Тема: Общая характеристика античной литературы
(лектор – Сысоева Юлия Николаевна,
Доцент кафедры литературы и методики ее преподавания)
Основные этапы развития зарубежной литературы
- Античная литература (с древних времен до V в. н.э.)
- Литература Средних веков (V-XV вв.)
- Литература эпохи Возрождения (Ренессанс) (c XIV в. – в Италии, с XV в. – в других странах Западной Европы, до начала XVII века): ренессансный реализм.
- Литература Нового времени (постренессанс) – XVII в.: классицизм, барокко.
- Литература эпохи Просвещения – XVIII в.: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм.
- Литература XIX века: первая треть века – романтизм, со второй трети века – реализм.
- Литература конца XIX – начала XX в. (эпоха декаданса): реализм, натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм и др.
- Литература ХХ в. (модернизм, реализм, социалистический реализм, постмодернизм).
Общая характеристика и периодизация античной литературы
Antiquus (лат.) – древний.
Предметом изучения является не вся древняя литература, а только литература древней Европы, которая представлена литературой Древней Греции и Древнего Рима.
Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до нашей эры, а начало римской письменной литературы – к 3 веку до нашей эры. Конечная точка – падение Римской империи в 5 веке нашей эры. Империя пала под натиском варваров, которые не обладали культурой, поэтому многое было разрушено и не дошло до нашего времени.
Существуют разные способы периодизации АЛ и разные подходы к этой проблеме. Самая главная периодизация – это деление АЛ на 3 периода по социальному устройству.
1 период связан с общинно-родовым устройством. Он называется доклассическим, или архаическим. Его начало теряется в глубине веков, заканчивается этот период в течение первой трети первого тысячелетия до н.э.
Основной род литературы этого периода – эпос, основной жанр – героическая поэма («Илиада», «Одиссея», 9-8 век до н.э.). Источник сюжетов – мифология.
Главные идеи: защита общеродовых ценностей, патриотизм, служение своему народу, следование божественным законам.
2 период – классический, 7 – 4 вв. до н.э. Это эпоха греческого рабовладения, его становления. Главная форма соц. устройства – полис – город-государство. В сознании людей происходят изменения: вместо родовых ценностей появляются индивидуальные. Усиливается субъективное начало в литературе. На смену героическому приходит дидактический эпос (Гесиод «Труды и дни», басни Эзопа, к.8 – 6 века до н.э.)
В связи с выделением самостоятельного «я» появляются новые виды литературы:
– лирика (7 век до н.э. – расцвет лирики);
Представители: Калин, Тиртей, Архилох, Солон, Феогнид, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар.
– драма (как род литературы возникает в 6 веке до н.э., расцвет – в 5 веке до н.э., т.н. «золотой век» греческой литературы; 2 основных жанра – комедия и трагедия); главные идеи: утверждение идеалов афинской демократии, осмысление процесса упадка демократии; основной конфликт: человек и рок, судьба.
Представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.
– прозаическая литература – сочинения по истории, риторике, философии (развитие прозы начинается с 4 века до н.э.).
3 период – эллинистически-римский, 3 век до н.э. – 5 век н.э. В 3 веке на сцену выходит римское государство и римская культура, которая развивалась под действием уже сформировавшейся греческой культуры. Происходит перенос акцента с духовной жизни на частную жизнь обычного человека. Новые жанры: бытовая комедия (представители: Тит Макций Плавт, Публий Теренций Афр), биография (представитель: Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Возникает интерес к характерам (произведение Феофраста «Характеры»). Развивается героический эпос, драма, ораторская и историческая проза.
«Золотой век» римской литературы – эпоха принципата – время правления Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Представители: Публий Вергилий Марон (создатель национального героического эпоса), Квинт Гораций Флакк (основоположник классицизма), Публий Овидий Назон.
К концу этого периода появляется новый жанр – роман (Луций Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел») и т.н. «греческий роман» – как прозаическое повествование о паре возлюбленных (представители: Харитон «Херей и Каллироя», Лонг «Дафнис и Хлоя»). В этот период возникает филология как наука.
Литература
Учебники и учебные пособия
Античная литература: учебник для студ. пед. институтов / Сост.: А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи; под ред. проф. А.А. Тахо-Годи и др. – 4-е изд., дораб. – М., 1986.
Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. – Саратов, 1982.
Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак-тов пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция. – М.: Флинта: Наука, 2001.
Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак-тов пед. вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим. – М.: Флинта: Наука, 2001.
История греческой литературы: В 3 т. / Под ред. С.И. Соболевского. – М.; Л., 1960.
История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1983. – Т.1 (раздел «Литература европейской античности»).
История римской литературы / Под ред. Н.Ф. Дератани. – М., 1954.
История римской литературы: В 2 т. / Под ред. С.И. Соболевского. – М., 1962.
Лосев А.Ф. и др. Античная литература. – 7-е изд. М., 2008.
Радциг С. И. История древнегреческой литературы. –5-е изд. – М., 1982.
Тронский И.М. История античной литературы. – 7-е изд. – М., 2007.
Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – 2-е изд. – М., 1972.
Научные труды
Академические школы в русском литературоведении: Сб. статей. Гл. 1. М., 1975.
Античная цивилизация. М., 1973.
Античное общество. М., 1967.
Векер К. Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.
Боннар А. Греческая цивилизация. М.. 1995
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
Мелетинский Е.М Поэтика мифа. М., 1995.
Петрова Н.Ф. Круглый стол "Античный миф и пути его изучения // Филологические науки. 1997. № 5. С. 121-124.
Радциг С. И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян. М., 1962.