Тема: «Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».




Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формирование умения описывать картину (пейзаж).

Ход урока:

 

1. Введение в тему.

 

Ребята, посмотрите на картины. Что мы с вами видим?

 

Картина И.Грабаря «Роскошный иней» Картина И.Грабаря «Последний снег»

 

· Перед вами репродукции картин одного художника Игоря Грабаря.

· А что изображено на этих репродукциях?

· Как одним словом мы можем обозначить изображённое на этих репродукциях?

Да, это пейзаж.

Ребята, наша цель – подготовиться к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

2. Запишите в тетради число и тему урока.

 

В тетради
Первое февраля Классная работа Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

 

3. Слово о художнике.

 

Игорь Эммануилович Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством, любовью к родной земле. «Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.

 

В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.

4. Работа по теме урока.

· К какому типу речи мы отнесём с вами наше будущее сочинение? (Описание).

· Что характерно для описания? (В описании говорится о признаках предметов).

· Чтобы описание было ярким, выразительным, точным, какую часть речи следует использовать? Почему? (Имя прилагательное)

· А какие средства выразительности помогут нарисовать словами пейзаж? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

· Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях картины природы?

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

 

· Теперь давайте вспомним, что такое пейзаж?

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

· Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями. Давайте определим, что перед нами.

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

5. Первичное восприятие картины.

 

Рассмотрите репродукцию картины. С.186 учебника

 

 

· Что на ней изображено?

· Какие образы, изображённые на картине, кажутся вам центральными? (Центральный художественный образ – березы).

· Какой цвет преобладает?

· Чем понравилась картина?

· Ребята, как называется картина, написанная И.Э. Грабарём? («Февральская лазурь»).

· Автор в названии указал конкретный месяц. Это февраль. Красота февральского пейзажа поражала не только художников, но и писателей и поэтов. Например, И.Бунин в стихотворении «Ещё и холоден, и сыр февральский воздух…» так описал февраль.

Ещё и холоден, и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия

Она повсюду разлита-

В лазури неба, в птичьем пении,

В снегах и внешнем дуновении,-

Она везде, где красота.

 

· Что объединяет картину Грабаря «Февральская лазурь» и стихотворение И. Бунина? (Наслаждение от общения с природой, постижение её загадок).

· А почему художник назвал эту картину именно так? Что значит «февральская лазурь»? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день)

· Что такое лазурь?

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы:

Лазурный - лазоревый - голубой.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

6. Беседа по картине.

 

Рассмотрим репродукцию картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

 

· Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?

Потому что картина была написана в феврале.

· Как вы понимаете слово «лазурь»? Посмотрите в словаре.

Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневатым оттенком.

· А какое небо на картине Грабаря?

На картине лазоревое небо. Видно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску — лазурь.

· Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, — солнечный?

Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца.

· Какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые?

Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками, потому что солнышко на них как бы играет.

· Какой день показал художник — холодный или теплый?

На опушке лежит снег. Это зима, день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

· А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хо тел показать стужу?

Он бы использовал серые и синие, темные краски.

· Ребята, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются теплыми. На картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона.

· Подберите словосочетания (существительные с прилагательными), описывающие краски февральского солнечного дня. 1 ряд – «небо», 2 ряд- «снег», 3 ряд-«берёза».

· Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, серебристый, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, молочный, лилейный, коралловый, сапфировый, алебастровый.

· Какую березу изобразил художник на первом плане — молодую или старую?

Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

· А на втором плане какие березы?

Там одна старая береза и много молодых.

· По веткам деревьев можно понять, где молодая, а где старая береза?

Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает си нее небо. Кажется, что до него очень далеко.

· Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне, если закрыть нижнюю часть картины?

Морозный узор на стекле. Кружево.

Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе.

· А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что все предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала нам видеть березу.

· Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее великолепием. Давайте попробуем ее описать. Какие слова и выражения нам помогут?

Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.

· А почему именно березу выбрал художник?

Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимей красивое, нарядное дерево. О березе сложено много песен и стихов, береза — символ нашей Родины.

· Каково общее впечатление от пейзажа? (Радостное, праздничное).

· Какие чувства, желания рождает пейзаж?

· Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Художник передаёт красоту февральского дня).

· Какими именами прилагательными можно охарактеризовать этот день? (Необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный)

· Что, по вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).

· Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза)

· Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные)

· Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?

Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."

· Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо? (Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в

бескрайнюю высь. Пространство наполнено

светом и воздухом. В феврале или марте в

ясный, морозный, солнечный день).

· Что ещё изобразил художник? (березы)

· Рассмотрите берёзы, как они расположены? Опишите их.

(Деревья расположены на картине естественно.

Низкий горизонт усиливает впечатление

монументальности деревьев. Кружево ветвей

отражается в большом безоблачном голубом –

голубом небе).

· А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза?

(Плотными мазками написаны огромные

белоствольные берёзы на первом плане. На переднем

плане старая берёза, вдали расположены её

подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная,

видевшая ни одну зиму. Она уже старая,

искривлённая, огромная. У неё толстый ствол,

много веток).

· Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? (там одна старая берёза и много молодых).

· Какие краски использует художник, рисуя берёзы?

(жёлтые, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона).

· А почему именно берёзу выбрал художник?

(Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево.

Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы.

О берёзе сложено много песен и стихов

· Закроем нижнюю часть картины.(Слайд№13) Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? (красивый, морозный узор на окне, кружево).

· - Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял). Ощущаете ли вы присутствие человека? (Нет, снег не тронут, нет следов. Тени на снегу только от берёз. Это берёзовая роща зимой

· Что виднеется на горизонте? (кустарник). Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? (Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен).

· Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Снег рыхлый, кое–где осел, подтаял. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе).

· Как расположена картина? (вертикально. Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое).

· Нравится ли вам построение (композиция) картины? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим большую березу, которая выделяется на переднем плане и занимает почти все полотно. Она хорошо видна.).

· Какова основная мысль этого пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)

- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? Что на картине и о чём эта картина?

(На картине зимний пейзаж в бело-голубых тонах: лазоревом

(лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом,

как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем).

· Какое настроение вызывает эта картина?

· Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?

· Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная)

 

· А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый, сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный)

· А теперь давайте посмотрим на небо. Есть ли на нём облака? Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо (Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день).

· Изображает ли художник солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет)

· Какого цвета небо вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое)

· Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона)

· Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане - царство зимы. Солнце не проникает в чащу)

На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.

7. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

 

Ø Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

 

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

8. Лексическая работа.

 

Подберём синонимы:

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

9. Работа над композицией сочинения. Составление примерного плана сочинения.

Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся в словесной форме передать настроение автора, его мысли.

 

  • Прежде чем начать работать, определим каков тип текста? (Описание)

 

  • Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение).

 

Ø Давайте попытаемся составить план нашего сочинения.

 

v О чём можно написать во вступлении? (Немного о художнике, о его картинах, о том, какой теме посвящена картина «Февральскую лазурь»).

 

v Что собой представляет основная часть? О чём нужно написать в этой части? (Описание солнечного февральского утра, неба, снега, дать описание берёз).

 

v О чём можно рассказать в заключении? (О своём отношении к картине, о том, что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы).

 

Попробуйте составить план сочинения.

План.

1. Художник и его картина.

2. Солнечное февральское утро.

3. Гимн берёзам.

4. Тени на снегу.

5. Моё отношение к картине.

Какой пункт плана будет вступлением?
-Что относится к основной части? (2, 3, 4 пункты.)
-А что является заключением?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: