя письменность и искусство.
Средние века и проблема сакрального искусства.
Христианизация и искусство. Романский и готический стиль как выражение духа эпохи. Византийский мир: искусство и тип сакральной культуры. Проблема канонического искусства как информационный парадокс (Ю.Лотман).
Древнерусское искусство.
Искусство и проблема соборности культуры / в культуре. Фрески и архитектура. Проблема точки зрения в иконописи: внешнее и внутренне пространство как мировидение. Символика чисел в искусстве. П. Флоренский об иконе.
Возрождение.
Рафаэль, Леонардо, Микельанджело. Проблема личности в культуре и истории. Искусство и наука. Анаморфические изображения: путь в невидимое. Культура как палимсест: чем итальянский Ренессанс обязан античности и средним векам. Национальные возрождения в Центральной Европе и проблема ускоренного развития культуры.
Эпоха барокко.
Барочная архитектура и живопись Западной Европы. Проблема преходящего как тип культурного сознания. Дихотомия телесного / духовного. М. Бахтин и теория карнавальной культуры. Инверсия в искусстве и культуре.
|
От романтизма и Просвещения к реализму.
Дихотомия романтизм/реализм как тип художественно-культурного развития. Нарративные формы в литературе и искусстве. Типология «достоверности» в культуре. Проблема кода в культуре: передвижники и традиционная иконография.
Искусство эпохи символизма и проблема семантической поэтики.
Литература и искусство: проблема изображения и слова. Белый, Блок, Чюрленис, Вяч. Иванов, Борисов-Мусатов, а также европейский символизм в живописи: Штук, Климт, Беклин. Архитектура модерна в аспекте идеологем эпохи. Проблема архетипа в культуре 20 века. Проблема синестезии в искусстве (от импрессионизма к неопримитивизму).
Искусство авангарда и синтаксическая поэтика эпохи.
Вещь и слово. Русский формализм (Якобсон, Шкловский, Тынянов) и беспредметничество (Кандинский, Малевич). Заумь как язык богов. Русская живопись конца 1920- начала 1930-х годов в контексте политического дискурса. Типология культуры по Хлебникову: чет и нечет. Прогностическая функция искусства. Метаописание в культуре.
Искусство постмодернизма и проблема прагматической поэтики.
Сюрреализм в живописи (Дали, Магритт) и проблема имени (Фуко). Проблема копии и оригинала (Беньямин). Акция как художественная форма. Проблема интертекстуальности в искусстве 20 века. Новые технологии и искусство кибер-эпохи.
6.1 Перечень вопросов к зачёту:
|
1. Искусство и ритуал
2. Проблема происхождения искусства
3. Ноосфера и семиосфера (Тейяр де Шарден, Вернадский, Лотман)
4. Мифологическая модель мира
5. Виды и типы примитива в культуре/искусстве
6. Проблема синкретизма в культуре и искусстве
7. Симметрия в искусстве и тип культуры
8. Лотман о каноническом искусстве
9. Сакральное искусство: типы, виды, принципы организации текста
10. Точка зрения в произведении искусства и тип культуры
11. Античные корни итальянского Ренессанса
12. Наука и искусство в эпоху Ренессанса
13. М. Бахтин и теория карнавальной культуры
14. Код в культуре
15. Повествование в искусстве в различные эпохи
16. Проблема мимезиса и тип культуры
17. Архетип в культуре древней и современной
18. Проблема синестезии в искусстве
19. Русский формализм и авангард
20. Эксперимент в искусстве
21. Искусство и политика
22. Сюрреализм и фантастическое в искусстве как проблема
23. Постмодернизм и теория деконструкции
7.2.1 Основная литература:
1. Виппер. Введение в историческое изучение искусства. М., 1970. (переиздания: 1985, 2004, 2008, 2010).
2. Иванов Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна // Там же.
3. Иванов Вяч.Вс. Нечет и чет // Избр. Тр. По семиотике и истории культуры. М., 1998.
4. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Knabe_DialPovs.php
5. Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры https://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pustovit-istoriya-kultury/knabe-osnovy-obschej-teorii.htm
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994
7. Лотман Ю.М. Семиосфера. М.
8. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992 (или другое издание)
9. Мифы народов мира. Тт. 1-2. М., 1980, 1982.
10. Смирнов И.С. Смысл как таковой. СПб., 2001. https://www.twirpx.com/file/629958/
11. Флоренский П. Иконостас. Издания разных лет.
12. Шкловский В. Искусство как прием. https://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html
7.2.2 Дополнительная литература:
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965.
2. Злыднева Н.В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического почтения. М., 2013.
3. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Он же. Семиосфера (см. выше).
4. Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013.
5. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.
6. Топоров В.Н. Миф, символ, ритуал. М., 1995.
7. Фуко М. Слова и вещи. <>Или Фуко М. Это не трубка. М., 1999
8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.