Работа с природными материалами




Индивидуальная программа

объединения по интересам «Радуга талантов», для организации работы с учащимся с тяжелыми множественными нарушениями развития Андреем С. ( пояснительная записка)

При составлении индивидуальной образовательной программы, учитывались общие сведения о ребенке, полученные от работников ЦКРОиР. Специалисты центра оказали консультативную, методическую помощь по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями в развитии, предоставили характеристику состояния психического развития ребенка.

Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с интересами, способностями, возможностями, формирование качеств необходимых для благополучной адаптации в социуме, средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Основной формой образовательного процесса при реализации программы является занятие. Продолжительность одного учебного часа – 35 мин. Данная программа рассчитана на три года обучения. На освоение программы каждого года обучения отводится 108 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Занятия проводятся в просторном и уютном помещении, оборудованном лампами дневного света, хорошо проветриваемом. Рабочее место должно быть удобным для работы и соответствовать возрастным особенностям учащегося.

В кабинете находятся необходимые для занятия материалы: пособия, специальная литература; схемы, таблицы, технологические карты; дидактические игры; шаблоны, образцы деталей и готовых изделий; эскизы работ.

Для работы учащемуся необходимы следующие инструменты и материалы: простой карандаш, цветные карандаши, краски акварельные, линейка, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея, бумага цветная и картон, салфетки, соломка, ткань, древесные опилки, вата, пластилин, кусочки кожи, нитки (белые, черные и цветные, мулине, шерстяная пряжа), мука, соль, клей ПВА. Все это хранится в специально оборудованных шкафах.

 

Первый год обучения

 

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
   
    Всего теория практика
  Вводное занятие 1,5 1.5 -
1. Рисование      
2. Лепка      
3. Аппликации из различных материалов      
4. Кляксография      
5. Оригами      
6. Газетная техника      
  Итоговое занятие 1.5 1.5 -
Всего      

Содержание программы

Вводное занятие

Коммуникативная игра «Будем знакомы». Экскурсия по центру. Демонстрация изделий. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в учреждении.

 

Рисование

Знакомство с материалами (бумага, ватман, калька, карандаши, фломастеры, краски, кисти).ТБ при работе с карандашами. Цветовой спектр. Выполнение учащимся рисунка по схеме в цвете:

- выбор формата, размещение объекта;

- наметка тонкой линией самой крупной части фигуры в форме;

- прорисовка остальных частей фигуры в виде геометрических фигур;

- соединение деталей плавной линией, прорисовка фигуры;

- выполнение рисунка в цвете.

Игра «Угадаем цвет» Рисование карандашами. Пропорции. Рисование фломастерами на альбомном листе. Особенности рисования фломастерами.

Игра «Что какого цвета?» Рисование акварельными красками. Принципы рисования. Возможности кисточки.

Практика. Рисунки: «Зимний день», «Волшебная сказка»; «Моя любимая игрушка», «Мой двор». Релаксация с массажными мячиками. Раскрашивание картинок по цифрам. Соединение по точкам и раскрашивание картинок. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа. Рисунок по выбору.

 

Лепка

Работа с пластическими материалами.

Знакомство с разнообразием техник работ с пластическими материалами: размягчение, раскатывание, сплющивание, сглаживание, выполнение лепной картины. Способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный Лепка простых фигур. Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Практика. Создание композиционных поделок из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Лепка из пластилина: «Грибок», «Корзинка», «Яблоко», «Гусеница». Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Лепная картина «Зоопарк». Пальчиковая гимнастика. Релаксация с массажными мячами.

Работа с соленым тестом.

Технология приготовление теста (обычного и цветного), хранение теста, набор инструментов, порядок работы, лепка крупных деталей. Лепка простых элементов: колбаска, ленточка, кулечек, рюшечка, спираль, листья. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. Сушка. Нанесение защитных составов. Оформление изделий. Лепка простых изделий.

Практика. Приготовление теста. Лепка простых элементов. Поэтапное выполнение простых изделий.

Творческие работы: «Арбуз», «Веточка вишни», «Горох», «Баночка-копилка», «Жук», «Ёж». Раскрашивание работ, декорирование. Самостоятельная работа. Лепка по выбору.

 

Аппликация

Технология изготовления аппликации из бумаги.

ТБ при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами (цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА). Вырезание элементов, наклеивание на бумагу, правильное расположение элементов. Составление и наклеивание аппликаций из готовых вырезанных форм.

Аппликации из кругов - вырезание окружностей из цветной бумаги и наклеивание их на основу.

Практика. Аппликация: «Грибы», «Дракоша»

Технология изготовления аппликации из салфеток.

Техника изготовления катышек. Техника «Рваная аппликация». Создание заготовок по шаблону. Вырезание ножницами. Выбор рисунка, заготовки. Наклеивание кусочков бумаги в рисунок.

Практика. Изготовление поздравительной открытки, панно «Рыбки».

Аппликации из ваты, нарезанных ниток.

Знакомство со свойствами ваты, ниток. Поэтапное изготовление аппликаций из нарезанных ниток, ваты и ватных дисков. Техника безопасности при работе.

Практика. Аппликация из ваты «Зайчик», из ватных дисков «Снеговик», «Пудель», панно из нарезанных ниток «Лебеди».

Технология изготовления аппликации из соломки.

Понятие эскиза. Предметная аппликация. Выполнение эскиза по образцу для предметной аппликации. Разглаживание соломенных лент.

Практика. Аппликация из соломки «Кленовый лист». Выбор основы для аппликации. Перенесение эскиза на кальку. Наклеивание соломки. Вырезание деталей и наклеивание на основу.

Аппликация из кожи.

Перевод рисунка на кожу. Вырезание и наклеивание деталей на основу.

Практика. Аппликация «Цветок», сувенир «Брошь».

 

Кляксография

Приемы рисования кляксами.

Проба рисования из клякс разного цвета. Игра «Что на что похоже?»

Практика. Рисование из клякс.

Пальчиковое рисование.

Рисунок пальцами, ладонью.

Практика. Кляксография + пальчиковое рисование «Дерево счастья». Самостоятельная работа. Выполнение работ в изученных техниках по выбору ребенка.

 

Оригами

Знакомство с техникой оригами. Складывание простых фигур. Пальчиковая гимнастика.

Практика. Складывание различных фигур: веер, рыбки, цветы, лягушонок и т.д.

 

Газетная техника

Принцип работы. Разрезание газет на полоски. Скручивание полосок. Пальчиковая гимнастика.

Практика. «Салфетница», «Кораблик». Склеивание заготовок в работу. Раскрашивание работ, заключительное декорирование.

 

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Организация и оформление итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащийся должен:

знать:

- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги, ткани и др. материалов);

- название инструментов для работы с данными материалами (ножницы, карандаши, иглы);

- правила безопасности во время работы с инструментами;

- основные способы и приёмы лепки из пластилина и солёного теста (разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание, оттягивание и др.);

- приёмы выполнения плоских аппликаций.

уметь:

-планировать и организовывать свою работу;

- выполнять разметку на материале, пользуясь трафаретом деталей различной формы;

- подготовить самостоятельно соломенную полосу методом разглаживания;

- работать по трафаретам и шаблонам;

- составлять простые узоры;

- правильно пользоваться инструментами;

- выполнять простые рисунки и оформлять их в цвете.

 

Второй год обучения

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
   
    Всего   теория практика
  Вводное занятие   1,5 1,5 -
1. Рисование      
2. Лепка      
3. Флористика      
4. «Мастерская чудес»      
5. Аппликация. Коллаж        
6. Изготовление кукол        
  Итоговое занятие   1,5 1,5 -
  Всего        

Содержание программы

 

Вводное занятие

Занятие-игра «Чем я рисую? Как я рисую?» Правила внутреннего распорядка и безопасного поведенияв помещении и на улице.

 

Рисование

Основы цветоведения: основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, тёплые цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, штрих, мазок, точка. Выполнение учащимся рисунка по схеме в цвете:

- выбор формата, размещение объекта;

- наметка тонкой линией самой крупной части фигуры в форме;

- прорисовка остальных частей фигуры в виде геометрических фигур;

- соединение деталей плавной линией, прорисовка фигуры;

- выполнение рисунка в цвете.

Принципы рисования карандашами, фломастерами на альбомном листе. Рисование акварельными красками, гуашью.

Практика. Акварель: «Пейзаж-настроение» (игра «Ассоциации»), «Осенний пейзаж», «Животные играют с листьями» (игра «Весёлая клякса»). Гуашь: «Зима в лесу», «Портрет мамы», (игра «Как смеётся каждая краска»), «Портрет папы», «Новогоднее путешествие» (пальчиковая игра «Ожившие предметы»). Комбинированные работы: (с использованием гуаши и акварели): «Чудо радуга-дуга», «Обитатели подводного царства», «Весёлая маска».

 

Лепка

Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, солёное тесто. Заглаживание поверхности, «примазывание частей». Отличительные свойства пластилина. Особенности формообразования. Ознакомление со скульптурой малых форм. Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев, макаронных изделий, гречки, риса.

Практика. Лепка декоративного панно: «Солнышко смеётся» (изготовление простейших форм с использованием жгутовой техники); «Фантастическое животное» (пальчиковая игра «Превращения зверушек»), «Моя семья» (панно с использованием различных техник), «Домик в деревне», «Сказочный пейзаж» (декоративное панно с заглаживанием поверхности); «Круговорот» (ассоциативное рисование пластилином на картоне), «Цветы» (композиции в круге). Изготовление объёмной скульптуры: «В гостях у сказки» (лепка от целого куска, игра «Счастливый клубочек»), «Весѐлые человечки» (изучение приёма «примазывание частей»); игра «Живая скульптура»). Пальчиковая гимнастика. Релаксация с массажными мячами.

Флористика

Аппликация из засушенных растений. Заготовка и хранение растений. Приёмы и правила работы с сухими растениями. Подбор материалов для воплощения задуманной работы. Контраст тёмного и светлого.

Практика. Выполнение аппликации: «Осенние картины», «Забавные животные», «Цветик-семицветик», «Белочкины подарки», «Колючая ёлочка», «Ёжик» (из семян бархатцев).

«Мастерская чудес»

Изучение приёмов изготовления поздравительных открыток, моделирования ёлочных украшений из бумаги и картона с применением различных декоративных материалов: мишуры, бусин, текстиля. Приёмы работы с ножницами и клеем.

Практика. Изготовление поздравительных открыток ко Дню Матери, 8 Марта, новогодней открытки, 23 февраля; изготовление ёлочных украшений «Снеговик», «Ангел», «Дед Мороз», «Снегурочка».

 

Аппликация. Коллаж.

Аппликация из различных видов материалов (бумага, кожа, соломка, нарезанные нитки, древесные стружки). Составление формы из геометрических фигур. Комбинирование различных материалов в аппликации: ткань, бумага, кожа, соломка, нитки, древесные опилки. Знакомство с техниками: обрывная аппликация, коллаж. Коллаж, техника и приемы выполнения аппликации из фрагментов фотографий, рисунков, картинок, иллюстраций.

Практика. Выполнение аппликаций; «Волшебный бант» (аппликация из нарезанных ниток), «Портрет звезды», «Стрекоза» (аппликация из соломки), «Раз ромашка, два ромашка», «Птица счастья» (аппликация из кожи). Выполнение декоративного панно «Берёзы в осеннем наряде» (обрывная аппликация), коллажей: «Человечки из букв», «Чудо-дерево» (из кусочков иллюстраций глянцевых журналов).

Изготовление кукол

Особенности изготовления узелковых кукол, кукол из ниток.

Практика. Изготовление куклы из ниток «Цветной человечек», куклы-оберега«Домовушка», узелковой куклы «Зайчик».

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Организация и оформление итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения учащийся должен:

знать:

- правила безопасной работы;

- цвета «теплого и холодного», «темного и светлого» колорита;

- эмоциональное значение цвета (веселый, скучный, мрачный);

- способы изготовления поздравительных открыток, моделирования ёлочных украшений из различных материалов.

уметь:

- подготовить и приводить в порядок рабочее место;

- выполнять линии в различных направлениях, несложные композиции в технике коллаж;

- использовать простейшую пооперационную схему в процессе работы;

- изготовить самостоятельно куклу из ниток.

 

Третий год обучения

 

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
   
    Всего теория практика
  Вводное занятие 1.5 1.5 -
1. Рисование      
2. Лепка      
3. Мастерская чудес      
4. Волшебные куклы      
5. Работа с природными материалами      
6. Конструирование из бумаги      
  Итоговое занятие 1.5 1.5 -
Всего      

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с программой учебного года. Инструктаж по правилам безопасной работы, поведения в помещении и на улице. Игра «Цвета радуги»

Рисование

Линейный рисунок. Линия, штрих, пятно. ТБ при работе с карандашами. Цветовой спектр. Линии чертежа: видимого и невидимого контура. Перенос рисунка по клеточкам, способы переноса на кальку, бумагу. Шаблоны и трафареты. Окружность, деление окружности на части. Д удлинг - техника рисования из простых фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек - дудлов)

Выполнение учащимся рисунка по схеме в цвете. Рисование акварельными красками, гуашью.

Нетрадиционные техники: дудлинг, оттиск печатками, тычок жесткой кистью, оттиск поролоном, восковые мелки и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошек, кляксография, рисование по сырому листу.

Практика. Упражнения в применении чертёжных инструментов, проведение параллельных и перпендикулярных линий. Раскрашивание картинок по цифрам. Соединение по точкам и раскрашивание картинок. Рисунки: «Радуга», «Квадрат», «Колесо», «Рябиновая веточка» (рисование пальчиками), «Солнышко» (рисование ладошками»), «Кто спрятался?» (рисунок из ладошки), «Веселая семейка Ежат» (рисование вилкой), «Елочка нарядная» (оттиск поролоном), «Овечка» (тычок жесткой кистью), «Море» (рисование по сырому листу), «Чудесные превращения» (кляксография), «Вальс цветов» (оттиск печатками), «Поляна одуванчиков» (восковые мелки и акварель), «Обои в моей комнате» (отпечатки листьев + поролон). «Перо», «Котенок» (дудлинг). Самостоятельная работа. Рисунок по выбору. Пальчиковая гимнастика. Релаксация с массажными мячиками.

Лепка

Приемы работы с пластилином и солёным тестом: скатывание, раскатывание жгутиков, колбасок, шариков, сплющивание пальцами, вытягивание, сгибание, приглаживание, отщипывание, соединение деталей. Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев, макаронных изделий, гречки, риса. Выполнение поделок на плоскости: формование, раскатка, надрезание. Последовательность выполнения настенного панно на твердом фоне. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру (без готового контура).

Практика. Поделки: «Травушка-муравушка» (отщипывание кусочков пластилина или соленого теста и раскатывание его двумя пальцами), «Хмурые тучки» (выкладывание жгутов в форме овала, объединение поделок в пластилиновую картину), «Клубок для котенка (самостоятельное закручивание жгутов по кругу), «Снеговик» (сплющивание шариков и размазывание их на картоне), «Елочка-красавица» (выкладывание жгутиков и жгутов на нанесенный контур), «Камешки» (деление целого куска на части, сплющивание), «Радуга» (раскатывание жгутов разных по цвету, одинаковых по толщине, соблюдение порядка цветов радуги), «Бабочка» (понятие симметрии, соединения разных частей в одну картину), «Моя заглавная буква» ( закручивание жгутов по кругу).Пальчиковая гимнастика. Релаксация с массажными мячами.

«Мастерская чудес»

Приёмы изготовления поздравительных открыток, украшенных различными материалами, моделирования ёлочных украшений из бумаги и картона с применением различных декоративных материалов: мишуры, бусин, текстиля.

Практика: Изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилых людей, Дню Матери, 8 Марта, новогодней открытки, 23 февраля; изготовление ёлочных украшений «Фонарик», «Колокольчик», «Гирлянда», «Звездочка», «Шишка».

Волшебные куклы

Куклы-мартинички из ниток. Правила выполнения кукол из ниток способом наматывания.

Куклы-обереги. Узелковые, лоскутковыя куклы. Приемы работы: скручивание, складывание, присборивание.

Практика: Подбор необходимых тканей ниток, тесьмы. Изготовление кукол-мартиничек по образцу, «Цветной человечек», куклы-оберега «Берегиня», узелковых кукол «Мальчик», «Девочка», «Зайчик».

 

Работа с природными материалами

Закрепление ранее полученных знаний о работе с природным материалом. Работа с природным материалом: семенами, крупой, растениями, шишками и др. Самостоятельное составление композиций, изготовление панно и аппликаций по образцу. Техника безопасности при работе.

Практика: Игрушки-сувениры из шишек «Совёнок», «Ёлочная игрушка», «Ёжик». Аппликация из манной крупы «Цветы», «Узоры», «Зимушка-зима». Аппликация из семян «Жираф», «Грибы», «Кукуруза».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: