Карелин Рафаил Великие христианские праздники 1часть




 

Карелин Рафаил "Великие христианские праздники"


РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

8 (21) сентября

8 сентября по юлианскому календарю (21 по новому стилю) в
Палестине, в небольшом городке Назарете, у престарелых супругов
Иоакима и Анны родилась дочь, которую Церковь во всей Вселенной
прославляет, как Матерь Божию и как невесту Святого Духа.
Сентябрь - первый месяц церковного новолетия, начало
богослужебного круга, называемого индиктом. Восьмой день первого
месяца имеет символическое значение, цифра 8 у пифагорейцев и
платоников означала гармонию мира, а у христианских экзегетов -
вечность. Восьмитысячелетний цикл в эсхатологии принято
рассматривать как начало и конец времени. Время и материя,
скрывающие собой, как занавесью, царство вечности, в конце мировой
истории сгорят в духовном огне, открыв дивную красоту
преображенной в Божественном свете Вселенной. Первый месяц цер
ковного года - символ и знак того, что Дева Мария вошла в этот мир
как луч Божественного света, как Божественное откровение,
воплощенное в человеческом образе, дивное и неповторимое.
После рождения Девы Марии мир стал другим Вечность открыл
человечеству Иисус Христос - Сьн Божий и Сын Девы Марии. Но сияние
вечности уже озаряло лик Девы Марии. Душа первого человека была
создана дыханием Божественных уст. Дева Мария чиста, как дыхание
Божества. Христос - солнце мира, а Дева Мария его заря. Первые
лучи зари еще не могут осветить Землю, но уже пронизывают золотой
пряжей темно-синий бархат неба.
Дева Мария родилась в городке Назарете, расположенном в
C`khkee, северной части Палестины, вдали от проезжих дорог и
караванных путей. О нем ничего не сказано в Ветхом Завете.
Назарет, как и земная жизнь в этом городке Девы Марии, покрыт
тайной молчания.

В Назарете, расположенном в гористой местности, многие
жилища, вырытые в скалах, напоминают пещерные кельи монахов.
Вспомним: когда паломники подходили к Иерусалиму, прежде всего им
бросалась в глаза сверкающая под лучами солнца золотая кровля
храма. Казалось, что небо над Иерусалимом золотого цвета.
Паломники, посещавшие Назарет, говорят, что небо над ним какого-то
особенного, не сравнимого ни с чем голубого цвета.

Золотой цвет - символ Божественного величия. Золотой фон на
иконах знаменует собой вечность и
бесконечность. Голубой цвет - это символ Божией Матери Ее
духовности и чистоты, молчания и целомудрия глубоких, как лазурь
небес. Одеяние Божией Матери на иконах обычно окрашено в синий и
голубой
цвета.
Родители Божией Матери Иоаким и Анна, всю свою долгую
супружескую жизнь молили Бога о даровании им ребенка, они дали
обет посвятить своего ребенка Богу. У престарелых родителей на
закате их жизни родилась дочь.
Господь, испытывая скорбями праведников дает затем им больше
того, что они дерзали просить. Иоаким и Анна с первых дней жизни
Девы Марии старались окружить Ее тем, что говорило бы детской душе
о Боге. Ничто грязное и скверное не коснулось слуха и глаз
ребенка. На восьмой от рождения день Ей дали имя Мария, что значит
"госпожа, возвышенная". Первые слова, которые она научилась
лепетать, были: имя Божие и молитва, С раскрытием сознания ребенка
распускалась в Ее сердце любовь к Богу. Вся жизнь Девы Марии была
пламенем ярко горящего светильника. К этому духовному огню не
могло приблизиться никакое темное демоническое искушение. Она -
единственная из дев, душа которой не была затуманена ни на
мгновение ни одним грехом.
Когда Деве Марии исполнился год, Иоаким пригласил к себе в дом
священников и родственников. После трапезы каждый священник брал
ребенка на руки и благословлял его. Когда Деве Марии исполнилось
три года, родители решили исполнить данный ими обет и привести ее
в Иерусалимский храм.
Чему учит христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы?
Чтобы родители - христиане помнили, кому они посвящают своих
детей, кому отдают их души - Богу или демону.

Однажды к Сократу женщина привела своего годовалого ребенка и
спросила, как правильно воспитать его. Сократ ответил: "Целый год
потерян, теперь надо не воспитывать, а перевоспитывать". Был такой
случай: родился ребенок, который не мог говорить и двигаться. У
него были расслаблены все члены тела. Он лежал как непогребенный
труп, но родители окружали его вниманием и лаской. Беседовали с
ним как со здоровым, хотя он не мог даже движением руки ответить
им. Они ухаживали за ним, выносили на про гулки и читали ему
книги. Так прошло двадцать лет И вдруг перед своей смертью больной
получил дар речи. Окружающие с удивлением убедились что он не
только может говорить, но помнит, что с ним происходило за эти
cnd{. Он мог каждого назвать по имени, рассказать все, что с ним
делали, как с ним обращались, хотя окружающим он казался тогда
живым мертвецом.

Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что
происходит вокруг него. Особенно же - душевное состояние матери, с
которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-
христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим
самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье
вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями
происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его
душа получает урок жестокости.
Доказано, что, когда человек приходит в ярость, у него в крови
появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок
отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Его пси
хика деформируется и разрушается. Все доброе и злое ребенок
воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его
подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят
ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей,
упрекая их в самой черной неблагодарности, спрашивают кто же их
этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая
того. Ребенок, который, находясь еще в материнском чреве, слышит
отвратительную грязную брань, развращен еще до своего рождения. То
же происходит, если мать смотрит нечистые картины и произносит
бесстыдные слова.
Проходят годы, и родители, получая возмездие от своих детей, с
горечью говорят: "Мы хотели как можно лучше воспитать своего
ребенка, а что из него вышло?" Вышло подобие родителей.
Надо помнить, что духовное общение людей совершается помимо
всех слов, внутренние состояния передаются друг другу
непосредственно. Каждый может убедиться в этом. Общение с одними
людьми тягостно и опустошительно для души. Напротив, общение с
другими приносит радость и покой, как будто прибавляя духовные
силы. Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей.
Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить
Богу свое сердце.

Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь
святых родителей Девы Марии - Иоакима и Анны. Пусть эти
ветхозаветные праведники будут для родителей примером терпения,
надежды и любви.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

14 (27) сентября

Каждый народ внес свой вклад в историю цивилизации: китайцы
изобрели компас, индусы - ракету, халдеи составили солнечный
календарь, греки определили окружность земли, а римский
государственный гений обогатил мировую культуру двумя блестящими
достижениями: обширным сводом законов ("Римское право"), который
лег в основу всех европейских законодательств, и крестом - самым
мучительным видом смертной казни. Предназначенной для разбойников,
hglemmhjnb государства и взбунтовавшихся рабов.
Свод Римских законов, который казался жителям провинций
величественным, как небесный свод над империей, со временем, в
руках политических и юридических шулеров, превратился в колоду
игральных карт. Но крест вместе с победоносными римскими легионами
стоял непоколебимо на страже спокойствия границ и порядка в
метрополии. Он казался железной пятой Рима, которая готова
беспощадно раздавить всех врагов государства и кесаря. Крест, как
голос рока, как меч Немезиды, предвозвещал неумолимое и неот
вратимое возмездие и неминуемую кару явным, тайным и возможным
противникам Рима. Мучение на кресте было ужасным. Человека
пригвождали стальными клиньями, а иногда, чтоб усилить мучения,
привязывали веревками к кресту, и тогда его страдания и агония
длились в течение нескольких дней, долгих как столетия. Смерть для
распятого казалась самой великой милостью. Присужденный к распятию
лишался всех человеческих прав. Даже права на погребение. Обычно
тело распятого висело на кресте, пока не истлевало до костей, или
же труп выбрасывали за город, как падаль, на съедение хищным
птицам и шакалам;
поэтому над местом казни кружились, как черные тучи или дым над
костром, стаи воронов. Крестная казнь должна была устрашить и
парализовать волю злоумышленников, поэтому солдаты сгоняли людей
смотреть на распятие; но чаще всего толпа сама спешила на это
мрачное зрелище. Казнь привлекала больше зрителей, чем театральное
представление. Здесь не артист играл привычную роль, а живой
человек бился в конвульсиях боли; здесь текла не краска из пузыря,
спрятанного под одеждой актера, а кровь из живого человеческого
тела. Поэтому для черни день казни преступников был праздником.
"Хлеба и зрелищ" - крики толпы, оглашавшие улицы Рима при Тиберии,
сменились криками: "Христиан - львам" при Нероне.
Для римлянина империя была божеством, а кесарь - ее
олицетворением. На знаменах и эмблемах Рима кесарь изображался
окруженным языческими богами; от восседал на высоком троне как
повелитель "Вечного города" и экумены (обитаемая часть Вселенной)
.

На картине III века были изображены провинции Рима в виде
прекрасных девушек, приносящих свои дары Риму - Диоклетиану.
Император Тиберии выразил свое негодование александрийским иудеям,
узнав, что они молились за него, а не ему. Гению (духу) императора
возводились храмы, как покровителю Рима, смерть императора
превращалась в апофеоз. Земные (хтонические) божества, ведущие
свое родословие от Нимврода - строителя Вавилонской башни, не
желали разделять свою власть с Небесным Богом. Римские сатурналии,
иудейский хилиазм (учение о тысячелетнем царстве изобилия),
восточные мистерии внушали людям надежду, что мудрецы и мессии
построят рай на земле - рай как чашу неисчерпаемых наслаждений.

Христос был осужден на смерть. Многие недоумевали, за что
распяли Христа, откуда такая жестокость? Надо удивляться другому:
как ад и богоборческий мир могли терпеть проповедь Христа целых
три года. Христа осудили на распятие. Христа осудили как врага
иудейского народа ("Он погубит наш народ", - сказал Каиафа), как
врага императора ("Всякий, называющий себя царем, - противник
кесаря"), как врага религии ("Он богохульствует"). В сравнении с
безопасностью кесаря и счастьем народа жизнь одного человека не
qrnhk` ничего. Приговор был вынесен. Крест приготовлен уже давно.
Христос, обагренный кровью, шел на Голгофу, шатаясь и падая под
тяжестью Креста. Мессия был отвергнут; лжемессии - приняты с
ликованием. Вскоре на месте обещанного царства Соломона лежал
поверженный Иерусалим в развалинах и дымящемся пепелище, напоенный
кровью, как будто одетый в багряницу.
В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и
полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно
ада. Поэтому Христос, будучи жертвой за все человечество, избрал
распятие как вид страдания, совмещающего в себе все душевные и
телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи
человечества. Сын Божий, Божественный Логос, имел предвечно в
своей идее весь сотворенный мир, все человечество, - теперь на
кресте Он приносит Себя в жертву за Свое творение.
Христос страдал как человек, но Его Божественное достоинство
придало человеческим страданиям степень всеискупительной жертвы.

Сектанты упрекают православных в почитании Креста. Им кажется,
что нельзя почитать орудие смерти и страданий. В этом звучит
инерция ветхозаветного ужаса перед Крестом. Для них смерть
ассоциируется с поражением, но для нас Крест - это символ величай
шей из побед, победы жизни над смертью и царством ада. Не смерть
на Кресте победила Спасителя, а Христос через Крест победил
смерть. Для нас Крест - это та единственная сила, которая
соединяет Землю с Небом, таинственный мост, перекинутый через
бездну, по которому человек приближается к Божеству. Для нас Крест
и Воскресение неразделимы.

Перед крестными страданиями Господь сказал: "Ныне прославится Сын
человеческий". Крест - Его слава, Крест - вечное сияние Его любви.
По словам Иоанна Златоуста: "Крест не только спас людей, но и
ангелов приблизил к Богу". В прощальной беседе с учениками Господь
сказал: Я даю вам новую заповедь: любите друг друга, как Я
возлюбил вас.
Без Голгофского Креста эта заповедь о жертвенной любви была
бы нераскрытой и непонятной.
Господь сказал: "Не мир принес Я вам, но меч". Крест - это
духовный меч, который разрушает постыдный мир с грехом, который
отделит в вечности истинных христиан от мнимых.
Тайну Распятого Бога не могли понять ни иудейский формализм,
ни языческие аполлонизм и дионисийство, ни эллинская философия, ни
римская культура. Поэтому христианская Церковь сразу же стала
гонимой. Крест - соблазн для иудеев и безумие для эллинов. И
теперь в наше время тайна "Распятой Любви" (слова св. Игнатия
Богоносца) остается камнем преткновения для многих из тех, кто
носит имя христиан.
Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о
двух событиях: обретении Креста при императоре Константине (IV
век) и возвращении его в Иерусалим при Ираклии (VII век).
Иудейскому князю, члену Синедриона Иосифу Аримафейскому, была
оказана особая милость со стороны римского прокуратора Пилата -
разрешение похоронить Казненного на Кресте в своей гробнице.
Тела разбойников, по случаю наступающей Пасхи, были спешно
b{begem{ за город, а три креста - закопаны в пещере под Голгофским
холмом.

Эта казнь на Голгофе была последней.
Впоследствии для казней римляне выбрали другое место. На
Голгофу враги Христа стали выбрасывать мусор и разные нечистоты
(как бы предвосхищая этим методы будущей антирелигиозной
пропаганды). После мятежа лжемессии Бар-Кохбы Римское прави
тельство выслало иудеев из Иерусалима. Город получил новое имя -
Элий (солнечный). Император Адриан, известный своими гонениями на
христиан, велел построить на Голгофе языческий храм богини чув
ственной любви и сладострастия - Венеры. Императоры, а вернее,
демонические силы - их гении - знали, что христианство
несовместимо с развратом, особенно возведенным в степень культа и
культуры, с поклонением Венере-Афродите - богине, выходящей нагой
из моря, героине самых скандальных историй у древних мифотворцев и
поэтов. (Недаром апокалиптический зверь должен также выйти из
моря. Море в церковной символике означает стихию лжи, где нет
ничего верного и постоянного).
Демон знает, что достаточно нравственно растлить человека,
чтобы отнять у него Бога.

Существует три вида борьбы с христианством.
1. Его физическое уничтожение огнем и мечом. В такой борьбе
рождаются герои и трусы, мученики за веру и отступники от нее.
2. Борьба ложью и клеветой, подделками, циничными насмешками
и тонкой иронией, когда в сознание людей постепенно внедряется
лживое карикатурное представление о христианстве. Достаточно
сравнить хрестоматийные высказывания идеологов атеизма с площадной
бранью, нацарапанной на стенах разграбленных и разрушенных храмов,
чтобы увидеть их генетическое и культурное единство.
3. Борьба через профанацию христианства. Храмы не
разрушаются, но рядом с ними растут, как грибы после дождя, капища
Венеры - "театры эротики", видеозалы и т.д. На одной полке вместе
с Евангелием лежат для продажи руководства по восточному сексу,
астрологии и хиромантии, в одном ряду fc иконами - самые
прихотливые изображения современных Афродит и Венер.
Развратившаяся душа не может полюбить красоту добродетели, не
может принять благодати Божией.
Есть еще и другие виды борьбы с христианством. Например,
теософская школа, общая для древних гностиков и современных
индоманов, где христианство - универсальную и вечную истину -
хотят представить, как регионально-исторический феномен, который
нужно постоянно обновлять и пополнять через заимствования из
других религий. Также реформаторство и модернизм, которые
постепенно превращают христианство в социологию, а церковь - в
культурно-общественный институт, где идеи о Боге и вечности
приобретают второстепенное, так сказать, вспомогательное значение
(этот процесс особенно ярко выражен в некоторых протестантских
конфессиях и общинах).
В царствование равноапостольного императора Константина (IV
век) в Иерусалим отправилась его мать Елена с целью обрести
величайшую из святынь -Крест Спасителя. При помощи нескольких
жителей Иерусалима, которые знали от своих предков о месте
up`memh Креста, начались раскопки. Языческий храм был снесен
вместе с фундаментом. Под землей была обнаружена пещера, где
находились три креста и гвозди. Гвозди от Креста Спасителя
казались выкованными из серебра. К Кресту Спасителя приносили боль
ных и они получали исцеление. Крест был обретен перед Пасхой.
Множество паломников собралось в этот год в Палестине. Улицы и
площади Иерусалима были наполнены толпами народа, как будто потоки
вод за-! топили город. Не было возможности всем богомольцам
приблизиться к Кресту или даже издали взглянуть на него.
Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на
руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз
они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть
его; люди при этом падали на землю с криком: "Господи, помилуй".
Императором Константином был построен огромный величественный храм
Воскресения Господня, под сводами которого, как в священном
ковчеге, как в бесценной сокровищнице, оказались главные святыни
христианского мира - Голгофа и Гробница Христа.
Древо Креста поставили в алтаре храма Воскресения на горнем
месте. Часть Святого Древа, Подножие Креста и один из Гвоздей были
подарены императором Константином Грузинской Церкви. Подножие
хранилось в горных крепостях. При грузинском царе Георгии XII оно
бесследно исчезло. Гвоздь находился в Манглисском храме. Имеется
документ Русского правительства, подтверждающий права потомков
царя Арчила на эту великую святыню. В настоящее время Гвоздь
находится в Тбилиси в алтаре Сионского собора. Часть Древа
Животворящего Креста вложена в крест Мцхетского кафедрала
Светицховели.

В начале VII века Иерусалим был захвачен персидским царем
Хосровом, который увез в числе прочих трофеев в Персию Древо
Креста.
В это тяжелое для Византии время престолом овладел правитель
Египта Ираклий I. Его походы в Персию сравнивают с походами
Александра Македонского. Иран потерпел поражение. Старший сын
Хосрова убил своего отца. Крест был возвращен в Палестину. Царь
Ираклий на своих плечах нес Крест от ворот Иерусалима до храма
Воскресения. Из благоговения к Кресту царь снял с себя корону и
порфиру и шел по улицам Святого Града одетый в рубище.
Вскоре на Востоке появился новый противник - арабы, которым не
могли противостоять обессиленные в долголетней войне Византия и
Иран. Палестина оказалась под властью магометан. Иерусалимские
патриархи должны были выплачивать огромные подати, чтобы сохранить
христианские святыни от разрушения и уничтожения.
В XI веке рыцари-крестоносцы взяли штурмом Иерусалим.
Православные христиане радовались этому, как освобождению от ига и
плена. Но вскоре наступило горькое разочарование. Крестоносцы
захватили храмы, изгнали православное духовенство и стали силой
распространять католичество. Иерусалимский патриарх был вынужден
покинуть Святой Град. Для православных иго мусульман оказалось
легче, чем власть их Западных братьев.

Крестоносцы брали с собой в походы Древо Креста, как во
времена Судей иудеи брали с собой на битву Ковчег Завета.
В XII веке египетский султан Салах-эд-Дин разбил
jpeqrnmnqveb. В ожесточенной битве на "Горе Блаженств" было
уничтожено все войско крестоносцев. Геройское сопротивление оказал
отряд рыцарей, охранявших Крест. Только со смертью последнего ры
царя Крест был взят мусульманами.
Византийский император и европейские государи предлагали
Салах-эд-Дину огромный выкуп за Древо Креста, но султан был
неумолим, т.к. считал Крест унижением для Божества. Только после
смерти Салах-эд-Дина Крест был возвращен христианам. В настоящее
время Голгофский Крест разделен на части, которые находятся во
всех странах христианского мира. Самая большая часть Голгофского
Креста хранится в алтаре Иерусалимского храма Воскресения Христа
Спасителя (католики со времен крестовых походов называют
Иерусалимский кафедрал храмом Гроба Господня).
Четырехконечный крест знаменует собой четыре стороны света,
т.е. искупление всего человечества; четыре времени года - вечную
жертву. Церковные гимнографы называют Крест воплощением любви. Его
вертикальный луч - любовь между Богом и человеком, горизонтальный
- любовь между людьми.

Восьмиконечный крест включает в себя доску с надписью о вине
Казненного и подставку (подножие Его ног). Распятый не висел, а
стоял, прибитый к Кресту. Надпись на Кресте Спасителя гласила:
"Царь Иудейский". Это была насмешка Пилата и над Осужденным, и над
Его врагами, но в мистическом значении слово "иудейский"
соответствовало древней этимологии - "слава". Царь Иудейский -
Царь Славы. Насмешка над Христом стала откровением мистического
значения распятия: слава в унижении - слава в жертвенной любви.
Изображение Распятия - это икона Христа, и, как икона, несет в
себе элементы символики. Наклоненное подножие означает нисхождение
души Христа во ад и возведение из глубины ада ветхозаветных
праведников.
Восьмиконечный крест символически означает вечность. Восемь -
знак вечности, восемь - знак Воскресения (Воскресение Христа
совершилось после субботы - седьмого дня).
Махатма Ганди в своей автобиографии проронил знаменательные
слова. Он сказал, что удивляется, почему смерть Христа так
потрясает сердца христиан, ведь в Индии есть мученики, которые
претерпевали более продолжительные пытки. Индийский националист не
понял и не мог понять тайну Креста. Для него Крест - это только
физические страдания, боль мышц и жил, муки тела. А религиозная
интуиция христиан чувствует в Кресте гораздо больше. Это духовные
муки Спасителя, Который на Кресте пережил слитые воедино страдания
всего человечества, возмездие за грехи всего мира, адский пламень,
возженный грехами и преступлениями людей, Творец вечности и
времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и
боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени
выпила до дна душа Богочеловека. Поэтому Христос не только
величайший из мучеников - в Его Кресте соединены воедино все
кресты и, пережитые им, все мучения Земли и ада, от праотцев
человечества до тех, кто увидит воочию Его Второе Пришествие.
Только вечность откроет тайну того, что совершилось на
Голгофе.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

21 ноября (4 декабря)

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по своей
структуре напоминает чертеж многоярусного дворца. Историческая
основа праздника: посвящение Девы Марии Богу по обету Ее родителей
Иоакима и Анны. Символический и духовный планы праздника: мистика
храма, значение храма для христианина, посвящение человеческой
души Богу, цель и смысл православного монашества. Обет посвящения
ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в храм; над ним
совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при храме,
посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял
различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье
священных одеяний и т.д.).
Когда Деве Марии исполнилось три года, то Ее родители вместе с
Дочерью, в сопровождении многочисленных родственников, пешком
отправились из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня они
приблизились к Святому Граду. Чудная картина открылась их взору.
Храм на уступе горы Морея был похож на корабль, стоящий у пристани
с распущенными белоснежными парусами, казалось, что он готов
подняться ввысь и поплыть по лазурному океану неба. Лучи
восходящего солнца, отражаясь и искрясь на золотых спицах купола
[Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не
садились на нее. (Иосиф Флавий «Иудейские древности»)], окружали
храм переливающимся прозрачным облаком света, как сияющим нимбом.
Навстречу паломникам вышел первосвященник, по преданию -
праведный Захария. Дева Мария, оставив родителей, быстро взошла по
высоким ступеням храма, не поддерживаемая никем, обняла ризу
первосвященника. Он взял ее за руку и ввел в храм, к изумлению
священников и левитов - в алтарь, который назывался Святая Святых.
Десять лет Мария жила при храме. Душа Ее под священными сводами
храма стала живым храмом Божества.

Храм - это икона Неба, храм - место невидимого присутствия
Божества, поле Божественных сил и энергий. В храме Церковь земная
соединена с Церковью Небесной. В храме непрестанно льются, как вол
ны реки, песнопения ангелов: их небесные хоралы слышит
человеческая душа, погруженная в молитву;
храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, его видит
человеческое сердце, омытое слезами покаяния.
В храме проходит в священных символах и образах вся история
человечества. В храме время теряет свою прямолинейную
протяженность, будущее и прошлое во взаимопроникающих циклах
становятся настоящим. В храме время, воцерковленное ритмами
богослужения, отражает световой образ вечности. В храмовом
богослужении звучит голос пророков, возвещающих о пришествии
Христа, и проповедь апостолов о том, что спасение мира
совершилось; в храме безгласно звучит пение серафимов, которым
они славили Бога при мироздании; в храме предвозвещается будущий
Страшный Суд над ангелами и людьми. В храме само пространство и
время открываются в новых таинственных глубинах и измерениях, в
огромных внутренних емкостях, в которые вмещаются вся история мира
и все пространство Вселенной. Храм - это Библия, воплощенная в
камне, это иерархические ряды священных символов, через которые
dsx` человека восходит к Богу. Храм - это место сокровенной встре
чи души с Божеством.

Круг храмового богослужения становится золотым кольцом,
которым человек обручается с вечностью. Люди, не включенные в
духовную жизнь, обычно воспринимают храм как синтез зодчества раз
личных эпох, культур и народов, как достижение человеческой мысли
и воплощение эстетического гения художника.
Но это не так, храм является откровением Божественного Логоса
на земле, частью Священного Предания. Христианский храм несет в
себе вечное и неизменное содержание, поэтому формы храма, его
знаково-символический язык должны быть твердыми и устойчивыми,
общими для всех регионов и времен. Образ ветхозаветной Скинии -
походной церкви - был показан Моисею на Синайской горе во время
Феофании (Богоявления).

План Иерусалимского храма составили цари-пророки Давид и
Соломон. Один из них написал «Псалтирь» - основу богослужебных
молитв, другой -«Песню песней», которую древние мистики сравнивали
со Святая Святых храма. Все в храме священно, все имеет
таинственный смысл.
Апостолы Павел и Иоанн созерцали Царство Небесное в образе
величественного храма. Идеи и пророчества ветхозаветного храма
раскрылись и воплотились в новозаветном храме. Здесь их генетиче
ское единство и историческое различие, как между Ветхим и Новым
заветом. Ветхозаветный храм - это храм надежды; новозаветный - это
храм благодати.

Мистическое значение храмового богослужения заключается в
том, что молитва каждого вменяется всем, и молитва всех
присутствующих возносится за каждого. Храмовая молитва становится
единой и цельной, как неразделим свет от множества горящих свечей,
как неотделимы капли дождя в общем потоке.
Чем выше духовная культура человека, чем глубже его внутренний
религиозный опыт, тем более он дорожит традицией, как
сокровищницей, из которой боится потерять хотя бы один драгоценный
камень. Некоторые говорят: «Если храм - это образ неба, то,
поскольку наше представление о космосе меняется, форма храма
должна изменяться и эволюционировать». Но, во-первых, храм - образ
духовного Неба, знания о котором в истории человечества скорее не
приобретаются, а теряются; во-вторых, храм - не модель и не
зеркальное отражение Вселенной, а сложная символика.
Храм - это живая Библия. Храм дает возможность человеку
самому участвовать в событиях Священной Истории как действующему
лицу. В храмовом богослужении человек через священные символы и ри
туалы присутствует при творении мира, молится в Скинии,
сопровождает Христа во время Его земной жизни, находится на Тайной
Вечере с апостолами, причащается из рук Христа, слышит весть
мироносиц о Воскресении Христа из мертвых, видит картины Страшного
Суда. Как белый цвет является не отсутствием цветов, а синтезом
всех красок спектра радуги, так и безмолвие храма содержит в себе
Молитвы и священные песнопения Небесной и Земной Церкви. Храм -
это образ потерянного Эдема и возвращенного
Рая.
Символика храма учит человека смотреть на видимый мир, как на
nap`g{ и символы, тени и подобия духовного мира, чувствовать
бесконечное в конечном, видеть, как просветы в тумане, отражение
вечного во временном.
В Иерусалимском храме Дева Мария дала обет девства. Монашество
существовало во все времена, у всех народов. Однако монашество
остается непонятным явлением для страстного и чувственного мира,
загадочным, как каменный сфинкс, стерегущий безмолвие пустыни. Для
многих монашество представляется отречением от всего ради ничего,
бессмысленным самоистязанием, потерей лучшего, что дает человеку
жизнь. Другие относятся к монашеству терпимо, но, не понимая его
сути, считают только удобной формой для занятия научной и
благотворительной деятельностью. Что же касается пустынников и
отшельников, то они обычно представляются мирским людям фанатиками
или человеконенавистниками вроде Тимона Афинского. Ответить на
вопрос, что такое монашество, так же трудно, как и объяснить, что
такое любовь, тому, кто никогда не испытывал этого чувства.
Уже древние философы учили, что Бог открывается миру как
совершенная сила и могущество, как высшая мудрость и благо, как
неизреченная красота. Большинство людей воспринимает Бога как
всемогущую силу, поэтому чаще всего обращаются к Богу в несчастье
и скорби, когда особенно ясно ощущают свое бессилие, немощь и
оставленность, когда рушится всякая надежда на человеческую
помощь, как исчезают замки из облаков при порыве ветра.
Второй аспект - мудрость и благо. Это религия тех, кто ищет
смысла человеческого бытия. Это вера подвижников, которые служат
людям ради вечного спасения.
Существует еще третий, сокровенный план: Бог - как
неизреченная красота. Это, преимущественно, религия мистиков.
Влечение к Божественной красоте, пленение Божественной красотой,
упоение Божественной красотой и возможность уподобления этой
красоте являются тайной монашества.

Монашество - это всецелая любовь к Богу, которая не может
разделить себя между Богом и его творением. Монашество - это
томление по потерянному Раю и жажда небесной красоты. В волевом
плане - это непрестанное искание Бога, борьба с тем, что стоит
между душой и Богом, непрестанное стяжание Божественного света -
это восхождение на духовный Фавор.
В интеллектуальном плане монашество - концентрация и
сосредоточенность ума на самых главных, онтологических истинах
веры. Монашество - это соединение разума, чувства и воли в
непрестанной молитве, в непрестанном устремлении к Богу. Монаше
ство для монаха - высшая радость не только в будущей жизни, но и
здесь, на земле. Монастырь и пустыня - условие для монашества, но
далеко не само монашество. Монашество - постоянная обращенность
души к Богу, постоянная битва с демоном в глубине человеческого
сердца, соединение сердца с Единым.
Монашество - это песня песней, звучащая в сердце. Плененная
этой песней душа закрывает свой слух от страстных мелодий: они
для нее безобразны и грубы. Монах тоскует в миру, как узник в
темнице, не потому, что презирает мир и ненавидит людей, а пото
му, что в сравнении с Божественной красотой видимый мир - только
сумрачные, неясные тени. Но чем больше монах отдаляется от мира
и приближается к Богу, тем больше он любит людей, но уже другой,
dsunbmni, светлой любовью. Он жалеет все существа и сострадает
им. Он любит мир, но не в его распаде и тлении, а в софийской
идее мира и его будущем Фаворском преображении. Монах любит
человека, но не за его достоинства и таланты или телесную
красоту, а любит в нем образ и подобие Божие.
Монашество - это отвержение всех и всего ради Бога и любовь
ко всему ради Бога. Противники и критики монашества, как вне
церкви, так и в церкви, говорят о том, что монашество обедняет
человеческую личность, делает жизнь серой и однообразной. Так ли
это?

Христианское богословие является высокой философией о
вечности и целях бытия, а Псалтирь - самой проникновенной и
задушевной поэзией, которая когда-либо звучала на человеческом
языке. Монах ограничивает общение с людьми, но беседует с Абсо
лютным Умом, с Богом.
Существует восточная притча: царь пригласил к своему двору
китайских и византийских мастеров и поручил украсить стены только
что выстроенного дворца. Китайцам и византийцам предоставлялась
равная часть стен для росписи. После окончания работ царь и народ
должны были решить, чья работа лучше, чье искусство выше и
совершеннее. Возле дворца воздвигли строительные леса и закрыли их
полотном, чтобы никто раньше времени не мог видеть работы ху
дожников. Китайские мастера покрыли стену слоями раствора, который
сгладил все неровности, а затем стали рисовать картины гор,
вздымавшихся уступами ввысь, сказочные леса, птиц в ярко-красном
оперении, причудливые растения и цветы, сплетенные в изящные
букеты. Китайские мастера были уверены в своей победе.
Византийские мастера не сразу приступили к работе. Они
сначала исследовали, из чего сделана башня, и увидели, что она
сложена из драгоценных камней, только необработанных и
неотшлифованных. Они осторожно расчистили их и стали шлифовать ка
мень за камнем. Пока китайские мастера разрисовали стену,
византийские трудились над каждым камнем, оттачивая каждую грань и
кристалл. Прошло несколько лет, срок работы окончился. Китайцы
убрали леса. Толпа зашумела и закричала от восторга, приветствуя
их заранее, как победителей. Затем византийцы сняли завесу, и
толпа застыла в безмолвном изумлении. Драгоценные камни сверкали
дивной гармонией цветов. Казалось, что звезды сияют из глубины
кристаллов таинственным, мягким, мерцающим светом, а через
мгновения их грани искрятся, как лучи солнца. Разноцветные камни
переливались и горели необычайными красками, то вспыхивали, как
блеск молнии ночью, то светились нежными, прозрачными цветами
зари. Они были всегда новыми и неповторимыми, как небо, которое
отражалось в каждом камне. Народ воскликнул:
«Победа за византийцами».
Работа китайцев - это внешние знания,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: