Дефинзивные - более зрелые.




Цель - допустить информацию в сознание, искажая ее:

· сублимация;

· рационализация;

· альтруизм;

· юмор.

Рассмотрим протективные механизмы защиты,которые относятся к подростковому возрасту.

Название Характеристика Возможные причины
Незрелые механизмы
Пассивный протест Отстранение от общения с близкими людьми, отказ от выполнения различных просьб взрослых. Ощущает себя помехой в жизни родителей, в отношениях с родителями большая дистанция.
Оппозиция Активный протест против требований взрослых, резкие высказывания в их адрес, систематическая лживость. Реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть её.
Эмансипация Борьба за самоутверждение, самостоятельность, высвобождение из-под контроля взрослых. Диктат родителей и других взрослых.
Проекция Собственные отрицательные качества, влечения, отношения человек приписывает другому лицу. Взаимоотношение ребенка с родителями.
Отрицание Отрицает существование неприятностей или старается снизить серьезность угрозы Подавление страха.
Идентификация Отождествляет себя с другим человеком, переносит на себя желаемые чувства и качества. Повышенная тревожность.
Аннулирование Повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшее тревогу. Причины кроются в психике детского возраста.
Изоляция Отделение одной части личности от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. Психологическая травма в раннем детстве.
Интеллектуализация Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Недостаточность социальных контактов.
Самоограничение Отстраняется от общения с близкими людьми, от пищи, от игр, отказывается от выполнения требуемых действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. Нетактичные, издевательские замечания окружающих, в первую очередь, значимых людей.
Регрессия Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения. При некоторых психических заболеваниях.

 

Модели индивидуальной и групповой психологической помощи подросткам при возникновении проблем взросления

К подросткам не должна применяться такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых - родителей или педагогов. А индивидуальная помощь должна осуществляться в форме психологического консультирования по запросу самого подростка. Однако в реальной практике подростки очень редко готовы к формулированию запроса к психологу. Более того, они чаще избегают работы с ним, поскольку это означает стать в чем-то непохожим со сверстниками. Кроме того, психолог - это взрослый, а подростковый период предполагает первоначальное сопротивление любому взрослому. Поэтому, если психологическое консультирование подростков осуществляется в рамках школы, имеет смысл организовать регулярные психологические занятия или циклы занятий по какой-либо теме. Это позволит подростку понять, что может делать психолог, а главное - установить доверительные отношения. Если они есть, подросток при необходимости придет к психологу сам или же будет готов к диалогу с психологом по его инициативе.

Программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья и обеспечить выполнение возрастных задач развития. Соответственно, для подростков можно рассматривать такие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Для 5-го класса характерно резкое повышение интереса учащихся к своему внутреннему миру. Соответственно, важным для них становится, с одной стороны, его исследование, с другой - принятие его окружающими людьми. Поэтому главная тема 5-го класса "Я и мой внутренний мир".

В 6-м классе, как правило, проявляются типичные трудности подростков: возрастает агрессивность, обостряется проблема непокорности, начинаются подростковые конфликты с родителями, в основе которых лежит стремление подростка отстоять свою самостоятельность и чувство взрослости. Поэтому центральной должна стать тема "Типичные проблемы подростка". Однако негативизм подростков в отношении взрослых затрудняет прямое обсуждение на занятиях их проблем. Поэтому с шестиклассниками эффективнее проводить занятия с элементами тренинга: им предъявляется минимальная психологическая информация, а затем отыгрывается в течение занятия. Такая форма напоминает урок, она безопасна для детей - они изучают не собственные проблемы (агрессивность, непокорность, непослушание, страхи, застенчивость, трудности во взаимоотношениях со взрослыми и др.), а "просто психологию". Это позволяет подросткам не только выговорить то, что беспокоит, но и "примерить" полученную информацию на себя, осознать собственные модели поведения.

В 7-м классе занятия проводятся в форме тренинга, так как необходимая атмосфера доверия и безопасности уже сформирована как в группе, так и между подростками и психологом. Как известно, в этом возрасте особую остроту приобретает проблема общения с однополыми и разнополыми сверстниками, остается конфликтным общение с педагогами и родителями. Поэтому главная тема в 7-м классе "Я и другие". Поскольку в этом возрасте особую значимость для подростка приобретает его тело, то на занятиях делается акцент на осознание языка тела, мимики, жестов, движений.

В 8-9-х классах можно проводить уроки психологии, так как уже сформирован определенный уровень абстрактного мышления и учащиеся готовы к принятию психологической информации.

В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для них деятельности), при этом они ставятся перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Примеры упражнений из этой группы.

"Мое поведение в конфликте". Подростки делятся на пары, в которых им необходимо разыграть конфликты из роли предметов (предъявляются карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал, алая губная помада и синие тени и т.п.). Обсуждается, кто из ребят как себя проявлял в конфликте: наступал или оборонялся

1. Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения домой, где будут и другие ребята и девчонки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.

2. Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?

При разыгрывании сценок предлагаются переодевание, изменение голоса и т.п.

Общение с родителями". Подросткам предлагаются ситуации для разыгрывания по ролям. Задача: подростки и родители должны прийти к общему мнению.

Примеры ситуаций.

"Ты уходишь к другу смотреть новый фильм или играть в новую игру, и рассчитываешь прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе натыкаешься на отца или на маму и они говорят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не видать тебе компьютера на день рождения"

 

После этого ведущий рассказывает о типичных ролевых нарушениях: неумение принимать различные по содержанию и статусу роли, неумение продуцировать новые роли, слияние человека с ролью. Приводятся и обсуждаются примеры.

 

ЮНОСТЬ

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

В возрастной периодизации, принятой на симпо­зиуме АМН СССР по возрастной физиологии в 1965 г., юности соответствует возраст от 17 до 21 года.
Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделил в ней
2 фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая ­ на границе со зрелостью.
Первая фаза: ранняя юность (15-17 лет) отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он
уже не ребенок, но вместе с тем еще не взрослый.
Вторая фаза: юность как таковая (18 ­25 лет). Представляет собой начальное звено зрелости.

1. Социальная ситуация развития.
Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от эко­номических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в caмостоятельную жизнь. Значимым для старшего школьника является учение и выбор профессии, жизненного пyти, самоопределение. Новая социальная позиция из­меняет значимость учения, eгo задачи, цели, содержание. Оно оценивается с точки зрения полезности для будущегo. Под этим же yглом зрения меняется и отношение к школьной жизни. С возрастом расширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями, соци­альное развитие приобретает многомерность.
Юноши, девушки выходят на качественно новую социальную позицию, в которой формируется их сознательное отношение к себе как члену общества. Устремлены на приобретение самостоятельности, социальной зрелости, нахождение cвoeгo места в жизни.

2. Учебно-профессиональная деятельность, качественные изменения в учебной деятельности.
Для старшеклассника ведущей является учебно-профессиональная деятельность.. Знания рассматриваются не как ценность саму по себе, а как средство получения хорошей профессии, обеспечивающей высокий уровень доходов (нужность предмета в будущем, нужность предмета для поступления в вуз).
Второе по значимости место у старшеклассников,
поданным И.В. Дубровиной (1997), принадлежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности расширение крyгозора и дрyгие).
Также юноши и девушки стремятся проникнуть в свой внyтренний мир, сформировать личную идентич­ность.
Раз­виваются способности к деятельности в различных областях (производство, художественная деятельность, спорт), складываются новые связи с окружающим миром.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: