Проблема сочетания эмоционального и рационального в публичной речи




Эмоциональное воздействие выступает как необходимый элемент убеждения, так как убеждение достигается рациональным и эмоциональным: «Человеческая мысль колеблется между логическим восприятием и эмоцией; …чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства». Когда какую-либо мысль нельзя доказать логически, оратор пытается воздействовать на чувства слушателей, стараясь этим заменить отсутствие аргументов: Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всём совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чём тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех» (Ф. Н. Плевако).

Авторы риторик советуют: 1) призывать на помощь чувства только применительно к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней чувствительности, и наоборот – сухого изложения.

Эмоции – это чувства, переживаемое душевное волнение, чувственная реакция; эмоциональность – выражение чувств, переживаний, субъективного к предмету речи. Эмоциональным может быть само содержание речи.

Экспрессивность речи понимается как её выразительность, действенность. Все средства, которые делают речь привлекающей внимание, глубоко впечатляющей, действенной, являются экспрессией речи.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ:

· Интонационный рисунок.

· Смена тона.

· Замедление и убыстрение темпа речи.

· Интонационное выделение отдельных слов.

· Паузы.

· Логическое ударение.

· Усиление звучания согласных.

· Тропы и фигуры речи.

· Использование стилистически окрашенных слов, фразеологических оборотов.

Экспрессивность речи подчиняет судей и аудиторию своей воздействующей силой, она не только передают мысли оратора, но и дает возможность пережить чувство соприкосновения с чужой бедой. Экспрессивность усиливает точность, ясность мысли, эмоциональность речи.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ:

· Приём адресации речи – указание в речи лица, к которому она обращена. Это собственно обращение, обусловленное стилевой нормой: Ваша честь, уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели, господа присяжные заседатели, уважаемые судьи.

· Использование местоимения ВЫ, ВАМ.

· Использование глаголов повелительного наклонения: посмотрите, вспомните, проанализируйте, вдумайтесь, вникните, подумайте, согласитесь, взвесьте.

· Использование инфинитивных предложений с модальными словами, имеющими значение долженствования: Нельзя не верить показаниям такого свидетеля. Нужно сделать вывод. Его действия следует расценивать как неосторожные.

· Выражение авторского отношения к анализируемому материалу содержится в конструкциях типа я полагаю, я убежден, я уверен, я отвергаю, я глубоко убежден. Оценка заключена в лексическом значении глаголов. Оратор стремится вовлечь суд в ход своих рассуждении: Я уверен, вы придете к такому же выводу. Но если сказанного недостаточно, то давайте обратимся к другим доказательствам.

· Точность словоупотребления, когда выступающий привлекает внимание суда к важным, с его точки зрения, явлениям. Точным использованием слов отличались речи: А. Ф. Кони, С. А.Андреевского, Н. П. Карабчевского и др.

С. А. Андреевский «Дело Мироновича»

«Выступил профессор Сорокин. Экспертизу его называли блестящей: прилагательное это я готов принять только в одном смысле – экспертиза эта, как всё блестящее, мешала смотреть и видеть. Вернее было бы назвать ее изобретательной».

С. А. Андреевский уточняет значение экспертизы, внесшей путаницу в материалы дела.

Анализируя материалы предварительного следствия, оратор обращает внимание на допущенные в них ошибки из-за неточного словоупотребления:

«Биография Мироновича в обвинительном акте заканчивается следующими словами: он слыл и за человека, делавшего набеги на скопцов, проживающих в его участке, и к тому же за большого любителя женщин. «Большой любитель женщин делает набеги на скопцов» Можно подумать, что Миронович, как фанатик сластолюбия, искоренял скопцов за их равнодушие к женскому полу!.. Но оказывается, что здесь говорится о взятках».

«Любопытно теперь читать то место обвинительного акта, где говорится, что убийство было совершено из каких-то личных видов на покойную и только для отвода замаскировано похищением вещей и векселей Грязнова! Особенно хорошо это «замаскировано». Все, как один человек, нашли, что было изнасилование, и добавляют, что оно было замаскировано ».

В. И. Жуковский

«Прокурор говорит в своей речи: «Мы вам докажем, - у нас есть книги и цифры». Защита в первый раз видит прокурора, который грозит обвинением, а не предъявляет его ».

Адвокат показывает, что неточный выбор слова ведет к искажению смысла речи.

· Использование терминов оценочного характера: злостное хулиганство, особая жестокость, грубое нарушение правил, вредные последствия, тяжкий вред. Выполняют профилактическую функцию.

· Средства диалогизации речи: глаголы, обозначающие побуждение к речи (обратите внимание, всмотритесь, давайте вспомним, подумайте); лекторское мы (мы знаем, мы помним, мы исследовали); включение разных конструкций в официальную речь (несобственно-прямой речи «Обвиняемый говорит, что он в этот день до 6 часов сидел в мировом съезде, слушая суд и собираясь подать апелляцию»; прямой речи «Думаю, вы согласитесь со мною: именно он предотвратил трагедию. Можно по-разному относиться к этому человеку, но я прошу вас не забывать то, о чем говорил свидетель в суде: «Если бы я отказался от заказа, она нашла бы другого исполнителя»»; ссылки на чужое мнение «Эксперт-биолог, исследовав кусок материи, соскоб с косяка, фрагменты обоев, пришел к выводу, что на них имелась кровь, которая, судя по групповой принадлежности и другим показателям, могла принадлежать Никитину»).

· Вопросно-ответные реплики «Что это за картина? Какой из нее вывод? Только один, что преступление сделано двумя - Галкиным и Савицким вместе».

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний.

Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.

Виды вопросов:

По значению

1. Правильно поставленные (корректные) и неправильно поставленные (некорректные) вопросы. Не являясь ни утверждением, ни отрицанием, вопрос опирается на определенное базисное знание. Если базисом является истинное суждение, то вопросы считаются правильно поставленными. Неправильно поставленные – такие вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределённые суждения. Например, на вопрос «Почему у вас постоянно возникают конфликты с сослуживцами? Будет некорректным по отношению к человеку доброжелательному, находящемуся в контакте с коллегами.

По функции

2. Уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы.

Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения: Действительно ли состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними? Правда ли, что в вашем городе открылась новая нотариальная контора? В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком.Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами да или нет.

Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическим признаком таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и т.п.: Когда состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними? В каком районе вашего города открылась новая нотариальная контора?

По структуре

3. Простые и сложные вопросы.

Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 103 и 144 ч.2 УК РФ? – сложный вопрос, в нем заключено два вопроса: верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 103? Верно ли, что подсудимому было предъявлено обвинение по ст. 144 ч.2 УК РФ?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: