Технические способности.




Моторные способности. Тесты моторных способностей.

 

 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Моторные навыки, развитие — (motor skills, development of), развитие координации и способности ребенка выполнять сложные движения и манипулировать окружающими предметами.

Большая часть Моторных навыков человека формируется по мере его развития без внеш. обучения и побуждения. Напр., ребенок обычно сидит и берет предметы к 6 мес., ползает к 9 и ходит к 18 мес. жизни. Овладение др. навыками требует внеш. руководства и побуждения, хотя в приобретении ребенком практич. и социальных навыков важны также имитационные игры. В рамках теории социального научения проводилось исследование роли демонстрации и имитации в обучении М.н., однако мы до сих пор не знаем, как дети и взрослые воспроизводят наблюдаемые движения. Для приобретения М.н. ребенок должен (а) понять типичное действие предметов в окружающем мире, напр., траекторию полета мяча или волана, (б) научиться управлять движениями собственных мускулов и (в) быть способным координировать то и др. Достаточно хорошее управление движениями невозможно до 4-летнего возраста, т.е. до опред. созревания клеток мозга.

 

Психологическая диагностика способностей человека имеет большую практическую значимость, особенно в наше время, когда идет общественное разделение труда, продолжается его дифференциация, растет число новых профессий. В этой ситуации изучение способностей и склонностей человека приобретает большую актуальность. В области способностей исследованиями занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштей, Б.М. Теплов и многие другие. Несмотря на то, что термин «способности» давно и широко применяется в психологии, определение его до сих пор неоднозначно: Наиболее старым и широким определением способностей является понимание его как свойства души человека, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Данное определение способностей в психологии в настоящее время почти не используется; Употребимым отчасти в наше время является определение способностей, появившееся и принятое в психологии XVIII-XIX вв. Под способностями тогда понимали высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений, навыков, которые обеспечивали человеку выполнение различных видов деятельности; Профессор А.В. Петровский способностями называет такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Но, способности к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся; Наиболее распространенным сегодня определением способностей является то, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение, как считают специалисты, является наиболее точным и узким определением способностей.

 

Еще в 1941г. Б.М. Теплов выделил три основных признака способностей: Одного человека от другого отличают его способности; Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; Способности к наличным знаниям, умениям, навыкам не сводятся, но могут хорошо объяснить легкость и быстроту их приобретения. Любая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности, а наличие у человека определенной способности означает его пригодность к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые для данной деятельности. Для получения данных о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его, стали разрабатывать тесты специальных способностей.

 

Тесты.


Виды тестов способностей. В тестировании способностей выделяют несколько групп тестов:

- тесты специальных способностей,

- тесты общих способностей

– тесты интеллекта,

- комплексные батареи способностей.
На измерение относительно независимых способностей направлены комплексные батареи способностей. Они используются в области образования и профориентации, особенно во время консультирования по вопросам выбора специализации или профессии.

Тест способностей – это специально подобранный стандартизованный набор заданий. Такой набор служит для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Отличием теста способностей от теста достижений, является то, что первый направлен на выявление потенциального уровня знаний, а не наличного. Но, в то же время, один и тот же тест может применяться для измерения уже имеющегося уровня научения и для предсказания будущих успехов. Например, для определения способностей к научной работе может быть использован тест математических достижений; Тесты академических способностей. К тестам способностей может быть отнесена любая разновидность тестов интеллекта. В этом случае исследования должны подтвердить зависимость между количеством баллов, набранных при тестировании и достижениями человека в данной области деятельности. В качестве тестов академических способностей в образовательных учреждениях всех уровней применяются разнообразные групповые тесты интеллекта, тест Станфорда-Бине, шкала Векслера. Специалисты признают, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Специальные тесты разрабатываются для выявления специфических способностей, например, способностей к науке, языкам; Тесты профессиональных способностей. В данном случае, с помощью этих тестов проверяется прямое отношение к успеху в определенной сфере деятельности. Разнообразные тесты были созданы еще в 20-30-е гг. для измерения технических, музыкальных, художественных способностей, быстроты реакции, ловкости и координации движений. В более позднее время они превратились в комплексные наборы тестов для оценки способностей к деятельности в конкретной сфере; Факторный анализ. В виду того, что количество тестов способностей велико, психологи предприняли попытку сопоставить их результаты. Это было сделано для того, чтобы найти небольшое число основных способностей, комбинации которых могут обеспечить наибольший успех в учебе или трудовой деятельности. Этот математический метод получил название факторного анализа. В годы Второй мировой войны он применялся для определения способностей к различным военным специальностям. Тесты способностей помогают исследовать: Общие способности к производительному и успешному труду; Интеллектуальные способности; Специфические дарования; Специфические трудовые способности. Важно соблюдать максимальную осторожность при использовании и интерпретации результатов тестирования. Тесты имеют прогностическую ценность и многие из опубликованных тестов не пригодны для того, чтобы на их основе делать какие-либо прогнозы. Возможно, что создать новый тест способностей не так и сложно, но, сложно показать, что он действительно обладает прогностической ценностью. Тесты способностей применяют для отбора и профессиональной ориентации, но при этом надо учитывать, что результаты тестирования коррелируют с последующими оценками профессиональной деятельности, не слишком тесно.
Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методы. Тесты на моторные способности находят широкое практическое применение в профотборе и спорте.

В настоящее время в зарубежной литературе наиболее часто описываются следующие психомоторные тесты: тест ловкости пальцев О’Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

Рассмотрим, например, последний из перечисленных тестов. Он состоит из двух частей, включающих два типа заданий. Для выполнения теста требуются: 1) деревянная доска, состоящая из двух секций (в каждой секции 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу); 2) стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертка. Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо поместить шурупы в отверстия с резьбой и завернуть их с помощью отвертки. Обычно при оценке результатов учитывается время выполнения теста и количество ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитывается, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период. Необходимо отметить, что задания подобного типа чрезвычайно распространены в тестировании моторики. Они могут использоваться как в качестве самостоятельных методов, так и в качестве составных частей батарей тестов.

 

Технические способности.

Тесты технических способностей чаще всего используются при отборе инженеров, механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников и других специалистов, где требуются техническое мышление и понимание. Наиболее применяемыми па Западе тестами, относящимися к этой группе, являются Тест технического понимания Пурдье,Миннесотский сборный технический тест,Тест технического понимания Беннетта.

Технические способности часто проявляются позже, чем многие другие. У некоторых детей технические способности можно заметить ещё в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таких детей интересуют машины, роботы и механизмы гораздо больше, чем всё остальное. Однако говорить о развитых технических способностях принято гораздо позже – с 10-12 лет. У некоторых детей технические склонности становятся заметными уже в более старшем возрасте- 14-15 лет.

Рассмотрим тесты технических способностей (иногда их называют тестами механических способностей). Те психологические особенности, которые они измеряют, проявляются в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. При этом учитывается, что такая работа требует сочетания разных качеств, касающихся как интеллектуальной сферы, так и моторных функций. Поэтому в некоторых тестах технических способностей в разных пропорциях сочетаются задания на измерение моторных факторов (координации, ловкости, силы) и субтесты на техническое мышление и техническую осведомленность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: