Тема: Тактика проведения допроса.




Дисциплина – Расследование пожаров

Лекция № 4

 

Специальная подготовка

Тема: Тактика проведения допроса.

1.Сущность и общие положения производства допроса.

Допрос на предварительном следствии — это комплекс

предусмотренных уголовно-процессуальным законом познавательных и

удостоверительных операций, выполняемых следователем (дознавателем,

прокурором, начальником следственного отдела), по находящемуся в его

производстве уголовному делу (в связи с выполнением отдельного

поручения, в порядке осуществления функции прокурорского надзора или

функции процессуального руководства предварительным следствием) с

целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих

значение для дела.

Сущность допроса состоит в том, что в ходе выполнения

познавательных операций следователь, применяя разработанные в

криминалистике и апробированные следственной практикой тактические

приемы, побуждает лицо, которому могут быть (должны быть) известны

обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым событием,

дать о них показания, выслушивает сообщаемую информацию и

фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы в

дальнейшем она могла быть использована в качестве доказательства по

уголовному делу.

Целью допроса является получение информации, на основании

которой следователь:

1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения,

относящиеся к расследуемому событию;

3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.

Достижение указанных выше целей обеспечивается тщательной

подготовкой к допросу; применением тактических приемов в ходе его

производства; соблюдением этических основ допроса.

Подготовка к допросу является одним из условий получения от

допрашиваемого лица полных и достоверных показаний. В ходе

подготовки к допросу следователь обязан выполнить следующие действия:

1) тщательно изучить материалы уголовного дела и на основе

полученной информации определить или уточнить процессуальное

положение лица, вызываемого на допрос, имея в виду, что на допрос могут

быть вызваны:

- в качестве потерпевшего — лицо, которому преступлением

причинен физический, имущественный или моральный вред (ст. 42 УПК

РФ);

- в качестве свидетеля— лицо, которому могут быть известны

какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и

разрешения уголовного дела (ч. 1 ст. 56 УПК РФ), а также эксперт,

производивший экспертизу, для разъяснения данного им заключения (ст.

205 УПК РФ);

- в качестве подозреваемого — лицо, в отношении которого

возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые

установлены главой 20 УПК РФ, или лицо, которое задержано в

соответствии со ст. 91, 92 УПК РФ, а равно лицо, к которому применена

мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100

УПК РФ.

- в качестве обвиняемого — лицо, которому в порядке, установленном

ст. 172 УПК РФ предъявлено u1086 обвинение (ст. 173 УПК РФ). При этом в

действующем законодательстве РФ установлен особый порядок

привлечения в качестве обвиняемых отдельных категорий лиц.

2) определить предмет показаний лица, вызываемого на допрос. Если у

следователя нет четкого представления об обстоятельствах, подлежащих

установлению в ходе допроса, то в результате может оказаться, что

некоторые существенные для дела обстоятельства остались

неустановленными, невыясненными и в то же время в показаниях

допрошенного лица сообщаются сведения, не имеющие отношения к делу.

Поэтому уголовное дело следует изучать также с точки зрения выяснения

предмета допроса каждого вызываемого для этой цели лица. Если для

определения предмета допроса необходимы специальные познания,

следователь обязан изучить специальную литературу, проконсуль –

тироваться со специалистами, ознакомиться с производственным процессом и т.п.;

3) изучить социально-демографические данные, психологические,

психофизиологические качества и состояния вызываемого на допрос лица.

Разумеется, заранее трудно предусмотреть, информация о каких именно

качествах и состояниях личности потребуется при допросе, однако в любом

случае желательно иметь представление о таких особенностях личности

допрашиваемого, как пол, возраст, образование, профессия, интересы,

уровень культуры, правосознание, взгляды, психологические качества

(характер, темперамент, воля, эмоциональные черты), возможные

психологические состояния в момент допроса (растерянность,

подавленность, страх, самоуверенность и др.).

Информацию о личности допрашиваемого можно получить из

материалов уголовного дела и в результате оперативно-розыскной

деятельности, осуществляемой с этой целью органами дознания по

отдельному поручению следователя;

4) определить круг лиц, которые должны участвовать в допросе

(защитник, переводчик, педагог и др.), и принять меры к тому, чтобы они

явились в назначенное место и в определенное время;

5) определить время и место допроса, способ вызова лица на допрос.

6) определить последовательность производства допросов. В первую

очередь целесообразно допросить: лиц, располагающих наиболее важной

информацией; лиц, которые в силу объективных и субъективных причин

могут по истечении некоторого времени забыть отдельные обстоятельства

или детали расследуемого события (больные, малолетние, престарелые и

др.); лиц, находящихся в материальной или иной зависимости от

обвиняемого (подозреваемого). Если по делу предстоит допросить

нескольких обвиняемых (подозреваемых), то предварительно необходимо

изучить систему взаимоотношений, сложившихся в группе лиц,

совершивших преступление, с тем, чтобы определить последовательность

их допросов с учетом характера их взаимоотношений;

7) подготовить доказательства, которые предполагается предъявить

или использовать во время допроса, и предусмотреть возможные

аргументы на тот случай, если допрашиваемый пытается опорочить или

опровергнуть те или иные доказательства;

8) подготовить необходимые средства фиксации показаний

допрашиваемого (бланки протоколов, аудио- и видеоаппаратуру, пишущую

машинку и т.п.), а также условия для производства допроса (убрать с

рабочего стола все, что может отвлекать допрашиваемого, исключить или

хотя бы ослабить воздействие на допрашиваемого внешних раздражителей

и т.п.);

9) составить план допроса (письменный или устный), в котором

должны быть предусмотрены (указаны): обстоятельства, подлежащие

установлению в ходе допроса; вопросы, которые следует задать

допрашиваемому в ходе допроса, и последовательность их постановки;

доказательства, которые следует предъявить допрашиваемому с целью

получения необходимых показаний и пояснений.

Содержание организационно-подготовительных действий следователя

определяется в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств

расследуемого дела, процессуального положения допрашиваемого и

значимости ожидаемых от него показаний, технической оснащенности

следственного подразделения и ряда других факторов.

Полученные от допрашиваемого лица сведения могут служить

доказательствами по уголовному делу при условии соблюдения

установленной законом процедуры допроса. Однако закон не в состоянии

регламентировать деятельность следователя, выполняемую в целях

получения показаний от лиц, которые по тем или иным причинам не

желают давать показания либо не могут дать их в силу того, что требуемые

сведения сохранились в их памяти в виде отдельных фрагментов и т. п.

Поэтому для получения полных и достоверных показаний необходим

индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое

выражение в применении тактических приемов при производстве допросов.

Тактические приемы допроса представляют собой разработанные в

криминалистике и апробированные следственно-судебной практикой не

противоречащие закону научно обоснованные способы, методы

установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации

его негативной позиции и оказания психического воздействия на

допрашиваемого с целью получения полных и достоверных показаний.

Тактические приемы разнообразны, отличаются по содержанию и

целям их применения. Однако из всего разнообразия тактических приемов

некоторые из них являются универсальными, так как применяются при

производстве любого допроса.

С тактической точки зрения допрос может быть разделен на

следующие стадии: подготовительную (вступительную), свободный рассказ

допрашиваемого и ответы допрашиваемого на вопросы следователя.

На подготовительной (вступительной) стадии допроса следователь

устанавливает личность явившегося на допрос и его анкетные данные,

разъясняет допрашиваемому его права и обязанности, решает вопрос об

участии переводчика, предупреждает потерпевшего и свидетеля,

достигших шестнадцатилетнего возраста, а также эксперта об

ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу

заведомо ложных показаний.

Основной задачей этой стадии допроса является создание оптимальных

условий для получения показаний от допрашиваемого и обеспечение

достоверности показаний. Для этого необходимо установить

психологический контакт с допрашиваемым, что достигается применением

достаточно распространенного и во многих случаях оправдывающего себя

тактического приема, суть которого заключается в проведении

следователем «разведывательной» беседы с допрашиваемым. Беседуя на

отвлеченные темы, следователь должен выяснить, какие из них наиболее

близки допрашиваемому, и сосредоточиться на их обсуждении. При этом

не следует без необходимости акцентировать внимание на прежних

судимостях допрашиваемого и данных, характеризующих его с

отрицательной стороны. Спокойная беседа с допрашиваемым снимает его

внутреннее напряжение, уменьшает его волнение. В ходе беседы с

допрашиваемым следователь получает дополнительную информацию о

мыслительных, речевых и других психологических свойствах

допрашиваемого, которые имеют значение для определения тактики

производства допроса в следующей его стадии. Для того чтобы беседа была

результативной, следователю необходимо выработать в себе умение

мысленно становиться на позицию собеседника и, самое главное, проявлять

искреннюю заинтересованность. В ходе подготовки к допросу следователь

должен настроиться на то, что беседа может оказаться достаточно

длительной, с тем, чтобы во время допроса не проявлять нетерпение,

торопливость и т.п.

На стадии свободного рассказа допрашиваемый на предложение

следователя сообщает сведения об обстоятельствах, по поводу которых он

вызван на допрос. Свободное изложение дает допрашиваемому

возможность сосредоточиться, вспомнить отдельные обстоятельства,

имеющие, по его мнению, значение для следователя.

Следователь должен внимательно, не перебивая и не останавливая

допрашиваемого, выслушать его свободный рассказ. Даже в тех случаях,

когда допрашиваемый, заведомо для следователя, дает ложные показания,

их необходимо выслушать, поскольку нередко допрашиваемый в таком

случае понимает, что его показания контролируются, а потому приходит к

выводу о бесполезности лжи.

В ходе допроса нельзя проявлять недоверие к показаниям, допускать

грубость, насмешки, невнимательность и т.п. Если в ходе свободного

рассказа обнаруживается, что допрашиваемый отклонился от предмета

допроса, то следователь должен предупредить допрашиваемого о

необходимости давать показания по существу заданных вопросов. В случае

необходимости следователь может напомнить вопросы, по поводу которых

следует давать показания, и задавать допрашиваемому побуждающие

вопросы, то есть активизирующие свободное изложение им сведений.

Если допрашиваемый сообщает не все сведения, представляющие

интерес для следователя, либо сообщаемые сведения противоречат

материалам уголовного дела, то допрос переходит в стадию ответов на

вопросы, в которой следователь задает допрашиваемому вопросы с целью

дополнения и уточнения его показаний. На этой стадии допроса могут

применяться различные тактические приемы, побуждающие

допрашиваемого к даче показаний, основанные на постановке следователем

вопросов, направленных на получение от допрашиваемого

дополнительных сведений о тех или иных фактах, обстоятельствах

(дополняющие вопросы) либо на уточнение показаний и устранение

неточностей и противоречий в показаниях (уточняющие вопросы).

Формулируя уточняющий вопрос, следователь может сопоставить

имеющиеся в показаниях несоответствия, противоречия и предложить

допрашиваемому объяснить, в какой части его показания следует считать

достоверными.

В тех случаях, когда допрашиваемый не может вспомнить какие-либо

факты (обстоятельства), следователь может сформулировать вопросы,

направленные на оживление ассоциативных связей с целью восстановления

в памяти воспринятых допрашиваемым фактов (напоминающие вопросы).

Если есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным

причинам сообщил неправильные сведения, следователь проверяет

возникшее предположение путем постановки вопросов, направленных на

выяснение условий восприятия события или факта, о которых

допрашиваемый дает показания, а также установление иных источников

сообщаемых сведений (контрольные вопросы). При этом недопустимо

задавать вопросы, в формулировке которых содержится ожидаемый,

желательный ответ (наводящие вопросы).

Содержание тактических приемов варьируется в зависимости от

процессуального положения допрашиваемого и особенностей его личности,

от желания или нежелания допрашиваемого давать показания

(бесконфликтная, конфликтная или смешанная постановка допроса) и от

других факторов.

Недопустимо применение тактических приемов: основанных на

обмане, связанных с угрозой и шантажом; сопряженных с физическим и

психическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого;

связанных с понуждением допрашиваемого к даче ложных показаний,

оговору и самооговору; основанных на использовании низменных

побуждений (корысти, мести и др.), религиозных чувств, невежества и

предрассудков допрашиваемых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: