Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.




Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория культуры и глобализации» (1 курс)

1. Понятие глобализации. Проявления глобализации в повседневной жизни.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[2].

Глобальные торговые сети (мак-доналс, кока-кола), ТНК (транснациональные корпорации), энергетика, международная преступность (наркотрафик, работорговля), глобальные системы спутниковой связи (ТВ, интернет)

происходит глобализация быта, образцов повседневного поведения. Это проявляется во многих аспектах. Самый яркий пример - это, пожалуй, "социализация" в режиме онлайн. Весь мир сидит в Facebook, Twitter, Instagram и их национальных аналогах, пользуется Wikipedia и Google, общается по Skype. Другие примеры глобализации в повседневной жизни - это схожие стандарты в одежде, продуктах питания. Если говорить о развитых странах, то очень мало кто ходит по улице в традиционных костюмах, употребляет национальную пищу с регулярностью, которая была бы сопоставима с походами в "Макдональдс".

 

2. Влияние глобализации на все сферы жизни общества.

Реально результаты процесса глобализации можно видеть в том, что границы для экономической, культурной и даже политической деятельности становятся все более прозрачными, условными. Транслокальные и транснациональные сети — промышленные монополии, Интернет, обмен студентов и профессиональных кадров, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека — способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В силу действия всех этих факторов пошатнулось традиционное для XX в. «геополитическое воображение», сводившееся к восприятию мира разделенным на пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация влечет за собой формирование новой геополитики и нового видения мира, все более приобретающего образ единого целого, состоящего из «потоков» и «сетей».

О сложности восприятия глобализации говорят и данные ИКСИ РАН, полученные в ходе исследования понимания российским обществом специфики и сущности глобализации. Выявленные различия во мнениях респондентов и экспертов обусловлены разным наполнением информационного канала поданной проблеме, вследствие чего неодинаково будут восприниматься и последствия. Так, свыше четверти респондентов (28 %) и почти половина экспертов (44 %) считает, что в целом процессы глобализации открывают для развития человечества позитивные перспективы; пессимистично смотрят в будущее 18 % респондентов и 27 % экспертов; затруднились определить свое мнение 54 % респондентов и 29 % экспертов. Таким образом, пока глобализация создает в массовом сознании преобладающие настроения неопределенности и слабых оптимистических ожиданий; эксперты более оптимистично смотрят вперед, но в целом налицо дефицит позитивных ожиданий относительно данного процесса.

В процессе глобализации проявляются противоположные тенденции — к возрастанию взаимосвязей в глобальном масштабе и дальнейшей фрагментации. Глобализация устанавливает разнообразные типы связей, создавая то, что У. Ханнерц назвал «глобальной ойкуменой», лишенной границ. Системность или единство этого глобального образования представляет собой результат взаимодействия локальных субъектов с глобальными структурами.

От глобализации невозможно укрыться. Глобальные процессы все больше влияют на локальные, и даже наиболее почвеннические режимы, несмотря на очевидное сопротивление, вынуждены в той или иной степени идентифицироваться с глобальной системой.

Глобализация вносит изменения не только в социальную организацию, но и в осознание мира. Дж. Арриджи считает глобализацию одним из звеньев процесса эволюционного изменения мировой капиталистической системы. Однако такое понимание явно недостаточно, так как сводит все богатство и сложность мировой истории к одному системному образованию — капитализму.

 

 

3. Положительные последствия глобализации.

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Позитивные последствия процесса глобализации:

  • стимулирующее влияние на экономику.
  • сближение государств.
  • стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.
  • возникновение социокультурного единства человечества

 

4. Негативные последствия глобализации.

Негативные последствия процесса глобализации:

  • насаждение единого стандарта потребления.
  • создание препятствий для развития отечественного производства.
  • игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.
  • навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
  • оформление идеи соперничества.
  • утрата каких-то специфических черт национальных культур.

 

5. Макдонализация общества.

Макдональдизация — социологическое понятие[1], впервые использованное американским социологом Джорджем Ритцеромruen в своей книге «Макдональдизация общества»[2]. Согласно Ритцеру, макдональдизация представляет собой процесс, «благодаря основным принципам которого этот ресторан фаст-фуда добивается все большего доминирования в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира». При этом под процессом «макдональдизации» понимается не просто процесс распространения ресторанов быстрого питания сети «Макдональдс» по всему миру, но прежде всего превращение тех функциональных принципов, на которых основывается ресторанный бизнес этой сети, в базисные принципы организации современной социальной жизни, способствующие её дальнейшей рационализации.

Ритцер выделяет четыре элемента формальной рациональности, лежащие в основе процесса макдональдизации:

· Эффективность. Этот принцип связан с резким ускорением ритма жизни. Для него характерны производство «точно в срок», ускоренное обслуживание, упорядоченные операции, жесткое расписание. Каждый аспект организации ориентирован на минимизацию времени.

· Предсказуемость. С точки зрения потребителя, предсказуемость приносит спокойствие в повседневные дела. В рационализированном обществе люди предпочитают знать, что ждет их в любом месте и в любое время.

· Упор на количественные показатели (калькулируемость). Количество облегчает оценку эффективности, то есть, именно те операции, которые можно выполнить за наименьшее время, как правило, считаются наиболее эффективными. В том, что касается процессов, акцент ставится на скорости, а по отношению к результатам на первый план выходит количество произведенной продукции и её размеры. В сознании современного общества заложено представление «больше = лучше». Это основной постулат эпохи потребления. Повсюду можно увидеть множество предложений типа «купи и получи скидку на следующую покупку», «купи два по цене одного».

· Контроль. Достигается за счет замены связанных с человеком технологий унифицированными технологиями, не требующими участия людей. Эти технологии шаг за шагом сводят человеческое поведение к последовательным автоматизированным операциям. На предприятиях, организованных по принципу макдональдизации, роль персонала заключается всего лишь

 

6. Американизация и глобализация. Американские и европейские ценности.

Американизация — влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. Понятие было изобретено в 1907 году[1] и первоначально относилось к росту популярности американского образа жизни в Канаде. В самих США понятие применяется к процессу ассимиляции иммигрантов.

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. 7 из 10 самых популярных мировых брендов находятся в США (на 2006 год)[2]. Некоторые из них являясь символами американской культуры, часто становятся символом американизации, как например Кока-Кола[3]. Также часто с американизацией связывают культуру фастфуда и, в особенности, сеть заведений McDonald's[4] (по словам некоторых журналистов — «Макдональдс есть везде, куда бы вы ни пошли»[5]), а также ведущие компании в области IT-технологий — Microsoft, Apple Inc. и IBM.

Европе́йские це́нности — совокупность и/или система аксиологических максим[1], основных принципов обустройства семьи, общества и государства, политико-экономических, правовых, культурных, этических и др. норм, объединяющая значимое большинство жителей Европы (и, шире, «западного мира»), служащая основой их идентичности[2]. Единого канонического, то есть признанного экспертным сообществом, списка европейских ценностей нет[7], хотя они и закреплены[3] как сущность в принятой Советом Европы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Большинство сторонников концепции европейских ценностей в настоящее время относят к ним следующее:[2][3][11]

· общность исторической судьбы и наследия народов Европы и, шире, Запада;

· право наций на самоопределение;

· парламентаризм, демократическое устройство государства и общества, включающее особое внимание к соблюдению прав меньшинств, их поддержка;

· верховенство права, правовую культуру;

· рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности;

· социальную справедливость, опирающуюся на социальное партнёрство;

· приоритет прав человека, суверенитета личности над государственным суверенитетом, либеральный индивидуализм;

· светскость общества и культуры, во многом основанную, однако, на христианском наследии;

· толерантность и мультикультурализм.

  • Демократия и права человека;
  • Четыре свободы — общий рынок, свободное передвижение, обитание и занятость граждан;
  • Социальное партнёрство;
  • Многонациональность, отрицание национализма;
  • Светский мультикультурализм;
  • Антитоталитаризм и антимилитаризм, но без пацифизма;
  • Многовекторность внешней и внутренней политики;
  • Трёхъярусное управление — наднациональный, национальный и региональный уровни;
  • Открытость для всех европейских демократий;
  • Постоянные изменения, эволюция границ Евросоюза.

 

Американские ценности:

Культурные (свобода, право, образование, отношения и т.д.);

Моральные (добро, смысл жизни, достоинство, ответственность и т.д.);

Религиозные (вера);

Правовые (приватность, человеческие права, закон и порядок, справедливость, мир и т.д.)

 

 

7. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

Глобальные проблемы — это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.

Приоритетными проблемами человечества являются: проблема мира и разоружения; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использование ресурсов Мирового океана; мирное освоение космоса; преодоление отсталости развивающихся стран.


8. Основные подходы к глобализации: гиперглобалисты, скептики, трансформисты.

Для гиперглобалистов, современная глобализация – это появление нового мирового порядка при котором полномочия и легитимность национального государства ставятся под вопрос, поскольку национальные правительства теряют способность контролировать то, что происходит внутри их собственных границ. Политическая власть денационализируется, и национальные государства, чего бы ни требовали интересы внутренней политики, все больше становятся “разновидностью переходной организации для управления экономическими процессами” (2. С.5).

Скептики, опираясь на исключительно экономическое представление о глобализации, не разделяют мнения о том, что глобализация утверждает новый мировой порядок, при котором национальному государству отводится скромная роль, а власть национальных правительств или государственный суверенитет разрушаются глобальным управлением. Скептики едины во мнении, что, какими бы ни были направляющие силы интернационализации, она все равно усиливает неравенство между Севером и Югом, маргинализацию менее развитых государств. Если международные экономические условия могут ослаблять усилия национальных правительств, то это не означает, что они вообще лишаются возможности действовать.

В основе аргументов трансформистов лежит убеждение в том, что глобализация – это основная движущая сила, стоящая за бурными социальными, политическими и экономическими переменами, которые преобразуют форму современного общества и мирового порядка. Она перестраивает, переиначивает власть, функции и полномочия национальных правительств. Не отрицая того, что государства по прежнему остаются суверенными, трансформисты доказывают, что их власть в той или иной мере зависит от институтов международного правления и международного права. Государства уже не обладают исключительным правом распоряжаться тем, что происходит в пределах их собственных границ. В качестве примера приводится деятельность Европейского Союза, где суверенная власть разделена между национальными, местными и интернациональными органами, а также деятельность Всемирной организации торговли.

9. Понятие культуры.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

 

10. Ценности и верования. Стратегия эффективной кросс-культурной коммуникации.

 

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Конституция РФ, ст. 2)(илл.: Витрувианский человек Л. да Винчи)

Употребляется в нескольких смыслах:

· Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».

· Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

· Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость»[ источник не указан 1664 дня ], то есть значимость, полезность предмета для потребителя.

· Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.

верования это: убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Кросс - культурные коммуникацииэто связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

Вопросы, на которые надо обратить внимание при МКК

Языковой барьер

Представление о времени
Отношение ко времени у представителей различных культур разное. Представителям западной культуры свойственно трепетное отношение к рабочему времени и более эффективное его использование. Они всегда четко разделяют время на рабочее и личное. И не смешивают одно с другим. Именно поэтому американцы и британцы редко задерживаются на работе, уходя домой в строго означенное время, но и на работу они опаздывают крайне редко, и не тратят время на многочисленные чаепития и перекуры. Тогда как российские сотрудники часто не делают большого различия между личным временем и рабочим, относятся к работе как в главной части своей жизни, поэтому часто задерживаются на рабочем месте допоздна и выходят на работу в выходные и праздничные дни. Для удобства сотрудников в компании существуют различные варианты графиков работы, учитывающие индивидуальные особенности, компенсации за труд в нерабочее время, а также различные технические средства коммуникаций, позволяющие решать рабочие вопросы удаленно.

Физический контакт
Как известно, в западной культуре дистанция общения гораздо больше, чем у русских, поэтому американцы и британцы менее склонны к физическим контактам с собеседником, чем русские. Поэтому мне часто приходится слышать от американцев недоумение, почему русские все время пожимают друг другу руки. Казахи также менее склонны, чем русские к физическим контактам с собеседниками

Эмоциональность
Эмоциональность у сотрудников различных культур проявляется по-разному. Если вопрос касается личных отношений, то американцы проявляют повышенную эмоциональность и интерес к собеседнику, но порой это выглядит несколько наигранно и искусственно, что вызывает подозрение и недоверие у русских. Процесс общения со стороны американцев носит более открытый характер, они чаще называют собеседника по именам, сразу запоминают имена новых сотрудников, и при каждой встрече не преминут поинтересоваться делами собеседника.
Напротив, в бизнес вопросах американцы проявляют завидное хладнокровие и спокойствие, даже тогда, когда решается очень важный и острый вопрос. На совещаниях часто бывают ситуации, когда российские сотрудники, повышают голос, проявляют несдержанность и излишнюю эмоциональность, как бы доказывая другим свою преданность делу и заинтересованность, тогда как для американцев проявление спокойствия в работе – это показатель их профессионализма и принципа разделения личных отношений и рабочих.

Невербальная коммуникация
Американцы в большинстве случаев поддерживают достаточно большую дистанцию общения - слишком короткая дистанция у американцев связывается с посягательством на личное пространство, агрессией. Американцы намного больше улыбаются в общении, чем русские. Американские улыбки широкие и добрые, но многим русским они кажутся искусственными, лживыми.
Также я заметил, что мебель в кабинетах у российских руководителей и американских расположена по-разному. В кабинетах российских руководителей столы обычно расположены буквой «Т», ставя руководителя и подчиненных в неравное положение, в том время как в кабинетах американских руководителей для переговоров имеется отдельных столик, часто круглый, сидение за которым больше располагает к равной доверительной беседе. Иностранные сотрудники не требуют лишних ресурсов для работы, и всегда готовы сами произвести многие работы самостоятельно, не дожидаясь, когда это сделает сотрудник из соответствующей службы (например, передвинуть шкаф). Для российских сотрудников часто важно получить как можно больше разных ресурсов, зачастую ненужных в работе, но служащих атрибутом власти и успеха, и всячески демонстрировать другим сотрудникам свое превосходство.

11. Концепция культурного айсберга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: