Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий.
Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и на два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младшего школьника примерно 30 минут (а у некоторых меньше), не давая отвлечься, расслабиться.
Для начала надо знать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома. В 1 классе – до 1 часа, во 2 классе – до1,5 часов, в 3-4 классе – до 2 часов.
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если Вы будете соблюдать следующие рекомендации:
1. Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).
3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.
4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).
|
5. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.
6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.
8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам время для прогулки для школьников младших классов - 3,0 – 3,5 ч.
|
10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».
11. Проверяя выполненную работу, не злорадствуйте ("Я так и знал, что ты их наделаешь"), если же ошибки действительно есть, все равно найдите возможность похвалить ребенка за затраченное усилие, отметьте любые, даже незначительные успехи ("А вот эта буква у тебя получилась лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
12. Никогда не используйте выполнение домашнего задания как средства наказания за проступки.
13. постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями, формируйте отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.
Попробуйте предложить делать домашнее задание с кем-нибудь из друзей. Но не стоит приглашать в гости более успевающего товарища, чтобы совместное творчество не оказалось обыкновенным списыванием.
|
Пусть дети по очереди попробуют себя в роли учителя. Объясняя и помогая другому, легче понять и запомнить это самому.
Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.
Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.
При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработка этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня.
Общие рекомендации к самоподготовке:
· выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
· прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
· приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
· старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
· о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
· забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
· начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
· внимательно прочитай задание;
· повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
· после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
· ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
· посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
· прочитай задание по учебнику;
· выдели основные части, главные мысли текста;
· прочитай задание вторично,
· составь план прочитанного;
· расскажи по плану;
· повтори рассказ;
· следи за интонацией, темпом речи;
· не спеши, говори ясно, четко,
К решению задач:
· прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
· повтори условия задачи и ее вопросы;
· подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
· подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
· подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
· проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
· внимательно прочитай задание;
· подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
· если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
· выполняя задание, сверяйся с правилами;
· проверь работу;
· если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
· прочитай текст;
· если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);
· если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
· прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
· прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
· списывай, диктуя себе по слогам;
· проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге
Обращение родителей к этим памяткам не должно выливаться в назойливое повторение одних и тех же указаний. Естественно, ненавязчиво, проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка.