Женский танец «Прядение»




БАШКИРСКИЙ ТАНЕЦ.

Пластика башкирских танцевальных движений сложилась в глубокой древности. Устойчивость танцевальных традиций обусловила своеобразие хореографической культуры башкирского народа. В башкирской хореографии сохранились движения, подражающие бегу коня, скачкам, джигитовке. Женщины изображали в танце прядение, приготовление молочных продуктов, дойку кобылиц и т. д.

Танцы различных групп башкир, обладая единой пластической основой, характеризуются рядом отличительных особенностей. Это можно объяснить как сложность этнического развития народа, так и природно-географическими особенностями края, обусловившими различия в хозяйственном облике разных этнографических районов Башкирии.

По особенностям хореографической культуры башкир выделены на востоке три района: юго-восточный, северо-восточный и зауральский. Некоторые специфические признаки характерны для горных башкир юго-восточного района. Различия в хореографической культуре локальных групп башкир формировались, по всей вероятности, в течение длительного времени.

К концу 19 - началу 20 века произошли значительные изменения в материальной и духовной культуре, которые обусловили превращение башкирского хореографического искусства в собственно эстетическое явление с преобладанием игровых мотивов. Другими словами, народные танцы практически утратили связь с обрядами, в составе которых они функционировали в прошлом, в иной хозяйственно-культурной сфере.

Наиболее аналогично у восточных башкир прослеживаются в семейно-бытовой обрядности. В силу устойчивости патриархальных традиций в семейном быту связанный с ними комплекс обрядов сохранился достаточно полно. В частности, свадебные обряды были сходны во всей восточной Башкирии. Заметим, что убывание архаичных черт не только в общественной, но и в семейно-бытовой обрядности идёт по линии юго-восток, челябинское Зауралье северо-восток запад Башкирии. Ослабление связи танцев с обрядами прослеживается также в этой последовательности.

Региональные отличия в этнически однородной культуре башкир заметно выражены в обрядах, в составе которых в прошлом функционировали танцы. Древние языческие празднества также были тесно связаны с шумными плясками, музыкой, словом, изобразительным искусством. К концу 19 века эта связь заметно ослабла, чему в немалой степени способствовала и регламентирующая роль исламской религии.

До принятия ислама башкиры были язычниками. Мусульманское духовенство в народных праздниках, играх, плясках видело пережитки язычества и вело с ними борьбу. Запреты мусульманской религии на танец, униженное положение женщины, социальное и имущественное неравенство - всё это сдерживало дальнейшее совершенствование народного танца. Информаторы отмечали, что молодёжи из бедных семей редко приходилось участвовать в играх и плясках, устраиваемых по традиции каждую пятницу.

Развитие хореографии тормозило и то, что женщине запрещено было свободное общение с мужчинами в быту и на празднествах.

Несмотря на запреты, предрассудки, народ сохранил свою самобытную хореографическую культуру, в пластической форме которой проявились особенности быта, традиций, национальный характер, основные черты жизненного уклада. На основании фрагментарных упоминаний, высказываний русских писателей, краеведов, этнографов, посетивших Башкирию в 18, 19 и 20 веках, можно судить, что танец был неотъемлемой частью духовной жизни башкир.

Традиционные народные празднества, семейные торжества, коллективная трудовая помощь всегда сопровождались игрой на музыкальных инструментах, песнями, плясками. Пляски исполнялись на ежегодном общенародном празднестве, на женском обрядовом празднестве (Воронья каша). Плясками сопровождались семейные торжества по случаю приезда гостей из другой деревни. Торжества с плясками устраивались в честь рождения ребёнка, свадьбы, проводов и встречи невесты.

По рассказам пожилых информаторов М. К. Рахматуллиной и Х. К. Сибагатуллиной из д. Б. Бретяк Буздянского района, пляски и песни были неотъемлемой частью осенних гостеваний. Форма проведения традиционного гостевания всюду была одинаковой: каждый приглашённый должен был устраивать ответное угощение.

Примечательно, что у западных башкир трудовая помощь не сопровождалась плясками. Веселились на праздниках только мужчины, женщины после традиционной трапезы расходились по домам.

В конце 19 - начале 20 века религиозные доисламские обряды юго-восточных башкир ещё сохраняли связь с танцем, песней, музыкой, ритмизованным словом.

Мусульманские празднества башкир проходили степенно, без песен музыки и плясок. Но в некоторых юго-восточных районах молодым девушкам разрешалось на религиозных празднествах петь и плясатьВ день праздника девушки обходили все дома, собирали праздничные угощенья. Затем они собирались у кого-либо из подруг и после совместной трапезы пели песни, плясали, играли. Что означал этот обычай, установить не удалось. Возможно, он являлся своеобразной данью язычеству, когда танцы в особенности были существенной составной частью всех религиозных торжеств.

Мужские танцы

Мужские башкирские танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуется полёт, устремлённость ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора или высоко вскинуты в стороны вверх, или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подёргиванию поводьев, размахиванию плетью. У юго-восточных башкир сохранилось представление о подражательном характере движений рук. Так, вытянутые вперёд руки или поднятая вверх правая рука составляют единый танцевальный комплекс с движением ног, что в переводе означает «скачки, быстрая езда на коне».

Наиболее популярными мужскими танцами в начале 20 в. были «Петровский», «Охотник», «Султанаков», «Тимербай» и др. Все они отражают воинственность, охотничьи навыки башкир. В них встречаются такие движения, как выслеживание добычи, рубка саблей, выстрелы из лука, удары плетью, езда на коне. Возможно, в связи с тем что башкиры охотились с ловчими птицами - соколами, ястребами, беркутами, в танцах встречаются движения, подражающие полёту птиц.

В северо-восточной Башкирии были широко известны танцы «Тимербай», «Кабырсак » (Ракушка), (Кружение).

Основные черты башкирской хореографии определились характером природы, от которого во многом зависят условия жизни, труда и быта народа. Богатая и разнообразная природа Башкирии способствовала эпически возвышенной настроенности башкирского народного искусства. Однако многовековая борьба башкир с монгольскими завоевателями, ногайскими ханами, сибирскими кучумовичами, Казанским ханством отразила в народной хореографии мужественный воинский жест, гордую осанку; отсюда размашистые движения рук, энергичные дроби, частые плясовые ритмы мужского танца.

Народ бережно хранит устные предания о наиболее любимом своём герое - Салавате Юлаеве. Его легендарная жизнь и подвиги описанные в народных кубаирах, баитах и песнях. С одной стороны, это бесстрашный воин, готовый погибнуть за счастье народа, с другой - мечтательный поэт. Эти наиболее типичные черты башкирского мужского характера - воинственность, смелость в сочетании с поэтической мечтательностью - нашли пластическое отражение в народных танцах. Реконструируя танец, можно предположить, что в условиях нарастающей феодальной эксплуатации и колониального гнёта охотничьи и воинственные танцы сливались воедино, получали новую окраску. Они давали собирательный образ башкирского воина-джигита, борца-освободителя, безгранично любящего свой народ, родину. Таково образное восприятие башкирских мужских танцев.

Можно предположить что мужской охотничий танец возник в глубокой древности и отражал первоначально основные занятия древнебашкирских племён: охоту, езду на коне, высматривание добычи и погоню за ней и т. д. К концу 19 - началу 20 в. древняя охотничья основа танца видоизменилась. В танец были привнесены заимствованные движения, которые подчинились образной и двигательной структуре башкирских танцев, органически вплетясь в традиционную основу.

К началу 20 в. мужские танцы приобрели форму застывшего круга. В центре круга танцевал солист, остальные хлопали в ладоши, бросая одобрительные реплики, активно реагируя на каждое новое движение и ожидая приглашения на танец. Солист, исчерпав свои возможности, подходил к одному из стоящих в кругу и громко дробил ногами, приглашая выйти в центр круга. Второй солист, протанцевав несколько кругов, приглашал третьего, третий - четвёртого и т. д. Такую форму исполнения имели все мужские танцы.

По всей вероятности, подобные танцы некогда имели эпическое содержание, рассказывали о башкирских исторических личностях, прославившихся при жизни. Именно поэтому плясовые рассказы о них были настолько близки и понятны, что вызывали слёзы на глазах зрителей. Отсюда и другая особенность подобных плясок - их могли исполнять только старики, которые посредством танца передавали молодым историю своего рода, рассказы о жизни выдающихся сородичей, образно описывая соответствующими движениями их подвиги, борьбу и смерть. Эпические танцы были основаны на фактах реальной жизни башкир. Вполне реальны были и имена башкирских батыров (Алдар, Кусим, Кара-сакал и др.).

Женские танцы

Женские танцы существенно отличались от мужских как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. Если в мужских танцах прослеживаются полётность, устремлённость ввысь, то в женских плясках, наоборот, все движения исполнялись плавно, спокойно. В женских танцах, как правило, отсутствовали прыжковые движения.

Основную смысловую нагрузку в танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображают одно из характернейших движений в женских плясках - щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда, отражающие скотоводческую жизнь башкир, встречаются во всех плясках. Башкирские женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами.

Общим для всех показанных девичьих танцев является преобладание круговых мизансцен против хода солнца перед дробным па в центре площадки. В девичьих танцах изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В башкирских девичьих плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки.

В танцах отмечены и различия. У горных башкир Ишимбайского и Бурзянского районов в женских танцах часто повторяется кружение в центре площадки с исполнением «дроби с притопом». В танцах женщин Баймакского района используется дробный ход по кругу.

Наиболее популярные танцевальные мелодии женских плясок юго-восточных и горных башкир - «Сабиракай», «Муглива», «Зарифа», «Гульназира» (женские имена), «Семь девушек», «Круглое озеро», «Полная девушка».

Женские пляски исполнялись под аккомпонимент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение. В конце 19 века широкое распространение получили плясовые песни. Такмаки пела то одна, то другая исполнительница. Текст плясовых песен не был закреплён за отдельной танцевальной мелодией. На востоке по рассказам информаторов, не было принято также и совместное пение. Как правило, сольный женский танец восточных башкир сопровождался сольной игрой на кубызе или сольным пением. Иногда после песни девушки-солистки подхватывали припев.

Темп башкирских женских плясок умеренный. Ритм движений рук замедленнее движений ног. Женщины северо-востока танцуют в более быстром темпе, причём в танцах нередко ритм движения рук короче ритма движения ног.

Танец пожилых женщин почти не отличается от девичьих плясок. Им присущи одинаковые движения, одни и те же приёмы исполнения. Но пожилые женщины танцевали более сдержанно, склонив голову вправо.

Женская праздничная одежда состояла из длинного широкого платья яркого цвета. Подол платья украшался оборками в три или четыре ряда. Концы оборок обшивались разноцветными лентами. На платье надевался ЗИЛЯН (халат) с позументом. украшался серебряными монетами нагрудником. Пожилые женщины носили мягкие кожаные сапоги (ичиги), молодые - сапоги на каблуках.

Свидетельством богатства в женском костюме служила коралловая шапочка со спускающейся по спине лопастью -КАШМА, которая была расшита бисером, украшена серебряными подвесками, монетами. Нагрудник также украшали кораллами и серебряными монетами, бисером. По рассказам информаторов, далеко не каждая башкирка имела полный набор праздничной одежды. Однако непременными атрибутами не только праздничной, но и повседневной одежды башкирской женщины были серебряные украшения для кос - ЧУЛПЫ, браслеты, кольца, серьги. В деревнях Абзелиловского района девушки имели такие украшения, как кольца и браслеты с прикреплёнными к ним серебряными монетами.

Женский танец «Прядение»

Танец состоит из четырёх фигур. Каждая фигура делится на две части. В первой, как правило, исполняется переменный ход по кругу, во второй - основное подражательное движение. Исключение составляет третья фигура танца: здесь подражательные движения исполняются и на первую, и на вторую половину мелодии (сначала движение «прядение» - 8 тактов, а затем «сучение ниток»).

Начало танца имеет скорее игровой, чем подражательный, характер. Танцовщица исполняет «переменный ход» по кругу на полных ступнях мелкими шажками. Руки её опущены, глаза потуплены. Затем она останавливается в центре и делает движение дробь с поворотом.

Вторая фигура - обработка шерсти. В первой её части исполняется переменный ход по кругу, одновременно танцовщица делает руками движение «засучивание рукавов». На вторую половину мелодии исполняется движение «щелчки пальцами». В такт прищёлкиваниям рук ноги выбивают дробь - тыпырлау.

Третья фигура состоит из двух движений: прядение и сучение ниток. Первое исполняется на месте.

На вторую половину мелодии исполняется «дробь с притопом» с продвижением по кругу (лицом из круга). Руки танцовщицы имитируют скользящие удары. Четвёртая фигура «наматывание нити на клубок».

Танец передаёт процесс изготовления шерстяной нити. Большинство перечисленных движений может быть отнесено к древнейшим элементам башкирского хореографического искусства.

Кинетограмма танца «Прядение» (фрагмент)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: