Учебная программа дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения»




Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать представление о теоретических и практических аспектах педагогического проектирования, о современных образовательных технологиях и программах развития образовательных учреждений в контексте системного подхода в образовании

Задачи:

1. сформировать систему основных теоретических понятий в области педагогического проектирования, образовательных технологий, программно-целевого образовательного подхода;

2. определить этапы проектирования и особенности функционирования современных образовательных систем, технологий и программ развития в образовательных учреждениях различного вида;

3. предоставить необходимый теоретико-методический инструментарий для анализа, организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в образовательных учреждениях различного вида;

4. выявить теоретическую и практическую значимость проблемно - ориентированной экспертизы образовательных систем, технологий и программ развития в образовательных учреждениях различного вида.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса обучающийся

должен знать:

· перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования;

· основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития;

· закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития;

· основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;

должен уметь:

· выделять актуальные и перспективные цели развития образовательных учреждений, планировать мероприятия по их достижению;

· прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательных учреждений;

· организовывать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка;

· выделять полное (системное) описание образовательного учреждения

должен владеть:

· методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения;

· средствами анализа профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения;

· методами разработки программ образовательного учреждения;

· методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и др.;

· методами психолого-педагогической диагностики, методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем с учетом различных социокультурных условий

· основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований.

3.Учебный план

Наименование разделов Всего часов В том числе Форма контроля
лекции семинарские, практические занятия самостоятельная работа
I Проектирование образовательных систем          
II Образовательные технологии          
III Программа развития учреждения          
  ИТОГО:         экзамен

4.Учебно-тематический план

Наименование разделов Всего часов В том числе Форма контроля
лекции семинарские, практические занятия самостоятельная работа
I Проектирование образовательных систем          
1.1 Системный подход в образовании. Понятие образовательной системы     -   Ответы на предложенные вопросы
1.2 Виды и функции образовательных систем     -   Анализ составленных порных схем
1.3 Создание и описание проекта образовательной системы       - Монологические высказывания
1.4 Структура проекта образовательной системы     -   Ответы на предложенные вопросы
II Образовательные технологии          
2.1 Технологический подход в образовании     - - Тезисы лекции
2.2 Понятие и классы технологий обучения     -   Анализ составленных таблиц
2.3 Современные образовательные технологии         Монологические высказывания
III Программа развития учреждения          
3.1 Проектирование содержания и структуры программы развития         Проект
3.2 Экспертиза содержания и структуры программы развития ОУ         Монологические высказывания
  ИТОГО:         экзамен

Учебная программа дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения»

5.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Проектирование образовательных систем

(лекции - 8 часов, практикумы - 2 часа, самостоятельная работа - 12 часов)

Тема 1.1 Системный подход в образовании. Понятие образовательной системы

Система. Определение системы. Системный подход. Образовательная система. Признаки образовательной системы. Целостный учебный процесс как необходимое условие проектирования образовательной системы. Обязательные компоненты образовательной системы. Характеристика компонентов образовательной системы.

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните ваше понимание системного подхода в педагогике и назовите основные признаки, характеризующие объект как систему.

2. Охарактеризуйте отличительные черты образовательной системы.

3. На основе содержания лекций схематически изобразите определение понятия «образовательная система». Для выполнения задания воспользуйтесь опорной схемой: определяемое понятие = родовое понятие + видовые признаки.

Тема 1.2 Виды и функции образовательных систем

Процессная система как совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи. Образовательное учреждение как сложная социально-педагогическая система. Целостный педагогический процесс как образовательная система. Процесс обучения как подсистема целостного педагогического процесса и образовательная система. Учебное занятие как подсистема процесса обучения и образовательная система. Современные образовательные системы (на примере образовательной системы «Школа 2100»).

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры образовательных систем. Постройте классификационную схему видов образовательных систем. Раскройте сущность видов образовательных систем.

2. Докажите, что учебное занятие может представлять собой целостную образовательную систему.

3. Обоснуйте ваше понимание открытости и динамичности образовательной системы (содержание заданий для самостоятельной работы и краткие рекомендации по их выполнению см. в разделе 5.2).

Тема 1.3 Создание и описание проекта образовательной системы

Проектирование как процесс. Основные направления проектирования образовательной системы. Основные черты проектирования. Факторы, влияющие на проектирование образовательной системы. Педагогический проект и проект образовательной системы. Цели проекта образовательной системы. Процедура уточняющего прояснения и достраивания целей проекта образовательной системы. Задачи проекта образовательной системы (на примере алгоритма конкретизации целей Р. Мэйджера).

Практическое занятие «Анализ образовательных систем»

Характеристика предложенных образовательных систем по заданным (обязательным) компонентам и представление результатов работы групп (план проведения практического занятия см. в разделе 5.2).

Тема 1.4 Структура проекта образовательной системы

Последовательные ступени развития проекта образовательной системы. Начальная фаза проекта образовательной системы. Концепция проекта. Действия на начальной фазе проектирования. Фаза разработки проекта образовательной системы. Действия на фазе разработки проекта. Фаза реализации проекта образовательной системы. Действия на фазе реализации проекта. Фаза завершения проекта образовательной системы. Рефлексивное оформление. Мониторинг. Частные, модульные и системные инновации в процессе проектирования образовательной системы.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе содержания лекций и собственного опыта работы ответьте на вопрос «В чем вы видите суть фазового построения проекта образовательной системы?».

2. Изучите содержание фаз проекта образовательной системы. Какие изменения и дополнения вы осуществили бы? Свой вариант обоснуйте.

Раздел II. Образовательные технологии

(лекции - 6 часов, практикумы - 2 часа, самостоятельная работа - 12 часов)

Тема 2.1. Технологический подход в образовании.

Понятие технологизации образования. Направления технологизации: технизация и технологический подход. Технологический подход как образовательный подход к потроению всего учебного процесса. Причины развития технологического подхода в образовании. Направления развития технологического подхода в образовании. Процесс реализации технологического подхода. Отличительные черты технологического подхода: гарантированность результата на каждом отрезке образовательного процесса и оперативная обратная связь.

Тема 2.2. Понятие и классы технологий обучения

Разряды технологий обучения: инновации-модернизации и инновации-трансформации. Технология обучения. Педагогическая технология. Образовательная технология. Внутренняя дифференциация образовательного процесса при использовании технологий обучения и воспитания. Проектирование использования образовательной технологии. Роль диагностики и прогнозирования в использовании образовательных технологий. Классы образовательных технологий: «традиционные методики», модульно-блочные технологии, цельноблочные технологии, интегральные технологии. Характеристика классов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Построив схему «Модель обучения», докажите, что образовательная технология относится к верхнему ярусу схемы – дидактической основе (методам и формам) модели обучения (схему см. в разделе 5.2).

2. Составьте сравнительную таблицу классов образовательных технологий, охарактеризовав их по четырем параметрам: учебный период, методы обучения, организационные формы, средства диагностики.

2.

Тема 2.3. Современные образовательные технологии

Принципы образовательных технологий. Параметры образовательного процесса, построенного с применением технологий обучения и воспитания: целеполагание, диагностика, дозирование заданий, логическая структура, коррекция.

Практическое занятие «Обзор современных образовательных технологий»

Выборочная характеристика современных образовательных технологий: метод кейсов, ТОГИС, технология РКМЧП и др. и представление результатов работы групп.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь со списком образовательных технологий (список см. в разделе 5.2).

2. Опишите поэтапно, пользуясь любой из предложенных таблиц, одну из указанных в списке образовательных технологий или технологию, выбранную вами самостоятельно (таблицы см. в разделе 5.2).

Раздел III Программа развития учреждения

(лекции - 2 часа, практикумы - 4 часа, самостоятельная работа - 8 часов)

Тема 3.1. Проектирование содержания и структуры программы развития

Требования к структуре программы развития. Цель и задачи программы развития. Условия успешного осуществления программы развития ОУ. Этапы разработки программы развития ОУ. Паспорт программы развития ОУ. Информационная справка и проблемно-ориентированный анализ деятельности ОУ. Концепция и миссия образовательного учреждения. Разработка плана действий.

Практическое занятие «Проект содержания и структуры программы развития»

Групповая разработка проекта содержания и структуры программы развития ОУ.

Задания для самостоятельной работы

Разработать цели и задачи программы развития ОУ (на конкретном примере).

Сформулировать миссию ОУ (на конкретном примере).

Тема 3.2. Экспертиза содержания и структуры программы развития ОУ

Критерии экспертной оценки программы развития ОУ. Процедура согласования и экспертизы программы развития ОУ. Экспертиза содержания и структура программы развития ОУ.

Практическое занятие «Экспертиза содержания и структура программы развития ОУ»

Экспертиза предложенных вариантов программы развития ОУ (групповая работа).

Задания для самостоятельной работы

Провести индивидуальную экспертизу программы развития ОУ, в котором вы работаете.

 

Авторская программа – это спроектированный самим педагогическим работником (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления образования и получения определенных (повышенных) результатов.

По желанию педагогического работника к авторской программе может быть приложена рецензия. Рецензентом может выступать квалифицированный специалист образовательного учреждения или внешний специалист.

Примерная классификация авторских программ:

по способу разработки:

- адаптивные - связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;
- комбинаторные - в которых новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
- радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовым является государственный образовательный стандарт.

По степени новизны:

- педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т.е. социально значимую для страны, мира) новизну;
- педагогическое изобретение - общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
- педагогическое открытие - установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Защита программы – форма проведения экспертизы при аттестации педагогического работника, направленная на:
- анализ программы;
- изучение и оценку программы, созданной педагогическим работником, в аспекте возможности ее использования в образовательном процессе, определения ее места в образовательном пространстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: