Понятие рентабельности и методы её оценки




Особенности медодов формирования внутрифирменных (трансфертных) цен на предприятиях холдингового типа.

Трансфертные (внутрифирменные) цены – это цены, применя­емые при передаче товаров в рамках международных и транснацио­нальных корпораций и предприятий, в том числе между их подраз­делениями, расположенными в разных странах.

При трансфертном ценообразовании передача продукции осу­ществляется по ценам, которые в несколько раз ниже рыночных. Ча­сто трансфертная цена равна себестоимости продукции.

Существуют три основных метода определения внутренних цен.

1) на основе рыночных цен; (устанавливается исходя из рыночных цен). В основу трансфертной цены закладывается действующая рыночная цена на продукцию (полуфабрикат), если таковая существует. Данный метод применяется в тех подразделениях, которые имеют как внутренних, так и внешних заказчиков. Достоинство метода в том, что рыночная цена не зависит от взаимоотношений менеджеров покупающих и продающих центров, поэтому носит наиболее объективный характер. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

2) на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс» (устанавливается исходя из затрат). Данный метод ценообразования предполагает, что в основу расчета трансфертной цены закладываются затраты. При этом используются различные показатели: переменные затраты, полные затраты; расчет по формуле «себестоимость плюс», В последнем случае в трансфертную цену на продукцию закладывается применяемый показатель себестоимости и фиксируется в виде процента размер прибыли центра ответственности. Этот метод используется чаще всего, но проблема в том, что такая цена не отражает конкуренции, присущей рыночным отношениям, а процент прибыли может быть необоснованным.

3) на основе договорных ТЦ, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги). Применяется в организациях, подразделения которых обладают достаточной степенью свободы в своей хозяйственной деятельности.

Расчет проводится в несколько этапов, на которых определяются:

1. удельная маржинальная прибыль от предполагаемых внешних продаж;

2. объем внешних продаж, от которого вынужден отказаться центр ответственности в связи с необходимостью выполнения внутреннего заказа (т.е. тот объем внешнего заказа, который не будет выполнен);

3. размер маржинального дохода, упущенного в связи с отказом от внешних продаж;

4. удельная маржинальная прибыль от внутренних продаж, который утрачен продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж (объем внутренних продаж);

Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной ТЦ. При этом используется следующая формула:

ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельная маржинальная прибыль, утерянная продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

 

Понятие рентабельности и методы её оценки

Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики. Можно сравнить рентаб-сть с показателем КПД, то есть соотношением понесенных затрат и полученной в итоге прибылью (то есть, упрощенно, соотношение расходов и доходов). Если бизнес по итогам отчетного периода дает прибыль, то такой бизнес можно назвать рентабельным.

Эффективность использования средств, потребленных в процессе производства и деятельности субъекта хозяйствования, характеризуется показателями рентабельности.

В условиях рыночной экономики существуют следующие показатели рентабельности:

– рентабельность продаж (коммерческая маржа);

– рентабельность собственного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу и резервам);

– экономическая рентабельность (определяется отношением балансовой прибыли ко всем активам);

– фондорентабельность (определяется как отношение балансовой прибыли к необоротным активам);

– рентабельность основной деятельности (определяется как отношение балансовой прибыли к затратам объектов основной деятельности субъекта хозяйствования);

– рентабельность перманентного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу, резервам и долгосрочным пассивам);

– коэффициент устойчивости экономического роста (определяется отношением разности балансовой прибыли и дивидендов акционеров к капиталу и резервам);

– период окупаемости собственного капитала (определяется отношением капитала и резервов к балансовой стоимости).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: