(1 сторона)
1. Фамилия, имя, дата рождения __________________________________ 2. Школа, класс _______________ Домашний адрес__________________ 3. Телефон: домашний _________, рабочий _________________________ 4. Посещал ли детский сад (речевую или массовую гр.)?______________ 5. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие) ________________ 6. Раннее физическое развитие (когда стал сидеть) __________________ (когда стал ходить) ______________________________________ 7. Раннее речевое развитие (когда появились первые слова) ___________ (первая фраза) ___________________________________________ Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий при школе ____________ Расписание занятий: ___________________________________________ “Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий”. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР № 26.1979, стр. 28. Подпись родителей _____________________ Дата заполнения _______________________ |
(2 сторона)
1. Дата зачисления на логопедический пункт _______________________ 2. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт ________ 3. Результат коррекционной работы после первого года обучения ______________________________________________________________ 4. Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы _______________________________________-________________ 5. Результат коррекционной работы после второго года обучения ______________________________________________________________ 6. Консультации у врачей-специалистов ___________________________ ______________________________________________________________ Дата выпуска __________________________________________________ Подпись логопеда ______________________________________________ |
При изготовлении и заполнении “Индивидуальной карточки учащегося” пункты 2-4 могут быть изменены в зависимости от места проживания ребенка.
Обратная сторона “Индивидуальной карточки учащегося” заполняется логопедом в течение учебного года.
|
На каждого ученика заполняется одна индивидуальная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.
“Индивидуальные карточки учащихся” хранятся в отдельных для каждой группы конвертах или помечаются различными опознавательными знаками, своими для каждой группы, например: группа № 1 — желтые кружки, группа № 2 — синие кружки и т. д.
5. Общий план методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:
а) обследование устной и письменной речи учащихся 1 —4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);
б) комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий (сроки);
в) формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в катких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей начальных классов и т. п.); учителя-логопеда и логопедов дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного логопункта (этот пункт плана целесообразно согласовать с общим планом методической работы старшего логопеда района); учителя-логопеда и врачей-специалистов;
г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (темы бесед, лекции, выступлений на родительских собраниях);
|
д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие пособия предполагается приобрести или изготовить и в какие сроки);
е) мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений по обмену опытом и т. п.).
6. Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. В случае если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план.
Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.
7. На основании перспективного плана учитель-логопед составляет ежедневные рабочие планы. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.
Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором планируются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием видов работы.
|
8. Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова “Классная работа” после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слого-звуковых схем и схем предложений.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность. Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то в этом случае ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой — дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед обязательно объясняет ученику, за что он ставит ту или иную отметку. Отметку “два” на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.
Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к “Общей речевой карте”, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.
9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему и лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.
10. После комплектования групп в сентябре учитель-логопед составляет расписание занятий в двух экземплярах. Оба экземпляра заверяются подписью инспектора районного отдела (управления) народного образования или директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй — на логопедическом пункте.
11. Паспорт логопедического кабинета представляет собой небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.
Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.
12. В конце учебного года учитель-логопед составляет отчет о проделанной за учебный год работе по следующей форме:
Отчет