ЭКСПЕРТИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Описание методики «Экспертиза психологической
Безопасности образовательной среды школы»
Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:
1. уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);
2. уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;
Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Опросник состоит из трех частей:
1. Отношение к образовательной среде школы.
2. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.
3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
1. Анализ полученных данных по опроснику «Отношение к образовательной среде школы»
Вариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.
Интерпретация ответов.
Опросник для учителей
| № | Позитивное отношение | Нейтральное отношение | Негативное отношение |
| Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет | |
| 7-9 | 4-6 | 1-3 | |
| Нет | Не могу сказать | Да | |
| Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет | |
| Нет | Не могу сказать | Да | |
| Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое | Не влияет | Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее | |
| Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет, пожалуй, нет | |
| Да | Не знаю | Нет | |
Опросник для учеников
| № | Позитивное отношение | Нейтральное отношение | Негативное отношение |
| Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет | |
| 7-9 | 4-6 | 1-3 | |
| Да | Не знаю | Нет | |
| 4а | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
| 4б | Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет |
| Да | Не могу сказать | Нет | |
| Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое | Не влияет | Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее | |
| Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет, пожалуй, нет | |
| Да | Не знаю | Нет |
Опросник для родителей
| № | Позитивное отношение | Нейтральное отношение | Негативное отношение |
| Да; пожалуй, да | Не могу сказать | Нет; пожалуй, нет | |
| да | Не знаю | Нет | |
| 7-9 | 4-6 | 1-3 | |
| Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое | Не влияет | Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее | |
| Да | Не знаю | нет |
При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.
Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).
Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников
| Участники | Когнитивный компонент (номера вопросов) | Эмоциональный компонент (номера вопросов) | Поведенческий компонент (номера вопросов) |
| Учитель | 1,4,11 | 2,6,8 | 3,5,10, |
| Ученик | 1,4а,4б | 2,6,8 | 3,5,10 |
| Родитель | 1,4 | 3,5 | 2,6 |
Полученные результаты суммируются по каждому типу отношения к образовательной среде. Уровень отношения к образовательной среде определяется по таблице.
Определение уровня отношения к ОС школы
| Процент выборов по показателям: позитивное, нейтральное, негативное отношение к ОС школы | Уровень отношения к ОС школы |
| 0-20 | Низкий |
| 21-40 | Ниже среднего |
| 41-60 | Средний |
| 61-80 | Высокий |
| 81-100 | Очень высокий |
Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими
Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:
1. Взаимоотношения с учителями;
2. Взаимоотношения с учениками;
3. Возможность высказать свою точку зрения;
4. Уважительное отношение;
5. Сохранение личного достоинства;
6. Возможность обратиться за помощью;
7. Возможность проявлять инициативу, активность;
8. Учет личных проблем и затруднений.
Вариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для испытуемых характеристик и удовлетворенности ими.
Вариант 2. Включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристика.
Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы происходит средним баллом, набранным по этим вопросам.
| Суммарное число баллов | Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы |
| 1 – 1,7 | Низкий |
| 1,8 – 2,5 | Ниже среднего |
| 2,6 – 3,3 | Средний |
| 3,4 – 4,1 | Высокий |
| 4,2 - 5 | Очень высокий |
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:
1. Защищенность от унижения/оскорбления;
2. Защищенность от угроз;
3. Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);
4. Защищенность от игнорирования;
5. Защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения)
Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.
Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей).
Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель (среднее число).