Теоретический материал для самостоятельного изучения. мы научимся:. Теоретический материал для самостоятельного изучения. Проблемные вопросы




На занятии

мы узнаем:

· о замысле и истории создания «Истории одного города»;

мы научимся:

· определять сатирические приёмы, с помощью которых создаются образы;

мы сможем:

· проанализировать композицию и проблематику, определять жанр произведения.

Тезаурус

Гротеск — приём, комически или трагикомически изображающий события посредством причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

Памфлет — разновидность художественно-публицистического произведения, направленного против политического строя или общественной группы.

Роман — эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на отдельной личности в её отношении к окружающему миру.

Сатира — разновидность литературы, обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Хроника — литературный жанр, последовательно излагающий историю любых событий, в той последовательности, как они происходили в жизни.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«История одного города» – ключевое произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, вобравшее в себя всё накопившееся за годы госслубы недовольство устройством страны.

«Историю одного города» даже экранизировали. В фильме «Оно» режиссёра Сергея Овчарова проводятся параллели истории города Глупова не только с дореволюционными реалиями, но и жизнью советского периода. А в 90-е годы XX века вышло два продолжения знаменитого романа. «История города Глупова в новые и новейшие времена» и «Город Глупов в последние десять лет». Созданы они уже современным писателем.

Проблемные вопросы

В чём загадка этого романа?

Почему он до сих пор будоражит умы читателей?

Почему говорят, будто роман «История одного города» никогда не потеряет актуальности?

Давайте разбираться.

Сатира набирает силу в тяжёлые времена. В какой же период времени создавался сатирический роман «История одного города»?

История создания. Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа. Можно сказать, что это период крушения надежд. Крестьянские реформы обернулись ещё большей нищетой и разорением. После покушения на императора усилилась цензура. В1866 году закрыли оплот свободомыслия журнал «Современник». Интеллигенция надеялась, что реформы оставят позади крепостническое прошлое и начнётся новая жизнь. Но фактически ничего не изменилось. Прошлое никуда не ушло. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом. В январе 1869 года Салтыков-Щедрин напечатал в журнале «Отечественные записки», в котором был главным редактором, первые главы своего романа: «Опись градоначальникам» и «Органчик». При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений и завершил работу над романом в 1870 году.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». «История одного города» выходит отдельным произведением в 1870 году.

Произведение невольно отсылает к «Истории государства Российского» Карамзина не только благодаря названию, но и жанру хроники, который очень похож на летопись и создаёт ощущение достоверности.

Салтыков-Щедрин пишет: «Что касается до внутреннего содержания «Летописца», то оно по преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещённое время. Таков, например, совершенно ни с чем не сообразный рассказ о градоначальнике с музыкой. В одном месте «Летописец» рассказывает, как градоначальник летал по воздуху, в другом — как другой градоначальник, у которого ноги были обращены ступнями назад, едва не сбежал из пределов градоначальства».

Автор подмечает, что содержание преимущественно выдуманное, и даже рассказывает о невероятных особенностях градоначальников, подчёркивая гротескный характер.

Такое начало произведения не оставляет равнодушными современников писателя. После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Публицист Суворин в «Вестнике Европы» обвиняет автора в невежестве относительно истории государства и в глумлении над народом. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете. Но за этим сатирическим произведением угадывается, скорее, смех сквозь слёзы, нежели глумление, ведь писатель был глубоко убеждён, что главное бедствие русской действительности — крепостное право, которое держится на рабской покорности народа и силе круговой поруки правящих слоёв. Потому Салтыков-Щедрин отвечает: «...если б я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы «Сказанием о шести градоначальницах».

Начало главы «О корени происхождения глуповцев» отсылает нас к «Слову о полку Игореве». Например, первый летописец начинает свой рассказ так: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьёву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло». Такая стилизация под древнерусское произведение вызывает доверие у непросвещенного читателя.

Тема. В своем романе писатель затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным. Столетняя история города Глупова – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых...

Проблематика. Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников. Автор обратил внимание читателей на ошибки, систематически допускающиеся правителями, и на положение народа.

Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» - в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).

Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.

Композиция. Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами.

Первая и последняя главы написаны издателем М.Щедриным, нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и желавшим открыть читателям «физиономию города».

Последняя глава, приложение «Письмо в редакцию» - это возмущённый ответ Щедрина на рецензию, в которой он был обвинён в «глумлении над народом». В этом письме автор объясняет идею своего произведения, в частности, что его сатира направлена против «тех черт русской, жизни, которые делают её не вполне удобною».

«Обращение к читателю» написано последним из четырёх летописцев, архивариусом Павлушкой Маслобойниковым. Здесь Салтыков-Щедрин подражает реальным летописям, имевшим несколько авторов.

Глава «О корени происхождения глуповцев» рассказывает о мифах, доисторической эпохе глуповцев. Читатель узнаёт о враждующих между собой племенах, о переименовании головотяпов в глуповцев, о поисках правителя и порабощении глуповцев, нашедших себе в правители князя не только глупого, но и жестокого, принцип правления которого воплотился в слове «запорю», начинающем исторический период Глупова. Исторический период, рассматриваемый в романе, занимает целое столетие, с 1731 по 1825 гг.

«Опись градоначальникам» - краткая характеристика 22 градоначальников, которая подчёркивает абсурдность истории концентрацией описанных безумцев, из которых наименьший, «ничего не совершив,.. смещён за невежество».

Следующие 10 глав посвящены описанию наиболее выдающихся градоначальников в хронологическом порядке – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.

Главные герои. Образ города Глупова – аллегория Российского государства. Образ Глупова неоднозначен: то говорится о том, что он основан на болоте, то упоминается, что имеет три реки и на семи горах основан. За этими описаниями угадываются две столицы — Москва и Санкт-Петербург, но вот горожане выглядят совсем неуместно: то походят на столичных, то сеют и пашут. Всё это подчеркивает, что характеристика Глупова обобщённая.

С первых строк может показаться, что Салтыков-Щедрин обвиняет в неустройстве только головотяпов, которые не нашли в себе сил, чтобы править самостоятельно или выбрать кого-то из жителей, чтобы не жить в кабальщине. И, казалось бы, автор говорит, что сами они виноваты в своей кабале: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». Но такими людьми не смог править ни вор-новотор, зарезавшийся огурцом, ни одоевец, возвратившийся восвояси, ни орловец, пытавшийся «стерлядями полакомиться», ни калязинец, оказавшийся ещё пущим вором. Так открывается «Опись градоначальникам», по которой можно судить, что новые правители не отличаются большим умом, как и сами глуповцы. Большая часть книги — это «жизнеописания» градоначальников, которые оказались если ненамного глупее головотяпов, то такими же. Таким образом, автор высмеивает сам политический строй. Любопытно, что у каждого градоначальника есть прототип — реальное историческое лицо.

Галерею образов градоначальников открывает Дементий Варламович Брудастый. Попал на должность восьмого градоначальника Глупова Брудастый как-то случайно, в неразберихе. Брудастый «более чем странный». Он молчалив и угрюм, к тому же жесток (первым делом высек всех ямщиков), склонен к приступам ярости.

Есть у Брудастого и положительное качество – он распорядителен, приводит в порядок недоимки, запущенные предшественниками. Правда, делает он это одним способом – чиновники ловят граждан, секут их и порют, описывают их имущество. Как ни странно, он продержался около года, доблестно взимая с граждан не только текущие долги и недоимки, но и то, что остались должны глуповцы предыдущему начальнику. Брудастый – своеобразный человек-механизм: деятельный, властный, непримиримый. В нём нет человеческих качеств, потому что он скорее машина-исполнитель, этакая марионетка, чем живое существо.

Глуповцы от такого правления ужасаются. Время правления Брудастого – тяжёлое для всех глуповцев без исключения: «Глупов, беспечный, добродушно‑веселый Глупов, приуныл. Нет более оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье подсолнухов, нет игры в бабки!» Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. «Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнуренные лица, тотчас же хоронились». Жестокость, неразбериха, паника, всеобщий страх – это то, что овладело глуповцами с приходом к власти Дементия Варламовича.

Спасает их поломка механизма, который находится у Брудастого в голове. Это органчик, повторяющий только две фразы: «Разорю» и «Не потерплю». Автор говорит нам, что глуповцами может управлять человек с шарманкой в голове, так высмеивается бюрократическая безмозглость. Апогеем происходящего становится появление ещё одной говорящей головы — некоей аллюзии на Лжедмитриев. Возникновение второго Брудастого с новой головой избавляет глуповцев от пары органчиков, объявленных самозванцами.

Народ без вышедшего из строя (из-за поломки органчика) градоначальника, стал паниковать, начались восстания, непорядки – люди нуждались в любом, пусть даже таком, как Брудастый, управителе. Народ готов терпеть нищету, избиения, несправедливость, чем отсутствие власти. Рабская психология, незрелое самосознание – вот то, что показывает нам автор через призму художественных образов.

Многие герои – сатира на настоящих правителей. В «Сказании о шести градоначальницах» явно угадывается междоусобная борьба за власть в XVIII веке между Анной Иоанновной, Анной Леопольдовной, Елизаветой Петровной и Екатериной II. Автор высмеивает манипуляции, с помощью которых претендентки пытались завладеть Глуповом. Шесть градоначальниц – это императрицы 18 века. Их междоусобная брань длилась 6 дней, а на седьмой день в город прибыл Двоекуров.

Двоекуров – «человек передовой», новатор, занимавшийся в Глупове плодотворной деятельностью: вымостил две улицы, открыл пивоварение и мёдоварение, заставил всех употреблять горчицу и лавровый лист, а непокорных сёк, но «с рассмотрением», то есть за дело.

Петру Петровичу Фердыщенко, бригадиру, посвящены целых три главы. Фердыщенко – бывший денщик князя Потёмкина, человек простой, «добродушный и несколько ленивый». Глуповцы считают градоначальника глупым, дураком, смеются над его косноязычием, называют гунявым стариком.

За 6 лет правления Фердыщенко глуповцы забыли о притеснениях, но на седьмом году Фердыщенко взбесился и увёл мужнюю жену Алёнку, после чего началась засуха. Глуповцы в припадке ярости сбросили Алёнку с колокольни, но Фердыщенко воспылал любовью к стрельчихе Домашке. За это глуповцев постиг страшный пожар.

Фердыщенко покаялся перед народом на коленях, но его слёзы были лицемерными. В конце жизни Фердыщенко путешествовал по выгону, где и умер от обжорства.

Василиск Семёнович Бородавкин (сатира на Петра I) – блестящий градоправитель, при нём Глупов переживает золотой век. Бородавкин был росту небольшого и собой не статен, но криклив. Он был сочинитель и смелый утопист, политический мечтатель. Прежде чем покорять Византию, Бородавкин покоряет глуповцев «войнами за просвещение»: снова вводит в употребление забытую после Двоекурова горчицу (для чего предпринимает целый военный поход с жертвами), требует строить дома на каменном фундаменте, разводить персидскую ромашку и учредить в Глупове академию. Строптивость глуповцев была побеждена вместе с довольством. Французская революция показала, что насаждаемое Бородавкиным просвещение вредно.

Онуфрий Иванович Негодяев, капитан, в прошлом истопник, начал эпоху увольнения от войн. Градоначальник испытывает глуповцев на твёрдость. В результате испытаний глуповцы одичали: обросли шерстью и сосали лапы, потому что ни еды, ни одежды не было.

Ксаверий Георгиевич Микаладзе – потомок царицы Тамары, обладающий обольстительной наружностью. Он подавал подчинённым руку, ласково улыбался, завоёвывал сердца «исключительно посредством изящных манер». Микаладзе прекращает просвещение и экзекуции и не издаёт законов.

Правление Микаладзе было мирным, наказания мягкими. Единственный недостаток градоначальника – любовь к женщинам. Он вдвое увеличил население Глупова, но умер от истощения сил.

Феофилакт Иринархович Беневолинский – статский советник, помощник Сперанского. Это сатира на самого Сперанского. Беневолинский очень любил заниматься законотворчеством. Законы, придуманные им, бессмысленны, как «Устав о добропорядочном печении пирогов». Законы градоначальника настолько глупы, что не мешают процветанию глуповцев, так что те становятся тучными, как никогда. Беневолинский был сослан за связь с Наполеоном и назван прохвостом.

Иван Пантелеевич Прыщ не издаёт законов и управляет просто, в духе «беспредельного либерализма». Он отдыхает сам и склоняет к этому глуповцев. И горожане, и градоначальник богатеют.

Предводитель дворянства наконец догадывается, что у Прыща фаршированная голова, и съедает её без остатка.

Градоначальник Никодим Осипович Иванов тоже глуп, потому что его рост не позволяет ему «вмещать ничего пространного», но это качество градоначальника идёт глуповцам на пользу. Иванов умер то ли от испуга, получив «слишком обширный» указ, то ли был уволен из-за присыхания мозгов от их бездействия и стал родоначальником микрокефалов.

Эраст Андреевич Грустилов – сатира на Александра 1, человек чувствительный. Тонкость чувств Грустилова обманчива. Он сластолюбив, в прошлом утаивал казённые деньги, развратничает, «спешит жить и наслаждаться», так что склоняет глуповцев к язычеству. Грустилова арестовывают, и он умирает от меланхолии. За время его правления глуповцы отвыкли работать.

Еще более жестоким представителем глуповских властей был Угрюм-Бурчеев — самая зловещая фигура во всей галерее градоначальников. Угрюм-Бурчеев – сатира на Аракчеева. Он прохвост, ужасный человек, «чистейший тип идиота». Он не признавал ни разума, ни страстей, ни школ, ни грамотности, допуская только науку чисел, преподаваемую по пальцам. Идеалом человеческого общежития для Угрюм-Бурчеева была пустыня. Он мечтал весь мир превратить в военную казарму, всех заставить маршировать по одной прямой линии, все население разделить на взводы, роты, полки, отдав их под строжайшее наблюдение командиров и шпионов, во всем навести единообразие форм — в построении помещений, в одежде, в поведении, в работе. Требованиям правильного фронта Угрюм-Бурчеев хотел подчинить даже брачные союзы, допуская их только между молодыми людьми одинакового роста и телосложения.

Этот градоначальник изнуряет, ругает и уничтожает глуповцев, за что его прозывают сатаной. Он обладает деревянным лицом, взор его свободен от мысли и бесстыж. Угрюм-Бурчеев бесстрастен, ограничен, но полон решимости. Он подобен силе природы, идущей напролом по прямой, не признающей разума. Угрюм-Бурчеев разрушает город и на новом месте строит Непреклонск, но ему не удаётся совладать с рекой. Кажется, сама природа избавляет от него глуповцев, унося его в смерче.

Гротескный образ отвратительного деспота Угрюм-Бурчеева показывает, с каким презрением и негодованием относился Салтыков-Щедрин к царизму и с какой убийственной силой умел он пригвоздить к позорному столбу власть, враждебную народу.

Приход Угрюм-Бурчеева, а также следующего за ним явления, названного «оно» - картина апокалипсиса, прекращающего существование истории.

Постоянное упоминание о неприглядных причинах смерти резко обнажает весь отвратительный внутренний облик градоначальников, подготовляя необходимое эмоциональное настроение читателя. Все градоначальники умирают от причин ничтожных, неестественных или курьезных, достойным образом увенчивающих их позорный жизненный путь. Один был растерзан собаками, другой заеден клопами, третий умер «от объядения», четвертый — от порчи головного инструмента, пятый умер от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ, и т. д. Был еще градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил и проглотил прожорливый предводитель дворянства.

Жанр. Так, к какому жанру можно отнести это произведение? Если говорить о форме повествования и содержании, то это, конечно, роман, где главный герой — город Глупов и его обитатели. Сразу после выхода книги критики определили жанровую разновидность романа как историческую сатиру. Из-за сатирического содержания, направленного на обличение и высмеивание качеств не только глуповцев, но и самих градоначальников, произведение можно назвать памфлетом. К тому же события представлены в хронологическом порядке, что позволяет назвать «Историю одного города» ещё и хроникой. Исследователи находят в «Истории одного города» черты антиутопии.

 

20.02

Домашняя работа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: