Развитие интеграционных процессов между Уральским регионом и ХМАО может осуществляться по следующим направлениям:
Энергетика. Расширение поставок на Урал энергоносителей и развитие на территориях Уральского региона, ХМАО и ЯНАО энергоемких производств, реально создающих новые межрегиональные хозяйственные связи, а следовательно, и новые транспортные коммуникации.
Транспорт. Республика Коми, Свердловская, Томская и Тюменская области, ХМАО, ЯНАО и ФДС России подписали Соглашение «О сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры». Реализация данного соглашения приведет к расширению социально-экономических связей между указанными регионами, и это, в свою очередь, скажется на усложнении их экономик, что создаст условия для устойчивого развития этих субъектов РФ.
Промышленное освоение месторождений твердых полезных ископаемых восточного склона Приполярного и Полярного Урала. Создание мощных интегрированных горнорудных, горно-металлургических и других корпораций приведет к более тесному экономическому сотрудничеству между ХМАО и Уральским регионом.
Лесной комплекс. Создание интегрированных деревообрабатывающих и лесохимических корпораций. Это даст импульс по развитию производств с широким ассортиментом продукции, что позволит ХМАО резко увеличить ее экспорт в страны Центральной Азии и западные районы Китая.
Машиностроение. Создание на базе предприятий Урала специализированных отраслей машиностроения для ТЭКа, транспортного строительства, автомобильного транспорта, горнорудного и лесного комплексов.
Нефтегазохимия. Создание нефтехимического машиностроения на базе предприятий Урала приведет к развитию нефтегазохимии на территории ХМАО и ЯНАО и усложнит производственные структуры нефтяных компаний.
|
Развитие вышеперечисленных интеграционных процессов значительно расширит границы рынков сбыта продукции, производимой в Уральском регионе и ХМАО. Важнейшая для страны проблема рынков сбыта, которая в условиях глубокого системного кризиса государственной региональной социально-экономической политики, весьма сложной в российской специфике (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения и т.п.), требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств ее решения. Развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектов РФ и между ними все в большей и большей степени становится главной составляющей преодоления негативных явлений в экономике России.
Важным моментом политики ХМАО по развитию межрегиональных социально-экономических связей является его сотрудничество с югом Тюменской области. В основе социально-экономического развития юга области, исходя из анализа материалов по состоянию и развитию его экономики, должны лежать транспортные проекты:
· развития территориальных (межрайонных) дорог;
· развития федеральных автомобильных дорог и автодорожных коридоров;
· развития и реализации международных транспортных проектов: «Северный морской путь» - «Северный Транспортный Коридор» - «Транспортный коридор Берлин-Москва-Пекин».
Данные проекты не только свяжут транспортными артериями Европу и Азию, но и создадут новые рабочие места на юге области; город Ишим и поселки Вагай, Ярково могут стать транспортными центрами. Масштаб преобразований южных районов области может оказаться весьма существенным.
|
Создание единой развитой и надежной транспортной инфраструктуры в границах Тюменской области и за ее пределами должно стать одной из главных целей программы развития не только Тюменского региона, но и России в целом. Хорошая транспортная система активизирует все отрасли экономики, снижает инвестиционные риски, повышает шансы по возвращению займов и кредитов, а самое главное - создает высокий уровень социального развития.
Как уже отмечалось, автономные округа будут усложнять структуру своей экономики. Поэтому они должны кооперироваться с югом Тюменской области в тех видах хозяйственной деятельности, которые они не могут сами эффективно развивать на своей территории, чтобы получить необходимую для себя продукцию. Юг области, в свою очередь, за счет такой кооперации может получить соответствующие средства, необходимые для модернизации и развития его экономики.
Развитие экономического сотрудничества с ЯНАО имеет первостепенное значение для ХМАО, так как на территории Ямало-Ненецкого автономного округа начинается реконструкция действующих месторождений нефти и газа, освоение новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и в Надым - Пур-Тазовском междуречье, а также строительство газопровода в восточном направлении. Это обуславливает значительные транзитные транспортные перевозки через территорию ХМАО, что существенно повышает роль транспортного фактора в развитии округа.
|
Таким образом, реализация автономным округом (совместно с федеральным центром и другими субъектами РФ) внутрирегиональных и межрегиональных программ, особенно строительства магистральных автомобильных дорог и промышленного освоения месторождений твердых полезных ископаемых восточного склона Приполярного и Полярного Урала, одновременно с проведением должной социально-экономической инвестиционной политики позволит:
· усложнить социально-экономические системы многих субъектов РФ, повышая тем самым устойчивость развития таких территорий;
· объединить интересы Федерации, субъектов РФ, территорий местного самоуправления, отраслей экономики и отдельных предприятий, различных инвесторов, в том числе и зарубежных, в создании единой, развитой и надежной транспортной системы России;
· промышленно освоенным территориям с их сокращающимся сырьевым потенциалом устремиться в регионы с богатыми природными ресурсами, способствуя тем самым экстенсивному развитию таких территорий;
· расширить ассортимент и объемы товарных потоков между многими субъектами РФ;
· качественно изменить социально-экономическое состояние, поднять на более высокий уровень качество жизни населения и социального развития многих субъектов РФ;
· рационально располагать социально-экономические объекты по всей территории субъектов РФ;
· создать новые отрасли экономики;
· уменьшить удельные энергозатраты на формирование связей и отношений социально-экономических систем многих субъектов РФ;
· уменьшить себестоимость промышленной продукции, производимой на предприятиях многих субъектов РФ;
· стабилизировать работу органов государственной власти и местного самоуправления многих субъектов РФ.
Список использованной литературы:
1. «Новая Югра» №6-7. 2008г.
. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2010 г. № 355-рп.
. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. Регионоведение.: Учебник.- М.: Гардарики, 2003г.