В мечтах об «Этерне де люкс».




Эпоха «электрической леди».

Пролог.

Не мог пройти мимо этой замечательной странички и темы, которая мне очень близка. Мне 32 года и, к сожалению, эру вокально-инструментальных ансамблей я не застал, но любовь к настоящей музыке, привитую мне с детства, я несу в своём сердце всю жизнь. В списке моих любимых музыкальных коллективов, кроме «битлов», «дипов», «цепеллинов» и «флойдов» всегда были и будут «Песняры», «Весёлые ребята», «Поющие сердца», «Зодиак» и другие прекрасные группы Советского союза.

О вокально-инструментальном движении в Куйбышеве я тоже кое-что знаю. Дело в том, что мой отец в своё время (с 1974 по 1984 год) принимал участие в нескольких местных самодеятельных ансамблях. Отца зовут Олег Шульский. Его воспоминания как раз и легли в основу моего рассказа.

2.Ты помнишь, как всё начиналось…

Итак, шёл 1974 год. На танцплощадке в горсаду тогда ключевой фигурой был приехавший из Новосибирска Юрий Художников со своим коллективом «Альтаир». Именно он осмелился замахнуться в то время на бессмертную композицию «Самба па ти» Карлоса Сантаны, сделав её популярным «медляком». Его верной спутницей долгие годы была очаровательная брюнетка из ГДР «Музима Этерна». Вообще, сказать что такое явление, как ВИА было очень популярным – ничего не сказать. В РДК, горсаду, ДК им. Куйбышева работало много интересных талантливых музыкантов. Творческие псевдонимы Гиря, Бас, Мент, Шериф, Дёря – в расшифровке не нуждались. Все тогдашние меломаны фанатели и заслушивались на сто рядов переписанными с бобины на бобину записями Омской группы «Тринадцать», которые играли на танцах в Барабинске в 70-71 годах. Песни «Наташка», «Скелет», «Облака позёмкою», «Прощай, забудь меня» и другие пытались переигрывать многие местные ВИА тех лет. Не мог не попасть в эту струю и 17-летний Олег, забросивший на пятом(!) году обучения музыкальную школу по классу баяна, и целиком переключившийся на гитару.

Первый коллектив в котором стал играть отец выглядел так: Олег Шульский – соло-гитара; Алексей Сергеев – ритм-гитара, вокал; Александр Голяшов – бас; Валерий Лушников – электроорган; Игорь Безруков – ударные. Пела в ансамбле тогда и двоюродная сестра Олега Наташа Говорухо. Следует отметить удивительную музыкальность и незаурядный мощный вокал этой молодой провинциальной девушки. Тембр её голоса чем-то напоминал исполнение Софии Ротару. В репертуар ансамбля даже входила её популярная тогда песня «Мой нежный город, ты цветок из камня». Кстати, у меня сохранились магнитофонные записи этих репетиций, хотя, конечно, и не в самом лучшем качестве. Репертуар составляли популярные шейки, некоторые песни группы «Тринадцать», «Когда молчим вдвоём» «Весёлых ребят», медленная композиция Нино Рота из к/ф «Крёстный отец» и многое другое. Играли (по крайней мере – пытались играть) и некоторые западные шедевры, например «Моби Дик» «Лед Зеппелин».

Репетиции проходили в старом деревянном клубе завода автозапчастей, которому, кстати, отец отдал более 25 лет. Там же впоследствии трудился и клавишник Валерий Лушников.

В мечтах об «Этерне де люкс».

Об инструментах и аппаратуре следует сказать отдельно. Если даже самые известные ВИА того времени играли на гитарах соцстран «Иолана», «Музима» или «Орфей», то Куйбышевским ребятам из заводского клуба эти инструменты казались «статокастерами» и «лесполами» и были практически не доступны.

Бас-гитару по популярной в союзе тогдашней тенденции сделали сами, используя струны от фортепиано. Естественно басовых комбиков тоже не было, использовали усилитель «Электрон» («книжка»), самодельные усилители, нередко с «кинаповскими» колонками. Уже несколько позже появился аппарат «Радуга», через который и гоняли бас-гитару. Из гитар были тяжеленная «Электроника» Новосибирского производства (зато со встроенным эффектом «вибрато»!) и «Элгава», что была чуть полегче и поудобнее. По схеме, опубликованной в одном из научно-популярных молодёжных журналов спаяли самодельную педаль-квакушку. Правда эффект «кваканья» оказался незначительным, но это уже было что-то! В распоряжение клавишника попал гроза всех «Коргов» и «Хаммондов», старенький ламповый электроорган «Юность-70». И, кстати, каким бы примитивным и архаичным он не казался на сегодняшний день, его самобытный тембр невозможно скопировать ни на одном из современных синтезаторов.

Барабаны имели кожаные мембраны. Это доставляло серьёзные неудобства при выступлениях на танцах в закрытых помещениях. Дело в том, что при большом скоплении народа повышалась влажность воздуха, кожа провисала, и звук барабанов становился похож на стук ложкой по чемодану. Постоянная «подтяжка кожи» очень угнетала Безрукова, и вскоре ребятам удалось достать на химзаводе какой-то промышленный пластик подходящей толщины и эластичности из которого и были сделаны новые мембраны. Вскоре этому примеру последовали многие ансамбли города.

Для повышения «ударного» эффекта Безруков пытался конструировать электробарабаны. Под мембранами закреплялись специальные пъезоэлементы, которые передавали звук на усилитель. Эффект оказался настолько сильным, что от этой идеи пришлось отказаться: быстро выходили из строя динамики.

Так же не менее любопытно выглядел самодельный ревербератор. Он представлял собой магнитофон «Нота», на который устанавливалась дополнительная головка от магнитофона «Днипро». Одна головка записывала голос с микрофона, другая через мгновение воспроизводила. Таким образом получался эффект «эхо». Глубина реверберации регулировалась изменением скорости движения ленты, путём установки на вал двигателя втулок различных диаметров. Во время выступления приходилось очень часто менять бобины: одной хватало на две – три песни. Что сказать, музыка требовала необыкновенного усердия и полёта мысли!

Ансамбль решено было назвать по первым буквам имён участников – «Савион» (Саша, Алексей, Валерий, Игорь, Олег, Наташа). Репетиции проходили по 1975 год включительно, вплоть до ухода Олега в Советскую армию. Почти обновременно был призван и Голяшов. Кстати уже там, в армии, Олег впервые услышал знаменитый диск Тухманова «По волне моей памяти», узнал от сослуживцев из Челябинска, что скоро будет очень популярна группа «Ариэль», посмотрел фильм «Афоня», навсегда влюбившись в композицию «Солнечный остров» тогда ещё практически неизвестной «Машины времени»…

После армии.

В 1977 году ансамбль собрался вновь, правда немного в ином составе: Безрукова за барабанами сменил Сергей Благо, на клавишных непродолжительное время играла Нина Заворина. Вскоре на данной позиции, после демобилизации вновь утвердился Лушников.

Вследствие различных обстоятельств (кто-то женился, кто-то уехал), к 1979 году состав кординально изменился и выглядел следующим образом: Олег Шульский – гитара, вокал; Владимир Николаев – бас-гитара; Андрей Цепелев – клавишные, вокал; Александр Гаврилов – ударные. Фото этого состава можно увидеть в архиве. Обновились и инструменты. Долгое время основной гитарой Олега была «Аэлита», у которой была интересная судьба. Её воровали, перепиливали «рога», делали её похожей на «Стратокастер» (благо, тоже три звукоснимателя), перекрашивали, меняли накладку, но всё-таки в итоге её нашли и вернули законному владельцу. Так же использовалась гитара «Орфей Хербос», которую ребятам удалось купить ещё во времена первого состава у одного из местных музыкантов (предположительно – Перкова), бас-гитара «Тоника», обновлён орган. За серьёзную по тем временам сумму Олегу удалось купить (продавались только в Барабинске) педаль «Фузз-квакер» в литом светло-зелёном корпусе. Эта «примочка» значительно обогатила палитру гитарного звучания группы. В репертуар того периода, помимо популярных отечественных и зарубежных шлягеров входили и песни, где-то раздобытые Андреем Цепелевым, авторство которых неизвестно по сей день.

Это был наиболее насыщенный период для ансамбля. Ни один выходной не обходился без выступлений на различных торжественных мероприятиях в учебных заведениях, клубах, столовых предприятий и т.д.

Вскоре репетиционная база переместилась в клуб птицевода. Состав постоянно менялся, в группе непродолжительное время участвовали Владимир Осипов, Татьяна Зайченко, Андрей Левицкий…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: