Тракторы
Урок № 63- 64
(выдано 11.05.2020 гр. 1)
Тема: Ведущий мост и конечная передача трактора ДТ-75
Текст задания:
С помощью учебника составьте конспект по теме: Ведущий мост и конечная передача трактора ДТ-75
Инструкция.
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Вы можете воспользоваться:
· - инструкционно - технологической картой;
· - учебником СПО Тракторы ВА. Родичев;
· - учебными плакатами
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Введение
1. Назначение и устройство механизма поворота гусеничного трактора
2. Устройство и работа планетарного механизма
3. Устройство и действие тормозов
4. Уход за механизмом поворота гусеничного трактора
5. Основные неисправности и способы их устранения
Литература
Введение
ТРАКТОР (новолат. tractor, от лат. traho - тащу), самоходная машина на гусеничном или колесном ходу для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий (сельскохозяйственных, строительных, дорожных и т. п.), для привода стационарных машин, для буксирования прицепов. Первые колесные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830. С 1912 в США, затем и в других странах производятся тракторы на гусеничном ходу. В России первые тракторы изготовлены в начале 1920-х гг.
В период 1918 - 1930 гг. создавалось ряд оригинальных конструкций отечественных тракторов, но выпускались они в небольшом количестве. Это был подготовительный период к созданию мощной отечественной тракторостроительной промышленности. В годы первой пятилетки вступили в строй специализированные тракторные заводы и гиганты—первенцы отечественного тракторостроения: Сталинградский (ныне Волгоградский -ВгТЗ), Харьковский (ХТЗ) и Челябинский (ЧТЗ).
|
К началу Великой Отечественной войны общий выпуск тракторов в СССР составлял 40% от мирового производства, а по выпуску гусеничных тракторов страна вышла на первое место.
Война нанесла огромный ущерб тракторной промышленности: часть заводов были разрушены, другие - переведены на производство оборонной продукции.
Возрождение тракторной промышленности началось еще до победного окончания войны. В 1943г. в г. Рубцовске создается Алтайский тракторный завод (АТЗ), выпускающий гусеничный трактор АТЗ-НАТИ. В 1944г. на Сталинградском и Харьковском заводах организуется производство трактора СХТЗ-НАТИ. В последующие годы эти заводы переводятся на выпуск тракторов ДТ-54.
В послевоенный период вступают в строй новые тракторные заводы: Владимирский (1945г.), выпускающий колесный трактор «Универсал»; Липецкий (1947г.) - гусеничные тракторы КД-35 общего назначения и КПД-35 пропашной с дизельным двигателем мощностью 27,2 кВт (37 л.с); Минский (1953г.) - трактор «Беларусь» (МТЗ-2) и другие заводы.
Созданы специальные заводы по производству тракторных двигателей: Минский моторный завод (ММЗ), Алтайский моторный завод (АМЗ) в г. Барнауле, Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот», Харьковский завод тракторных двигателей (ХЗТД) и другие. Совершенствование тракторных двигателей с целью увеличения их мощности и улучшения экономичности ведется путем применения наддува, неразделенных камер сгорания и увеличения числа цилиндров до 6... 12 при V-образном их расположении.
|
Колесные тракторы в сравнении с гусеничными проще в изготовлении, менее металлоемкие, более долговечны и универсальны по применению. Однако из-за малого сцепного усилия колесные тракторы выпускались с тягой не свыше 10,04 кН (1,4 тс) и только в последние годы разработаны конструкции и начался выпуск колесных тракторов: К-700 и К-701 с тягой 50 кН (5тс) на Кировском заводе, и Т-150К с тягой 30 кН (3 тс) на ХТЗ. Увеличение тяги у этих тракторов достигнуто за счет применения привода на все четыре колеса при одинаковом размере их и установке на них двигателей повышенной мощности.
Одновременно с расширением выпуска тракторов производится непрерывное их совершенствование, которое направлено на: увеличение мощности рабочих скоростей тракторов, применение колесного хода на тракторах с большим тяговым усилием 30... 50 кН (3... 5 тс), совершенствование конструкций двигателей, улучшение условий труда трактористов и повышение долговечности тракторов.
Мощные тракторы с большими рабочими скоростями обеспечивают высокую производительность, что позволяет сократить время выполнения полевых работ до оптимальных сроков и уменьшить число трактористов и механизаторов, занятых на сельскохозяйственных работах.
Каждый механизатор должен хорошо изучить устройство трактора, в совершенстве овладеть техникой его вождения, строго выполнять правила ухода за ним, чтобы использовать все возможности для увеличения производительности труда и снижения затрат в сельскохозяйственном производстве.
Назначение и устройство механизма поворота гусеничного трактора
|
Механизм поворота служит для получения различных поступательных скоростей правой и левой гусениц, необходимых при повороте гусеничного трактора. Одновременно он выполняет функцию тормозов. Механизм поворота должен обеспечивать устойчивое прямолинейное движение трактора и плавный переход от прямолинейного движения к криволинейному, при минимальных потерях мощности. Направление движения гусеничного трактора изменяют при отключении от трансмиссии той гусеничной цепи, в сторону которой надо повернуть трактор. В случае крутого поворота или разворота на месте отключенную гусеничную цепь необходимо притормозить.
В качестве механизма поворота используют сухие фрикционные многодисковые муфты управления (рис. 1) и планетарные механизмы (рис. 1 а).
В муфте управления ведущей частью является вал 1 (рис. 1) главной передачи с расположенным на его шлицах ведущим барабаном 2. На наружной цилиндрической поверхности барабана сделаны продольные канавки, в которые установлены внутренними зубцами тонкие стальные ведущие диски 3. Ведомый барабан 4 закреплен на ведущем валу 6 конечной передачи. На внутренней поверхности барабана 4 имеются канавки, в которые входят своими наружными выступами ведомые диски 5 с фрикционными накладками. Диски 3 и 5 устанавливают через один и сильно сжимают между собой через нажимной диск 9 пружинами 8, в результате чего при вращении вала 1 крутящий момент передается на ведущий вал 6 конечной передачи.
Для поворота трактора выключается одна из муфт управления. При этом диск 9 перемещается в направлении стрелок Б, пружины сжимаются, диски 3 и 5 освобождаются, и вращение ведомого барабана и ведущей звездочки прекращается.
Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М (см. рис. 1а) состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных устройств управления правой и левой гусеничными цепями.
Механизмы собраны в цилиндрическом корпусе 5, установленном на подшипниках в корпусе заднего моста. К корпусу снаружи прикреплена ведомая шестерня 4 главной передачи, а внутри расположены два зубчатых венца б (короны). На осях 8 водила 7 свободно надеты сателлиты 9, находящиеся в зацеплении с короной 6 и одновременно с солнечной шестерней 10. Ступица солнечной шестерни 10 опирается на подшипники, помещенные в корпусе заднего моста. Шестерня 10 представляет собой одно целое с тормозным шкивом 3. Водило 7 соединено с валом 2, на котором размещены тормозной шкив 1 и ведущая шестерня конечной передачи. Управляют планетарным механизмом при помощи тормозов, размещенных в боковых отделениях корпуса заднего моста.
Во время движения трактора по прямой педали 17 и рычаги 16 отпущены. Тормозные шкивы валов 2 свободны, а тормозные шкивы 3 затянуты тормозными лентами 11 при помощи пружин 15 и не вращаются. При этом шестерни главной передачи вращают корпус 5, а он своими коронами 6 приводит в движение сателлиты 9, заставляя их обкатываться по неподвижным шестерням 10. Оси 8 сателлитов 9 водила 7 передают вращение валам 2 и далее на конечные передачи.
Рис. 1. Схема многодисковой муфты управления
а — муфта управления включена;
б — муфта управления выключена;
1 — ведущий нал; 2 — ведущий барабан; 3 — диск ведущего барабана; 4 — ведомый барабан;
5 —диск ведомого барабана;
6 — ведущий вал конечной передачи; 7 — шпилька; 8 — пружина; 9 — нажимной диск.
Рис.1. (а): Механизм поворота гусеничного трактора:
1 — тормозной шкив вала (водила); 2 —- вал;
3 — тормозной шкив солнечной шестерни;
4 — ведомая шестерня главной передачи;
5 — корпус планетарного механизма; 6 — зубчатый венец (корона);
7 — водило; 8 — ось сателлита; 3,9 — сателлит; 10 — солнечная шестерня; 11 — тормозная лента тормоза солнечной шестерни; 12 — тормозная лента тормозного шкива вала (водила); 13 — рычаг;
14 — тяга; 15 — пружина тормозной ленты; 16 — рычаг тормоза солнечной шестерни; 17 — педаль тормоза водила.
2. Устройство и работа планетарного механизма
Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М состоит из двух симметрично расположенных одинаковых планетарных устройств управления правой и левой гусеничными цепями.
Для поворота трактора гусеницы отключают раздельно с помощью планетарных механизмов, которые в сочетании с тормозами могут выполнять роль фрикционных муфт, т. е. разъединять и плавно соединять Валы трансмиссии. Ведущие элементы в планетарных механизмах поворота — коронные шестерни 8 (рис. 2) внутри общего барабана 4, а ведомые — водила 14, которые валами (полуосями) 1 соединены с ведущими шестернями конечных передач. На осях 13, закрепленных в водилах, вращаются сателлиты 12, которые соединяют солнечные шестерни 11 с коронными.
Рис.2. Составные части механизма поворота (б):
1 —валы (полуоси);
2— остановочные тормоза;
3 — тормоза солнечных шестерен; 4 — барабан;
5 и 6 — ведомая и ведущая конические шестерни;
7 — вторичный вал коробки передач; 8 — коронные шестерни; 9 — шестерни конечной передачи;
10 — ведущие звездочки;
11—солнечные шестерни;
12 — сателлиты; 13 — оси сателлитов; 14 — водила.
При прямолинейном движении трактора обе солнечные шестерни заторможены. Крутящий момент от вторичного вала 7 коробки передач через конические шестерни 5 и 6 передается коронным шестерням. Вращаемые ими сателлиты перекатываются по солнечным шестерням и через оси увлекают за собой водила. От водил через полуоси и шестерни конечных передач крутящий момент передается ведущим звездочкам10, и они, вращаясь, перематывают гусеницы с равными скоростями. Для совершения плавного поворота трактора, например влево, необходимо переместить левый рычаг на себя. При этом тормозная лента отпускает тормозной шкив и солнечная шестерня освобождается. Когда одну из солнечных шестерен растормаживают, сателлиты перестают перекатываться по ней, так как она сама начинает вращаться в обратном направлении. Поэтому передача крутящего момента на водило прекращается, т. е. гусеница отключается от трансмиссии. Однако за счет толкающего усилия, передаваемого через остов от другой гусеницы, отключенная гусеница все же продолжает перематываться, хотя и с меньшей скоростью. Поэтому поворот трактора будет плавным, особенно когда невелико сопротивление буксируемых машин. При этом водило, хотя и отключено от коронной шестерни, все же продолжает поворачиваться в прежнем направлении, так как получает вращение от отстающей гусеницы через звездочку и конечную передачу.
Для крутого поворота трактора необходимо после выключения тормоза солнечной шестерни нажать педаль 17 тормоза водила. Тогда тормозная лента 12 останавливает тормозной шкив 1 и затормаживает вал 2. Трактор совершает крутой поворот. Если его остановить тормозом, то остановятся звездочка и гусеница — трактор круто повернется на месте.
При одновременном освобождении обеих солнечных шестерен передача крутящего момента к гусеницам прекращается и трактор останавливается.
Планетарные механизмы служат не только для поворота, но и как дополнительные редукторы, что позволяет уменьшить нагрузку на детали коробки передач и на конические шестерни заднего моста.
Корпус 1 (рис. 3) моста отлит вместе с корпусом коробки передач. Средний отсек, где размещены планетарные механизмы поворота, и полость коробки передач образуют общую масляную ванну. Боковые отсеки — сухие (здесь находятся тормоза).
Ведущая коническая шестерня изготовлена вместе с вторичным валом коробки передач, а ведомая 26 прикреплена болтами к фланцу барабана 27 коронных шестерен, вращающегося на шариковых подшипниках. Внутренние кольца этих подшипников опираются на стаканы 24, запрессованные в расточки перегородок. В стыке ведомой конической шестерни и фланца барабана коронных шестерен установлены прокладки 25 для регулировки зацепления конических шестерен.
В барабане 27 имеются два внутренних зубчатых венца коронных шестерен, каждая из которых соединена тремя сателлитами 29 со своей солнечной шестерней 31. Зубья солнечных шестерен нарезаны на концах длинных ступиц, которые вставлены, в стаканы 24 и опираются на запрессованные в них бронзовые втулки.
Сателлиты вращаются в игольчатых подшипниках на осях 30, закрепленных в водилах 28, которые представляют собой стальные отливки треугольной формы. В шлицевые ступицы водил вставлены внутренние концы валов (полуосей) 37. Их наружные шлицевые концы соединяются с ведущими шестернями 36 конечных передач.
Рис. 3. Ведущий мост трактора ДТ-75МВ:
1 — корпус; 2 и 3 — тормозные ленты; 4 — шкив тормоза солнечной шестерни;
5 — шкив ocтановочного тормоза; 6, 21 и 32 — крышки; 7 и 8 — регулировочные гайки;
9, 12 и 18— серьги; 10—пальцы; 11 и 13 — рычаги механизма остановочного тормоза;
14, 19, 20 и 22— тяги; 15 и 16 — рычаги механизма тормоза солнечной шестерни;
17 — ось рычагов; 23, 34 и 40 — пружины; 24 — стакан;
25 — регулировочные прокладки; 26 — ведомая коническая шестерня;
27 — барабан коронных шестерен; 28 — водила; 29 — сателлит; 30 — ось сателлита;
31 — солнечная шестерня; 33 — сальник; 35 и 39 — запорные планки;
36 — ведущая шестерня конечной передачи; 37—вал (полуось); 38—уплотнение;
41 — маслоуспокоительный кожух; 42 и 44 — пробки;
43 — опорные регулировочные винты.
Конические шестерни и планетарные механизмы смазывают трансмиссионным маслом, которое заливают в среднее отделение до верхней метки на стержне, закрепленном в пробке заливной горловины.
Маслоуспокоительный кожух 41 служит как бы дополнительным поддоном с небольшим уровнем масла. Благодаря этому уменьшается взбалтывание, а следовательно, и нагревание масла в среднем отсеке корпуса, а также уменьшается забрасывание на детали механических примесей, отстаивающихся в масляной ванне. Проникновение масла из среднего отсека к тормозам предотвращается уплотнениями 33, выполненными в стаканах, и торцовыми уплотнениями 38, установленными в ступицах солнечных шестерен. Проникшее в отсеки тормозов масло периодически сливают, вывинчивая пробки 44.
Планетарный механизм поворота сложнее и дороже в производстве, чем фрикционный, но обладает и рядом преимуществ. Он более компактный, что позволяет уменьшать колею трактора, легче в управлении, более долговечен, с лучшим балансом