Санкт-Петербургский владыка




Летию со дня рождения посвящается

Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Андрей Иоаннович Подобедов).

Высочайшим Указом Святейшему Синоду 16 (29) октября 1799 года было повелено: "Казанскому и Симбирскому Архиепископу Амвросию быть Архиепископом Санкт-Петербургским ".

 

Преосвященный Амвросий принадлежит к числу тех приснопамятных Архипастырей Российской Церкви, которые составили украшение своему зва­нию и которых имена сохраняются с честию и воспоминаются с любовью и признательностью. Верным исполнением монаршей воли, постоянными трудами на пользу Церкви и Отечества, он приобрел доверие Государей и пользовался ими в течение трех Царствований.

Достигши высших степеней духовной власти, украшенный всеми знаками отличия, какими признательность венценосцев награждает труды, подъемлемые для государственной пользы и чести он все слагал к подножию Алтаря, которому предстоял в чине Святителя, и всю жизнь свою посвятил благоустроению и нравственному возвышенно сословия, посвященного на служение Церкви.

Везде, где он проходил свое служение, пер­вою заботою его было благоустроение клира и учреждение духовных училищ. Как бы в награду особенной любви его к духовному просвещению.

Промысл судил ему быть не только современником, но и деятельным участником в преобразовании духовных училищ, составившем важней­шую эпоху в истории духовного образования.

При нем в благое но военное Царствование блаженной памяти Императора Александра I совершилось то, чем столько заботились, но не привели к желанному окончанию, Великая Екатерина и державный сын ее Павел I. Кроме сего, отличный от всех дар проповедания, еще при жизни Преосвященного Амвросия распространил его известность за пределы нашего Оте­чества.

 

Рождение Святитетля

 

Амвросий родился в 1742 году, ноября 30 (13 декабря), в погосте Стогове, Владимирской губернии, Переяславского уезда, от свя­щенника Иоанна Подобедова, и при крещении получил имя во имя Святого первоверховного Апостола Андрея Первозванного, в день памяти коего и родился.

 

Воспитание и образование

 

До 11 лет воспитывался в родительском доме, а с 17 лет в Свято-Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Архиереев Петербургкого и Московского и Андреевских кавалеров Гавриила Петрова и Платона Левшина.

Кто мог бы в ту пору предугадать судьбу этих лиц, которых Промысл незримо приготовлял, под сению мирной обители преподобного Сергия, к высшему управлению делами Российской Церкви, поручив им кормило ее на целые полвека?

По окончании курса, в 1764 году, Амвросий проходил учительские должности, при той же семинарии, в разных классах и был несколько времени библиотекарем.

 

Принятие пострига

 

В 1768 году, 12 (25) февраля, пострижен в монашество, а в авгу­сте того же года переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию, в звание проповедника, которое три года проходил с отличною похвалою.

В особенности обра­тили на него внимание и доставили ему известность две проповеди, сказанные по случаю известного печального происшествия 1771 года. Во время усилившейся в Москве моро­вой язвы, возмутившаяся чернь Московская дерзнула поднять убийственные руки на своего Архипастыря, Преосвященного Амвросия (Зертис-Каменского), превратно поняв пастырские усилия его к прекращению суеверий. Возвратившись с неистовством в церковь Донского монастыря, она извлекла его от­туда с поруганием и безчинно убила пред самыми воротами Святой обители. При погребении мученика, Амвросий произнес надгробное слово, а при годичном поминовении его — -другое. Проникнутый мрачным величием события, при виде крови, обагрившей Святую обитель, — смерти, нанесшей народу стыд пред целым светом, — преступления, совершенного в то время когда ангел смерти невидимо приходил из одного дома в другой и поражал равно ожидавших и не ожидавших его грозного посещения, проповедник то по­ражается человеческим ничтожеством, то склоняется в прах перед силою Божиею и не испытанными судьбами Провидения, то изрекает грозный суд злодеям, то прони­кается скорбию и сожалением о их слепоте и заблуждении.

С 1771 по 1774 годы, Амвросий проходил при академии должность префекта и учителя сперва философии, потом богословия. В это время он составил «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета» в котором предложил изъяснения о надписи и сочинителе каждой библей­ской книги, месте и времени ее написания, с подробным и обстоятельным показанием особенно замечательных глав и стихов в каждой книге.

В 1779 году Святейший Синод издал его на свой счет, для учебного в духовных школах и народного употребления.

В 1803 году, при втором издании, сочинитель дополнил ее новою статьей «О псалтири Да­видовой».

Между тем, духовное начальство делало Амвросию некоторые ученые поручения. Еще в 1769 году Московский Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский предположил из­дать свои переводы: Посланий Игнатия Богоносца, Огласительных поучений Кирилла Иерусалимского и Книги о вере, Святого Иоанна Дамаскина — «в общую пользу Святой Церкви, наи­паче же для исправления раскольников, коих никакие пастырские наставления и увещания не могут толь сильно от закоснелых их мнений отвратить, как издаваемые таковых Святых Отцов сочинения», — совершил уже половину своего труда, когда неожиданная мученическая смерть пре­секла его труды.

Племянники его, Н. Н. и К. Н. Бантыш-Каменские, окончили издание первых двух книг, собрав, в остатках разрушенной библиотеки покойного, предисловия и пояснения к сему изданию. Но книга Иоанна Дамаскина, так же приготовленная к изданию, еще не была, напечатана. Святейший Сунод разрешил издание этой книги, после предварительного разсмотрения ея префектом Московской академии, Амвросием.

В 1774 году Амвросий определен был ректором академии. Немного спустя, бывший наставник его Платон наименован Московским Архиепископом. Так встретились на служебном пути знаменитые наставник со своим воспитанником, в которых преимущественною склонностью была, любовь к просвещению и благоустроению духовных училищ. Амвросий был верным и усердным исполнителем полезных предположений просвещенного Архипастыря, а. сей последит, по званию законоучителя Наследника пре­стола, приближенный к Высочайшему Двору, пользовался этою близостию для достойного награждения своего сотру­дника.

В начале 1775 года Императрица Екатерина II Алексеевна, отправляясь в Москву, проездом чрез Тверь вру­чила Платону указ, которым он был наэначен Московским Архиепископом. Платон сопровождал Государыню в столицу, куда вскоре прибыли также Их Высочества, Наследник престола с супругою. Амвросию поручено было приготовить проповедь на День рождения Государыни Цесаревны Великой Княгини Натальи Алексеевны (14 (27) июня), и сказать ее в Высочайшем присутствии.

Проповедник говорил о пользе благочестия, утверждающего Царства и престолы, назидающего благосостояние народов и ограждающего их безопасностию и твердостию против внешних врагов, и заключил свое слово обращением к Императрице. Госуда­рыни наградила проповедника бриллиантовым крестом, а сверх того повелела, при первой епископской вакансии, представить его кандидатом.

 

Епископский чин

 

В первой половине 1778 года открылась епископская вакансия в Севске. Амвросий представлен был от Святейшего Синода кандидатом на оную, вместе с Иверским Архимандритом Тарасием Вербицким. Императрица избрала Амвросия, повелев Высочайшим Указом (6 (19) мая) вызвать его для хиротонии в Петербург.

По прибытии, июня 27 (10 июля) Амвросий был наречен и 5 (18) июля, на, день обретения мощей преподобного Сергия, рукоположен во Епископа в Троицкой Сергиевской пустыни, при Высочайшем присутствии Ее Величества Государыни Императрицы, которой принес благодарность краткою речью, за что получил от Монарших щедрот бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3,000 рублей денег.

В бытность в С. Петербурге Амвросий приобрел отличную благосклонность Наследника престола, Великого Князя Павла Петровича и его супруги, Великой Княгини Марии Феодоровны, и пользовался Их расположенностию до самого конца своей жизни.

В новой должности Преосвященный Амвросий проявил особенно энергичную просветительскую деятельность, открыв два духовных училища и семинарию. 14 (27) февраля 1781 года он назначен был членом Московской Синодальной конторы.

 

На Крутицкой кафедре

 

15 (28) апреля 1781 года владыка переведен на Крутицкую кафедру.

Это была большая епархия, составленная из территории нынешних епархий - Московской, Калужской и Тульской. В новой епархии Преосвященный Амвросий тоже послужил духовному просвещению, открыв два новых духовных училища и улучшив положение семинарии.

 

Архиепископ Казанский

 

27 марта (9 апреля) 1785 года Преосвященный Амвросий Высочайше назначен Архиепископом Казанским.

В Казанской семинарии Архиепископ Амвросий расширил и улучшил преподавание, значительно пополнил семинарскую библиотеку, обновил состав преподавателей и посылал лучших воспитанников для завершения образования в Московский университет и Академию.

Февраля (7 марта) 1799 года Высочайшим рескриптом Государя Императора Павла I Петровича Архиепископ Амвросий пожалован Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

Санкт-Петербургский владыка

С увольнением, 16 (29) октября 1799 года, Митрополита Гавриила (Петрова) от управления Петербургской епархией Архиепископ Амвросий занял Петербургскую кафедру в звании Архиепископа Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского.

В следующем же году, 19 декабря (1 января), после оставления Митрополита Гавриила на покой, в его управление передана и Новгородская епархия.

10 (23) марта 1801 года одним из последних Высочайших Указов Государя Императора Мученика Павла I Петровича владыка Амвросий Высочайше возведен был в чин Митрополита.

Новый Санкт-Петербургский Митрополит проявлял деятельную заботу об улучшении церковного пения и водворении благочиния в храмах.

16 лет правил он столичной епархией без викария. Особенно близки его сердцу были дела духовного образования, в то время переживавшего годы возрождения.

По его указаниям, в 1805 году Епископом Старорусским Евгением (Болховитиновым), впоследствии Митрополитом Киевским и Андреевским кавалером, составлен был проект преобразования духовных училищ и представлен Государю Александру I Благословенному, много потрудившемуся о Православии.

Преосвященный Амвросий был членом Комитета об усовершенствовании духовных училищ, учрежденного в 1807 году и преобразованного затем в Комиссию духовных училищ, и от новоучрежденной Санкт-Петербургской духовной Академии получил honoris causa - почетную ученую степень доктора богословия.

В Новгородской епархии устроил владыка Тихвинское духовное училище и Александро-Свирское, возобновил Кирилловское и Новгородское, завел новые училища при Старорусском и Каргопольском монастырях, также Устюжское. Содействовал много заведению духовенством сельских училищ. При этом владыка Амвросий отличался и щедрой благотворительностью.

 

В чине Митрополита

 

С четвертого (17) декабря 1803 года Высочайше был изменен титул Санкт-Петербургского владыки, и ему усвоено именование Митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского.

Дипломатичный и талантливый администратор, Митрополит Амвросий умел отстаивать интересы Русской Церкви и ограждать иерархию от давления всесильного обер-прокурора Святейшего Синода и кавалера, Князя Александра Николаевича Голицына (1773–1844), который был личным другом Государя Императора Александра I Благословенного.

Митрополит Амвросий не мог примириться с его политикой покровительства сектантству и мистическим течениям западного происхождения, не считал возможным разделять получившую в высших слоях общества концепцию внеконфессиального христианства и адогматической религиозности.

Митрополит Амвросий выступил с осуждением враждебной Православию деятельности обер-прокурора. Вскоре после столкновения с Князем А. Н. Голицыным в начале 1818 года владыка Амвросий переведен был в Великий Новгород.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: