Кейс- ситуация
Качество продукции – как фактор конкурентного преимущества предприятия
Фирма «Аква» занимается производством и продажей чистой питьевой воды. Кроме расфасованной воды в емкости 0,5; 1; 1,5; 2; 19 л., в которые разливается чистая (доочищенная) питьевая вода, также предлагает и продает устройства для удобства разлива воды из бутылей: помпы, диспенсеры, кулера.
Идея производства и продажи питьевой воды возникла после изучения проблем с качеством водопроводной воды и оценки мнения потребителей относительно её качества.
На выбор деятельности предприятия повлияли три основные фактора:
- ухудшающееся качество воды производимой местным водоканалом (количество неудовлетворительных проб в течение последних трех лет характеризовали показатели 40%, 77%, 97%);
- усиливающаяся экологическая просвещенность населения, заинтересованность граждан в здоровом образе жизни, качестве продуктов питания, в том числе и в чистой питьевой воде;
- появление группы потребителей, не только интересующихся здоровым образом жизни, но и имеющих для этого финансовые возможности.
Для улучшения качества выпускаемой воды были приобретены: установка для автоматической подготовки бутылей к розливу (мытье, дезинфекция) и непосредственного автоматического розлива. После наладки и установки нового оборудования в значительной степени облегчился труд работников цеха, что позволило получить свободные мощности для дальнейшего роста производства. В последствии была приобретена новая мембранная установка для очистки воды.
Фирма «Аква» принимает участие в различных выставках и конкурсах, посвященных проблемам питьевой воды и качеству пищевых продуктов. Вода выпускаемая предприятием получила награды на международном конкурсе и была признана «Маркой года».
|
Характеристика продукта, выпускаемого предприятием «Аква»
Очищенная питьевая вода является новым продуктом на рынке к началу работы предприятия. В продаже уже предлагалась питьевая вода в бутылках емкостью 1,5 и 5 литров других торговых марок.
Для завоевания потребителей необходимо было найти новые отличительные потребительские свойства продукта, которые позволили бы найти потенциальных покупателей.
Изучив зарубежный опыт и опыт других крупных городов России, предприятие «Аква» пришло к выводу, что оптимальным может быть предложение питьевой воды в 19 литровых бутылях. Кроме того, было решено предложить ее доставку клиентом на дом. В таком случае значимость приобретает не только питьевая вода, но и услуга по ее доставке.
Особо значимую роль в продвижении нового продукта должно играть качество предлагаемого продукта. С этой целью фирмой были выявлены факторы конкурентного преимущества продукции.
Для воды регламентируемыми параметрами качества являются:
1.Химические, бактериологические, органолептические показатели, которые должны соответствовать требованиям СанПиН;
2.Внешний вид: качество тары и ее обработки, качество этикеток и полнота информации о продукте, полнота налива, герметичность упаковки;
При проектировании качества при производстве питьевой воды ставилась задача избавиться от основных элементов, делающих водопроводную воду малопригодной для питьевых целей: хлор, железо, взвешенные частицы и как следствие – запах, цветность, мутность и плохой вкус воды. Оказалось, что очищать водопроводную воду не рентабельно. Для ее очистки требуется технология глубокой переработки воды, которая является очень дорогостоящей. Обычно для производства питьевой воды используют доочищенную артезианскую воду. Был проведен предварительный анализ скважин на территории города, и оказалось, что лучшим местом для размещения производства является источник, расположенный в более чистой экологической зоне, где вода имеет более высокие качественные параметры.
|
Решающими факторами для организации производства на данном источнике стали:
- экономически не выгодно бурить и содержать собственную скважину при планируемом объеме производства воды, для чего целесообразно использовать в качестве исходной воды – воду небольшого водопровода.
- химический состав воды: преимущество – малая жесткость.
- минимальное из всех возможных вариантов расстояние до центра города, следовательно, и минимальные транспортные издержки по доставке воды.
Организация производства питьевой воды
В цехе по производству воды применяется многоступенчатая система очистки. Вода из скважины проходит цикл очистки с применением современной высокоэффективной технологии и оборудования, что позволяет получить питьевую воду с сохранением природных вкусовых качеств и оптимальной минерализации.
Итак, вода проходит:
5 ступеней очистки:
1. Аэраторная колонна с компрессором – насыщает воду молекулами кислорода (для более производительной работы всех последующих фильтров);
|
2. Фильтр обезжелезивания с обратной промывкой – удаляет окислы железа и марганца. (Вода проходит через вещество-катализатор перехода железа из 2-х валентного состояния в 3-х валентное состояние, в этом состоянии железо моментально собирается в хлопья и выпадает в осадок, который отфильтровывается самим веществом катализатора и смывается в дренаж.)
3. Угольный абсорбционный фильтр с обратной промывкой – удаляет соли тяжелых металлов, органические частицы, хлор, устраняет запах, придает воде прозрачность.
4. Фильтр умягчения – снижает жесткость воды путем замены солей кальция и магния на соли калия и натрия.
5. Мембранный фильтр тонкой очистки 1 мкм - удаляет из воды все взвешенные частицы.
2 системы обеззараживания:
1. Бактерицидная лампа – уничтожает все микроорганизмы с помощью ультрафиолетовых лучей, и обеспечивает бактериологическую безопасность получаемой воды.
2. Серебряный генератор (Ионатор серебра) - прибор, позволяющий насыщать воду ионами серебра, так как серебро – природный консервант, который не позволяет микроорганизмам развиваться в воде.
Все фильтры приводятся в исходное состояние с помощью промывки обратным током воды после каждой рабочей смены. После очистки вода разливается в 19-ти литровые бутыли из поликарбоната, которые экологически безопасны, подлежат многократному использованию и разработаны специально для сохранения вкуса питьевой воды (срок эксплуатации возвратной тары не более 12 месяцев). Каждая бутыль запечатывается одноразовой полиэтиленовой крышкой и индивидуальной упаковочной пленкой, на которой ставится дата окончания гарантийного срока годности питьевой воды. В соответствии с полученным сертификатом соответствия вода имеет срок годности 20 дней.
Бутыли из цеха доставляются на склад, с которого доставляются по заказам непосредственно конечным потребителям.
Контроль качества
Сегодня большое внимание уделяется качеству продуктов питания. Их экологическая безопасность требует обязательное подтверждение сертификатом соответствия. Постоянные проверки контрольных органов, повышенный интерес потребителей и клиентов требуют от производителей продуктов питания дополнительного внимания к вопросам качества.
Ранее в России требования к качеству питьевой воды регламентировались действующим ГОСТ 2874 «Вода питьевая» и Санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»). Но имеющаяся нормативно-методическая база уже не соответствует современным требованиям, предъявляемым к контролю качества питьевой воды. Например, «Руководство по качеству питьевой воды», изданное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1993 году, предполагает контроль более чем по 100 показателям, так как в воде появляются новые, опасные для здоровья человека химические соединения, которые не существовали полвека назад. 1 июля 2002 г. вступил в действие новый СанПиН 2.1.4.1116-02 («Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества») с более жесткими требованиями к питьевой воде.
Предприятием «Аква» был получен сертификат соответствия в службе Роспотребнадзора подтверждающий соответствие выпускаемой воды установленным требованиям, что гарантирует клиентам стабильное и высокое качество продукта.
Для обеспечения гарантий разработана и действует система контроля качества воды, включающая в себя следующие виды контроля качества:
· ежемесячный контроль качества воды по бактериологическим и основным химическим показателям, который осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией.
· ежегодный контроль качества воды по всему комплексу бактериологических, химических, радиологических показателей с выдачей гигиенического заключения о качестве продукта.
· ежегодный контроль аккредитованного центра стандартизации и метрологии с выдачей сертификата соответствия.
· периодические проверки других надзорных органов с проведением лабораторных исследований качества (службы Роспотребнадзора и др.).
В качестве внутреннего контроля качества на предприятии применяются различные методы испытаний. Лабораторные исследования качества воды питьевой доочищенной производятся аккредитованной испытательной лабораторией и оформляются протоколом лабораторных испытаний.
Надлежащая система контроля качества продукции позволила предприятию получило аттестат «За экологическую безопасность».