В) Изображение (рисование) с натуры




Тема: Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности

 

 

Виды занятий

В зависимости от критерия одно и то же занятие можно отнести к разным видам:

1) по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация)

2) по методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры

3) по характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем; на свободную тему, выбранную ребенком (занятия «по замыслу»)

4) по источнику темы замыслов: занятия на литературные темы (на тему сказки, рассказа, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

 

(Дадим более подробную характеристику)

 

2) по методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры

Эти виды занятий и подготовка к ним организуются на основе непосредственного зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия; они предполагают и участие процессов памяти, поэтому деление на виды условно и осуществляется по ведущему признаку.

– Изобразительная деятельность «по представлению» («по воображению») строится на основе комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ.

– изобразительная деятельность по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети воспринимали, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить.

– изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

 

А) Рисование по представлению – такой вид рисования наиболее характерен для детей дошкольного возраста. Это объясняется общими особенностями психического развития – живостью, подвижностью воображения, эмоциональностью при одновременной слабой переключаемости внимания (необходимой для изображения с натуры).

Приоритетность данного вида изображения также объясняется ведущими мотивами изобразительной деятельности: потребностью пережить еще раз волнующие события. Замысел динамичен, подвижен, связан с впечатлениями, с чувствами. (! Изображения с натуры и по памяти обусловлены в основном учебными мотивами, характерными для старшего дошкольного возраста).

Детскую фантазию может ограничивать только критерий реальности, если тема реалистична (позиция реализма выражается «Так не бывает» или «Это не поправдашнему»).

 

Занятия изобразительной деятельностью «по представлению» могут быть разных типов, соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях будет различной. Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольниками на занятии, тем больше необходимы предварительная работа, приобретение детьми ярких впечатлений.

 

I. Непосредственно на занятии следует формировать у детей изобразительное представление.

Если это предметное рисование (лепка, аппликация) – то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек.! Важно обогатить, представление, возникшее на основе обследования, «оживить» его впечатлениями, полученными предварительно.

Иначе дети рисуют «круги» или «овалы», пытаются передать образ только что увиденного предмета, «омертвленные» в игрушке (рисуют рыбок, предварительно обследуя целлулоидную игрушку).

Полезно спросить у детей:

Какие кошки бывают по цвету?

Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (полусухой кистью)

Расскажите о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?

Как нарисуешь, чтобы было видно – она играет клубочком?

 

При выполнении сюжетного рисунка (а ранее мы говорили о предметном рисунке) приемы формирования представлений такие же.! Акцент ставится на решении композиционных задач (что? Где? Как?)

 

Затем при анализе детских работ обращается внимание на оригинальность образов, зависимость выразительности (вспоминаем! Что это?) от способов изображения («рыбка здоровая, быстро плавает: овальная, все плавнички нарисованы, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, быстро плавает. Куда она поплыла? Под камешек как будто заглядывает, червячка нашла).

 

 

II. изображения по литературным и музыкальным произведениями (4) по источнику темы замыслов) – это всегда изображения по представлению (к этому вернемся позже)

 

III. занятия «по замыслу» (3) по характеру выбора темы) – тоже занятия по представлению, его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой.

Воспитатель определяет широкую тему («Кем я буду», «На чем я хочу покататься», «Радостный денек» и т.д.), в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными.

Отличие таких занятий заключается в том, что замыслы детей формируются заранее. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу вынашивания замысла каждым ребенком.

 

Этапы рисования «по замыслу»:

В процессе предварительной работы воспитатель предварительно целенаправленно обогащает впечатления детей (в старшей группе примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут заранее готовить материал к занятию в соответствии с замыслом.

На самом занятиивступительная беседа занимает немного времени. Важно вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания относительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, воспитатель использует игровые приемы, что «оживить» образ, рекомендуется индивидуальное общение.

При осмотре результатов занятия обсуждается оригинальность, выразительность образов.

 

(3) по характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем; на свободную тему, выбранную ребенком (занятия «по замыслу»))

 

?? В младшей группе в ходе предварительной подготовки к занятиям обыгрывать игрушки, доступные для самостоятельного изображения детьми. Дети младшего возраста чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитатель должен побуждать детей к предварительному обсуждению тем(ы) изображения, а затем предлагать материал.

 

Дети средней группы более свободны в поиске новых тем. Дети данного возраста способны к созданию выразительных образов.

Предварительные индивидуальные беседы с ребенком можно проводить накануне дня рисования, утром или на самом занятии. Примерно половину занятий с детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

 

В старшей группе занятия по «замыслу» планируются 1-2 раза в месяц. Дети старшего дошкольного возраста более самостоятельны в предварительном замысливании, их замыслы разнообразны и оригинальны, дети могут проявлять пристрастие к каким-то темам. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Самостоятельны в поиске способов изображения, смело и свободно используют различные средства выразительности. Целенаправленно выполняют замысел. В анализе работ более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач.

 

Б) Рисование по памяти – проводится в конце старшей и в подготовительной группе.

Под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился данный объект в момент восприятия.

Смысл данного вида занятий заключается

– в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти;

– в приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем к воспроизведению.

«Рисование по памяти» – это рисование, которое следует за наблюдением и максимально приближено к нему по времени. Перед обследованием дается установка внимательно рассмотреть, запомнить объект, чтобы нарисовать очень похоже. Такую цель надо ставить после первого целостного эмоционального восприятия, иначе затухает или не возникает непосредственное искреннее чувство.

 

Для рисования по памяти выбираются несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные (кукла, транспор, целлулоидные игрушки-животные). Возможно изображение простых пейзажей: дерево или кустик посредине поляны, двухствольная береза, гриб у пенька и т.п.

! Важно, чтобы объект изображения был чем-то выразителен, отличался от других, запоминался (формой, цветом, величиной и т.п.)

 

Этапы рисования «по памяти»

Наблюдение проводится по следующей схеме:

1. целостное эмоциональное восприятие картины (объекта)

2. постановка цели наблюдения

3. вопросы, направленные на выделение главных объектов; их своеобразия (форма, цвет, величина, пропорции); место расположения, взаиморасположение, и соотношение по величине

4. целостное восприятие

1 вариант – Такое наблюдение-анализ проводится утром в день занятия или накануне, если объект (пейзаж) расположен на территории детского сада.

На самом занятии необходимо дать детям возможность вспомнить (каждому про себя, можно закрыть глаза) и представить картину; затем предложить подумать, с чего начать рисовать.

После рисования, при просмотре рисунков обращается внимание на качество запоминания (объем, точность) и исполнение образа. Проводить анализ можно начать в группе, а на прогулке сравнить рисунок с натурой и выяснить, что дети плохо запомнили, что лучше и т.п.

 

2 вариант – Если рисование предметное и предмет можно принести в группу, процесс его рассматривания, обследования ведется непосредственно на занятии. Затем предмет убирают.

При анализе работ дети сравнивают рисунок с натурой, тем самым контролируют свое умение запоминать и отражать запомненное в рисунке.

 

В) Изображение (рисование) с натуры

В дошкольной педагогике долгое время оспаривалось возможность изображения дошкольниками предмета в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи.

Р.Г. Казакова в своих исследованиях показала, что дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром.

Значение занятий по рисованию с натуры – развитие детского восприятия, обучение умению видеть натуру.

Задачи обучения в таком виде занятия:

– учить детей всматриваться в натуру,

– видеть выразительные признаки,

– замечать ее своеобразие,

– как можно более точно передавать выразительные признаки и своеобразие натуры в рисунке (лепке)

– учить сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения (это действие особенно трудно удается ребенку)

(Лепка с натуры существенно не отличается от рисования)

 

Очень важен вопрос о подборе натуры для рисования.

Л.А. Раева, Н.П. Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию

– с плоской или приближенной к плоской натуры (листья деревьев)

– затем рисовать предметы прямоугольных форм с фронтальной (передней) стороны, чтобы не был виден объем

– простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количеством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игрушки: утки, гуси и т.д.; мягкие игрушки с отчетливым контуром: медвежонок, зайчонок);

– простые пейзажи, цветы на клумбе и т.д.(Г.Г. Григорьева)

 

Рекомендуется установить натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта. Натуру устанавливают на уровне глаз или чуть выше.

 

Необходимо натуру представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие, заинтересовать детей темой (веточка цветущей черемухи скоро облетит, нужно ждать целый год, пока она снова расцветет. Давайте нарисуем ее так, как будто мы ее сфотографировали).

«Как видим, так и рисуем! Сколько листочков выросло справа? Сколько листочков выросло справа? Столько и будем рисовать…»

 

Если дети испытывают затруднения, воспитатель может мелом на доске показать, как сделать набросок,

– спланировав расположение отдельных частей изображения

– наметив пропорции частей изображения

! Детей необходимо предупредить, что набросок карандашом делается тоньше (чем мелом на доске), иначе рисунок будет грязным.

 

Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми

– последовательность изображения

– технику рисования отдельных деталей

– напомнить о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.

 

При анализе детских работ оценивается выразительность (что это??) и точность передачи особенностей натуры (похоже ли изображение или нет, все ли основные детали дети заметили и передали). Устанавливают зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.

 

Разновидностью занятий по рисованию с натуры может быть рисование натюрмортов.

Если детей привлекать к компоновке натуры, тогда процесс восприятия и изображения вызывает у них больший интерес. Кроме того, рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Это вызывает у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной.

 

 

4) по источнику темы замыслов: на темы окружающей действительности; занятия на литературные темы (на тему сказки, рассказа, стихотворения); на музыкальные темы.

…………. дописать…….

А) Изображение на темы из окружающего ребенка мира требует непосредственного восприятия предметов и явлений.

Б) изобразительная деятельность на занятии на основе литературного произведения (при всех особенностях жанров) предполагает создание изображения с опорой на словесный образ.

Поэтому важно, чтобы ребенок за словом увидел образ, а затем воплотил этот образ изобразительными средствами, передав свое отношение.

В) изобразительная деятельность на основе музыкального произведения предполагает создание изображения с опорой на понимание языка музыки как вида искусства.

Методика занятий по созданию изображений на основе музыкальных и литературных произведений включает 2 этапа: (на примере изображения по сказке) (I)

1 этап (предварительная работа) – цель: обеспечение полноценного эстетического восприятия детьми литературного (музыкального) образа на основе непосредственных впечатлений от подобных явлений в жизни.

Этот этап реализуется на музыкальных занятиях, на занятиях по ознакомлению с окружающим, на занятиях по развитию речи, в системе общевоспитательной работе.

 

2 этап – цель: формирование изобразительного представления на основе восприятия и анализа самого художественного образа.

В первой части занятия на литературную тему «оживляется» впечатление, вспоминают:

– о чем сказка (про что),

– уточняются главные персонажи, дается их характеристика (вспоминают или зачитывают строки из произведения, ярко характеризующие образы),

– припоминаются яркие ситуации

 

Далее в зависимости от предметного (по одной и той же сказке дети могут изображать различных персонажей) или сюжетного (один эпизод из сказки) содержания рисунка (лепки) с детьми обговаривают возможное содержание изображения, отдельного образа или эпизода.

В процессе замысла уточняются внешние изобразительные характеристики образа, которые передают

– сущность образа

– характер образа

– настроение,

возможные способы изображения (выразительные детали, одежда, движения, позы и т.д.)

При постановке творческих задач (дети сами решают, какие выразительные средства использовать: композиция, элементы движения, разнообразие персонажей) детям предлагают изобразить любой эпизод из сказки.

 

В беседе, которая предваряет исполнительскую часть, слушают замысел одного из детей:

– определение содержания (что нарисует)

– определение внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж)

– где будет располагаться то или иное изображение

– с чего удобнее начать рисунок

– в какой последовательности воплощать рисунок

– в каком материале будет воплощаться рисунок

 

Просмотр и анализ детских работ подчиняется задачам занятия и также идет с опорой на литературные образы.

 

Рисование (лепка) по рассказу (II)– не всякий рассказможет быть использован как основа для изображения. Наиболее удобны для изображения рассказы с ярко выраженными действием, эпизодами-картинками.

Широко распространены занятия рисованием (лепкой) по стихотворению (III). Методика данных занятий представлена в работах Л.В. Компанцевой (Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.)

На занятиях необходимо обратить внимание:

– особенности восприятия детьми пейзажной лирики

– возможности развития творческих способностей детей в рисовании на основе поэтических образов

– своеобразие методики занятий с детьми разного возраста.

 

 

2. Типы занятий. Выделение разных типов связано с решением проблемы обучения, направленного на развитие самостоятельности, творчества. На разных этапах обучения степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта различна.

 

Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач (по характеру познавательной деятельности детей на занятиях, сформулированной в задачах)

занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения

занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленный на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений

занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

 

С типами занятий соотносятся общедидактические методы обучения:

– с занятиями по сообщению новых знаний соотносится информационно-рецептивный метод,

– с занятиями по упражнению в применении знаний и умений соотносится репродуктивный метод

– с творческими занятиями соотносится частично-поисковый (эвристический), исследовательский методы.

По мнению Г.Г. Григрьевой, эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы (обследование, беседа и т.п.), определяя характер познавательной деятельности.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Условием реализации этого является учет педагогом индивидуального опыта детей. Выявить индивидуальный опыт нелегко, поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только быть заключительным, но и предшествовать всем остальным. Таким образом педагог может выявить наличный уровень представления детей о предмете и способах его изображения. Иногда эта информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью ребенка. При наличии такой информации педагог может дифференцированно строить индивидуальную работу с детьми, объединяя их в группы.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: