ХОЖДЕНИЕ В ИНДИЮ ЮРИЯ КЛЮЧНИКОВА




Дели, Агра, Джайпур, Аллахабад, Варанаси, Калькутта, Калимпонг, Дарджилинг, Гангток, Ришикеш, Наггар, Харидвар, Бангалор, Мадрас, Вриндавана, Бодхгайя, Ауровиль, Дхарамсала, Капилавасту, Сарнатх, Матхура.

Это список индийских городов, где побывал Юрий Михайлович Ключников – паломник, странник, поэт.

Индия давно привлекает русских людей.

Апокриф «Хождение Зосимы к рахманам», созданный в Византии в V в., долго шёл к нашей стране. Однако в XIV в. он уже хорошо известен – его притягательная сила неуклонно возрастает.

Хочется повторить путь Зосимы!

Поселение блаженных находится за неприступной рекой: ширина – 30 вёрст, глубина – бездна.

А переплывёшь – встретишь препятствие: облачная стена стоит до неба. Пропускает она лишь избранных.

Вы среди них?

Удивительных людей вам предстоит встретить – цитируем апокриф: «Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды».

Последний штрих объясняет, почему греки назвали отшельников гимнософистами – по-русски, это точная калька, нагомудрецами. Их сближают и с йогами, и с адживиками, и с джайнами, и с брахманами. Ошеломлённо внимал им Александр Македонский, по сути первый евразиец. Он понял: у Аристотеля, любимого учителя, есть конкуренты – носители совсем иного типа мышления.

Как это важно для нашего посвящения Юрию Михайловичу Ключникову!

Земля рахманов очень похожа на Беловодье.

Одинаковые предвосхищения!

Возможен чистый – добрый – справедливый – безэнтропийный мир. Собственно, он уже существует на скрытых планах – и действует как аттрактор: чуткие сердца неодолимо влекутся к нему.

Мечта о Беловодье родилась на Русском Севере.

Марк Топозерский – предшественник и Николая Рериха, и Юрия Ключникова. Приведём его свидетельство: «Въ тамошнихъ мѣстахъ татьбы и воровства и прочихъ противныхъ закону не бываетъ. Свѣтскаго суда не имѣютъ; управляютъ народы и всѣхъ людей духовныя власти». Созвучье с апокрифом очевидно.

Ю.М. Ключников – посол Беловодья.

Когда примут его верительную грамоту?

Россия много теряет из-за нелепых промедлений.

Вот что Ю.М. Ключников увидел однажды в Индии – описывается ашрам Гобинд Садан в пригороде Дели: «По существу, это была даже не часовня в нашем понимании слова, а навес со скульптурой Иисуса Христа под ним. Руки Христа широко распахнуты, как бы обнимая всех приходящих, голубые глаза ласково смотрят поверх людей куда-то вдаль. Мери надела на непокрытую голову Спасителя вязаную шапочку, на ладони натянула варежки, а на плечи накинула некое подобие пончо. И пояснила, чтобы Ему ночью не было холодно».

Это фрагмент из очерка "Наш" Христос в Индии».

Хочется продолжить: а «их» Будда – в России!

Именно такой своеобычный перекрёстный обмен духовными ценностями хотели осуществить Рерихи.

Ю.М. Ключников присоединился к решению этой благородной задачи.

Индия: её влечёт Единое – безусловное и абсолютное; не имеющее частей – признака множественности; не знающее в себе никаких различий и противоположений; похожее на апофатическое Ничто, сулящее полную релаксацию в своей пучине.

В этом Едином исчезает мир-майя – и растворяется личность-иллюзия.

Россия: она молится на Святую Троицу – Единое здесь явлено во Многом. В соборе трёх предвечных Лиц! Диалектику нераздельного и неслиянного, единящую ипостаси, она проецирует – по почину Сергия Радонежского – на дольнее бытие.

Признаётся ценность и мира (он софиен), и человека (он богоподобен).

Это очень разные идеалы и цели. Принято считать, что они несовместимы – нас хотят поставить перед необходимостью однозначного выбора.

Правильно ли это?

Махатмы устремляли человечество к синтезу.

Дополнительность Востока и Запада утверждали Рерихи.

Юрий Михайлович Ключников идёт к чаемой гармонии индивидуальным путём – осуществляет её не только в теоретических установлениях, но прежде всего в своём внутреннем мире: в глубинах экзистенции.

На личностном уровне!

В поведенческих измерениях!

Можно сказать так: искомое единство стало образом его жизни – стилем его мышления.

Душа поэта-пилигрима живёт на два дома – и в Индии, и в России. Для неё это один дом.

Жилище сугубо частное?

Рассчитанное на романтика-одиночку?

Но для Ю.М. Ключникова оно – как проект будущего: все этнические и конфессиональные перегородки рухнут – на планете утвердится Всеединство.

Подлинный христианин должен коснуться Нирваны. Той Нирваны, о которой говорит хинаяна – первый извод буддизма.

Полнота отсутствия!

Обнуливание бытия!

Опыт уничижения, кенозиса: это ведь своеобразное опустошение – отказ от всего вещного, проявленного.

Фильтр Шуньяты!

Каждый аскет – и в Лхасе, и на Афоне – проходит через него. Но это доступно и мирянину.

Обратимое погружение в Нирвану – самый радикальный вид катарсиса. Пройди очищение – и начни сначала: новое восхождение будет ещё боле успешным.

Для христианина Ю.М. Ключникова это стало повседневной практикой. Безукоризненно ясный – чистый – прозрачный дух!

Нирвана – Брахман – Дао: это разные обозначения Единого. Познавший радость слияния с ним – индийская школа здесь даёт главное – понимает всю ложность наших обособлений. Он стоит над схваткой – работает поверх барьеров – возвышается над тщетой.

И потому успешно ведёт людей к согласию.

Энергия Единого питает его.

Таков Юрий Михайлович Ключников.

 

 

FLEUR-DE-LYS

(трилистник третий)

Преподношу Лилии Ивановне Ключниковой геральдическую лилию. Прототип символа – болотный жёлтый ирис. Король франков Хлодвиг Меровинг (466 – 511) первым понял, что этот цветок – как никакой другой на планете – идеально подходит для того, чтобы всем своим гармоническим строем напоминать нам о Святой Троице. Люблю в композицию ириса мысленно вписывать рублёвский образ.

ВОЛШЕБНАЯ ЖЕОДА

Аметистовая жеода

 

Жеода – это полость в камне: внутри неё идёт кристаллизация.

Кто бы мог подозревать, что в этом валуне таится аметистовый микрокосм? Со всех сторон – сиреневые пики: осветите их лучом воображения! Вам предстанет фантастическая красота.

Быть может, наша Вселенная – своеобычная жеода: её окружает – равномерно объемлет – чёрная пустота.

 

 

Агатовая жеода

 

На волшебные жеоды похожи многие картины Лилии Ивановны Ключниковой. Не трудно заметить: композиции её картин часто включают в себя обособленное пространство – обычно сферическое или овоидное. А иногда свободное по форме.

Приведём некоторые примеры.

Картина «В сиянии и славе» исходит светом.

 

 

 

Л.И. Ключникова. В сиянии и славе

 

Феерия Фавора?

Мы видим, как чудодейственно меняется мир – материя напитывается духом. А пространство начисто теряет евклидовый характер – в его кривизне теперь есть что-то от биоморфологии.

Космос-организм!

Эта метафора Платона обретёт реальный смысл после Преображения. Картина Лилии Ивановны провозвестит об этом.

Могут ли в условном художественном пространстве проявляться эффекты теории относительности?

П.А. Флоренский положительно отвечал на этот вопрос. Картина Л.И. Ключниковой способна стать аргументом в пользу данной позиции.

Большое – и малое, внешнее – и внутреннее, конечное – и бесконечное: эти противоположения релятивизированы в замечательной картине.

Наш анализ – дело не лишнее.

Однако картина действует поверх всяких рассудочных схем: обаивает – завораживает – затягивает в себя.

Мы входим в сияющую мандорлу – и мигом переносится в Эмпирей!

Это сказочная релятивность.

Жеода – как чрево: вынашивает в себе красоту.

Картина «Русь начинается» запечатлела именно это состояние.

 

 

Л.И. Ключникова. Русь начинается

Замкнутость на себя – абсолютная защищённость – изоляция от окружения: это было в нашем опыте – это память материнского лона.

Мне кажется, что такую картину может написать только женщина – и краски, и линии веют софийностью.

Матерь Мира родила Святую Русь, а Лилия Ивановна – Сергея: второй служит первой.

ПЯЛО

Ужели звёзды

Нижешь вместо бисера

На линию, изящную такую?

Земная мера! Ты её превысила –

Ты небо превратила в мастерскую.

И живопись,

И вместе вышивание!

Круг окоёма для тебя как пяло.

Нездешнее – ах, что обетованнее? –

Узорочьем в картине проступало –

Влекло к себе!

Идёт игра свободная.

Твои партнёры – Хёйзинга и Гессе.

О, нить живая! Верно, путеводная.

Она меня выводит в занебесье.

 

3. МИР ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛИЛИИ КЛЮЧНИКОВОЙ

Морозные узоры – и живые травы: сходства тут бывают разительные. Некоторые плауны и аканты узнаются на зимних окнах с точностью до вида. Бери ботанический атлас – и сопоставляй: интересно рифмовать косное и живое.

Александр Александрович Любищев был заворожён игрой этих созвучий. Он считал их не случайными – видел в них глубокую аналогию. Даже конвергенцию! То бишь независимое проявление – в резко различных видах материи – одних и тех же платоновых идей.

Для чего нам эта преамбула?

Для того, чтобы продолжить намеченный эволюционный рад – подняться на ступень искусства.

Нашим проводником будет Лилия Ивановна Ключникова.

Это таинство: проступание вечности – на экранах времени.

Меняется субстрат наших земных экранов, становясь всё более чутким: сейчас это кристаллы – потом органическая ткань – теперь холст или бумага.

Напечатления горнего – в условиях дольнего!

Разве не очевидно нарастание совершенства в этом процессе?

Инистые стёкла были для А.А. Любищева своего рода средостением между миром идей и миром вещей.

По сути такую же роль выполняют и картины Л.И. Ключниковой. Они – как смотровые окошки: припадая к ним, мы видим ноуменальное, высшее.

 

 

Л.И. Ключникова. Войди

 

Красота подлинная, первичная – там.

Здесь – её рефлексы, отражения.

Разрыв между там и здесь – эти наречия-антонимы преломили двуплановость бытия – в работах Л.И. Ключниковой стремится к минимуму. К полному исчезновению!

План плотный – и план тонкий: в дивных картинах они вплотную приблизились друг к другу – их противоположение стало относительным – они взаимодействуют.

И что это означает?

Приток благодати в наш мир!

Оттудасюда: нам дано войти в этот поток – включиться в эту связь – напитаться этим светом.

Чета Ключниковых творит на Земле свою мистерию. Она неповторима, индивидуальна. Но в ней легко читаются премирные архетипы, давшие знать о себе в Элевсине – и Назарете, в Дельфах – и Ахетатоне.

Ведь в чём назначение мистерии?

Бросить в настоящее – луч будущего.

Того будущего, где уже нет смерти – где побеждена энтропия.

По двум каналам – изобразительному и словесному – к нам движется биоток пакибытия.

Творения Ключниковых – очаги Преображения.

 

БЕЛОВОДЬЕ

Вода в Бухтарме молочная.

Потому ли чудесная река, берущая начало в ледниках Южного Алтая, ассоциируется с Беловодьем?

 

 

Т. Тейлор. Бухтарма

 

Загадочный топос!

Он не желает укладываться в точные координаты.

Белуха, питающая Катунь: разве это не форпост Беловодья?

Юрий Михайлович Ключников пишет:

 

Состязаться с природой –

привычное дело поэта

и, конечно, проигрывать

спор в безнадёжной борьбе.

О, ручьи!

О, Катунь!

О, Белуха!

Полцарства за это!

Но вторые полцарства –

оставлю стихам и себе.

У рек есть души.

Реки – личности.

Однажды я это остро почувствовал возле Катуни. Миг был похож на откровение: в быстром беге вод проступил лик женщины – я заглянул в глаза Катуни.

Давнее ощущение я пережил вновь, когда увидел картину Лилии Ивановны Ключниковой «Катунь дочь Алтая».

 

 

Л.И. Ключникова. Катунь дочь Алтая.

 

Река здесь вочеловечена.

Это мудро – это истина.

Юрий Михайлович Ключников учился в Томском университете. В историю его Alma Mater яркие страницы вписал Василий Васильевич Сапожников (1861–1924) – выдаюшийся ботаник и путешественник, министр просвещения в правительстве А.В. Колчака.

 

 

 

 

Одна из алтайских книг В.В. Сапожникова – исследователя и поэта Катуни

 

 

Это В.В. Сапожников открыл истоки Катуни.

Томь впадает в Обь.

Как и Катунь.

Притоком Оби является Иртыш.

В него несёт воды Бухтарма.

Сеть рек!

Сама Гея здесь реализует идею единства.

Весь бассейн Оби – а значит и Ледовитый океан, и моё Беломорье – связаны с Беловодьем.

Спасибо Ключниковым за этот разбег моих ассоциаций.

 

 

КОНВЕРГЕНЦИИ

Дендриты

У Лилии Ивановны Ключниковой интереснейшая манера письма. Иногда может показаться, что это не артефакты, а явления природы.

Удивительное формообразование!

Это похоже на кристаллы?

На стелющиеся растения?

На лишайники?

 

 

 

Пармелия

 

Параллелизмы поражают своей точностью.

Искусство и впрямь продолжает природу, высветляя и одухотворяя её – перенося в новые ценностные измерения.

 

 

Плаун селагинелла

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: