Старший руководитель: Григорьев А.А.




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

Контрольная работа по предмету

Антикоррупционное право

«Принципы противодействия коррупционным правонарушениям в системе государственной гражданской службы»

 

 

Работу выполнил:

Студент 4 курса, уч. группа 1116БЗ3

Башкиров Александр

 

Научный руководитель:

Старший руководитель: Григорьев А.А.

 

 

Нижний Новгород

 

Введение

 

Определение коррупции предоставляется в статье 1 ФЗ-273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»[1]. Данный феномен является злоупотреблением служебным положением, предоставление взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое незаконное применение физическим лицом собственного должностного положения вопреки законными интересам социума и государства для обретения выгоды в виде финансов, ценностных ориентиров, другого имущества или услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконное предоставление представленной выгоды обозначенному лицу иными физическими лицами.

Вопрос о принципах правового регулирования противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы носит достаточно актуальный характер. Обусловлено это тем, что принципы определяют приоритетные, а в некоторых случаях и узловые моменты в деле противодействия коррупции. На статус принципа может претендовать далеко не каждое нормативное предписание, соответствующее положение должно обладать определенным правовым и социальным качеством. Вопрос о принципах - это, по сути, вопрос о качестве работы по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.

 


1. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы РФ

 

В настоящий момент в данной области наблюдается широкий спектр проблем, среди которых:

– высокий уровень «кадровой» коррупции;

– отсутствует действенный механизм по противодействию коррупции;

– нет эффективных мер по контролю за реализацией антикоррупционного законодательства.

Данные проблемы — это результат многолетней практики в системе государственной гражданской службы без реализации действенных механизмов по противодействию и профилактики коррупционных явлений. Потому важно сформировать понимание того, что в Российской Федерации подобного рода проблемы встречаются не только на рассматриваемом уровне: коррупция проникает во все области экономической, социальной, политической и хозяйственной деятельности человека.

Таким образом, противодействие коррупции должно носить комплексный характер, где будут применяться серьезные наказания, «публичные», в том числе, как это было с Анатолием Сердюковым (отставном министром обороны) 6 ноября 2012 года. Однако можно полагать, что противодействие коррупции должно начинаться с самых низов и истоков государственной гражданской службы. Предотвращение даже малого коррупционного явления — это уже действенный шаг к противодействию коррупции.

Рассмотрим наиболее подробно порядок противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.

Указом Президента РФ формируется Совет при Президенте РФ по противодействию коррупционным связям. Правовое основание противодействия коррупции формируют:

1. Конституция России, Международно-правовые акты.

2. Федеральные законы.

3. Акты Президента России и Правительственных органов РФ.

Федеральным законом № 273 определен порядок противодействия коррупции, как деятельности федеральных органов государственной власти регионов России, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1. По предупреждению коррупции, в том числе по определению и дальнейшей ликвидации причин коррупции.

2. По определению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правовых нарушений.

3. По сокращению или ликвидации последствий коррупционных правовых нарушений[2].

К мероприятиям по противодействии коррупции относятся:

1. Формирование в государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и других правовых нарушений.

2. Представление определенным категориям гос. и муниципальных служащих и лицам, которым запрещают занимать руководящие должности в гос. корпорациях, и членам их семейства данных о доходах и собственности.

3. Осуществление подразделениями по профилактике коррупционных правовых нарушений проверок.

4. Размещение данных об имуществе с соблюдением закона о персональных сведениях на сайтах, определенных гос. органов.

5. Реализация данных об имуществе с соблюдением закона и персональной информации на порталах.

6. Создание механизма по разрешению конфликтной ситуации интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению любых гос. служащих.

7. Обязательства государственных и муниципальных служащих говорить об обращениях для склонения к осуществлению коррупционных правовых нарушений.

8. Установка ограничения для бывших государственных и муниципальных служащих на протяжении 2 лет после увольнения с гос. или муниципальной службы замещать профессии в определенных организациях.

9. Ограничения обретения подарков от физических и юридических лиц из-за исполнения должностных обязательств.

10. Запрет на выезд из-за исполнения должностных обязательств за границы территории России[3].

Стоит отметить, что проблема противодействия коррупции располагается в центре внимания научного сообщества и обширной общественности, первых лиц государства.

В последний промежуток времени вопросам противодействия коррупции в системе гос. гражданской службы России уделяется высокое внимание. Нужно осознавать, что подобное острое внимание со стороны, как государства, так и всего общества в общем к проблеме коррупции осуществляется вследствие значимого сокращения результативности гос. управления. Вследствие этого, снижаются темпы экономического роста нашего государства, темпы роста благополучия жителей России, повышается рост преступных действий.

Невзирая на усиленную работу гос. аппарата, гражданского общества и любого гражданина в отдельности в области противодействия коррупции, масштабы ее распространения в нашем государстве продолжают постепенно набирать обороты.

Коррупция — это самый главный фактор, который тормозит развитие нашего государства, стоящий особенной преградой к развитию демократического общества. Из-за этого нужна четкая и последовательная работа в борьбе с данным явлением, разработка тактики и стратегии в этом направлении[4].

Коррупционная работа чиновников России обретает транснациональный характер. Стоит отмечать, что кадровая коррупция в системе государственной гражданской службы не только причиняет значимый вред нашему социуму, отдельным гражданам, а также падает авторитет представителей власти в глазах жителей.

Специфика коррупции России в том, что она фактически институционализировалась в органах власти и местного самоуправления, делая их слабыми и нерезультативными. Подрывая доверительное отношение к власти, ее авторитету, коррупция препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике.

По оценкам экспертов, Россия спускается со 127 места на 145 в мировом рейтинге коррупции.

Причинами распространения коррупции в системе гос. гражданской службы в России способны называться: сложность структуры органов власти, наличие большого количества бюрократических процессов, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над работой аппарата органов гос. власти, причисляя учет и контроль над служебной работой гос. служащих, недостаточно ясное распределение компетенции, дублирование и совмещение действующих обязанностей, неоправданно высокое число запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма, правовой основы защиты интересов граждан, вовлекаемых в работу органов гос. власти.

Специфика коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы детерминирована экономическими, социальными, политическими, правовыми, культурными факторами.

Таким образом, главными направлениями политики в сфере противодействия коррупции на гос. гражданской службе в России способны выступать:

1. Формирование механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с социальными и парламентскими комиссиями по проблемам противодействия коррупции.

2. Принятие различных мер, которые направляются на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также лиц к более активному участию в противодействии коррупции, на создание в социуме отрицательного отношения к поведению.

3. Осуществление системы и структуры гос. органов, формирование механизмов общественного контроля за их работой.

Не будет вызывать сомнения факт, что одной из главных функций гражданского социума, а также одним из главных механизмов противодействия коррупции считается общественный контроль. Развитие системы общественного контроля считается первостепенным резервом реального увеличения результативности мероприятий по борьбе с коррупцией. Активное вовлечение в данную процедуру институтов гражданского общества и людей на основании создания адекватной правовой базы поможет поменять положение вещей и приводит к формированию интегрированной системы общественного контроля.

Для того, чтобы достигнуть благоприятных результатов в области противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы антикоррупционная политика государства обязана включать огромный комплекс мероприятий, как на ликвидацию коррупционных действий, так и на их профилактику.

2. Принципы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

 

Принципы противодействия коррупции имеют разнонаправленный характер, который во многом обусловлен их функциональной ролью в решении рассматриваемой проблемы. У каждого из принципов свой предмет в вопросах противодействия коррупции, своя функциональная направленность, а также юридические последствия реализации. В этой связи вся совокупность принципов правового регулирования противодействия в системе государственной гражданской службы просто технически не может поместиться в содержание одного законодательного акта. Исходя из этого, принципы противодействия коррупции можно подразделить на общие принципы, которые содержатся в законодательстве, косвенно касающемся обозначенной проблемы, и специальные принципы, которые, исходя из своей функциональности, прямо направлены на противодействие коррупции. Как верно отметил В.В. Астанин, «…сочетание разнохарактерных принципов противодействия коррупции имеет смысл в их функциональной принадлежности, а также в том, что соответствующие принципы имеют своих адресатов, кроме того, они касаются карательных и профилактических мер»[5].

Противодействие коррупции в системе государственной службы – это сложная и содержательная работа, состоящая из ряда компонентов, связанных с вопросами организации противодействия коррупции, а также информационного и методического обеспечения рассматриваемого процесса. Все эти и ряд иных моментов находят свое отражение при осуществлении административноправового регулирования противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. Необходимо отметить, что принципы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы носят прикладной характер, тем не менее для их раскрытия необходимо использовать теоретический инструментарий, что связано с методологическим подходом к раскрытию обозначенной проблемы, а также прикладным значением вопроса, обусловленного противодействием коррупции в системе государственной гражданской службы. Весьма важным в решении рассматриваемого вопроса представляется соотношение принципов правового регулирования противодействия коррупции с принципами правового регулирования и организации государственно-служебных отношений. Такая позиция еще раз подчеркивает тезис о том, что законодательство о противодействии коррупции находится в непосредственной диалектической взаимосвязи с законодательством о государственной службе. Работа по противодействию коррупции не может быть изолирована от общих мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка в сфере публичного управления.

В принципах содержатся определенные теоретические обобщения, которые могут быть использованы для разрешения тех или иных противоречий, коллизий, а также пробелов, имеющих место в правовом регулировании рассматриваемых отношений. Данные, а также некоторые другие обстоятельства подтверждают тезис о достаточной важности законодательного закрепления принципов противодействия коррупции.

К числу первостепенных принципов противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы относится признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Обозначенный принцип имеет, во-первых, межотраслевое значение, во-вторых, он непосредственно закреплен в Конституции России, где сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2).

Коррупция медленно, но системно вытесняет граждан из сферы предоставления бесплатных государственных и социальных услуг. Коррупция в системе государственной гражданской службы является тем явлением, которое представляет непосредственную угрозу безопасности личности.

Проведение мероприятий, связанных с противодействием коррупции в системе государственной гражданской службы, должно осуществляться строго на правовой основе, а также с использованием законных средств. В этой связи принцип законности в вопросах противодействия коррупции в системе государственной службы также является одним из ключевых. Вопросам законности в сфере государственного управления посвящено достаточно много научных исследований, и это вполне оправдано, поскольку без подлинного режима законности минимизировать уровень коррупции в системе государственной гражданской службы будет практически невозможно. Законность как принцип противодействия коррупции может проявлять себя в целом ряде аспектов.

Во-первых, под законностью в рассматриваемом нами случае можно понимать определенную совокупность законов, а также иных нормативных правовых актов, предметом регулирования которых являются вопросы противодействия коррупции. Так, в настоящее время принят целый ряд законов: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»[6], Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[7] и др. Кроме того, правовую основу противодействия коррупции составляют указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации также сформировалась нормативная правовая основа противодействия коррупции. В этой связи формально режим законности в данной сфере сформирован более чем обстоятельно.

Следует признать, что в настоящее время закреплены основополагающие административноправовые средства противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации[8].

Традиционно, когда речь идет об обеспечении правопорядка, а противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы – это составная часть обозначенной работы в сфере публичного управления, важным средством выступает юридическая ответственность. В этой связи одним из принципов противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Безответственность – это питательная среда для коррупции. Следовательно, для того чтобы мероприятия по противодействию коррупции были эффективными, нужны четкие материальные и процессуальные предписания, определяющие основания и порядок применения мер юридической ответственности. В настоящее время за коррупционные правонарушения предусмотрена уголовная ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность, а также гражданскоправовая ответственность. Но для того чтобы перечисленные виды юридической ответственности могли быть реализованы в максимально полном объеме, нужно четко закреплять границы персональной ответственности субъектов. Заметим, что имеющая место обезличенная коллегиальность в вопросах принятия значимых государственных решений снижает правоохранительный потенциал юридической ответственности.

Среди средств противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы центральное место занимают разнообразные правовые средства, и это вполне логично. Однако право является далеко не единственным регулятором общественных отношений, в том числе и в сфере противодействия коррупции. В механизме противодействия коррупции закон предписывает комплексное использование политических, организационных, информационнопропагандистских, социально-экономических, а также иных специальных мер (ст. 3).

В заключение рассмотрения проблемы противодействия коррупции в системе гражданской службы необходимо отметить, что принципы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации имеют доктринальное значение для решения этой проблемы. В ходе исследования доказана различная функциональность принципов противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, которые, несмотря на это, образуют определенную систему, где каждый из них занимает свое место.

 

3. Меры, предпринимаемые государством по борьбе с коррупцией в системе государственной гражданской службы

 

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер в соответствии со ст.6 ФЗ «О противодействии коррупции»:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

 

Заключение

 

Одной из главных функций гражданского социума, а также одним из главных механизмов противодействия коррупции считается общественный контроль. Развитие системы общественного контроля считается первостепенным резервом реального увеличения результативности мероприятий по борьбе с коррупцией. Активное вовлечение в данную процедуру институтов гражданского общества и людей на основании создания адекватной правовой базы поможет поменять положение вещей и приводит к формированию интегрированной системы общественного контроля.

Для того, чтобы достигнуть благоприятных результатов в области противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы антикоррупционная политика государства обязана включать огромный комплекс мероприятий, как на ликвидацию коррупционных действий, так и на их профилактику.

Принципы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации имеют доктринальное значение для решения этой проблемы. В ходе исследования доказана различная функциональность принципов противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, которые, несмотря на это, образуют определенную систему, где каждый из них занимает свое место.

К мероприятиям по противодействии коррупции относятся: Формирование в государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и других правовых нарушений. Представление определенным категориям гос. и муниципальных служащих и лицам, которым запрещают занимать руководящие должности в гос. корпорациях, и членам их семейства данных о доходах и собственности. Осуществление подразделениями по профилактике коррупционных правовых нарушений проверок. Размещение данных об имуществе с соблюдением закона о персональных сведениях на сайтах, определенных гос. органов. Реализация данных об имуществе с соблюдением закона и персональной информации на порталах. Создание механизма по разрешению конфликтной ситуации интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению любых гос. служащих. Обязательства государственных и муниципальных служащих говорить об обращениях для склонения к осуществлению коррупционных правовых нарушений. Установка ограничения для бывших государственных и муниципальных служащих на протяжении 2 лет после увольнения с гос. или муниципальной службы замещать профессии в определенных организациях. Ограничения обретения подарков от физических и юридических лиц из-за исполнения должностных обязательств. Запрет на выезд из-за исполнения должностных обязательств за границы территории России.

 

Список литературы

 

I. Список нормативно-правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019)// "Российская газета", N 233, 28.11.2001,

3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019)// "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

4. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019)// "Российская газета", N 137, 27.07.2002,

5. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)// "Российская газета", N 17, 27.01.1996.

6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции"// "Российская газета", N 266, 30.12.2008,

7. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// "Российская газета", N 133, 22.07.2009.

8. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)

 

II. Список учебной и научной литературы:

 

1. Астанин В.В. Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве // Юридический мир. 2009. № 2.

2. Макаева К. И. Развитие антикоррупционных механизмов в современной России: экономический аспект // Новые технологии. — 2014 — № 1.

3. Малик И. В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015 — № 3 (18). — С. 52–56.

4. Михалкин, Д. А. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы РФ / Д. А. Михалкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 172-175.

5. Покровская А. А. Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015 — № 12–4.

6. Покровский О.В. Принципы противодействия коррупции в системе государственной службы//Журнал «Вестник всероссийского института повышения квалилфикации сотрудников МВД РФ», Издательство: "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Домодедово), Номер: 1 (45) Год: 2018 Страницы: 145-149

7. Тенгизова Ж. А. Коррупция как социальное явление // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014 — № 3.



[1] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции"// "Российская газета", N 266, 30.12.2008,

 

 

[2] Малик И. В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015 — № 3 (18). — С. 52–56

 

[3] Покровская А. А. Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015 — № 12–4.

[4] Тенгизова Ж. А. Коррупция как социальное явление // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014 — № 3

[5] Астанин В.В. Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве // Юридический мир. 2009. № 2.

[6] Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// "Российская газета", N 133, 22.07.2009.

[7] Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)

 

[8] Покровский О.В. Принципы противодействия коррупции в системе государственной службы//Журнал «Вестник всероссийского института повышения квалилфикации сотрудников МВД РФ», Издательство: "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Домодедово), Номер: 1 (45) Год: 2018 Страницы: 145-149



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: