Занятия по сценической речи в школьном кукольном театре.
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»
К. Ушинский.
Театр, в который играем мы с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя.
Театр помогает освоить основные речевые жанры – приобрести первый опыт диалога бытового, почувствовать силу командной речи, слова мольбы и жалобы, почувствовать вкус к юмористической фразе. Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На занятиях кукольного театра ребята играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса. Умение смотреть, услышать красоту поэтического слова, оценить игру своих товарищей – эти первые трудные уроки дети получают на просмотрах спектаклей.
Но никакой, даже самый замечательный спектакль, не найдет отклик в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь.
Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.
Сценическая речь есть процесс общения в предлагаемых обстоятельствах ради конкретной цели.
Обучение сценической речи включает в себя два вида деятельности:
1. Сообщение речевых знаний.
2. Формирование речевых умений.
Занятия по развитию речи
Прежде чем приступить к упражнениям для тренировки голоса и речи, необходимо объяснить детям о роли дыхания в речи. Начинаем с правильного дыхания через нос, а выдыхания через рот. Ставлю для себя в этих занятиях задачу – объяснить, что такое говорить на выдохе и, по возможности, научить дышать не грудной клеткой, а диафрагмой.
|
Упражнения:
- «Одуванчик ». Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы воображаемые пушинки летели как можно дальше и дольше.
- «Надувной шар ». Надуть воображаемый надувной шар следя, чтоб он не лопнул. Глубокий вдох – короткий выдох. Набрать воздух через нос и быстро с силой выдохнуть через рот, следя за неподвижностью плеч.
Упражнения по тренировке выдоха с текстом.
- Шар – у Маши (вдох)
- Шар - у Саши (вдох)
- Шар – у Маши и у Саши (вдох)
- Шла лисичка вдоль тропинки (вдох)
и несла грибы в корзинке (вдох)
пять опят и пять лисичек (вдох)
для ребят и для сестричек (вдох)
Также использую тексты считалок и скороговорок.
Очень важно, чтобы с раннего возраста голосовой аппарат был настроен правильно. Как знать, кто из детей выберет профессию, связанную с публичными выступлениями.
Первое условие четкой, легкой речи – свободно и хорошо открывающийся рот. Для артикуляционной гимнастики я беру следующие упражнения:
1. - «Лягушки ».
«Чьи там крики у пруда?
- КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА – КВА – КВАсу, простоКВАши,
Надоела нам вода!
И. Токмакова.
Добиваюсь полного раскрытия рта во время произнесения слога «ква»
2.Для развития «вялых » губ использую следующее упражнение:
Подтягивание верхней губы к деснам несколько раз подряд, чтобы все передние зубы до десен были видны.
|
Опускание нижней губы к деснам зубов. Нижняя губа оттягивается «горизонтальном направлении» вниз настолько, чтобы были видны передние нижние зубы.
Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны.
Упражнение делать при крепко сжатых зубах, вытягивая только губы.
Песня воробья:
Чио – чио, фью- фью –фью!
Чик – чирик, чью – чью – чью.*
Следующим этапом работы над дикцией является работа над скороговорками. В русском фольклоре смысл скороговорок заключается в том, что сочетание некоторых звуков представляют трудность в произношении. Работа над скороговорками является хорошей и полезной дикционной тренировкой. Начинать надо в медленном темпе.
«Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе» - говорил К. С. Станиславский.
Начинаем работу над скороговорками с активной артикуляции без участия голоса. Далее медленное тихое проговаривание их вслух. Затем проговариваем вслух голосом обычной громкости с постепенным наращиванием темпа.
В работе использую следующие скороговорки:
На звуки«Р» и «Л» - Повтори, Егорка: «Скороговорка».
- Створогомворка,- говорит Егорка.
- Повтори, Егорка: «Скороговорка».
- Срогомговорка,- говорит Егорка.
- Повтори, Егорка: «Скороговорка».
- Сгромомговорка, - говорит Егорка.
- Повтори, Егорка: «Скорая порка»
- Скороговорка, говорит Егорка.
|
- Лилии не пилили, лилии не пололи, лилии полили.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
На звуки «С» и «Ш» - Осенью у Сени сени в сене.
- Нет хвоста у гитариста, у артиста – куплетиста,
У саблиста, рапириста, у самбиста, хоккеиста,
Футболиста, теннисиста, альпиниста, фигуриста…
Им досталось от хвоста только «ста».
- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше, нашли всего два гроша.
- Несут несушки не сухари, не сушки.
- У Саши на суше уши суше.
На звуки «Ж» и «Щ» - Уж и ужонок ужинали в луже.
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
На звуки «Б» и «П» - Бобы у бабы как баобабы.
- Пришел Прокоп, кипит укроп, ушел Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.**
Эти же скороговорки служат материалом упражнений для постановки голоса. Ставлю перед детьми задачу, выделять определенное слово из скороговорки, слушать, как изменится смысл всего предложения от яркого произношения выделенного слова. Обращаю внимание детей на динамику произношения скороговорок, изменения голосовых регистров.
Речевые игры – этюды.
- «Угадайка» - Все сидят полукругом. В центре, лицом к ребятам, садится ведущий и медленно, беззвучно произносит любое задуманное слово. Если кто – то отгадал его, поднимает руку, произносит вслух. Если отгадал верно, то садится вместо ведущего. Если сразу отгадать не удается, то группа опознает последовательно каждый звук. Ведущий должен говорить с четкой артикуляцией.
- «Звучащие зеркала» - Группа разбивается на пары. Один произносит «пучок» согласных, другой – звучащее зеркало, он точно повторяет за первым. Говорящий может фантазировать, какой звук говорить тише, громче, растягивая, ускоряя и т.д. Потом ученики меняются ролями. Например: «в с п л к», в т р с ч».
- «Змея» - Рука – гибкая, коварная, скользящая змея. Кисть – голова, имитируя рукой плавные, скользящие движения, произносите текст, обращая его к группе: «Ползззет и шшшепчет, дажжже камышшшинка, дружжжи сссо мной, иначе укушшшу!»
- «Кто говорит?» - Половина детей уходит за ширму, вторая перед ней. Сначала дети, стоящие за ширмой, по очереди произносят по фразе в каком-нибудь образе, остальные угадывают имя говорящего, затем наоборот.