Национальные особенности людей являются частью их личной культуры и во многом определяют их поведение. Если культура организации не вступает в противоречие с национальной культурой работников, деятельность организации будет более результативной.
В практике управления важно решение двух вопросов: а) что надо знать о национальной культуре, как фактора возможного влияния на культуру организации; б) можно ли «сращивать» элементы разных национальных культур в рамках одной организации.
В 1990-е годы Г. Хофстид разработал модель изучения национальной культуры по пяти переменным: дистанция власти, индивидуализм, мужественность, стремление избежать неопределенности, долгосрочность ориентаций. Результаты исследований Г. Хофстида по этим переменным по десяти странам представлены табл. 7.2.
Таблица 7.2
Особенности национальных культур по Хофстиду
Страна | Дистанция власти | Индиви-дуализм | Мужествен- ность | Стремление избежать неопределен-ности | Долго-срочная ориента-ция |
США | 40 (Н) | 91 (В) | 62 (В) | 46 (Н) | 29 (Н) |
Германия | 35 (Н) | 67 (В) | 66 (В) | 65 (С) | 31 (Н) |
Япония | 54 (С) | 46 (С) | 95 (В) | 92 (В) | 80 (В) |
Франция | 68 (В) | 71 (В) | 43 (С) | 86 (В) | 30 (Н) |
Голландия | 38 (Н) | 80 (В) | 14 (Н) | 53 (С) | 44 (С) |
Гонконг | 68 (В) | 25 (Н) | 57 (В) | 29 (Н) | 96 (В) |
Индонезия | 78 (В) | 14 (Н) | 46 (С) | 48 (Н) | 25 (Н) |
Зап. Африка | 77 (В) | 20 (Н) | 46 (С) | 54 (С) | 16 (Н) |
Россия | 95 (В) | 50 (С) | 40 (Н) | 90 (В) | 10 (Н) |
Китай | 80 (В) | 20 (Н) | 50 (С) | 60 (С) | 118 (В) |
Примечание: Цифрами указаны баллы, отражающие степень проявления той или иной переменной культуры: В -- высокая; С -- средняя; Н -- низкая; Данные по России можно распространить (с приемлемой погрешностью) на Беларусь.
Дистанцией власти оценивается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризует относительное равенство в обществе.
|
Индивидуализм характеризует готовность людей действовать в качестве индивидов, а не представителей какой-то группы. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек находится в условиях свободных социальных связей в обществе и сам заботится о себе, своих близких и семье, равно как несет полную ответственность за свои действия. Коллективизм отличается низкой степенью индивидуализма. В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение и лояльность к группам, к которым они принадлежат (семье, роду, клану или организации). В индивидуалистических обществах прививается привычка думать о себе в категориях «я», а не часть «нас». Индивид не рассчитывает на защиту своей группы и не должен проявлять полную лояльность к ней, а она не обязана нести за него ответственность.
Мужественность, рассматривается в аналитической паре с женственностью, отражает отношение людей данной культуры, с одной стороны к ценностям типа «настойчивость», «самоуверенность», «высокий уровень работы», «успех и конкуренция», которые ассоциируются в большей мере с ролью мужчины, а с другой -- к ценностям типа «жизненные удобства», «поддержание теплых личных отношений», «забота о слабых и солидарность», ассоциируемым преимущественно с ролью женщины. Речь идет о преобладании в обществе образцов поведения, присущих представителям либо мужского, либо женского пола.
|
Стремление избежать неопределенности свойственно людям в разной степени, но оно показывает, в какой мере жители данной страны отдают предпочтение структурированным ситуациям, т.е. ситуациям с ясными и четкими поведенческими правилами. Столкнувшись с неизвестностью, часть людей испытывает повышенное волнение и беспокойство, что создает лихорадочность в работе. В странах, отличающихся высокой степенью неприятия неопределенности, преобладает мнение, что все «не наше», (непривычное) представляет опасность. Там, где к неопределенности относятся вполне лояльно, «не свое» вызывает познавательное любопытство, и люди ведут себя более ровно.
Долгосрочность ориентаций связана с обращенностью индивидов в прошлое либо в будущее. Члены общества с долгосрочной ориентацией думают о завтрашнем дне, в их поведении заметно стремление к сбережению и накоплению, они упорны и настойчивы в достижении целей. Люди с краткосрочной ориентацией оглядываются назад либо живут настоящим, они уважают традиции и наследие дедов, выполняют текущие социальные обязательства.
В процессе создания и управления организацией необходимо учитывать национальные особенности персонала и региона, где она находится.
Г. Лэйн и Дж. Дистефано разработали модель влияния национального фактора на организационную культуру. На основе проблем, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории, они выделили шесть переменных: отношение человека к природе; ориентация во времени; основа природы человека (вера); ориентация на деятельность; отношения между людьми; ориентация в пространстве.
|
В организации ценностные ориентации человека могут изменяться через систему контроля, стиль управления, организационный климат. Наиболее очевидной с точки зрения организационной эффективности является система контроля. Ориентация на изначально «плохое» в природе человека предполагающая подозрительное отношение к людям обуславливает жесткую систему контроля. Готовность увидеть «нейтральное» и «хорошее» в человеке отражается в более гибких системах контроля.
У. Оучи предложил эффективный вариант культуры американской деловой организации типа «Z», в которой соединил преимущества японской и американской организационных культур (см. § 2.3).