Дели, Агра, Джайпур, Аллахабад, Варанаси, Калькутта, Калимпонг, Дарджилинг, Гангток, Ришикеш, Наггар, Харидвар, Бангалор, Мадрас, Вриндавана, Бодхгайя, Ауровиль, Дхарамсала, Капилавасту, Сарнатх, Матхура.
Это список индийских городов, где побывал Юрий Михайлович Ключников – паломник, странник, поэт.
Индия давно привлекает русских людей.
Апокриф «Хождение Зосимы к рахманам», созданный в Византии в V в., долго шёл к нашей стране. Однако в XIV в. он уже хорошо известен – его притягательная сила неуклонно возрастает.
Хочется повторить путь Зосимы!
Поселение блаженных находится за неприступной рекой: ширина – 30 вёрст, глубина – бездна.
А переплывёшь – встретишь препятствие: облачная стена стоит до неба. Пропускает она лишь избранных.
Вы среди них?
Удивительных людей вам предстоит встретить – цитируем апокриф: «Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды».
Последний штрих объясняет, почему греки назвали отшельников гимнософистами – по-русски, это точная калька, нагомудрецами. Их сближают и с йогами, и с адживиками, и с джайнами, и с брахманами. Ошеломлённо внимал им Александр Македонский, по сути первый евразиец. Он понял: у Аристотеля, любимого учителя, есть конкуренты – носители совсем иного типа мышления.
Как это важно для нашего посвящения Юрию Михайловичу Ключникову!
Земля рахманов очень похожа на Беловодье.
Одинаковые предвосхищения!
Возможен чистый – добрый – справедливый – безэнтропийный мир. Собственно, он уже существует на скрытых планах – и действует как аттрактор: чуткие сердца неодолимо влекутся к нему.
Мечта о Беловодье родилась на Русском Севере.
Марк Топозерский – предшественник и Николая Рериха, и Юрия Ключникова. Приведём его свидетельство: «Въ тамошнихъ мѣстахъ татьбы и воровства и прочихъ противныхъ закону не бываетъ. Свѣтскаго суда не имѣютъ; управляютъ народы и всѣхъ людей духовныя власти». Созвучье с апокрифом очевидно.
Ю.М. Ключников – посол Беловодья.
Когда примут его верительную грамоту?
Россия много теряет из-за нелепых промедлений.
Вот что Ю.М. Ключников увидел однажды в Индии – описывается ашрам Гобинд Садан в пригороде Дели: «По существу, это была даже не часовня в нашем понимании слова, а навес со скульптурой Иисуса Христа под ним. Руки Христа широко распахнуты, как бы обнимая всех приходящих, голубые глаза ласково смотрят поверх людей куда-то вдаль. Мери надела на непокрытую голову Спасителя вязаную шапочку, на ладони натянула варежки, а на плечи накинула некое подобие пончо. И пояснила, чтобы Ему ночью не было холодно».
Это фрагмент из очерка "Наш" Христос в Индии».
Хочется продолжить: а «их» Будда – в России!
Именно такой своеобычный перекрёстный обмен духовными ценностями хотели осуществить Рерихи.
Ю.М. Ключников присоединился к решению этой благородной задачи.
Индия: её влечёт Единое – безусловное и абсолютное; не имеющее частей – признака множественности; не знающее в себе никаких различий и противоположений; похожее на апофатическое Ничто, сулящее полную релаксацию в своей пучине.
В этом Едином исчезает мир-майя – и растворяется личность-иллюзия.
Россия: она молится на Святую Троицу – Единое здесь явлено во Многом. В соборе трёх предвечных Лиц! Диалектику нераздельного и неслиянного, единящую ипостаси, она проецирует – по почину Сергия Радонежского – на дольнее бытие.
Признаётся ценность и мира (он софиен), и человека (он богоподобен).
Это очень разные идеалы и цели. Принято считать, что они несовместимы – нас хотят поставить перед необходимостью однозначного выбора.
Правильно ли это?
Махатмы устремляли человечество к синтезу.
Дополнительность Востока и Запада утверждали Рерихи.
Юрий Михайлович Ключников идёт к чаемой гармонии индивидуальным путём – осуществляет её не только в теоретических установлениях, но прежде всего в своём внутреннем мире: в глубинах экзистенции.
На личностном уровне!
В поведенческих измерениях!
Можно сказать так: искомое единство стало образом его жизни – стилем его мышления.
Душа поэта-пилигрима живёт на два дома – и в Индии, и в России. Для неё это один дом.
Жилище сугубо частное?
Рассчитанное на романтика-одиночку?
Но для Ю.М. Ключникова оно – как проект будущего: все этнические и конфессиональные перегородки рухнут – на планете утвердится Всеединство.
Подлинный христианин должен коснуться Нирваны. Той Нирваны, о которой говорит хинаяна – первый извод буддизма.
Полнота отсутствия!
Обнуливание бытия!
Опыт уничижения, кенозиса: это ведь своеобразное опустошение – отказ от всего вещного, проявленного.
Фильтр Шуньяты!
Каждый аскет – и в Лхасе, и на Афоне – проходит через него. Но это доступно и мирянину.
Обратимое погружение в Нирвану – самый радикальный вид катарсиса. Пройди очищение – и начни сначала: новое восхождение будет ещё боле успешным.
Для христианина Ю.М. Ключникова это стало повседневной практикой. Безукоризненно ясный – чистый – прозрачный дух!
Нирвана – Брахман – Дао: это разные обозначения Единого. Познавший радость слияния с ним – индийская школа здесь даёт главное – понимает всю ложность наших обособлений. Он стоит над схваткой – работает поверх барьеров – возвышается над тщетой.
И потому успешно ведёт людей к согласию.
Энергия Единого питает его.
Таков Юрий Михайлович Ключников.
FLEUR-DE-LYS
(трилистник третий)
Преподношу Лилии Ивановне Ключниковой геральдическую лилию. Прототип символа – болотный жёлтый ирис. Король франков Хлодвиг Меровинг (466 – 511) первым понял, что этот цветок – как никакой другой на планете – идеально подходит для того, чтобы всем своим гармоническим строем напоминать нам о Святой Троице. Люблю в композицию ириса мысленно вписывать рублёвский образ.
ВОЛШЕБНАЯ ЖЕОДА
Аметистовая жеода
Жеода – это полость в камне: внутри неё идёт кристаллизация.
Кто бы мог подозревать, что в этом валуне таится аметистовый микрокосм? Со всех сторон – сиреневые пики: осветите их лучом воображения! Вам предстанет фантастическая красота.
Быть может, наша Вселенная – своеобычная жеода: её окружает – равномерно объемлет – чёрная пустота.
Агатовая жеода
На волшебные жеоды похожи многие картины Лилии Ивановны Ключниковой. Не трудно заметить: композиции её картин часто включают в себя обособленное пространство – обычно сферическое или овоидное. А иногда свободное по форме.
Приведём некоторые примеры.
Картина «В сиянии и славе» исходит светом.
Л.И. Ключникова. В сиянии и славе
Феерия Фавора?
Мы видим, как чудодейственно меняется мир – материя напитывается духом. А пространство начисто теряет евклидовый характер – в его кривизне теперь есть что-то от биоморфологии.
Космос-организм!
Эта метафора Платона обретёт реальный смысл после Преображения. Картина Лилии Ивановны провозвестит об этом.
Могут ли в условном художественном пространстве проявляться эффекты теории относительности?
П.А. Флоренский положительно отвечал на этот вопрос. Картина Л.И. Ключниковой способна стать аргументом в пользу данной позиции.
Большое – и малое, внешнее – и внутреннее, конечное – и бесконечное: эти противоположения релятивизированы в замечательной картине.
Наш анализ – дело не лишнее.
Однако картина действует поверх всяких рассудочных схем: обаивает – завораживает – затягивает в себя.
Мы входим в сияющую мандорлу – и мигом переносится в Эмпирей!
Это сказочная релятивность.
Жеода – как чрево: вынашивает в себе красоту.
Картина «Русь начинается» запечатлела именно это состояние.
Л.И. Ключникова. Русь начинается
Замкнутость на себя – абсолютная защищённость – изоляция от окружения: это было в нашем опыте – это память материнского лона.
Мне кажется, что такую картину может написать только женщина – и краски, и линии веют софийностью.
Матерь Мира родила Святую Русь, а Лилия Ивановна – Сергея: второй служит первой.
ПЯЛО
Ужели звёзды
Нижешь вместо бисера
На линию, изящную такую?
Земная мера! Ты её превысила –
Ты небо превратила в мастерскую.
И живопись,
И вместе вышивание!
Круг окоёма для тебя как пяло.
Нездешнее – ах, что обетованнее? –
Узорочьем в картине проступало –
Влекло к себе!
Идёт игра свободная.
Твои партнёры – Хёйзинга и Гессе.
О, нить живая! Верно, путеводная.
Она меня выводит в занебесье.
3. МИР ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛИЛИИ КЛЮЧНИКОВОЙ
Морозные узоры – и живые травы: сходства тут бывают разительные. Некоторые плауны и аканты узнаются на зимних окнах с точностью до вида. Бери ботанический атлас – и сопоставляй: интересно рифмовать косное и живое.
Александр Александрович Любищев был заворожён игрой этих созвучий. Он считал их не случайными – видел в них глубокую аналогию. Даже конвергенцию! То бишь независимое проявление – в резко различных видах материи – одних и тех же платоновых идей.
Для чего нам эта преамбула?
Для того, чтобы продолжить намеченный эволюционный рад – подняться на ступень искусства.
Нашим проводником будет Лилия Ивановна Ключникова.
Это таинство: проступание вечности – на экранах времени.
Меняется субстрат наших земных экранов, становясь всё более чутким: сейчас это кристаллы – потом органическая ткань – теперь холст или бумага.
Напечатления горнего – в условиях дольнего!
Разве не очевидно нарастание совершенства в этом процессе?
Инистые стёкла были для А.А. Любищева своего рода средостением между миром идей и миром вещей.
По сути такую же роль выполняют и картины Л.И. Ключниковой. Они – как смотровые окошки: припадая к ним, мы видим ноуменальное, высшее.
Л.И. Ключникова. Войди
Красота подлинная, первичная – там.
Здесь – её рефлексы, отражения.
Разрыв между там и здесь – эти наречия-антонимы преломили двуплановость бытия – в работах Л.И. Ключниковой стремится к минимуму. К полному исчезновению!
План плотный – и план тонкий: в дивных картинах они вплотную приблизились друг к другу – их противоположение стало относительным – они взаимодействуют.
И что это означает?
Приток благодати в наш мир!
Оттуда – сюда: нам дано войти в этот поток – включиться в эту связь – напитаться этим светом.
Чета Ключниковых творит на Земле свою мистерию. Она неповторима, индивидуальна. Но в ней легко читаются премирные архетипы, давшие знать о себе в Элевсине – и Назарете, в Дельфах – и Ахетатоне.
Ведь в чём назначение мистерии?
Бросить в настоящее – луч будущего.
Того будущего, где уже нет смерти – где побеждена энтропия.
По двум каналам – изобразительному и словесному – к нам движется биоток пакибытия.
Творения Ключниковых – очаги Преображения.
БЕЛОВОДЬЕ
Вода в Бухтарме молочная.
Потому ли чудесная река, берущая начало в ледниках Южного Алтая, ассоциируется с Беловодьем?
Т. Тейлор. Бухтарма
Загадочный топос!
Он не желает укладываться в точные координаты.
Белуха, питающая Катунь: разве это не форпост Беловодья?
Юрий Михайлович Ключников пишет:
Состязаться с природой –
привычное дело поэта
и, конечно, проигрывать
спор в безнадёжной борьбе.
О, ручьи!
О, Катунь!
О, Белуха!
Полцарства за это!
Но вторые полцарства –
оставлю стихам и себе.
У рек есть души.
Реки – личности.
Однажды я это остро почувствовал возле Катуни. Миг был похож на откровение: в быстром беге вод проступил лик женщины – я заглянул в глаза Катуни.
Давнее ощущение я пережил вновь, когда увидел картину Лилии Ивановны Ключниковой «Катунь дочь Алтая».
Л.И. Ключникова. Катунь дочь Алтая.
Река здесь вочеловечена.
Это мудро – это истина.
Юрий Михайлович Ключников учился в Томском университете. В историю его Alma Mater яркие страницы вписал Василий Васильевич Сапожников (1861–1924) – выдаюшийся ботаник и путешественник, министр просвещения в правительстве А.В. Колчака.
Одна из алтайских книг В.В. Сапожникова – исследователя и поэта Катуни
Это В.В. Сапожников открыл истоки Катуни.
Томь впадает в Обь.
Как и Катунь.
Притоком Оби является Иртыш.
В него несёт воды Бухтарма.
Сеть рек!
Сама Гея здесь реализует идею единства.
Весь бассейн Оби – а значит и Ледовитый океан, и моё Беломорье – связаны с Беловодьем.
Спасибо Ключниковым за этот разбег моих ассоциаций.
КОНВЕРГЕНЦИИ
Дендриты
У Лилии Ивановны Ключниковой интереснейшая манера письма. Иногда может показаться, что это не артефакты, а явления природы.
Удивительное формообразование!
Это похоже на кристаллы?
На стелющиеся растения?
На лишайники?
Пармелия
Параллелизмы поражают своей точностью.
Искусство и впрямь продолжает природу, высветляя и одухотворяя её – перенося в новые ценностные измерения.
Плаун селагинелла