ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ




Пояснительная записка

 

Изучение междисциплинарного курса «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» должно ознакомить и осветить студентам практическую сторону профессиональной педагогической деятельности и обеспечить освоение общих и профессиональных компетенций в самостоятельной работе, подготовить к прохождению педагогической практики.

Самостоятельная работа организуется для углубления, расширения, конкретизации знаний, развития умений и навыков, полученных на аудиторных занятиях, является весомым фактором для профессионального роста и условием становления педагогической позиции.

Данные методические указания призваны помочь студентам в приобретении опыта самостоятельной работы, самообразования и овладению общими и профессиональными компетенциями:

ОК 2: организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока;

ПК 2.6. Планировать развитие профессиональных умений учащихся.

Тема 3.1. Понятие о технологии конструирования образовательного процесса.

Задание: Проведение психодиагностического исследования студента, группы. Постановка педагогического диагноза группе, студенту.

Цель: Закрепить знания и сформировать умение диагностировать ученика, ученическую группу

Формируемые компетенции: ОК 4, ПК 2.2

Инструкция:

· Выбрать объект исследования(студента, группу);

· По возможности, провести наблюдение за объектом;

· По возможности, провести беседу с объектом, его ближним кругом общения(Семья, друзья);

· Исследовать минимум двумя тестами темперамент и акцентуацию характера(результаты должны не противоречить друг-другу);

· Результаты тестирования, наблюдения, бесед, занести в характеристику студента, свести к непротиворечивому психологическому портрету, поставить педагогический диагноз;

При исследовании группы:

· Собрать материал по каждому члену группы;

· Определить структуру группы;

· Определить взаимоотношения и мотивы микрогрупп;

· Составить схему группы и дать описание членов группы, микрогрупп, взаимоотношений, по возможности, мотивов.

· Поставить педагогический диагноз группе, прогноз развития коллектива;

Критерии оценки выполнения задания:

А) студента:

· Проведены исследования темперамента, акцентуации характера объекта;

· Проведены иные виды педагогического исследования: беседы с объектом, родителями, работа с документацией;

· Заполнена характеристика студента и его художественных способностей (См. Приложение1)

· По результатам исследования дан педагогический диагноз

Б) группы:

· Исследованы члены группы;

· Составлена схема структуры группы

· Поставлен педагогический диагноз группе и составлена характеристика группы(См.Приложение 1а)

Литература:

· Милорадова Н.Г. «Психология и педагогика», М., Гардарики, 2005г. (стр.138-141-Профиль личности; 204 – конфликтность в группах)

· Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., М., 2003г.(стр. 463-470)

· https://studbooks.net/901509/psihologiya/osnovnye_etapy_psihodiagnosticheskogo_obsledovaniya

·

Тема 3.2. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

Задание: составить план и подготовить досуговое мероприятие по плану воспитательной работы.

Цель: Закрепить знания и сформировать умения проектировать, организовывать и проводить воспитательные мероприятия; создать условия для формирования и развития организаторских способностей.

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 6, ОК 7, ПК 2.3

Инструкция:

· Ознакомиться с планом воспитательной работы педагога-организатора и выбрать тему и мероприятие для подготовки;

· Уточнить цели мероприятия из плана воспитательной работы;

· Организовать исполнителей, распределить роли и составить план работы по подготовке мероприятия;

· Подготовить мероприятие, составить план-конспект, технологическую карту проведения мероприятия;

· Провести мероприятие согласно плану;

· Провести письменный анализ мероприятия по итогам проведения;

Критерии оценки выполнения задания:

· Составить план воспитательного мероприятия

· Провести или участвовать в досуговом\воспитательном мероприятии

· Проанализировать проведенное мероприятие(см. Приложение 2)

Литература:

· https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3888

Тема 3.3. Технология осуществления педагогического процесса.

Задание: рассмотреть виды деятельности учащихся в художественном учебном заведении, учитывая специфику.

Цель: Закрепить и расширить знания по теме, сформировать и развить умения вести диспут, выслушать собеседника, изложить и аргументировать свою точку зрения на решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 6

Инструкция:

· Рассмотреть особенности и структуру организаторской деятельности;

· Рассмотреть виды деятельности детей и общие технологические требования к организации любого вида деятельности;

· Рассмотреть особенность ценностно-ориентационной деятельности, ее связь с другими видами деятельности детей.

· Рассмотреть специфику организационной и ценностно-ориентационной деятельности в художественном учебном заведении, возможности и перспективы. Подготовить сообщение.

Критерии оценки выполнения задания:

· Подготовить сообщение для дискуссии

· Активное участие в дискуссии

Литература:

· Сластенин В.А., Педагогика, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.

· Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1-2. – М.: Народное образование, 2005.

Тема3.4. Технология организации коллективной творческой деятельности.

Задание: рассмотреть проблему технологии организации коллективной творческой деятельности в художественном учебном заведении.

Цель: Закрепить и расширить знания по теме, сформировать и развить умения вести диспут, выслушать собеседника, изложить и аргументировать свою точку зрения на решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 6

Инструкция:

· Дать определение коллектива, его структуры, этапов развития;

· Рассмотреть и закрепить технологию организации Коллективной творческой деятельности, ее особенностей;

· Рассмотреть проблему организации коллективной творческой деятельности в художественном учебном заведении.

Критерии оценки выполнения задания:

· Подготовить сообщение для дискуссии

· Активное участие в дискуссии

Литература:

· Сластенин В.А., Педагогика, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.

 

Тема 4.1. Понятие о технологии педагогического общения.

Задание: рассмотреть проблему технологии педагогического общения в художественном учебном заведении

Цель: Закрепить и расширить знания по теме, сформировать и развить умения вести диспут, выслушать собеседника, изложить и аргументировать свою точку зрения на решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 6

Инструкция:

· Дать определение общению, сформулировать особенности педагогического общения;

· Сформулировать и рассмотреть проблему технологии педагогического общения;

· Сформулировать и рассмотреть проблему технологии общения в художественном учебном заведении, подготовить сообщение.

Критерии оценки выполнения задания:

· Подготовить сообщение для дискуссии

· Активное участие в дискуссии

Литература:

· Сластенин В.А., Педагогика, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.

Тема 4.2. Технология решения коммуникативной задачи.

Задание: рассмотреть технологию решения коммуникативной задачи с точки зрения специфики художественного учебного заведения.

Цель: Закрепить и расширить знания по теме, сформировать и развить умения вести диспут, выслушать собеседника, изложить и аргументировать свою точку зрения на решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 6

Инструкция:

· Рассмотреть и дать определение коммуникативной задаче, особенностям ее;

· Рассмотреть или повторить особенности технологии решения коммуникативной задачи

· Рассмотреть особенности решения коммуникативной задачи в художественном ученом заведении, подготовить сообщение.

Критерии оценки выполнения задания:

· Подготовить сообщение для дискуссии

· Активное участие в дискуссии

Литература:

Тема 4.3. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.

Задание: рассмотреть и подготовить классификацию стилей общения по В.А. Кан-Калику: на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, на основе дружеского расположения, общение – дистанция, общение- устрашение, общение – заигрывание;

Цель: Закрепить и расширить знания по теме, сформировать и развить умения вести диспут, выслушать собеседника, изложить и аргументировать свою точку зрения на решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 6

Инструкция:

· Рассмотреть традиционную классификацию стилей общения

· Рассмотреть классификацию стилей общения по Кан-Калику

· Сравнить классификации, рассмотреть сильные и слабые стороны каждого стиля общения

Критерии оценки выполнения задания:

· Подготовить классификацию

· Активное участие в дискуссии

Литература:

Тема 4.4. Курсовая работа.

Задание: Сбор материала, разработка утвержденной темы согласно плану курсовой работы.(Ознакомление с положением о курсовой работе, с методическими рекомендациями по написанию курсовой работы, выбор темы курсовой работы, сбор материала для курсовой работы, составление развёрнутого плана курсовой работы, рассмотрение особенностей исследовательской работы, оформление списка литературы, схем, таблиц, приложений, работы в целом.)

Цель: закрепить, углубить и систематизировать знания по всему курсу, сформировать умения самостоятельной, эвристической деятельности, умения аргументировать и отстаивать свои идеи, точку зрения на решение проблемы;

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 4, ПК 2.2

Инструкция:

Общие положения

Курсовая работа является самостоятельной научно-исследовательской работой студента, выполненной под руководством научного руководителя – преподавателя «УМОУП».

Целью выполнения курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, овладение теоретико-методологическими основами специальности, развитие навыков применения имеющихся знаний для решения практических и прикладных задач.

В процессе подготовки курсовой работы студенту следует:

- изучить отечественную и зарубежную научную литературу и аналитические материалы по теме исследования, имеющиеся статистические данные;

- определить актуальность темы исследования, степень ее разработки в научной литературе, описать объект, предмет, цель и задачи исследования, его теоретическую и практическую значимость;

- провести анализ основных научно-теоретических концепций по изучаемой проблеме;

- раскрыть проблематику исследования в соответствии с объектом, предметом, поставленными целью и задачами;

- раскрыть возможности применения полученных данных к решению практических задач в преподавании творческих дисциплин;

- сформулировать выводы и предложения.

Особенностью курсовых работ является следующее:

- рекомендуемое использование не только российских, но и зарубежных источников по теме исследования (печатных и размещенных в сети Интернет);

- проведение анализа российских и зарубежных статистических данных, эмпирических исследований (в зависимости от темы исследования);

- разработка, доказательство и научное обоснование авторских выводов, рекомендаций, предложений;

- описание возможности использования результатов исследования в профессиональной сфере;

- подготовка доклада по результатам курсовой работы.

Студент обязан в процессе написания курсовой работы:

- консультироваться с научным руководителем по срокам выполнения работы, плану, структуре, методам исследования;

- провести критический анализ источников (научных, статистических и др.) по проблеме исследования;

- провести научное исследование и изложить его результаты в соответствии с методикой подготовки курсовых работ;

- представить в установленные сроки курсовую работу в печатном и электронном варианте;

- подготовить доклад по результатам курсовой работы.

Научный руководитель обязан:

- совместно со студентом составить план работы;

- объяснить студенту методику подготовки курсовой работы;

- консультировать студента по выбору научной литературы, по анализу статистических материалов и аналитических исследований;

- периодически проверять процесс выполнения курсовой работы, при необходимости - корректировать направление исследования;

- подготовить письменный отзыв на курсовую работу студента.

Содержание и структура курсовой работы

Курсовая работа, как правило, содержит введение, две главы – теоретическую и практическую (эмпирическую), заключение. Курсовая работа на 3 курсе обучения носит реферативный характер, поэтому при отсутствии педагогической производственной практики у студентов практической части не будет. Следует помнить: структура курсовой работы должна соответствовать сформулированным целям и задачам исследования и способствовать раскрытию выбранной темы. Все части работы должны излагаться в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Изложение в содержательной части работы должно быть строго объективным, целостным и непротиворечивым. Предложения, выводы и рекомендации должны быть обоснованы.

Каждая глава (по желанию, – каждый параграф) должен заканчиваться выводами.

Курсовая работа должна иметь: титульный лист, содержание, введение, основную часть работы, заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

Титульный лист содержит информацию о теме работы, авторе, научном руководителе и кафедре, на которой выполняется работа.

В содержании работы перечисляются названия структурных частей работы, проставляются номера страниц, с которых начинаются разделы работы.

Во введении излагаются:

- актуальность выбранной темы, суть проблемы;

- степень изученности темы;

- цель и задачи работы;

- предмет и объект исследования;

- практическая значимость исследования;

- научная новизна исследования;

- используемые методы и подходы.

Актуальность исследования – это степень важности темы на данный момент времени. Актуальность всегда находится в тесной связи с решаемой в 6 работе научной проблемой. Проблема – это противоречие между потребностью и возможностью ее решения. При написании данного раздела необходимо убедительно показать, что по данной теме существует определенный пробел, который необходимо восполнить. Для этого необходимо показать, что изучено предшественниками, определить, какие задачи стоят перед автором, и сформулировать ту проблему, которая будет решаться в работе.

Степень изученности темы – систематизация и характеристика проведенных ранее исследований и теоретических работ предшественников (ученых и практиков), изучавших выбранную проблему. При перечислении авторов должны быть ссылки на их работы.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Объект исследования – это область научных изысканий, в пределах которых выявлена и существует указанная проблема.Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, процессов и явлений, в рамках которой возникает проблемная ситуация. Предмет исследования формулируется после объекта. Это то, что находится в границах объекта, т.е. часть системы или процесс, протекающий в системе, аспект или точка зрения, с которой познается целостный объект. Предмет исследования должен быть обозначен в теме исследования

Цель курсовой работы формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Например, задачи исследования в научной работе могут быть следующими:.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья задача касается основных возможностей и способов преобразования предмета исследования, моделирования, опытно- экспериментальной проверки.

Четвертая задача связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Задач в исследовательской работе не должно быть много и они должны последовательно решаться в разделах работы.

Научная новизна исследования – это раздел, в котором автор показывает, что он сделал нового по исследуемой теме. Определить новизну можно при рассмотрении существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в контексте задач работы часто приводит к новым или компромиссным решениям.

Элементы новизны, которые могут быть в работе:

- новый объект (или предмет) исследования, т.е. рассматривается впервые (или ранее редко рассматривался);

- новая постановка известных проблем или задач;

- новый контекст исследования ранее изученных объектов и предметов;

- новый метод решения;

- новое применение известного решения или метода;

- новые следствия из известной теории в новых условиях;

- новые результаты эксперимента, их следствия;

- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

- разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.

В курсовой работе достаточно одной-двух позиций новизны. Оценку научной новизны работы обязан дать и научный руководитель. Эта оценка учитывается комиссией по защите.

Практическая значимость исследования выражается в разработанных предложениях по решению проблемы исследования, совершенствованию исследуемой деятельности. Оценку практической значимости работы обязан дать и научный руководитель. Эта оценка учитывается комиссией по защите. Вместе с тем не следует понимать практическую значимость исследования только в узком, прикладном смысле. Значимость работы определяется также тем, что она способствует восполнению пробелов в той или иной области научного знания, в том, что она может быть использована в процессе обучения, в разработке различных прикладных исследований.

Первая глава курсовой работы посвящена описанию теоретических, концептуальных основ работы. Как правило, анализируются теоретические подходы к проблеме, рассматривается объект и предмет исследования, операционализируются основные понятия.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу практических исследований, источников, эмпирических материалов, обоснованию и аргументации авторских выводов и рекомендаций, описанию предложений по совершенствованию, повышению эффективности, оптимизации исследуемых процессов и т.п.

Стиль изложения должен быть корректным с научной точки зрения. НЕ допускаются субъективные суждения, эмоциональные высказывания, выражения из художественной литературы (если они не являются предметом научного исследования), обыденные житейские выражения, упоминание в работе жаргонных терминов.

Список использованной литературы должен включать первоисточники, изученную литературу по теме исследования

Критерии оценки выполнения задания:

· Ознакомление с требованиями по выполнению курсовой работы;

· Выбрана тема курсовой работы;

· Составлен план работы над курсовой работой;

· Курсовая работа выполнена согласно требованиям

 

Литература:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология:Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

2. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для ВУЗов. –М.: Гардарики, 2007.

3. Сластенин В.А. и др. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2008.

4. Горянина В.А. Психология общения. М.: ИЦ Академия, 2002;

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2004.

6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001

7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд. испр. и доп. –М. Издательский центр «Академия», 2004.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Е.Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


 

Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Общие сведения учащегося:

Ф.И.О.________________________________________________________________

Возраст _______________________________________________________________

 

2. Сведения о родителях, состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение родителей к изобразительной деятельности ученика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Мотивы занятий учащегося изобразительной деятельностью(нужное подчеркнуть):

- самостоятельное решение,

- советы товарищей,

- советы родственников, родителей,

- привлекательность художественной деятельности,

- престижность изо деятельности.

 

4.Отношение к учебе по изобразительной деятельности. Успеваемость по всем предметам и изобразительному искусству.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Отношение к домашним заданиям по изобразительной деятельности. Систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения, художественная выразительность.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Проявление изобразительной деятельности в домашних условиях, в школе и т.д. Выбор тематики, художественных материалов. Временной фактор художественной деятельности.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Отношение к художественному труду. Самостоятельный выбор видов и жанров изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Участие в общественной жизни коллектива класса, школы. Отношение к общественным поручениям, качество их выполнения. Участие во внеклассных мероприятиях по изо деятельности. Пути повышения активности и самостоятельности учащегося в коллективной деятельности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дисциплинированность, добросовестность, ответственность.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Взаимоотношение ученика с окружающими и отношение к самому себе. Отношение к учителям, родителям, одноклассникам. Дружба с товарищами. Мотивы дружбы. Умение приказывать и подчиняться. Требовательность к себе. Отношение к критическим замечаниям.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Общие выводы. Рекомендации по работе с учащимися в области изобразительного искусства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: