Начало
Журнал Института богословия и философии
№ 10. СПБ. 2001
М. Лаптева
У следа стопы Богородицы
Об одной поездке в Псковскую епархию
…Нас еще ждали в деревне Кануновщина прихожане Каменно-конецкой церкви, Валентина Дмитриевна Ферсенкова (1934 г.р.) и ее мать Зинаида Семеновна Зверева (1909 г.р.). В комнате было очень чисто и уютно, в углу перед иконой Спасителя горела лампадка. На стене висели семейные фотографии, среди которых — портрет Зинаиды Семеновны в молодости — строгая красивая девушка лет двадцати. Хозяйки рассказали нам о жизни прихода и о себе. Зинаида Сергеевна во время оккупации была актрисой и по распоряжению немцев играла в разных спектаклях.
Мы были очень рады познакомиться и побеседовать с этими гостеприимными, открытыми женщинами. Вот запись этой беседы.
Расскажите, пожалуйста, как вы здесь поселились?
З.С. Я из деревни Подолешье, которая находилась совсем рядом. Родители были крестьяне. С детства ходили с мамой в церковь, молились, причащались. Сюда вышла замуж.
Что было с храмом во время войны?
В.Д. Когда пришли немцы, дали нам молитвословы. Прихожан было очень много. Мы пели на клиросе, молодежь знала все основные молитвы.
З.С. Я состояла в «двадцатке», выбранной из постоянных прихожан для помощи при храме. Это были в основном женщины — и доски носили, и на службе стояли.
Что это за молитвословы? (перед нами лежит небольшой старенький молитвослов с надписью «для освобожденных территорий»).
В Д. Давали в церкви во время оккупации в 1942 году для освобожденных немцами от советской власти территорий. Так они это называли. Но мы получали их из рук русских.
Ходили ли сами немцы в церковь?
|
З.С. Немцы ходили очень редко, в основном, церковь посещало начальство.
Жительницы д. Кануновщина
Валентина Дмитриевна Ферсенкова (слева)
и Зинаида Семёновна Зверева.
Заставляли ли кого-нибудь ходить в церковь?
З.С. Нет, мы сами ходили. Священники тогда приезжали из Гдова, еще служили в часовне.
В.Д. В 1942 году мы пошли в первый класс. В классе висела икона. Каждое утро уроки начинались с того, что приходил старшина области (немец) и говорил «Хайль Гитлер». Все отвечали. После этого выходил дежурный по классу, вставал на колени и читал молитву «Царю Небесный».
Как относились немцы к населению?
З.С. Когда оккупировали — разговаривали, хохотали. Жестокости не проявляли (по сравнению с другими местами России), но в Гдове вешали коммунистов.
В Д. По распоряжению немцев совершали молитвы, крестные ходы в Гдов. Нам, детям, дали однажды книжку («Заяц и еж») и по пирожку. Идти было сказано всем. Еще ходили в д. Кярово на Казанскую (престольный праздник).
З.С. При немцах страшно было жить. Могли прийти ночью, попросить молока или сапоги. Земля была поделена на полосы, им нужно было сдавать сельхоз продукты. Немцы спалили д. Полично, а в Подос-- татье партизанку.
Когда отступали, взорвали церковь в Гдове (тот храм, к которому ходили с крестным ходом).
Как изменилась жизнь с уходом немцев?
В Д. После того, как немцы ушли, народу в деревне стало меньше. Начали восстанавливать Ленинград — молодежь поехала туда. Из школы 400 человек отправилось, оставалось все меньше и меньше детей. Потом и школы вообще не стало.
|
Закрылся ли храм с приходом Красной армии в конце тридцатых годов?
З.С. Церковь закрыта не была. Люди ходили, венчались. В 1938 году венчалась и я. Тот же священник крестил и дочь. Тогда его семью уже стали выселять, крестить приехал на дом, после крещения стал прощаться: «Последний раз служу». Потом заплакал. Впоследствии был сослан с семьей (но никого не расстреляли), а после ссылки вернулся. Здесь и умер. Это был очень хороший священник.
А чем отличалась жизнь прихода во времена вашей молодости?
З.С. Все ходили в церковь по праздничному, не так, как теперь. В воскресенье не работали. А в будни — работа в колхозе, и поэтому в церковь в эти дни не пускали.
В Д. После войны уже в 1952—1953 гг., детей крестить не давали. На Пасху устраивали танцы и под строгим приказом надо было идти в клуб. Но после окончания танцев мы бегом бежали в церковь. А директор школы (Гагарина Валентина Анатольевна) в 9—10 классе ругала скорее за то, что кино тайком смотрели, чем за то, что в церковь ходили.
Как изменилась ситуация в хрущевское время и позже?
В Д. В 60-е годы крестили дочь. В это время к вере люди приобщались верующими родственниками прошлого поколения. Многие сверстники уже ничего не знали о вере и церкви. Сейчас народ в церковь не ходит. Если зайдут, то очень редко. Что-то передается от родителей. Но в целом люди ничего не знают.
Совсем уж поздно мы вернулись в сторожку, где нас давно ждали.' После вечерней трапезы я разговорилась с Наташей, девушкой 24-х лет, которая живет и трудится при храме, поет в хоре. Родом она из Москвы, но живет здесь одна. К сожалению, она очень плохо видит и почти не может читать, но постоянно молится, слушает записи проповедей и песнопений, трудится. И душа ее полна веры, христианской простоты и надежды, что дает ей силу Духа во Христе. Наташа рассказывала про предыдущего батюшку-настоятеля. Он был очень сильным духовником и молитвенником. Тогда не было поблизости воды, и он указал место, где, прокопав немного землю, нашли чистую, вкусную воду.
|
Еще в сторожке с нами были бабушка и отец о. Василия, служащий в храме псаломщиком. Мне запомнились его очень добрые радостные глаза. «Это — наш корабль», — сказал он о храме, рядом с которым мы его сфотографировали.
Рано утром мы отправились на богослужение. Была родительская суббота и батюшка служил утреню вместе с литургией. Мы вошли в еще пустой и темный храм, оживленный только чтением утренних молитв. Постепенно стали подходить люди. С восходом солнца в храме становилось все светлее — лучи проходили сквозь окна, освещая внутреннее убранство, высокий красивый иконостас с изображением библейских событий, святых. На клиросе пел хор — несколько прихожанок. Все было очень просто, отлично от городских приходов. После службы батюшка благословил прихожан, окропляя св. водой.
Народу в этот день находилось много, обычно же, когда нет праздников, в храме бывает около десяти человек. Дочь о. Василия Маша, первоклассница, рассказывала нам, что скоро будет читать в храме Апостол на церковно-славянском языке.
Поездка всем нам очень понравилась. Конечно, местность чрезвычайно бедная, народ невоцерковленный, людям некуда податься в смысле духовного образования. По словам батюшки, он исповедывал всего человек 10—15 со всей деревни. Но в то же время мы увидели источающие свет храмы и святыни, людей, сердца которых исполнены веры и надежды, и жизнь их является продолжением храма, его строительством.
Сейчас, когда дороги в церковь открыты, люди в большинстве своем все-таки еще не определились в духовном отношении, подвержены влиянию толпы. Говоря об этом, хочется в заключение привести стихи иеромонаха Романа:
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа