Защищенность от психологического насилия во взаимодействии




ЭКСПЕРТИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Описание методики «Экспертиза психологической

Безопасности образовательной среды школы»

Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

1. уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);

2. уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;

Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Опросник состоит из трех частей:

1. Отношение к образовательной среде школы.

2. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.

3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

 

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

 

1. Анализ полученных данных по опроснику «Отношение к образовательной среде школы»

Вариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.

Интерпретация ответов.

 

Опросник для учителей

Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  7-9 4-6 1-3
  Нет Не могу сказать Да
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Нет Не могу сказать Да
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет, пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет
       

Опросник для учеников

Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  7-9 4-6 1-3
  Да Не знаю Нет
Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да Не могу сказать Нет
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет, пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет

Опросник для родителей

Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  да Не знаю Нет
  7-9 4-6 1-3
       
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да Не знаю нет

При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.

 

Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).

 

Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников

 

Участники Когнитивный компонент (номера вопросов) Эмоциональный компонент (номера вопросов) Поведенческий компонент (номера вопросов)
Учитель 1,4,11 2,6,8 3,5,10,
Ученик 1,4а,4б 2,6,8 3,5,10
Родитель 1,4 3,5 2,6

 

Полученные результаты суммируются по каждому типу отношения к образовательной среде. Уровень отношения к образовательной среде определяется по таблице.

 

Определение уровня отношения к ОС школы

Процент выборов по показателям: позитивное, нейтральное, негативное отношение к ОС школы Уровень отношения к ОС школы
0-20 Низкий
21-40 Ниже среднего
41-60 Средний
61-80 Высокий
81-100 Очень высокий

Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими

Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:

1. Взаимоотношения с учителями;

2. Взаимоотношения с учениками;

3. Возможность высказать свою точку зрения;

4. Уважительное отношение;

5. Сохранение личного достоинства;

6. Возможность обратиться за помощью;

7. Возможность проявлять инициативу, активность;

8. Учет личных проблем и затруднений.

Вариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для испытуемых характеристик и удовлетворенности ими.

Вариант 2. Включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристика.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы происходит средним баллом, набранным по этим вопросам.

 

Суммарное число баллов Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы
1 – 1,7 Низкий
1,8 – 2,5 Ниже среднего
2,6 – 3,3 Средний
3,4 – 4,1 Высокий
4,2 - 5 Очень высокий

 

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:

1. Защищенность от унижения/оскорбления;

2. Защищенность от угроз;

3. Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);

4. Защищенность от игнорирования;

5. Защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения)

Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.

Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).

Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель (среднее число).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: