Тема № 2. Формирование характера, социализация личности




Человек, индивид, личность в обществе

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

1. Философские представления о человеке и его месте в обществе основаны на мнениях и размышлениях философов Древней Греции. Еще великий Сократ говорил, что человек есть мера всех вещей и только его нужно изучать и посвятить этому всю жизнь. Познание личности происходит в трехступенчатой системе знаний.

• Человек – социально биологическое и психологическое существо.

• Индивид – любой представитель человеческого рода

• Личность – это понятие занимает особое место в гуманитарных науках

Личность – это человек, который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но социальных значимых качеств, готовый отвечать за свои поступки, осознает свое место в обществе и способны постоянному развитию и самосовершенствованию.

Проблемы личности – одна из главных проблем общественных наук. Любой человек становится личностью, существуя в обществе и воспитываясь в нем, но не любой человек может называться личностью с точки зрения других людей.

Человек может менять общество окружающих его людей, устанавливать в нем свои порядки и от этого он не перестает быть личностью, а как считают социологи, наоборот обогащает свою натуру. Личность формируется под влиянием тех требований и ожиданий которые направлены на человека со стороны других людей.

По мнению Чарльз Кули, личность формируется под эффектом зеркала, человек смотрится в это зеркало, но видит не себя, а других людей, которые оказали на него значимое влияние, он использует представление других о себе через формирование своего «Я».

Зеркальное «Я» включает в себя 3-и элемента:

• Восприятие человека другими людьми;

• Реакция других людей на его поведение

• Восприятие человека того, как другие люди реагируют на него и судят.

Личность в обществе формируется под влиянием социальных обстоятельств, ситуаций, социальных ожиданий и это формирование не заканчивается никогда, так как человек всегда имеет способность к самоанализу и саморазвитию.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его, целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

Виды деятельности:

- Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)

- По субъекту: индивидуальная – коллективная

По характеру: репродуктивная – творческая

По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя

Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).

Мышление — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

Виды мышления

Интуиция

Медитация

Рефлексия

Тема № 2. Формирование характера, социализация личности

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Наиболее сильный отпечаток на характер накладывает работа в сферах, связанных с нестандартными, критическими ситуациями, не поддающимися обычной логике. Милиционеры, следователи, юристы, адвокаты и другие работники правоохранительных и судебных органов - со временем они «покрываются» своеобразной «броней», что сторонним наблюдателям иногда кажется цинизмом и бесчувственностью.

Те, кто занимается расследованием преступлений, со временем становятся более внимательным к деталям. Кроме того, у них развиваются аналитические способности, позволяющие прогнозировать развитие некоторых ситуаций. Однако такой человек может подозревать всех окружающих, относиться к ним с недоверием, вовсе избегать общения.

Профессия врача формирует в человеке особого рода сострадание: не просто сочувствие к пациенту, а стремление приложить все усилия, чтобы искоренить недуг. Поэтому здесь неприемлема излишняя эмоциональность, зато просто необходимо логическое мышление, умение сопоставлять и анализировать данные, хранить в памяти огромный объем информации. Отличительное качество врачей в обычной жизни - готовность всегда прийти на помощь.

Учительство также сильно влияет на характер. Общение с детьми, стремление понять их внутренний мир, проникнуть в него часто приводят к изменению мировоззрения педагога. У некоторых преподавателей появляется привычка наставлять, делать из всего нравоучительные выводы. Меняется даже манера речи: она становится более размеренной, назидательной.

Тех, кто выбрал в качестве сферы деятельности точные науки, часто считают людьми сухими, неэмоциональными. Но сами они с этим не согласны и стремятся опровергнуть стереотип. Такие люди рассматривают конкретную ситуацию как частный случай закономерности, они способны взглянуть на процесс отвлеченно, извне. Они всегда просчитывают последствия различных событий, прогнозируют поступки окружающих. Отрицательным качеством «физика» порой становится излишняя педантичность, но чаще бывает наоборот: ученые в большинстве своем удивительно рассеянны. Привыкая оперировать общими категориями, они, как правило, невнимательны к мелочам.

Потребность – постоянное противоречие между существующей ситуацией и постоянной необходимостью человека в чем-либо.

Интерес – это осознанная потребность, характеризующаяся отношением людей к предметам или явлениям действительности, имеющим важное общественное значение.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать свои потребности, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение от окружающих. Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что, по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: