Конспект образовательной деятельности по направлению
«Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе
По теме «Зима - чародейка»
Автор – составитель: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №21» Рыскина Виктория Александровна
Цель: развитие звуковысотного и ритмического слуха.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
ü Художественно-эстетическое развитие:
- формирование понятий «высокий», «низкий», «длинный», «короткий» в отношении музыкальных звуков;
- обогащать знания детей о вокальном искусстве;
- развивать звуковысотный слух;
- развивать чувство ритма.
ü Познавательное развитие:
- учить соотносить высоту и длину звука с наглядным примером;
- развивать логическое мышление.
ü Речевое развитие:
- развивать правильное речевое дыхание.
ü Социально-коммуникативное развитие
- воспитывать интерес к совместной музыкальной импровизации.
ü Физическое развитие
- формировать умение передавать ритмический рисунок движением тела: рук, ног.
Предварительная работа:
- слушание произведений о зиме;
- знакомство с музыкальными инструментами (румба, треугольник);
- беседы о «звуках зимы».
Оборудование:
Музыкальный центр;
Проектор;
Цветные камушки – льдинки для выкладывания ритмического рисунка;
Музыкальные инструменты – треугольник (5) и румба (5)
Используемые образовательные технологии:
- информационно-коммуникативная технология,
- здоровьесберегающая технология,
- личностно ориентированная технология,
- игровая технология.
Ход занятия:
1. Вводная часть, игровой момент.
Музыкальный руководитель:
Что за гости в зал спешат?
Рада видеть я ребят!
Соберёмся в дружный круг: (все собираются в круг)
Справа – друг, и слева – друг!
Здравствуйте, ребята! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». А сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Давайте поиграем в музыкальное эхо. Вы знаете, что такое эхо? Правильно, оно все повторяет. Ну что, начнем?
Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор слов Е.Плахова) (без сопровождения):
МР: - Как здорово, что все мы здесь
Собрались, собрались!
Дети: - Как здорово, что все мы здесь
Собрались, собрались!
МР: - Друзьям своим ты улыбнись,
Улыбнись, улыбнись!
Дети: - Друзьям своим ты улыбнись,
Улыбнись, улыбнись!
МР: - Все друзья собрались вместе!
Дети: - Все друзья собрались вместе!
Все: - Ура!
2. Познавательно-продуктивная часть.
Музыкальный руководитель: - Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто присутствует в зале! Ребята, а какое сейчас время года? (слайд 2) А что вы знаете о зиме? А какое небо зимой? Правильно, погода пасмурная, на небе тучи. А давайте вместе с вами расскажем сказку про тучку!
Тучи в небе плывут
Наверное, снежинки везут
Мы тихонько посидим
И про них поговорим. (дети садятся на стульчики)
Вокальное упражнение «Туча».
Слайд №3.
Жила-была Туча с дочками-снежинками. Их звали А О У и И. Давайте пропоем их имена, только обратите внимание какой у нам ротик во время произношения этих звуков (пропеваем). Каждый вечер Туча укладывала их спать и напевала колыбельную песенку: Ба-ю, ба-ю (терция)
Слайд №4.
Однажды Туча пела-пела да и уснула. Захотелось снежинкам посмотреть, что внизу на земле происходит. Стали они из Тучи по одной опускаться на землю. (нисходящие звуки А-О-У-И, повторить несколько раз).
Слайд №5.
Подхватил их на земле холодный ветер и закружил (поочередно петь звуки с показом рукой А, О, У, И, меняя высоту голоса)
Слайд №6.
Очень испугались снежинки, к маме-Туче запросились. Пожалел их ветер, положил на свои мягкие ладошки и стал по одной в Тучу отправлять («портаменто» снизу вверх А- а, О-о, У-у, И-и). Больше снежинки от мамы не убегали.
А ветерок так активно помогал снежинкам, что стало очень холодно. Давайте погреемся!
3. Динамическая пауза.
Танец по показу «Топотуха» (не садимся)
Ребята, а во что превращается вода зимой? Посмотрите, какие красивые льдинки я принесла! Чем они отличаются? (цветом и размером), (приглашаю подойти к столику) Так вот, большую льдинку зовут «ТА», это длинный звук, и мы его прохлопываем вот так (в ладоши), а маленькие – «ти – ти» короткие звуки, мы их произносим быстро и прохлопываем вот так (по коленкам).
А теперь посмотрите, какие разные песенки получаются из этих льдинок! (ритмические рисунки 3 – 4).
Ребята, послушайте красивую песенку про снежинки!
(садятся на стулья, слушают 1 куплет «Белые снежинки»)
4. Заключительная часть.
Правда, красивая песенка! А давайте еще больше ее украсим, и помогут нам музыкальные инструменты и наши льдинки, которые теперь мы увидим на экране! (приглашаю к столику с инструментами) Треугольники будут проигрывать короткие звуки, вот так (показать), а румбы будут проигрывать длинный звук – вот так (показать). Давайте попробуем сначала без музыки, глядя на экран! (проиграли 2 первые фразы). Ну вот, теперь давайте украсим песенку! (проигрывается 1 куплет). Давайте положим инструменты на место и встанем в круг.
Скажите, пожалуйста, про кого мы слушали сказку сегодня?
Что делал ветерок со снежинками?
Как снежинок звали?
С чем еще мы с вами сегодня играли?
Какое имя у большой льдинки? А у маленькой?
Какую песенку слушали и украшали?
Мне было очень интересно с вами, и я хочу подарить вам эти льдинки, чтобы вы придумывали песенки вместе с друзьями в группе!
(под песню «Белые снежинки выходят из зала).