Возможный подход к оценке уровня экономической безопасности государства




Как было отмечено выше, сравнение фактических значений показателей-индикаторов экономической безопасности государств мира с заданными пороговыми уровнями, характеризующими различные стороны безопасности их национального хозяйства, позволяет судить о динамике изменения отдельных компонент экономической безопасности разных стран и в ряде случаев проводить сравнительную оценку этих компонент.

В этой связи возникает задача определения и расчета показателя общего интегрального уровня экономической безопасности государства, позволяющего оценивать динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а также предоставляющего возможность сравнивать уровни безопасности национальных хозяйств разных стран.

Предлагаемый подход к решению этой задачи базируется на определении значений нормированных относительно соответствующих пороговых уровней частных показателей экономической безопасности государства. При этом предполагается, что наименьшее возможное значение i -го нормированного частного показателя соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И наоборот, наибольшее возможное значение i -го нормированного частного показателя соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение /-го нормированного частного показателя ( соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.

Результаты расчетов значений нормированных частных показателей, характеризующие отдельные компоненты безопасности национального хозяйства России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997— 2020 гг., представлены на рис. 2.3—2.10 и в табл. 2.32—2.50[5].

Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности государства базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства. Возможной формулой для его расчета может стать произведение соответствующих взвешенных значений нормированных частных показателей, характеризующих различные стороны экономической безопасности государства:

где — общий нормированный показатель безопасности национального хозяйства j -го государства;

— вес i -го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j -го государства;

- i -й нормированный частный показатель, характеризующий экономическую безопасность j -го государства.

В первом приближении значения можно принять равным 1.

Тогда наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности j -го государства соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны.

И наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства.

Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики j -го государства.

Рис. 2.3. Нормированные показатели экономической безопасности России

Рис. 2.4. Нормированные показатели экономической безопасности США

Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который тем не менее дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.

Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа.

Однако полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности). Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правил нормирования частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны — 10-38.

Результаты расчетов этих значений общих нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997 — 2020 гг. представлены в табл. 2.51 и на рис. 2.11.

Рис. 2.11. Динамика изменения значений интегрального показателя уровня
экономической безопасности развитых государств мира (1997—2020 гг.)

Таблица 2.51



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: