Тема. Основы музыкальной грамоты.




Дата 24.02.2021

Цель: чтение нот и овладение навыками игры по нотам на музыкальных инструментах в оркестровых партиях.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать и развивать у обучающихся интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, способствовать выражению у обучающихся своих мыслей и чувств, обусловленные восприятием музыкальных произведений, способствовать умению работать сообща с учителем и сверстниками.

Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;), познавательные УУД (использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, музыкальных форм и жанров, основ музыкальной грамоты;), коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности).

Образовательная: актуализировать знания о чтении нот, способствовать умению составлять партитуру по предложенным музыкальным инструментам, исполнять музыкальное сопровождение.

· Слушание музыки: способствовать определению характера музыкального произведения

· Игра на детских музыкальных инструментах: развивать представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра; способствовать умению исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях; основами игры в детском инструментальном оркестре; использованию возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре.

· Хоровое пение: способствовать грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; способствовать соблюдению при пении певческой установки; учить и развивать ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные.

· Основы музыкальной грамоты: Нотная грамота. Способствовать распознаванию и умению определять скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий

Ход урока:

Этапы урока, задачи работы Деятельность учителя
1. Мотивация к учебной деятельности   - Предлагаю настроиться на наш урок. - Сейчас тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики. - Молодцы! - Для того чтобы наш урок прошел в теплой, дружеской атмосфере, я вам предлагаю прослушать музыкальную композицию. А затем ответить на вопросы по прослушиванию. - Сядьте ровно, спинка соприкасается со спинками ваших стульев, ноги прямо, руки лежат на столе. Закройте глаза, и внимательно послушайте фрагмент музыкальной композиции Модеста Мусоргского «Детская». (Звучит фрагмент муз.комп. Модеста Мусоргского «Детская» ) - Откройте глаза. - Ребята, какое настроение у этой мелодии? (Спокойное, хорошее, радостное) - Что вы представили, когда слушали композицию? (Высказывают собственное мнение) - Замечательно! Спасибо вам, что поделились вашим впечатлением. - Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на весь урок.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. - Сегодня на уроке у нас с вами непростая тема. А для того чтобы узнать, чему посвящен наш урок, я вам предлагаю разгадать некое послание с изображением темы. (На слайде) - Что вы видите на этом изображении? (Грамоту, музыкальный стан) - Как вы думаете, что общее между ними? (Музыкальный стан входит в основу музыкальной грамоты) - А что изображено на музыкальном стане? (Ноты и скрипичный ключ) - А какое устное действие в речи мы совершаем с нотами? (Читаем) - Таким образом, как будет звучать тема нашего урока? (Музыкальная грамота. Чтение нот) - Спасибо за ваше предположение. Вы были близки к теме, которая обозначена у нас на доске. (Основы музыкальной грамоты. Чтение нот) - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с основами музыкальной грамотности, чтением нот. - Перед тем, как приступить к работе, нам с вами необходимо поставить задачи, которые мы с вами попытаемся решить в течение урока. - Перед вами незаконченные предложения, подумайте, пожалуйста, какие могут перед нами стоять задачи, в этом вам поможет тема нашего урока. Задачи: (на слайде) 1. Вспомнить… - Ребята, в прошлом году мы с вами изучали запись нот и их названия. Как вы думаете, какая может перед нами стоять задача урока? (1. Вспомнить запись нот и их названия.) - Замечательно, это будет первой задачей на наш урок. (Вывешиваю на доску) 2. Потренироваться в… - Как вы думаете, в чем мы с вами можем потренироваться? - Обратите внимание на доску, какое мы совершаем устное действие с нотами? (Читаем ноты) - Верно. Сформулируйте вторую задачу урока. (2.Потренироваться в чтении нот.) 3. Выучить… - Как вы считаете, что мы можем на сегодняшнем уроке выучить, зная расположение нот и их звучание? (Можем выучить песню) - Верно. Это будет третьей и последней задачей на наш урок. (3. Выучить песню.) - Мы с вами составили 3 задачи, которые помогут нам с вами быть успешными и продуктивными на уроке. На доске: 1. Вспомнить запись нот и их название 2. Потренироваться в чтении нот 3. Выучить песню - Саша, прочитай, пожалуйста, первую задачу урока. (Вспомнить запись нот и их названия) - Спасибо, Саша. - Для того чтобы решить первую задачу урока, я вам предлагаю повторить, что вы изучали во 2 классе о музыкальной грамоте. - Предлагаю вспомнить названия нот. - Миша, назови, пожалуйста, названия нот. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си) - Кто согласен с Мишей – поднимите правую руку. (Сигнализируют) - Верно. Молодцы. Мы с вами вспомнили названия нот. - Ребята, скажите мне, пожалуйста, где находятся ноты? (На нотном стане) - Верно. Тогда, что такое нотный стан? Не забываем отвечать по поднятой руке. (Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх) - Замечательно. - Обратимся на слайд. Что вы видите? (Нотный стан) (***Изображен без подписи названий нот) - Верно. Перед вами нотный стан, ваша задача – назвать расположение каждой ноты на нотном стане. Я вам буду показывать ноту, а вы говорить ее название. - Кому непонятно – поднимите руку. (Сигнализируют) (Показываю расположение нот на нотном стане, обучающиеся говорят их название). - Проверим, правильно ли вы назвали расположение нот. (На слайде) - Ребята, а как называется этот знак? (Скрипичный ключ) - Верно. Давайте в воздухе покажем, как он записывается. - На слайде представлено 8 нот. Как такое расположение нот называется (Октава). - Что такое октава? (Октава – расстояние ноты до ее повторения. Октава - это расстояние между двумя звуками, охватывающее 8 ступеней звукоряда, в котором верхний и нижний звук одинаковы по названию) - Молодцы, мы с вами вспомнили, что мы изучали о музыкальной грамотности во 2 классе. - В знак того, что мы решили задачу, я предлагаю напротив нее прикреплять изображение цветного скрипичного ключа. - Ребята, мы решили первую задачу? (Да) - А что мы делали для ее решения? (Вспоминали запись нот, их название, вспомнили, что такое октава) - Замечательно, мы решили первую задачу, и теперь напротив нее можем прикрепить изображение скрипичного ключа.  
3. Решение проблемы - Прочитайте, пожалуйста, вторую задачу урока. (Потренироваться в чтении нот) - Для того чтобы решить вторую задачу урока, я вам предлагаю пропеть песню по нотам. - На слайде представлен нотный стан. Что на нем изображено? (Ноты песни «Во поле береза стояла») - Верно. Предлагаю прочитать ноты этой песни. - Прочитайте, пожалуйста, ноты на первой строке. А остальные ребята внимательно слушают, чтобы в дальнейшем успешно прочитать ноты на следующих строках. (Читает ноты: ля, ля, ля, ля, соль, фа, фа, ми, ре, ля, ля, до, ля, соль, соль, фа, фа, ми, ре) - Прочитайте, пожалуйста, ноты второй строки. (Читает ноты: ми, фа, соль, фа, фа, ми, ре, ми, фа, соль, фа, фа, ми, ре) - А сейчас я вам предлагаю побыть в роли настоящих музыкантов и певцов попробовать всем вместе пропеть и сыграть эту песню. - Сейчас я проиграю эту мелодию по нотам на синтезаторе, а вы отстукивайте ритм этой песни ладошками. (Выполняют) (Проигрываю мелодию на синтезаторе) -Для того чтобы у нас не возникало трудностей при пении, мы с вами выполним дыхательную гимнастику. - Встаньте из за своих парт так, чтобы вокруг вам ничего не мешало. - Садитесь тихо места. - А теперь потренируем наши язычки. Сделаем гимнастику для нашего ротика. 1. Трубочка – улыбочка Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Растянуть их в улыбке, не показывая зубы. 2.Послушные губки Обиделись (нижняя губа вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке и на место вернулась. Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу и на место вернулась. 3. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не высунут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. - Молодцы! - А сейчас я предлагаю пропеть всем вместе эту песню по нотам. (Пропеваем песню по нотам, я проигрываю мелодию на синтезаторе) - Хорошо. Давайте попробуем пропеть эту песню по словам под фонограмму. (Звучит фонограмма песни «Во поле береза стояла», обучающиеся совместно с учителем пропевают песню) - Молодцы! Как замечательно у нас с вами получилось! - Сейчас давайте попробуем составить сопровождение к этой песне на музыкальных инструментах. Как настоящие музыканты, мы с вами попробуем сыграть на звуковысотных музыкальных инструментах. - Ребята, работать мы будем с вами по рядам. Первый ряд будет играть на металлофоне, второй - на ксилофоне, а третий ряд - на синтезаторе. - Я буду играть на синтезаторе. Обратите внимание: на пластинках звукоряда у вас подписаны ноты на латинском языке – это ваши подсказки. - Ребята, а вы знаете, что в музыке принято не только слоговое обозначение нот, но и буквенное - на латинском языке, как самом древнем на земле языке. Так обозначают и по сегодняшний день ноты. - Они носят следующие названия. Обратите внимание на слайд. На слайде: C=до D=ре E =ми F=фа G= соль А= ля B=си. - Перед тем, как приступить к решению третьей задачи урока, я вам предлагаю немного отдохнуть и снять напряжение.
4. Физкультминутка - Встаньте рядом со своими местами. - Сейчас я буду рассказывать стихотворение и показывать движения, а вы повторяете за мной, если вы знаете стихотворение – можете проговаривать его шепотом. - Молодцы, размялись, сняли мышечное напряжение. - *имя*, очень активно выполнял (а) движения. Молодец. - Теперь тихо садимся на свои места.  
5. Организация самостоятельной работы.   - Мы с вами отдохнули и поднабрались сил, и теперь можем приступить к решению третьей задачи. - Прочитайте, пожалуйста, третью задачу урока. (Выучить песн - Песню, которую мы сегодня с вами начнем разучивать посвящена маме Песня называется «Мама» - Сейчас я вам предлагаю прослушать песню внимательно, для того чтобы после прослушивания успешно ответить на вопросы. - Вы можете следить, в этом вам поможет текст песни, который находится у вас на партах. Настроились. Спинка соприкасается со спинками ваших стульев, ноги стоят прямо на полу, руки лежат на парте прямо. (Звучит песня, с сопровождением видеоряда, обучающиеся внимательно слушают песню) - Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по прослушиванию песни. - Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникли, когда слушали эту композицию? (Радость, счастье…) - А какое настроение у вас было, когда слушали эту замечательную песенку? - О чем шла речь в песне? - Замечательно. Спасибо вам, что поделились мыслями, чувствами. . В песне присутствует 1 куплет и припев, на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся выучить всю песенку. - Молодцы, у вас хорошо получается громко петь, проговаривая все слова. Предлагаю попробовать пропеть эту песню под минус всем вместе. - Молодцы, ребята, мы с вами разучили песенку. У кого возникают трудности – можете доучить эту песенку у себя дома и поделиться своим веселым настроением со своими близкими и друзьями! - Удалось ли нам решить эту задачу? (Да) - Что мы делали для ее решения? - Замечательно! Молодцы! - Мы с вами решили вторую задачу урока, и теперь напротив нее можем прикрепить изображение скрипичного ключа. - Ирина, помоги, пожалуйста, прикрепить изображение. (Вызываю одного обучающегося, который был активен при решении задачи)
6. Подведение итогов. Рефлексия   - Наш урок подходит к концу, сегодня урок был познавательным и интересным, он прошел в теплой и дружеской атмосфере. Мы с вами были успешными на уроке - это доказывают все решенные задачи, которые мы поставили совместно с вами, в начале урока. (Показываю на задачи урока - на доске) - На слайде представлены предложения, которые я вам предлагаю продолжить, чтобы подвести итог нашей работе. · Сегодня я узнал… · Было интересно … · Было трудно … · У меня получилось … - Выскажите, пожалуйста, свое мнение о сегодняшнем уроке. Поделитесь вашими мыслями, чувствами, впечатлениями. (Высказывают собственное мнение) - Спасибо, за то, что поделились вашим мнением. - А теперь, я вам предлагаю разукрасить скрипичный ключ, который лежит у вас на парте. Если вам понравился урок, у вас не было трудностей – закрасьте зеленым цветом, если урок не произвел на вас впечатления или у вас остались вопросы – закрасьте ключ в желтый цвет, а если урок показался скучным и не интересным и вы ничего не поняли – закрасьте ключ красным цветом. - Ваши ключики мы повесим на грамоту, как память о том, что мы с вами продолжили осваивать основы музыкальной грамоты!
 

- На сегодняшнем уроке мне бы хотелось отметить *имя*, за активность, целеустремленность, *имя*, за мобильность, найти выход из затруднительных ситуаций, *имя* за оказанную помощь своим одноклассникам, *имя* за любознательность. Хотелось бы отметить каждого из вас, за отзывчивость и любознательность на сегодняшнем уроке! Спасибо! Урок окончен.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: