Афины в X-VII веках до н.э.




Тема вторая.

Архаическая Греция.

Лекция 6. Афины в период архаики.

Вопросы лекции:

1. Ранние Афины. Реформы Солона.

2. Тирания.

4. Реформы Клисфена. Рождение афинской демократии.

 

I. Ранние Афины. Реформы Солона.

 

Основание полиса

Город Афины был основан в долине небольшой, летом пересыхавшей речки Кефис еще в глубокой древности пелазгами. Согласно мифам, первым его правителем был Кекроп, живший в III тысячелетии до н.э. Город находится в области Аттика (букв. «прибрежная страна»), занимающей полуостров в форме рога, глубоко вдающегося в море. Площадь Аттики приблизительно 2200 км². На севере она граничила с Беотией, на западе через Коринфский перешеек - с Мегаридой. С юга земли Аттики омывались Сароническим, с востока - Петалийским и северо-востока - Эвбейским заливами Эгейского моря.

Рельеф Аттики достаточно разнообразен: невысокие горные хребты (Гиметт, Парнет, Пентеликон, Лаврион) чередуются с каменистыми равнинами. Естественные ресурсы Аттики нельзя назвать ни слишком обильными, ни слишком скудными. Почвы были мало пригодны для выращивания зерновых культур, поэтому афиняне всегда ощущали недостаток в хлебе и были вынуждены импортировать зерно. В то же время для культивирования оливковых деревьев условия были весьма благоприятные.

Оливы (маслины) были одним из главных богатств Афин. Не случайно оливковое дерево почиталось как священный символ покровительницы афинского государства – богини Афины. По греческим меркам, Аттика была богата полезными ископаемыми. На юге области, в Лаврии, имелись крупные месторождения серебра. Эти рудники, когда они стали интенсивно разрабатываться, в классическую эпоху превратились в один из главных факторов экономического процветания Афин. В Аттике добывались также мрамор и высококачественная глина, пригодная для производства керамики.

На полуострове Аттика находилось еще несколько небольших городков - Элевсин, Марафон, Браврон и других, а также множество селений - демов. Согласно Плутарху, синойкию - объединение аттических общин в один полис осуществил афинский герой Тесей, сын и преемник царя Эгея:

«Он образовал один город и один народ, между тем как раньше последний был рассеян и только с трудом мог быть собран для совещания об общем благе. Иногда среди его вспыхивали ссоры и кровавые распри. Тесей являлся с советом в каждый дем и в каждый род.

Не занимавшие никаких должностей и бедные граждане охотно слушали его, аристократам же он предлагал учредить демократическую республику, лишь бы ему дали начальство над войсками и право блюсти законы; во всем остальном он не желал иметь никаких преимуществ. Одних он убедил, другие же предпочли согласиться добровольно, нежели быть принужденными, так как они боялись его, уже сильной, власти и смелого характера.

Тогда он уничтожил отдельные пританеи (совещательные органы, а также здания, в которых проводились заседания – ВК), Советы и власти, построил один притан е й, общий для всех, и здание Совета, на месте нынешнего старого города, назвал город Афинами и учредил общий жертвенный праздник – Панафинеи (религиозный праздник в честь богини Афины, покровительницы полиса – ВК) …

Желая еще более увеличить население города, Тесей приглашал селиться в нем всех на равных правах… Но он не хотел, чтобы его народ представлял беспорядочную, бесформенную, стекшуюся со всех сторон нестройную толпу, поэтому он первым разделил его на сословия благородных, землевладельцев и ремесленников».

На ранних этапах истории Афин, когда полис находился в стадии формирования, его население делилось на родоплеменные общины – филы. Их было четыре - Гелеонты, Гоплеты, Аргады, Эгикоры, которые вели происхождение от четырех сыновей Иона, сына Ксуфа, внука Эллина. Каждый афинский гражданин входил в одну из фил. Каждая фила делилась на фратрии (братства), имевшие свой орган самоуправления и религиозный культ. Каждая фратрия, в свою очередь, состояла из родов.

Дорийское вторжение обошло Аттику стороной. Поэтому состав населения, по сути, не изменился. Появились только ахейские беженцы, спасавшиеся захватчиков. Поэтому в области не было разделения на господствующий слой завоевателей и порабощенного местного населения, подобного спартанским илотам.

Постепенно в Аттике складывается территориальное деление населения. Каждая фила подразделялась на три триттии, каждая из которых состояла из четырех административно-территориальных единиц - навкрарий. Всего их насчитывалось 48 и каждая была обязана на свои средства содержать военный корабль и выставлять двух всадников для конницы.

Цитаделью и религиозным центром полиса был главный афинский холм - Акрополь. На нем размещались оборонительные укрепления, храмы и административные здания. Неподалеку от подножия Акрополя находилась Агора - главная городская площадь. На других городских холмах (Ареопаг, Пникс, Нимфеон, Мусейон) также находились общественные сооружения и святилища. Сами Афины в эпоху архаики не были окружены стеной.

Афины в X-VII веках до н.э.

Период X–VIII вв. до н. э. был для Афин временем относительного процветания, особенно в экономическом отношении. В частности, аттическая расписная керамика геометрического стиля была, пожалуй, лучшей в Греции. Однако к VII в. до н. э. развитие этого полиса замедляется. Афины становятся одним из рядовых, хотя и крупных государств греческого мира.

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла родовая знать - евпатриды («сыновья благородных отцов»). По удельному весу аристократии в составе населения афинский полис едва ли не превосходил все остальные греческие государства. Одной из причин этого был приток в Аттику на рубеже ІІ–І тысячелетий до н. э. бежавших от дорийцев аристократов из Пелопоннеса. Этих беженцев радушно принимали в Афинах. Один из знатных родов, пришедших в Аттику из Пилоса, даже основал последнюю афинскую царскую династию Медонтидов.

На протяжении всей архаической эпохи аристократы прочно держали в своих руках все рычаги власти в Афинах. Они постепенно добились сокращения полномочий басилеев, а потом и ликвидации их правления. Срок пребывания царя у власти был ограничен десятью годами, а позднее снижен до года. Должность басилея из наследственной превратилась в выборную. Она стала доступной представителям всех знатных родов. При этом полномочия правителя были ограничены путем введения других выборных государственных должностей.

К началу VII века до н. э. политическая система афинского полиса сформировалась как аристократическая республика. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – архонтов, избиравшихся на один год. Между ними существовало определенное разграничение функций.

Первый архонт, эпоним, считался высшим гражданским должностным лицом полиса. Он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт, басилей, был наследником древней царской власти. В эпоху архаики он сохранял лишь полномочия верховного жреца, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт, полемарх, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов (фесмофеты) контролировали соблюдение обычного права.

Важную роль в управлении полисом играл ареопаг (букв. «холм Ареса» - возвышенность близ Акрополя), возникший как Совет старейшин. В него входили архонты, у которых истек срок пребывания у власти. Они оставались членами совета пожизненно. Ареопаг осуществлял контроль над всей жизнью государства. Он также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Экклесия (народное собрание) в Афинах в это время не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии. Кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII века до н. э. широкое распространение получила долговая кабала. На крестьянских земельных участках появились закладные камни, знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

Афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII века до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону Черноморских проливов. На малоазийском побережье они основали колонию Сигей.

 

Законы Драконта.

В 636 году до н. э. в Афинах была предпринята первая попытка установить тиранию. Власть решил захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона. Его мятеж был подавлен властями полиса. При этом не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

В 621 году до н.э. на должность архонта - эсимнета (должностное лицо, наделённое чрезвычайными судебными полномочиями) избрали гражданина по имени Драконт (Дракон). Ему было поручено пересмотреть и записать действующие в Афинах нормы устного права. По имени архонта они получили название «драконтовых законов». Отличала их крайняя суровость переходящая в жестокость. Так, например, смертная казнь полагалась не только за убийство другого человека и оскорбление должностного лица, но и за воровство, даже чужих овощей.

Наказание за убийство призвано было заменить институт родовой мести. При этом убийства делились на несколько категорий - умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью. Дела о неумышленных убийствах поручались специальной коллегии, состоявшей из пятидесяти одного представителя родовой знати возрастом старше пятидесяти лет. Оно каралось изгнанием, как и причинение телесных повреждений.

В случае примирения с родственниками убитого изгнанник мог возвратиться, при этом запрещалось требовать с него выкуп. Убийства с целью самообороны, к которым причислялась и защита собственности, наказанию не подлежали. Преследование убийцы оставалось делом рода убитого. Ответственность за убийство нес только убийца, а не весь род. К ответственности привлекался также человек, подстрекавший к убийству. С именем Драконта связаны также законы, контролировавшие поведение афинских граждан. Один из таких законов налагал наказание за бездеятельность и праздную жизнь.

Реформы Солона

В начале VI века до н. э. положение основной массы афинян было тяжелым. Социальное напряжение достигло крайней остроты. Аристотель писал, что «в течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом… бедные находились в порабощении - не только сами, но также их дети и жены… Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей... Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой... Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли».

В конце концов, противоборствующие стороны пришли к выводу о необходимости принятия чрезвычайных мер для примирения. Для этого следовало избрать кого либо из наиболее авторитетных граждан посредником и наделить его чрезвычайными полномочиями для проведения реформ. Таким посредником-примирителем стал Солон (ок. 640–560 до н. э.), потомок древних афинских царей. Его единодушно считают самым знаменитым из греческих законодателей.

Солон принадлежал к обедневшему роду Кодридов. Чтобы поправить материальное положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Не может не поразить разносторонность личности Солона. Он слыл необычайно мудрым человеком и впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов». Солон прославился как поэт и в то же время не чуждался общественной деятельности.

Особенно прославился Солон, когда около 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса. Широко были известны политические стихи Солона. В них он обличал недостатки и пороки общественной жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония» - такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а те неукоснительно исполнят их.

В 594 году до н. э. афинские граждане избрали Солона эпонимом - первым архонтом. Ему предоставили чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год. За этот срок он сумел оправдать доверие своих сограждан.

Прежде всего Солон провел принципиальную экономическую реформу. Она получила название сисахфия, что буквально означает «стряхивание бремени». Реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Находящие в кабале, личной зависимости, обычно связанной с займом, освобождались. Закладные камни торжественно убирались с их полей и выносились за пределы Аттики.

Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились несовместимыми. Все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям.

Солон предпринял ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.

При Солоне власти способствовали развитию ремесел. Более того, поощрялся приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции. Им даже предоставлялись гражданские права, что было совершенно нехарактерно для греческих традиций. Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания. Ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода. Была введена новая, более удобная система мер и весов.

Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов -зерна, вина, оливкового масла, получаемых с земельных владений. За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел, равная приблизительно 52 литрам.

К первому разряду были отнесены самые богатые граждане - пентакосиомедимны, с годовым доходом 500 медимнов и более. Ко второму разряду или всадникам отнесли лиц с доходом более 300 медимнов. К третьему зевгитов - граждан с доходом от 200 медимнов. Название это выводят либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге. Именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами - батраками.

Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство, а не знатность, как раньше.

Рядом с аристократическим ареопагом был учрежден другой коллегиальный орган управления - Совет четырехсот. Он назывался так по числу людей, входивших в него - по 100 от каждой афинской филы. Комплектовался этот орган власти путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем ареопаг, в котором доминировала знать.

Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народного собрания, в котором принимали участие все граждане. При Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно оно стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.

Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи - суда присяжных. Он стал наиболее демократичным государственным органом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.

Свод письменных законов Солона охватывал все основные стороны отношений между людьми. Законодатель считал своей целью создать такой социально политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон писал с полным основанием о своей деятельности:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других».

Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане. Аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий. Демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном. Но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.

 

II. Тирания

Все значение реформ Солона стало ясным только со временем. Непосредственно же после их проведения гражданские волнения не прекратились. Случались годы, когда из-за острых внутриполитических конфликтов даже не удавалось избрать архонтов. Например, эпоним Дамасий по истечении годичного срока не пожелал оставить должность. Он удерживал власть более двух лет, пока не был свергнут силой.

В течение первой половины VI века до н. э. вели борьбы различные группировки, возглавлявшиеся аристократами. Одна из них, участников которой называли педиэями, действовала в окрестностях Афин. В этой наиболее богатой природными ресурсами области Аттики положение аристократии традиционно было особенно прочным, а сама знать особенно консервативно настроенной.

Представители другой группировки – паралии опирались на население прибрежной части Аттики. Во главе ее стоял аристократический род Алкмеонидов. Жители побережья отличались меньшим консерватизмом, большей мобильностью. Источниками их богатства были не только земельные владения, но также и торговые операции.

Наконец, третья группировка - диакрии базировалась в отдаленной северо-восточной части Аттики, которая была самым бедным регионом афинского полиса. Ее представители были настроены наиболее радикально по отношению к существующим порядкам.

Во главе диакриев в 60- х годах VI века до н. э. стал Писистрат, наиболее талантливый и амбициозный политический лидер того времени. Представитель древнего аристократического рода и дальний родственник Солона, он завоевал большую популярность у демоса, особенно после того, как проявил незаурядные полководческие способности в войне с Мегарами.

Писистрат преуспел в борьбе с соперниками и получил от народного собрания разрешение обзавестись отрядом телохранителей, вооруженных дубинами. С этим отрядом он захватил в 560 году до н. э. афинский Акрополь и объявил себя правителем государства. Вскоре после этого аристократы, объединив свои силы, свергли Писистрата. Однако через несколько лет, вступив в соглашение с Алкмеонидами, он сумел вернуться к власти, но и на этот раз ненадолго. Его вновь свергли и изгнали из Аттики.

Лишь в 546 году до н. э. Писистрат во главе сильного войска вторгся на территорию афинского полиса и окончательно утвердился в качестве тирана. Он правил до своей смерти в 527 году, передав власть сыновьям. В отличие от многих представителей Старшей тирании, которые запятнали себя кровавыми злодеяниями, Писистрат, судя по источникам, пользовался репутацией мудрого, умеренного и даже «кроткого» правителя.

Он всячески стремился продемонстрировать легитимный характер своей власти, свое уважение к законам. В частности, он не предпринял ни малейшей попытки отменить законодательство Солона. Более того, Писистрат постоянно подчеркивал, что следует законам точно так же, как и все остальные граждане.

При нем в Афинах продолжали функционировать органы полисного управления. Избирались архонты, заседал Совет ареопага, собиралось народное собрание. Но над всеми ими была власть одного человека - тирана. Для упрочения ее Писистрат приказал разоружить демос, заявив, что отныне он сам при помощи отрядов наемников из других городов будет заботиться о безопасности граждан.

Правлению Писистрата были чужды террор и репрессии, характерные для господства других тиранов. Правда, род Алкмеонидов покинул Аттику. Но не потому, что его представители боялись за свою судьбу, а потому, что не желали сотрудничать с тираном.

Как и все представители архаической тирании, Писистрат проводил политику, направленную на ослабление старой знати. Он, в частности, стремясь освободить крестьян от произвола местных аристократических вождей, учредил разъездные судебные коллегии. Судьи отправлялись в сельскую местность и там разбирали тяжбы между земледельцами. Ранее это было прерогативой аристократов.

Писистрат покровительствовал крестьянам: выдавал беднякам кредиты на льготных условиях и т. п. Не случайно даже много лет спустя после ликвидации тирании афинские крестьяне вспоминали о его правлении как о «золотом веке». И это несмотря на то, что он взимал с земледельцев в свою пользу довольно тяжелый по античным меркам налог - десятую часть доходов.

Писистрат стремился превратить Афины в крупнейший экономический, политический и культурный центр Эллады. Для этого он проводил активную внешнюю политику. В его личном владении находились территории на юго-западном побережье Фракии с Пангейскими серебряными рудниками, приносившими тирану значительный доход.

Писистрат старался установить контроль над черноморскими проливами, через которые в Аттику доставляли хлеб. Для этого основал на подступах к ним опорные базы. Остров Делос, где находилось святилище Аполлона - главный религиозный центр ионийцев, был также взят афинским тираном под свое покровительство. Геродот пишет, что «он очистил по повелению оракула остров Делос. А сделал Писистрат это вот как: он велел выкопать всех покойников, погребённых в пределах видимости, из храма и перенести отсюда в другую часть Делоса».

Афинский правитель был умелым дипломатом. Ему удавалось одновременно поддерживать дружественные связи со Спартой и Аргосом, а также с Фессалией и рядом островных полисов. Его правление ознаменовалось, пожалуй, только одной крупной внешнеполитической неудачей. Резко ухудшились отношения Афин с Дельфами, где находился оракул Аполлона пользовался огромным авторитетом во всем греческом мире.

Религиозная и культурная политика Писистрата способствовала возвеличению афинского полиса. Почти невозможно назвать такого бога, которому Писистрат не постарался бы воздать должное. В Афинах появились первые каменные храмы, собственное святилище Аполлона, началось сооружение грандиозного храма Зевса Олимпийского.

С необычайным блеском и торжественностью стали отмечаться раз в четыре года Великие Панафинеи - праздник в честь богини Афины. Проводившийся весной в Афинах праздник Великие Дионисии в честь Диониса - бога умирающей и воскресающей природы, веселья и виноделия получил известность во всем эллинском мире. Из ритуалов этого праздника родился древнегреческий театр.

В окружении афинского тирана находились видных представители религиозного движения орфиков - считавших себя последователями Орфея, поэта-песнопевца из Фракии. Орфики создали оригинальное учение о происхождении мира, богов и людей. Согласно их антропологии в человеке есть два начала - низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское. Тело - гробница и темница души. Жизнь души в теле - страдание. Поэтому истинная цель земного существования – окончательное освобождение души из пещеры тела. Это нелегко сделать, так как душа обречена на метемпсихоз - переселение после смерти одного живого тела в другое.

Такими телами могут быть тела не только людей, но животных и даже насекомых и растений. Избавлению от бесконечных возрождений служили обряды орфиков, сам их образ жизни. Освободившись от метемпсихоза, душа благочестивого человека достигает «острова блаженных», где она счастливо живет, не испытывая более ни физических, ни душевных страданий.

По распоряжению Писистрата была сделана запись гомеровских поэм. Это позволило из различных версий, бытовавших в устной передаче, создать единый канонический текст. В процветало изобразительное искусство, в частности вазопись.

Старший сын Писистрата Гиппий, ставший его наследником, на первых порах продолжал достаточно мягкую и корректную политику отца. Он даже попытался примириться со знатными родами, ранее покинувшими Афины. На родину возвратились Алкмеониды. Их глава Клисфен получил возможность в 525 году до н. э. занять должность первого архонта. В Афинах творили знаменитые греческие поэты Анакреонт из города Теоса и Симонид,уроженец острова Кеос (Кос).

Ситуация изменилась в 514 году до н. э., когда два афинских аристократа - Гармодий и Аристогитон, побуждаемые личной обидой, составили заговор с целью свержения Гиппия. В результате их выступления был, однако, убит лишь младший брат тирана – Гиппарх. Заговорщики были схвачены и казнены. Впоследствии, после ликвидации тиранического режима, Гармодий и Аристогитон были провозглашены героями покровителями афинской демократии, а их имена еще долго были окружены ореолом славы и почета.

После раскрытия заговора Гиппий стал более подозрителен. Его режим приобрел черты жестокости и начал постепенно утрачивать популярность. Алкмеониды вновь были изгнаны из Афин. Обосновавшись в Дельфах и приобретя там значительное влияние, они начали плести против тирана интриги.

В конце концов, Спарта под давлением дельфийских жрецов разорвала дружественные отношения с Гиппием и объявила Афинам войну. В 510 году до н. э. в город вступило спартанское войско под командованием царя Клеомена І. Гиппий со своими родственниками был осажден на Акрополе. Вскоре он вынужден был сдаться и покинуть территорию полиса. Так была свергнута афинская тирания, просуществовавшая с перерывами около полувека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: