Особенности медодов формирования внутрифирменных (трансфертных) цен на предприятиях холдингового типа.
Трансфертные (внутрифирменные) цены – это цены, применяемые при передаче товаров в рамках международных и транснациональных корпораций и предприятий, в том числе между их подразделениями, расположенными в разных странах.
При трансфертном ценообразовании передача продукции осуществляется по ценам, которые в несколько раз ниже рыночных. Часто трансфертная цена равна себестоимости продукции.
Существуют три основных метода определения внутренних цен.
1) на основе рыночных цен; (устанавливается исходя из рыночных цен). В основу трансфертной цены закладывается действующая рыночная цена на продукцию (полуфабрикат), если таковая существует. Данный метод применяется в тех подразделениях, которые имеют как внутренних, так и внешних заказчиков. Достоинство метода в том, что рыночная цена не зависит от взаимоотношений менеджеров покупающих и продающих центров, поэтому носит наиболее объективный характер. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.
2) на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс» (устанавливается исходя из затрат). Данный метод ценообразования предполагает, что в основу расчета трансфертной цены закладываются затраты. При этом используются различные показатели: переменные затраты, полные затраты; расчет по формуле «себестоимость плюс», В последнем случае в трансфертную цену на продукцию закладывается применяемый показатель себестоимости и фиксируется в виде процента размер прибыли центра ответственности. Этот метод используется чаще всего, но проблема в том, что такая цена не отражает конкуренции, присущей рыночным отношениям, а процент прибыли может быть необоснованным.
3) на основе договорных ТЦ, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги). Применяется в организациях, подразделения которых обладают достаточной степенью свободы в своей хозяйственной деятельности.
Расчет проводится в несколько этапов, на которых определяются:
1. удельная маржинальная прибыль от предполагаемых внешних продаж;
2. объем внешних продаж, от которого вынужден отказаться центр ответственности в связи с необходимостью выполнения внутреннего заказа (т.е. тот объем внешнего заказа, который не будет выполнен);
3. размер маржинального дохода, упущенного в связи с отказом от внешних продаж;
4. удельная маржинальная прибыль от внутренних продаж, который утрачен продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж (объем внутренних продаж);
Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной ТЦ. При этом используется следующая формула:
ТЦ = | Удельная переменная себестоимость | + | Удельная маржинальная прибыль, утерянная продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж |
Понятие рентабельности и методы её оценки
Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики. Можно сравнить рентаб-сть с показателем КПД, то есть соотношением понесенных затрат и полученной в итоге прибылью (то есть, упрощенно, соотношение расходов и доходов). Если бизнес по итогам отчетного периода дает прибыль, то такой бизнес можно назвать рентабельным.
Эффективность использования средств, потребленных в процессе производства и деятельности субъекта хозяйствования, характеризуется показателями рентабельности.
В условиях рыночной экономики существуют следующие показатели рентабельности:
– рентабельность продаж (коммерческая маржа);
– рентабельность собственного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу и резервам);
– экономическая рентабельность (определяется отношением балансовой прибыли ко всем активам);
– фондорентабельность (определяется как отношение балансовой прибыли к необоротным активам);
– рентабельность основной деятельности (определяется как отношение балансовой прибыли к затратам объектов основной деятельности субъекта хозяйствования);
– рентабельность перманентного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу, резервам и долгосрочным пассивам);
– коэффициент устойчивости экономического роста (определяется отношением разности балансовой прибыли и дивидендов акционеров к капиталу и резервам);
– период окупаемости собственного капитала (определяется отношением капитала и резервов к балансовой стоимости).