Отпечатки рук глиняный период
(объемное изображение)
↓
Барельеф
контурный рисунок
объемный рисунок(цвет)
композиция
пещера Альтамира 1875 г. Испания, Марселино Саутуола
пещера Тассили 1933 г. Африка
пещера Ласко 1940 г. Франция
пещера Каповая 1959 г. Южный Урал, река Белая
Скульптура – небольшого размера каменные и костяные статуэтки с максимально упрощенными деталями
· Палеолитические Венеры («Виллендорфская Венера»)
· Полиэйконические фигурки (многоликие)
· фигурки животных
Архитектура – «огромные камни»
МЕГАЛИТЫ (8-1 тыс. до н.э.)
МЕНГИРДОЛЬМЕН
КАРНАК КРОМЛЕХ
Стоунхедж, Англия
Угадайка «Искусство первобытного общества»
1. Следы когтей диких животных на стенах пещер. ПАЛЕОЛИТ
2. Гигантские каменные сооружения, возведенные ГРИФФАДЫ
древними людьми /общее название/. Альтамира
3. Пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки МЕНГИР
первобытного человека; где, в каком году обнаружена. МЕГАЛИТЫ
4. Древнее погребальное сооружение из огромных КАРНАК
каменных блоков. КРОМЛЕХ
5. Археологическая эпоха, во время которой зародилось ДОЛЬМЕН
изобразительное искусство. МЕАНДРЫ
6. Окаменевшие отпечатки пальцев древнего человека на
стенах пещер.
7. Простейшее мегалитическое сооружение из одного
блока камня, вертикально вкопанного в землю.
8. Аллея из каменных блоков, вертикально вкопанных в землю.
9. Сооружение из каменных блоков, расположенных по кольцу.
2.1. Искусство Византии
Византия обогатила наследие мирового искусства новыми образами.
Два источника
Античность Ближний Восток
скульптура и архитектура живопись, философия
|
пышная зрелищность + утонченная духовность
Особенно важную роль в художественной и общественной жизни сыграло христианство.
Византия – вост.часть Римской империи после её распада (4-15в.в.)
Столица – г. Константинополь (ранее Византий) (330 г.н.э.)
I. Архитектура - римские традиции
(форум с колоннадой, дворцы, мозаика, ант.храмы,
то есть акцент на наружное пластическое решение)
новые типы храмов
Христианская базиликаБаптистерий (греч.-лат.)
(в плане – вытянут. крест, церковь для обряда крещения
символ христианства) (в плане – квадрат или круг,
. 4 столба –опоры, сверху купол).
Появление и развитие идеи христианского храма на рубеже V-VI веков как подобия небесного града Иерусалима.
Скромная внешняя отделка сооружения и богатое внутреннее убранство – важная черта византийской архитектуры.
Символическое значение частей храма.
Мозаики в интерьере византийских храмов
Проверочная работа №2
1.Восточная часть Римской империи, отделившаяся в автономное государство.
2.Столица Византиийской империи.
3.Великий римский император, узаконивший христианство, в честь которого названа столица Византии.
4.Нарисовать план базилики.
5.Нарисовать план баптистерия.
6.Три основных части христианского храма (основное помещение, притвор, алтарь) Расположить их в последовательности от входа.
7.Полуцилиндрический выступ алтарной части храма.
8.Самая верхняя часть храма.
Шедевром византийской архитектуры бесспорно считается храм Софии Константинопольской.
|
Храм Святой Софии в Константинополе, арх. Анфимий и Исидор, 532-537 г.г. (длина 77м., диам.купола 31,5м., 4 столба опоры + декор: кружево, цветной мрамор, мозаика, позолота);
иллюзия чуда, непостижимости, нерукотворности;
крестово-купольный тип храма
(внешняя выразительность + богатый интерьер)
Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете документальный фильм «София Константинопольская»
Византийская иконопись.
Роль церковного интерьера в византийском храме многогранна,
с одной стороны – чисто декоративная функция,
с другой – дополнение религиозного учения для верующих,
с третьей – воспитание искусством, прославление небесных сил.
Важной чертой византийской живописи является появление условности, т.е. действительность изображаются не через образ, а через его духовность, эмоции; скрадывается его телесная и подчеркивается духовная сущность (акцент на глаза, на жесты).
В стенных и плафонных росписях византийских храмов воплощается синтез искусств.
Формы византийской живописи
монументальная храмовая станковая живопись миниатюра
. (иконопись) от книги-свитка
. икона (греч.) – образ, к книге-«кодексу»
. изображение; традиции (сшитые вместе
. фрескамозаика фаюмского портрета листы с текстом и
(темпера по (смальта - (энкаустика) иллюстрациями)
штукатурке) сплав стекла
с минеральными
красками)
Особенность иконописных изображений, в том, что они являются посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья.
Роль иконописца – вещать о святых истинах воздействуя через восприятие изображения зрительно, а не через слух, в этом значении уподобляясь священнику.
|
Изменение языка изображений святых от реалистических индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне.
Развитие главного образа византийской культуры – образа Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога - грозного, непримиримого судьи.
Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов, поскольку в живописи утвердилась идея воссоздания в иконе «божественного прообраза».
Эти схемы перешли потом в русскую иконопись, отчасти и в западное средневековое искусство, хотя там применялись гораздо свободнее и быстро изменялись.
Стиль византийского искусства становится все более строгим и каноническим.
Традиции поздней античной живописи использовались Византией как исходный пункт. Особенно замечательны византийские мозаики – самое характерное создание византийского гения. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разнообразные кубики смальты, из которых выкладываются изображения на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой.
Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V-VII веков.
Тесный и слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать, обращены ли они больше к эллинистическому прошлому или к средневековому будущему. У них не золотой фон, как принято было впоследствии, а синий: из густой мерцающей синевы выступают по античному задрапированные фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами.
В полукруглой люнете у входа в мавзолей изображен «Добрый пастырь в райском саду» - это Христос, но безбородый и юный. Его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из рук. Тип молодого Христа – редкий в иконографии 6 так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».
Более поздний цикл мозаик – в равеннской церкви Сан Витале. Среди ее мозаик – портретные изображения Юстиниана и Феодоры с их придворной свитой. Здесь уже чувствуется дух византийского церемониала, официальность, парадность, возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
На высшую ступень поднимается византийская живопись в следующем столетии. «Ангелы небесных сил» церкви Успения в Нике. Четыре крылатые фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды придворных телохранителей, выступали на темно-зеленом фоне алтарного свода. Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем рождал ощущение дышащего, таинственного, мерцающего неба. Удивительные лица этих воинственных ангелов: они все еще чем-то напоминают об античном идеале красоты –нежными овалами, классическими пропорциями и чертами, хотя чувственный рот становился у них слишком маленьким, а взгляд – пристальным и как бы гипнотизирующим.они исполнены в мягко-живописной манере, в самом деле напоминающей импрессионистическую, - оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены как в беспорядке, а в действительности с тонким расчетом: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика. Перед нами совершенный пример «одухотворенной чувственности».
Святой Лука как первый иконописец. Икона «Владимирской Богоматери». Взаимоотношение между изображением и молящимся.
Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (YouTube) видеоролик «Равеннское пение» (римовизантийское), V-VIII вв.»; рассмотреть мозаики Равенны, их колорит.
Проверочная работа № 3
1.Каковы роли церковного интерьера в Византийском искусстве?
2.Важная черта византийской живописи.
3.Монументальная византийская живопись, роспись темперой по штукатурке.
4.Частица мозаики, сплав стекла с минеральными красками.
5.Станковая живопись Византии, изображение святых персонажей и религиозных событий.
6.Тип книги, сменивший книгу-свиток в Византийской книжной миниатюре.
7.На ранних изображениях Христос представлен в виде….
8.Постоянная иконографическая схема.
В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций; орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности, виноградных лоз; формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.
Характерные черты и мотивы орнаментального искусства Византии: причудливую узорчатость, заимствованную у персов; изображения животных на византийских тканях, заключенные в геометрические фигуры -круги или многоугольники; сильно стилизованные растительные формы, которые разделяются на простейшие элементы (пальметику, полупальметику и вьющийся стебель); древовидные композиции.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
Заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности - на русское искусство. Самостоятельная работа: копирование мотива византийского орнамента по выбору.