Общая характеристика общества с дополнительной ответственностью




Введение

С тех пор как в России стало возможным предпринимательство, уже образовалось и в настоящий момент образуется огромное количество различных предприятий. Различаются они по многим признакам, но основополагающим фактором, позволяющим отличить одно предприятие от другого, является его организационно-правовая форма, иногда употребляется название юридическая форма. Если вы хотите организовать какую-либо структуру, следует для начала установить его юридическую форму. От того насколько правильно организовано в предприятие во многом зависит и успех, и прибыльность дела.

Общество с дополнительной ответственностью в России создаются достаточно редко, поскольку с практической точки зрения данная форма юридического лица не дает каких-либо серьезных преимуществ по сравнению с родственной и наиболее распространенной формой коммерческих организаций – обществом с ограниченной ответственностью, но, в то же время, накладывает на участников дополнительную имущественную ответственность по сравнению с участниками ООО.

Однако у данной организационно-правовой формы есть и достоинства, привлекающие многих решающих заняться предпринимательством, например это минимальный размер уставного капитала, установленный в размере 10 тысяч рублей.

Проблемы исследований хозяйственных обществ и в частности общества с дополнительной ответственной как организационно-правовой формы предприятия и особенности его правового положения являлась объектом исследований таких отечественных ученых как В.А. Белов, Е.В. Пестерева, Н.В. Козлова, Е.А. Суханов, С.Д. Могилевский, О.В. Петникова.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей правового положения такой довольно интересной организационно-правовой формы предприятия как общество с дополнительной ответственностью.

Для достижения данной цели автор курсовой работы должен решить следующие задачи:

– дать общую характеристику организационно-правовой форме общество с дополнительной ответственностью;

– рассмотреть особенности учреждения ОДО;

– рассмотреть права и обязанности участников общества с дополнительной ответственностью;

– рассмотреть органы управления ОДО;

– рассмотретьпереуступку доли участником общества, распределение прибыли и выход из ОДО.

Следует отметить, что при написании курсовой работы автор руководствовался нормами Гражданского Кодекса РФ и Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», т. к. ст. 95 ГК РФ гласит, что к обществу с дополнительной ответственностью применяются правила Гражданского Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.


Общие положения об обществе с дополнительной ответственностью по действующему законодательству

Общая характеристика общества с дополнительной ответственностью

Закрепленное ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности служит основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ. Общество с дополнительной ответственностью является одной из разновидностей хозяйственных обществ, создаваемых в целях осуществления предпринимательской деятельности, представляющей собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Легальное понятие общества с дополнительной ответственностью дается законодателем в ст. 95 ГК РФ. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. ОДО является по сути разновидностью ООО, поэтому ГК РФ предусмотрел, что к ОДО применяются правила Кодекса об ООО, если самим ГК не установлено иное.

Спецификой, отличающей эту форму предпринимательской деятельности, является имущественная ответственность участников ОДО по долгам общества. При недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к солидарной ответственности личным имуществом. При этом размер этой ответственности ограничен – он касается не всего их личного имущества (как это характерно для полных товарищей), а лишь его части в кратном размере к сумме внесенных участниками вкладов в уставный капитал. Например, участники могут быть привлечены к ответственности в трех-, пятикратном и т.п. размере внесенных ими вкладов. Отсюда вытекает еще одна особенность этого субъекта предпринимательской деятельности. При банкротстве одного из участников ОДО его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.

Интересным и не лишенным оснований представляется мнение В.А. Белова и Е.В. Пестеревой, а также Е.А. Суханова на само название данной организационно-правовой формы. По их мнению, общество с дополнительной ответственностью было бы правильнее именовать обществом с риском дополнительных (субсидиарных) убытков участников. А если учесть, что риск дополнительных убытков выражается в обязанности участников нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества, в определенном кратном размере к сумме вклада (ограниченная ответственность), то общество с дополнительной ответственностью было бы правильнее называть обществом с ограниченной ответственностью[1]. В ГК РСФСР 1922 г. общество с дополнительной ответственностью так и именовалось «товариществом с ограниченной ответственностью».

ОДО является коммерческой организацией, основанной на объединении капиталов, – в этом и представляется его основное отличие (также, как и АО) от хозяйственных товариществ, являющихся объединениями лиц.

Общество обладает общей правоспособностью: оно вправе совершать сделки, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности ОДО может заниматься только на основании лицензии. Если лицензия предусматривает установленную ею деятельность, как исключительную, общество вправе осуществлять только разрешенные виды деятельности и им сопутствующие.

ОДО вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.

В соответствии с п. 2 ст. 87 ГК РФ общество с дополнительной ответственностью имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Устав общества, речь о котором речь пойдет ниже, содержит основные сведения, идентифицирующие общества как субъекта гражданского оборота: полное и сокращенное фирменное наименование, место нахождения общества, его имущественное положение, внутренние отношения и т.д. При многочисленности участников гражданского оборота важное значение имеет индивидуализация общества через его фирменное наименование (фирму). Согласно ст. 4 Закона об ООО, общество должно иметь полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке и вправе иметь таковое на других языках. Обязательный элемент фирменного наименования слова «с дополнительной ответственностью». Закон запрещает включать в фирменное наименование общества на русском языке иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков (например, «Лтд», «Гмбх»), если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Общество должно иметь круглую печать (п. 5 ст. 2 Закона об ООО) и вправе иметь штампы, бланки, товарный знак и другие средства индивидуализации.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Минимальный уставной капитал десять тысяч рублей. Уставной капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. При внесении не денежного вклада суммой более чем двадцать тысяч рублей требует оценка, производимая независимым оценщиком.

Изменение уставного капитала путем увеличения или уменьшения его размера является предметом подробной правовой регламентации. Увеличение уставного капитала ОДО, которое допускается только после его полной оплаты, возможно тремя способами:

– за счет имущества общества, т.е. за счет прироста чистых активов, при этом размер долей участников общества остается неизменным, но увеличивается их номинал.

– за счет дополнительных вкладов участников в уставный капитал. Дополнительные вклады могут быть внесены всеми участниками пропорционально размерам их долей в уставном капитале, что приведет, как и в первом случае, только к увеличению номинальной стоимости долей при сохранении их пропорции. Дополнительные вклады могут внести не все, а лишь отдельные участники, что повлечет за собой изменение долевого соотношения в уставном капитале. Согласие общества или других участников общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества.

– за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, если это не запрещено уставом, на основании единогласного решения всех участников.

Уставный капитал ОДО может быть уменьшен двумя способами: путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале пропорционально размерам их долей и (или) погашения долей, принадлежащих обществу.

Общество обязано уменьшить свой уставный капитал в случаях: неполной оплаты участниками своих вкладов в течение года со дня государственной регистрации общества (уставный капитал должен быть уменьшен до его фактически оплаченного размера); когда стоимость чистых активов общества становится ниже размера его уставного капитала начиная со второго года существования общества.

Уменьшение уставного капитала требует письменного извещения об этом всех известных кредиторов общества в течение 30 дней с даты принятия соответствующего решения. Кредиторы при этом имеют право потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

 

Учреждение ОДО

Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью определен ст. 11 Закона об ООО. Условно можно выделить два этапа – подготовительный и непосредственно регистрация ОДО.

На первом этапе создания общества учредители разрабатывают учредительные документы общества, открывают в банке (кредитной организации) специальный накопительный счет для внесения вкладов в уставный капитал в виде денежных средств[2]. На первом (учредительном) собрании участники общества утверждают учредительные документы, избирают исполнительные органы общества и (или) органы управления общества (наблюдательный совет, если его создание предусмотрено уставом общества), утверждают денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а также рассматривают другие вопросы, касающиеся создания общества.

Решение об утверждении устава общества, а также решение об утверждении денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов принимается учредителями единогласно. Иные решения принимаются учредителями общества в порядке, предусмотренном Законом и учредительными документами общества.

Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ, ст. 12 Закона об ООО).

Учредительными документами общества являются учредительный договор и устав общества.

Учредительный договор – документ, регулирующий создание общества и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования. Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК РФ к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные действующим законодательством для данного договора как учредительного документа.

В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества (п. 1 ст. 12 Закона).

В отличие от сходного документа – договора о совместной деятельности (договор простого товарищества (гл. 55 ГК РФ) – учредительный договор регулирует не только обязательственные отношения, которые возникают между учредителями после его заключения, но также корпоративные отношения, существующие между учредителями, юридическим лицом и третьими лицами (управляющими) после государственной регистрации юридического лица. Кроме того, учредительный договор выполняет функцию закрепления правового статуса самого юридического лица. По сути, учредительный договор представляет собой разновидность корпоративной сделки[3].

Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК РФ. Стороны могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать. Как показывает практика, указание в учредительном договоре компании неточных данных о государственной регистрации одного из учредителей само по себе не будет основанием для признания договора ничтожным в части вхождения этого лица в состав учредителей. Очевидно, что учредительный договор может быть заключен только при наличии не менее двух учредителей юридического лица.

Для обществ с одним учредителем установлен один учредительный документ – устав. Изменение количественного состава участников общества влияет на число учредительных документов. При увеличении числа участников общества возникает необходимость заключения между ними учредительного договора, а при уменьшении до одного участника учредительный договор прекращает свое действие, так как исчезает основание возникновения договора («соглашение двух или нескольких лиц» – ст. 420 ГК РФ).

Учредительный договор действует с момента его заключения до момента ликвидации юридического лица.

К учредительным документам ОДО относится также устав, утверждаемый учредителями. Если учредительный договор и устав были разработаны заранее, возможно их одновременное принятие собранием учредителей, но, как правило, заключение учредительного договора начинает формализованный процесс создания общества. Закон не требует специальной формы ни для договора, ни для устава.

Требования к содержанию устава общества определяются п. 2 ст. 12 Закона. Устав должен включать следующую информацию:

– полное и сокращенное фирменное наименование общества;

– сведения о месте нахождения общества;

– сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– сведения о размере уставного капитала общества;

– сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

– права и обязанности участников общества;

– сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

– сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

– сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

– иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону и иным федеральным законам.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие Закону и иным федеральным законам, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.

В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет, как для участников общества, так и для третьих лиц, имеют положения устава общества (п. 5 с. 12 Закона). Хотя, по логике вещей первичным документом является учредительный договор, заключаемый учредителями именно для создания общества и определяющий порядок ведения совместной деятельности учредителей по созданию общества[4].

Оригинал устава и учредительного договора хранятся согласно ст. 50 Закона по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, определенном участниками, а копии учредительных документов вправе получить все участники общества.

Следует отметить, что устав определяет только корпоративные отношения с участием юридического лица и его учредителей. Когда созданное юридическое лицо является корпорацией, т.е. основано на строго фиксированном членстве, устав регламентирует отношения, возникающие между юридическим лицом, его учредителями (участниками, членами) и лицами, действующими в качестве его органов.

Получается, что корпоративные отношения между юридическим лицом и его учредителями успешно регламентируются как учредительным договором, так и уставом. Между тем обязательственные отношения между учредителями юридического лица, а также корпоративные отношения между учредителями в юридических лицах – учреждениях можно установить и урегулировать либо учредительным договором, либо договором о совместной деятельности по созданию юридического лица, но не уставом.

Учитывая функции, которые выполняет учредительный договор в процессе создания и деятельности юридического лица, его существование в российском праве, по мнению Н.В. Козловой, представляется излишним, поскольку он может быть заменен, с одной стороны, договором о совместной деятельности по созданию юридического лица, с другой стороны – уставом[5].

Изменение учредительного договора возможно только по единогласному решению участников, в то время как внесение изменений в устав общества осуществляется большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов для решения этого вопроса не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона).

Как замечает С.Д. Могилевский, в результате подобного правового регулирования возникают «реальные возможности создания искусственных коллизий положений устава и договора, когда через менее жесткую процедуру внесения изменений в устав общества будут подвергаться сомнению положения договора»[6].

Процесс создания общества с дополнительной ответственностью завершается его государственной регистрацией.

Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 13 Закона «Об ООО»).

Государственная регистрация юридического лица – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.

По своей природе акт государственной регистрации юридического лица имеет гражданско-правовой характер, так как создается субъект гражданского права[7]. Именно с государственной регистрацией юридического лица, закон связывает возникновение нового субъекта права. Единственным доказательством существования юридического лица является его включение в Единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом), уполномоченным Правительством РФ.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа ОДО, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются ряд документов (ст. 12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такие документы непосредственно подаются или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В число таких документов законодатель включил:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

На практике, зачастую между лицами, пожелавшими создать ООО, проходят предварительные переговоры с подписанием протокола (такого рода действия законодательством не предусмотрены). Данные письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Согласно статье 12 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, учредительные документы юридического лица.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявителю при предоставлении всех необходимых документов в этот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. В случае поступления в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае (п. 1 ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

– непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

– когда один из учредителей находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение полномочного органа об отказе в регистрации, должно быть, мотивировано со ссылкой на норму закона. Такое решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение о государственной регистрации ОДО, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: