С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.




Аяты Корана о покаянии.

Комментарии шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади.

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

 

 

______________________

2 Сура - Корова سورة البقرة

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный». Источник: Коран Сура аль-Бакъара 2: 159-160.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Несмотря на то, что этот аят был ниспослан по поводу людей Писания, которые скрывали предсказания о пришествии Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его качествах, он распространяется на всех, кто скрывает ясные знамения, которые ниспосланы Аллахом и свидетельствуют об истине, и верное руководство, которое указывает людям на прямой путь и проводит грань между дорогой блаженных праведников и дорогой обитателей Преисподней.

 

Аллах взял с людей Писания обещание разъяснять людям священное писание, которым Аллах облагодетельствовал Своих рабов, и не скрывать истинное знание. Однако среди них нашлись такие, которые предали забвению это обещание. Они не только скрыли ниспосланную истину, но и обманули рабов Аллаха, за что были прокляты Аллахом и всеми творениями. Проклятие Аллаха означает, что они были отвергнуты Господом, отдалены от Него и лишены Его милости. Они заслужили проклятия всех людей, потому что они стремились ввести их в заблуждение, нанести урон их религии и отдалить их от милости Аллаха. Они заслужили воздаяние, которое соответствует роду совершенных ими злодеяний. А если бы они обучали людей добру, то заслужили бы благословения Аллаха, ангелов и всех остальных творений. Даже киты во глубине морской пучины просили бы для них прощения, если бы они стремились принести людям пользу, исправить их воззрения и приблизить их к милости Аллаха. В этом случае воздаяние также соответствовало бы роду совершенных ими поступков.

 

Из всего сказанного следует, что если человек скрывает ниспосланную Аллахом истину, то он противится повелению своего Господа, потому что Аллах разъясняет людям знамения, а этот человек стремится затушить их свет и заслуживает самого сурового предупреждения.

 

Однако он может принести покаяние, для чего он должен пожалеть о содеянном, перестать совершать грехи и вознамериться больше никогда не возвращаться на дурной путь. Но даже отречение от скверных поступков не принесет ему пользу до тех пор, пока он не исправится и не станет совершать добрые деяния. Но даже этого не достаточно для того, кто скрывал от людей истину. Его покаяние будет совершенным только в том случае, если он станет разъяснять людям то, что скрывал, и тогда Аллах примет его покаяние, поскольку ничто не мешает Аллаху принять искренние покаяния Своих рабов. И если человек совершает все, что необходимо для покаяния, то Аллах прощает ему прегрешения, ведь Аллах всегда великодушно прощает Своих рабов, когда они приносят покаяние, и одаряет их милостью после лишений, когда те отрекаются от злодеяний. Одним из Его качеств является великая милость, которая объемлет все сущее. По своей милости Аллах вдохновляет рабов на раскаяние, а когда они раскаиваются и возвращаются на прямой путь, Аллах по своей же милости принимает от них покаяния и проявляет свое сострадание и великодушие. Такова судьба каждого, кто раскаивается в совершенных грехах». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

_______________________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». Источник: Коран Сура Корова 2: 222.

 

______________________

3 Сура - Семейство Имрана سورة آل عمران

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: "…Которые говорят: “Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам грехи наши и защити нас от мук ада!”-, которые терпеливы, правдивы, смиренны, расходуют (свои средства на пути Аллаха) и просят Его о прощении в предрассветное время". Источник: Коран Сура “Семейство Имрана”, 16 – 17.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Обладающие основательными познаниями и твердой верой праведники пытаются приблизиться к Аллаху благодаря своей вере, дабы заслужить прощение своих грехов и спастись от адского наказания. Аллах любит, когда рабы пытаются приблизиться к Нему посредством правой веры и праведных деяний, которыми Он почтил их. Таких рабов Аллах одаряет самой прекрасной милостью, позволяя им обрести совершенное вознаграждение и уберечься от наказания. Затем Аллах охарактеризовал таких праведников самыми замечательными качествами и сказал:

"Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом".

 

Под терпением подразумевается посвящение себя тому, что угодно Аллаху, ради обретения Его благоволения, и поэтому праведники терпеливо выполняют повеления Аллаха, терпеливо избегают ослушания и стойко переносят тяготы судьбы. Они правдивы на словах и на деле, потому что их внешний облик полностью соответствует их внутреннему облику и потому что они обладают искренним намерением следовать прямым путем. Они смиренно и неустанно повинуются Аллаху, испытывая страх перед Ним и подчеркивая свою покорность. Они расходуют свое имущество наблагие цели и делают пожертвования в пользу неимущих и нуждающихся. А наряду с этим они молят Аллаха о прощении, особенно, перед наступлением рассвета, потому что по ночам их молитвы затягиваются до рассвета, когда они вымаливают прощение у Всевышнего Аллаха». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

_______________________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». Источник: Коран Сура Али ‘Имран 3: 86-89.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Невозможно представить, чтобы Аллах наставил на прямой путь людей, которые познали веру, обратились в нее и засвидетельствовали истинность Божьего посланника, а затем повернули вспять, нарушив свои обязательства. Такие люди сознательно отвергли истину, и если человек поступает таким образом, то Аллах опрокидывает его "с ног на голову". Таково возмездие за то, что люди сознательно отрекаются от истины и отдают предпочтение лжи. Аллах же лишь направляет их туда, куда они повернулись сами.

Они удостаиваются проклятия Аллаха, ангелов и всех людей. Это проклятие ложится на них навечно, и они становятся вечными мучениками. Стоит наказанию Аллаха однажды поразить их, и они уже никогда не познают облегчения и не получат отсрочки, ведь Аллах предоставил им долгую жизнь, которой было вполне достаточно для того, чтобы опомниться, и увещеватель уже предостерег их от возмездия. Это грозное предупреждение относится ко всем, кроме тех, кто раскаялся в своем неверии и совершенных грехах и исправил свои недостатки. Таким людям Аллах прощает совершенные ранее грехи и прегрешения». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

_______________________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, от тех, которые стали неверными после того, как уверовали, а потом приумножили своё неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие. Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим. Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников». Источник: Коран Сура Семейство Имрана 3: 90-91.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Если человек отказывается уверовать, настаивает на своем неверии, еще глубже укореняется в нем и не отрекается от него вплоть до самой смерти, то он является заблудшим грешником, который сбился с прямого пути, встал на путь несчастья и заслуживает самого мучительного наказания. Таким людям никто не поможет избавиться от наказания Аллаха, и даже если они попытаются откупиться от лютой кары золотом размером с землю, то это все равно не принесет им никакой пользы. Упаси нас Аллах от неверия и всех его проявлений!». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

_______________________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые расходуют и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит благочестивых!». Источник: Коран Сура Семейство Имрана 3: 133-134.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Всевышний повелел стремиться заслужить прощение Аллаха и попасть в Рай, ширина которого равна небесам и земле. Если ширина рая достигает таких размеров, то что можно сказать о его длине. Он уготован для богобоязненных праведников, которые станут его обитателями, поскольку именно богоугодные деяния помогают человеку попасть в Райские сады.

 

Всевышний описал качества своих богобоязненных рабов и сообщил, что они делают пожертвования, когда им тяжело и когда они благоденствуют. Если они живут в достатке, то расходуют на пути Аллаха много богатства. Если же они оказываются в нужде, то не пренебрегают даже самым незначительным пожертвованием. А наряду с этим они сдерживают свой гнев, когда окружающие причиняют им неприятность, которая заставляет их негодовать и гневаться. Под гневом подразумевается переполнение сердца злобой, которая подталкивает человека отомстить обидчику словом или делом. Однако богобоязненные праведники не поступают в соответствии с требованиями человеческой природы и сдерживают свой гнев, проявляют терпение и не отвечают обидчику злом. Они прощают людей и прощают каждого, кто обижает их словом или делом.

 

Простить обидчика гораздо труднее, чем просто сдержать гнев, потому что прощение подразумевает отказ от возмездия и великодушное извинение. Таким образом поступают только люди, которые обладают превосходным нравом и избавлены от дурных нравственных качеств. Они заключают сделку с Аллахом, снисходительно относятся к рабам, проявляют к ним милосердие, делают им добро и не желают причинять им зла для того, чтобы Аллах простил их. Они ожидают получить вознаграждение только от своего великодушного Господа и не рассчитывают на вознаграждение от жалких рабов. Недаром Всевышний сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (42:40).

 

После упоминания о сдерживании гнева и прощении обидчиков Аллах упомянул о еще более прекрасном, возвышенном и славном качестве. Этим качеством является добродетель, и Всевышний Аллах любит творящих добро. Добродетель должна проявляться в поклонении Творцу и в добром отношении к творениям. О добродетели в поклонении Творцу Пророк Мухаммад сказал: «Ты должен поклоняться Аллаху так, словно ты видишь Его, ибо, если даже Ты не видишь Его, Он все равно видит тебя».

 

Что же касается доброго отношения к творениям, то добродетельный человек должен приносить окружающим пользу в религиозных и мирских делах и оберегать их от зла в религиозных и мирских делах, призывать их совершать одобряемые поступки и удерживать их от предосудительных деяний, обучать невежественных людей и увещевать беспечных грешников, давать людям добрые советы в обществе и во время частных бесед, способствовать объединению людей и раздавать им обязательные и желательные пожертвования, независимо от их положения и качеств. Для того, чтобы делать добро творениям, мусульманин должен быть великодушным, должен воздерживаться от обидных слов и поступков и терпеть оскорбления окружающих, поскольку именно такими качествами Аллах охарактеризовал богобоязненных рабов в обсуждаемых нами аятах. И если человек поступает так, то он надлежащим образом выполняет свои обязанности перед Аллахом и перед Его рабами». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

 

_______________________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!». Источник: Коран Сура Али ‘Имран 3: 135-136.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Всевышний сообщил об извинениях, которые богобоязненные рабы приносят своему Господу, когда совершают грехи или преступления. Когда они совершают тяжкие грехи или менее тяжкие прегрешения, они торопятся принести покаяние и попросить у Аллаха прощения. Они вспоминают своего Господа, а также наказание, которым Аллах пригрозил ослушникам, и вознаграждение, которое Аллах обещал богобоязненным праведникам. Они просят Господа простить их грехи и покрыть их недостатки, твердо намереваются больше не возвращаться к ослушанию и сожалеют о содеянном.

 

Если люди обладают перечисленными выше качествами, то их воздаянием становятся прощение от Аллаха, благодаря которому они избавляются от всего страшного и неприятного, и Райские сады, в которых они получают возможность насладиться вечным блаженством, великой радостью и благодатью, а также величественными дворцами, восхитительными высокими горницами, великолепными плодоносными деревьями и журчащими ручьями, текущими среди блаженных жилищ. Они никогда не покинут райских садов и не пожелают для себя иного вознаграждения, а их райские удовольствия никогда не перестанут радовать их.

 

Как же восхитительно вознаграждение тружеников! Они совершают необременительные благодеяния, но удостаиваются великого вознаграждения. Утро вечера мудренее, и вознаграждение тружеников в Последней жизни богаче и совершеннее.

 

Приверженцы Сунны и единой мусульманской общины опираются на эти прекрасные аяты для доказательства того, что деяния относятся к вере, хотя мурджииты не разделяют этих воззрений. Смысл этого довода становится очевидным при сопоставлении этого откровения с похожим аятом из суры "аль-Хадид", в котором говорится: «Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников» (57:21). Здесь причиной попадания в рай называется вера в Аллаха и Его посланников, тогда как в обсуждаемом нами аяте этой причиной называется богобоязненность, и если учесть, что Аллах нарек богобоязненными рабами тех, которые раздают пожертвования и совершают другие праведные поступки, то именно они являются самыми настоящими верующими». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

______________________

4 Сура - Женщины سورة النساء

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Всезнающий, Премудрый! И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: "Поистине, теперь я раскаялся!"». Источник: Коран Сура Женщины 4: 17-18.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Аллах прощает кающихся дважды: когда вдохновляет их принести покаяние и когда принимает их покаяния. Аллах сообщил о том, что по своей щедрости и милости Он обязал самого себя принимать покаяния от грешников, которые совершают злодеяния по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Эти невежды забывают о том, что грехи чреваты дурными последствиями, что они навлекают на человека гнев Аллаха и обрекают его на страдания. Они забывают о том, что Аллах постоянно наблюдает за ними, что злодеяния ослабляют веру и даже приводят к ее исчезновению. Всякий ослушник является невеждой в этом смысле слова, даже если ему известно о том, что он совершает запрещенный поступок. Кроме того, если человек не знает о том, что он совершает запрещенный поступок, то он не является ослушником и не заслуживает наказания.

 

Существует мнение, что под скорым раскаянием здесь подразумевается раскаяние до того, как человек встретится со смертью лицом к лицу, потому что Аллах принимает покаяние раба, если он покаялся до того, как воочию увидел смерть или наказание. Если же человек раскаивается в совершенных грехах или отрекается от неверия, находясь при смерти, то Аллах не принимает его покаяния.

 

Вот почему покаяние не принесло пользы Фараону, который воскликнул перед смертью: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман» (10:90).

 

Всевышний сказал: «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: «Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!» Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание. Таким всегда было установление Аллаха для Его рабов. Вот тогда неверующие оказались в убытке» (40:84-85).

 

Покаяние не приносит пользы тому, кто совершает злодеяния, не достигающие степени неверия, и перед смертью заявляет, что он раскаивается в совершенных грехах. Оно также не приносит пользы тому, кто умирает неверующим, поскольку в таком положении покаяние является вынужденным и совершенно бесполезным. Покаяние приносит пользу только тогда, когда человек приносит его по собственному желанию.

 

Согласно другому толкованию, под скорым раскаянием подразумевается раскаяние сразу после совершения греха, который обязывает человека принести покаяние. Из этого следует, что Аллах прощает тех, кто раскаивается в грехе вскоре после его совершения, не медлит с раскаянием и сожалеет о содеянном. Такой человек отличается от тех, которые не желают избавляться от своих недостатков и продолжают совершать грехи до тех пор, пока они не становятся их неотъемлемым качеством. Когда же это происходит, грехи уже не позволяют им принести покаяние надлежащим образом. Таким людям Аллах обычно не помогает покаяться в грехах и не облегчает дороги к покаянию. Этой участи удостаиваются грешники, которые сознательно совершают злодеяния, пренебрегают тем, что Аллах наблюдает за ними, и закрывают перед собой двери Божьей милости.

 

Безусловно, иногда Аллах вдохновляет на покаяние рабов, которые сознательно и настойчиво совершают грехи. Это покаяние приносит им пользу, смывает их прежние злодеяния и искупает совершенные ими ранее преступления. Однако заслужить милость и помощь Аллаха гораздо проще тому, кто не медлит с раскаянием.

 

Среди прекрасных имен Аллаха – Знающий и Мудрый. Благодаря своему знанию Аллах доподлинно знает тех, кто приносит правдивое покаяние, и тех, кто раскаивается неискренне, и поэтому каждый человек получит заслуженное воздаяние. А благодаря своей мудрости Аллах вдохновляет на покаяние одних, поступая с ними мудро и проявляя к ним милосердие, и лишает такой поддержки других, поступая с ними мудро и справедливо. А лучше всего об этом известно самому Аллаху». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

___________________________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону». Источник: Коран Сура Женщины 4: 26-27.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Всевышний напомнил о своей великой милости, величественном благодеянии и той удивительной заботе, которую Господь проявил к своим верующим рабам, когда сделал их религию легкой.

Аллах пожелал разъяснить вам истину и ложь, дозволенное и запрещенное, а также все то, в разъяснении чего вы нуждаетесь. Он пожелал повести вас путем пророков и их верных последователей, которым была оказана великая милость, и указать вам на их славный путь, правильные поступки, безупречные качества и твердую приверженность прямому пути. Он сделал то, что пожелал, и разъяснил вам истину самым совершенным образом, подобно тому, как Он разъяснил ее вашим предшественникам, которые были ведомы к истинным познаниям и праведным деяниям. Он смилостивился над вами, когда установил для вас законы, которые вы способны не нарушать. Благодаря этому вы можете довольствоваться тем, что вам дозволил Аллах, и не совершать множества грехов, что является проявлением снисходительного отношения Аллаха к Своим рабам. Оно также проявляется тогда, когда человек совершает прегрешение, а Всевышний Аллах открывает для него врата своей милости и внушает ему принести покаяние и смириться перед Ним, после чего Аллах принимает от него покаяние, которое Он сам помог ему принести. Хвала же за это надлежит только Ему.

Аллах обладает совершенными знаниями и совершенной мудростью. Благодаря своим знаниям Он научил людей тому, чего они не знали прежде, в том числе религиозным предписаниям и ограничениям. А благодаря своей мудрости Он прощает и милует тех, кто заслуживает прощения, и лишает своей поддержки тех, кто не заслуживает прощения, поступая при этом мудро и справедливо. Аллах желает принять ваши покаяния для того, чтобы вы собрались на прямом пути, избавились от разногласий и приблизились к истине, однако неверующие и ослушники, которые потакают своим страстям, ставят их превыше благосклонности Аллаха, поклоняются собственным желаниям и отдают им предпочтение перед выполнением предписаний своего Господа, желают, чтобы вы сошли с прямого пути и встали на путь тех, которые навлекли на себя гнев Аллаха, и заблудших. Они хотят, чтобы вы перестали повиноваться милостивому Аллаху и стали повиноваться сатане. Они хотят отвратить вас от соблюдения ограничений Господа, выполнение повелений которого является залогом настоящего счастья, и обратить вас в последователей дьявола, покорность которому является залогом великого несчастья. Они потакают своим страстям и приказывают вам совершать то, что непременно обречет вас на полный убыток и сделает вас несчастными. Посему отдавайте предпочтение самому достойному призыву и выбирайте для себя самый правильный путь». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

___________________________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введём вас через врата благословенные». Источник: Коран Сура Женщины 4: 31.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Аллах обещал, что если рабы будут избегать тяжких грехов, то Он простит им грехи и прегрешения и введет их в обитель, которая является почтенной, потому что в ней собраны великие блага. Этой обителью будут Райские сады, в которых есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа.

Под избежанием тяжких грехов также подразумевается исправное выполнение обязательных предписаний религии, невыполнение которых уже является тяжким грехом. К таким предписаниям относятся пять обязательных намазов, пятничные намазы, пост в месяц рамадан и многие другие. Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: "Пять намазов, пятничные намазы и пост в месяц рамадан искупают совершенные между ними грехи, за исключением тяжких грехов".

Согласно самой точной формулировке, тяжкими грехами называются грехи, за которые установлена мера наказания на земле или определено наказание после смерти, которые лишают грешника права называться верующим и навлекают на него проклятие или гнев Аллаха». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

 

___________________________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». Источник: Коран Сура Женщины 116 аят.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Всевышний Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, потому что подобный поступок подразумевает поношение Господа миров, нарушение единобожия и равнение с Ним творений, которые не способны принести пользу или вред даже самим себе, к Владыке, который распоряжается всем добром и злом и является единственным, кто одаряет рабов благами и оберегает их от несчастий, который обладает всесторонним совершенством и не испытывает никаких нужд.

Самой великой несправедливостью и самым глубоким заблуждением является отказ от искреннего поклонения Богу, который обладает такими величественными качествами, и посвящение обрядов поклонения творениям, которые лишены всех качеств совершенства и постоянно испытывают нужду. Небытие, несовершенство и всесторонняя нужда – вот качества, присущие этим творениям.

Что же касается людей, которые совершают грехи и проступки, уступающие по своей тяжести многобожию, то их судьба зависит от волеизъявления Аллаха. Он может простить их, проявив милосердие и мудрость, но может наказать их за эти грехи, поступив мудро и справедливо». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

___________________________________

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверными, затем опять уверовали, затем опять стали неверными, а затем приумножили свое неверие!». Источник: Коран Сура ан-Ниса 4: 137.

 

Ибн ‘Аббас в толковании этого аята, в отношении слов: «а затем приумножили свое неверие» сказал: “Пребывали в своем неверии до самой смерти!” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 6114.

Также говорил и хафиз Ибн Касир. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/117.

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Если человек неоднократно обращается в правую веру, а затем отрекается от нее, становится на прямой путь, а затем впадает в заблуждение, прозревает, а затем вновь лишается зрения, если он становится верующим, а затем возвращается в неверие, продолжает исповедовать его и даже приумножает свое нечестие, то он бесконечно далек от Божьей поддержки, верного руководства и прощения. А объясняется это тем, что он совершает поступок, который является величайшим препятствием на пути к прощению. Неверие становится его бичом и неотъемлемым качеством, от которого он уже не может избавиться.

Всевышний сказал: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» (61:5); «Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии» (6:110).

 

Из обсуждаемого нами аята следует, что если человек не приумножает собственное неверие, а возвращается в лоно правой веры и отрекается от неверия, то Аллах прощает его, даже если он неоднократно отступал от веры. И если таково религиозное предписание относительно неверия, то оно тем более распространяется на все остальные грехи. Поэтому, если раб неоднократно совершает грехи и всякий раз приносит покаяние, Аллах непременно прощает его снова и снова». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

______________________

8 Сура - Добыча سورة الأنفال

 

Всевышний Аллах сказал в Коране Своему посланнику: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом». Источник: Коран Сура Трофеи 8: 38.

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Это откровение свидетельствует о милости Всевышнего к Его рабам. Несмотря на неверие и упрямство людей, Аллах не перестает призывать их на прямой путь и удерживать их от деяний, обрекающих их на заблуждение и погибель. Именно поэтому Аллах сказал, что если неверующие перестанут исповедовать неверие и покорятся одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, то Аллах простит им преступления, которые они совершили в прошлом. Но если они вернутся к неверию и упрямому отрицанию истины, то последуют по стопам неверующих народов, которых постигла погибель. И тогда им останется только ждать участи, которая постигает неверующих упрямцев, и наказание, над которым они насмехались, непременно поразит их». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

 

______________________

9 Сура - Покаяние سورة التوبة

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «А после этого Аллах примет покаяния тех, кого пожелает, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 27.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Аллах простил многих из тех, кто потерпел поражение, когда они явились к Пророку Мухаммаду с повинной. И тогда Пророк Мухаммад вернул им их супруг и детей. Воистину, Аллах обладает всеобъемлющей милостью и прощает любые прегрешения. И если люди приносят покаяние. То Он прощает даже самые великие грехи. Он проявляет к ним милосердие, когда помогает им раскаяться и встать на путь повиновения, когда прощает им совершенные преступления и принимает их покаяния.

И пусть никто не отчаивается в милости и прощении Господа, даже если он совершил великое множество грехов и преступлений». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

________________________

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Есть и другие люди, которые признались в своих грехах. Они смешали праведные поступки со злыми. Возможно, Аллах примет их покаяния. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 102.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Среди жителей Медины, бедуинов и жителей остальных мусульманских стран есть много людей, которые признаются в своих грехах, сожалеют о содеянном, приносят покаяние и очищаются от скверны. Однако наряду с праведными поступками они совершают грехи. Ни один поступок не будет праведным, если раб Божий не избавился от неверия и многобожия и не исповедует правой веры и единобожия. Такая вера является обязательным условием, без которого невозможно представить праведные деяния. Эти мусульмане совершают грехи, осмеливаются покушаться на некоторые из запретов Аллаха и проявляют упущения при исполнении некоторых из своих обязанностей, однако они признают свои прегрешения и надеются на то, что Аллах простит их. И вероятно, что Аллах действительно примет их покаяния. Это означает, что вначале Аллах поможет им принести покаяние, а затем примет их покаяния и простит их.

Аллах обладает всепрощением и милостью, благодаря которым существуют Божьи творения. Более того, благодаря этим божественным качествам существуют небесный и земной миры, ведь если бы Аллах стал наказывать людей за каждую несправедливость, которую они допускают, то на поверхности земли не осталось бы ни одного живого существа. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» (35:41). О всепрощении Аллаха также свидетельствует тот факт, что грешники, которые обрезают свои жизни дурными деяниями, имеют возможность покаяться даже незадолго до смерти, пока они не издают предсмертные хрипы. И если они успевают искренне покаяться и вернуться на путь Аллаха, то Он прощает ии совершенные злодеяния.

Из этого аята следует, что мусульманин, который совершает грехи и признает свои прегрешения, сожалеет о содеянном и испытывает одновременно страх и надежду, имеет много шансов на спасение, даже если он не принес искреннего покаяния во всех грехах. Что же касается мусульманина, который совершает грехи, но не признается в содеянном и не сожалеет об этом, а продолжает совершать злодеяния, то его судьба должна вызывать большие опасения». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

______________________________

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 104.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Неужели они не знают о безграничном милосердии и всеобъемлющем великодушии Аллаха? Аллах принимает покаяния Своих рабов, даже если они совершили самые тяжкие преступления. Более того, покаяния рабов вызывают у Всевышнего Аллаха радость, величие которой просто невозможно оценить. Он принимает пожертвования Своих рабов и берет их своей десницей, после чего начинает выращивать, подобно тому, как люди выращивают жеребенка. В результате пожертвование стоимостью в один финик превращается в вознаграждение размером с огромную гору. Только представьте себе, каким может быть вознаграждение за еще большее пожертвование.

 

Воистину, среди прекрасных имен Аллаха – ат-Тавваб (принимающий покаяния), ар-Рахим (милосердный). Он без ограничений принимает покаяния рабов, которые раскаиваются в совершенных злодеяниях. Стоит человеку покаяться перед Аллахом, как Всевышний Господь принимает его покаяние, даже если он совершает это прегрешение далеко не в первый раз. Аллаху не наскучивает принимать покаяния Своих рабов, если только они не перестают просить прощения у своего Господа, не отходят от Его дверей и не избирают своими друзьями и покровителями собственных врагов. Милосердие Аллаха объемлет все сущее, и в полной мере его удостаиваются богобоязненные праведники, которые выплачивают закят, веруют в Божьи знамения и следуют путем Божьего Посланника». (Конец цитаты из Тафсира Ас Саади).

 

_____________________________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 118.

 

Комментарий к аяту шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади:

«Аллах также принял покаяния троих мужчин, которые не отправились в поход на Табук вместе с остальными мусульманами. Речь идет о Кабе ибн Малике и двух его товарищах. Их история хорошо известна и описана в различных сборниках хадисов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: