Труды Центра
С.С. Сулакшин, Н.А. Хвыля-Олинтер
Развитие России:
Экспертная оценка и прогноз
Выпуск № 7 Ноябрь 2014 г.
|
УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5
С 89
Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А.
C 89 Развитие России: экспертная оценка и прогноз. Труды Центра на-учной политической мысли и идеологии. Вып. № 7, ноябрь 2014 г. М.: Наука и политика, 2014. 32 с.
Отпечатано в типографии № 4 Тираж 500 экз. Заказ № 2016
УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5
© Центр научной политической мысли и идеологии, 2014
Развитие России: Экспертная оценка и прогноз
В июне 2014 года Центром научной политической мысли и идеологии была выполнена количественная экспертная оцен-ка. Целью исследования было получение экспертной оценки перспектив развития России.
Текущая политико-экономическая ситуация ставит перед страной новые вызовы и формирует серьезные риски, характер реакции на которые обусловит дальнейшее состояние, дина-мику и направление развития страны. В чем заключается курс развития? Каковы его предпосылки и ожидаемые результаты? Верна ли выбранная модель жизнеустройства государства? От-веты на эти вопросы дать непросто, но анализировать текущее состояние дел в стране и ее перспективы необходимо.
В ходе исследования использовался метод анкетного опроса, путем электронной рассылки были опрошены 200 экспертов российского Экспертного сообщества.
Экспертная оценка как один из методов получения инфор-мации широко используется в самых разных областях научного знания. Этот метод позволяет получить данные различного типа — уникальную информацию по актуальным вопросам; коллективную оценку происходящих событий, социальных явлений и феноменов; рекомендации по решению конкретных проблем, предложения по улучшению, исправлению проблем-ных ситуаций и т. д.
|
Компетентное экспертное знание является таковым в силу особых характеристик экспертов, а именно:
1) эксперт имеет собственное профессиональное мнение по исследуемому вопросу;
2) эксперт обладает научной логикой и способностью к ана-лизу причинно-следственных связей;
3) эксперт включен в непосредственную деятельность, свя-занную с предметной областью исследования.
Привлечение профессионалов — экспертов российского экспертного сообщества для решения сложных специализи-рованных задач позволяет получить адекватную экспертную оценку и выработать максимально точные прогнозы.
Результаты исследования
Радикальное реформирование, осуществленное в нашей стране почти 20 лет назад, привело к разрушению практиче-ски всех конструкций, поддерживающих жизнеустройство государства (гуманитарной сферы, социальной, финансовой, производственной и других). За последствия таких реформ страна расплачивается до сих пор, наращивая сырьевую зави-симость экономики, сталкиваясь с вопросами формирования профессиональных кадров, испытывая трудности в попытках восстановить суверенность.
Последние пятнадцать лет руководит государством факти-чески один политический лидер, авторитет которого сегодня достиг исторического максимума (рис. 1)1.
100 % 90
80 70 60 50 40 30 20 10 0
|
Рис. 1. Одобрение деятельности Владимира Путина
Но, согласно оценке множества экспертов, положение Рос-сии чрезвычайно нестабильно, а дальнейшее ее развитие мало предсказуемо — не только из-за сложной внешнеполитической
1 Данные Левада-Центра // <https://www. levada.ru/indeksy/>.
ситуации, а во многом по причине отсутствия национальной идеологии и релевантной ей стратегии развития государства. Идеология во многом определяет вектор развития, обуславли-вает степень его устойчивости и постоянства.
Можно ли утверждать, что в целом Россия в период руковод-ства Владимира Путина развивается позитивно и устойчиво? Большинство экспертов отрицательно ответили на данный во-прос. Но такое мнение присуще не всем — треть респондентов уверены в том, что говорить о позитивности и устойчивости изменений, происходящих в России в целом, правомерно (рис. 2).
% 7
правомерно
36 не правомерно
затрудняюсь ответить 57
Рис. 2. Распределение ответов экспертов на вопрос «На Ваш взгляд, правомерно или неправомерно сегодня утверждать, что в целом Россия в период руководства Владимира Путина (1999–2014) развивается позитивно и устойчиво?»
Еще одно свойство, которое исходит из наличия продуман-ной стратегии управления страной, это постоянство развития. Постоянство, понимаемое не как статичность, неизменность и пребывание сложной социальной системы в одном и том же состоянии, или застой, а постоянство как преданность какой-то идее и устремленность к конкретной цели. Такое постоянство подразумевает и анализ поставленных задач, и критический пересмотр средств и методов их решения, и оценку компетент-ности и ценностного соответствия исполнителей в зависимости от достигнутых результатов.
|
Эксперты довольно скептически относятся к тезису о том, что в период с 1999 по 2014 год курс развития страны был по-стоянным (рис. 3).
9 % да
35 нет
затрудняюсь ответить 56
Рис. 3. Распределение ответов экспертов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что в период с 1999 по 2014 год курс развития страны был постоянным?»
Как уже говорилось выше, результат развития зависит от того, какие цели преследуются и какая ценностная система по-ложена в основание деятельности субъектов. Методологический подход к управлению страной в идеале должен быть подчинен следующему алгоритму: выявление законных и общественно приемлемых ценностных критериев — на их основании оценка явлений и процессов, происходящих в стране — выявление проблем, «торпедирующих» эти ценности — преодоление их через постановку конкретных задач на уровне государственной политики и государственного управления.
Эксперты, которые отмечали наличие постоянства в по-литике последних пятнадцати лет, конкретизировали свою точку зрения следующим образом. Половина из них считает, что развитие страны зависит от множества факторов, поэтому постоянство курса развития не является гарантией дости-жения позитивного результата. Каждый третий утверждает, что постоянство курса развития в современной России носит очевидно негативный характер. И только малая часть опро-шенных считает, что постоянно выдерживаемый в последнее пятнадцатилетие курс развития в конечном итоге приведет
(и приводит) страну к успеху. Вывод из этого напрашивается следующий — продуманная стратегия управления или от-сутствует, или является такой, что постепенно и планомерно приводит страну к упадку (рис. 4)2.
Постоянно выдерживаемый в последнее пятнадцатилетие курс развития
в конечном итоге приведет (и приводит) страну к успеху
Развитие страны зависит от множества факторов, поэтому постоянство курса развития страны не является гарантией достижения позитивного результата
Постоянство курса развития страны носит очевидно негативный характер
%
18
Рис. 4. Оценка экспертами характера постоянства развития
Гипотеза об отсутствии стратегии управления подтвержда-ется экспертами. В ходе исследования они дали характеристику стилю управления развитием российского государства. Как оказалось, большинство экспертов считает, что государствен-ные решения принимаются исходя из краткосрочных планов, ценностных и целевых установок. Краткосрочные стратегии необходимы и эффективны только в том случае, если исходят из стратегии долгосрочной и являются ее логическими после-довательными структурными элементами. Такой подход позво-ляет детализировать планирование и вовремя корректировать реализацию всего проекта. Однако в том, что у правящей элиты долгосрочная стратегия все-таки имеется, уверены только 13% экспертов. Два респондента из пяти отметили ситуативность
2 Вопрос задавался только тем экспертам, которые считают, что курс раз-вития страны в период с 1999 по 2014 год был постоянным.
и рефлексивность большинства принимаемых решений, столь-ко же полагают, что управление в современной России исходит из краткосрочных планов (рис. 5).
Затрудняюсь ответить
Чаще всего исходя из краткосрочных планов
Согласно продуманной долгосрочной стратегии
Чаще всего ситуативно, рефлексивно к событиям, случайным образом
%
3
Рис. 5. Распределение ответов экспертов на вопрос «Каким образом, на Ваш взгляд, осуществляется управление развитием страны?»
Нужно акцентировать внимание на том, что здесь приводят-ся результаты не массового опроса населения, которое в силу различных причин (бытовой загруженности, недостаточной информированности, некомпетентности в вопросах политики и т. д.) может не увидеть долгосрочную стратегию в действиях и решениях властей. Это мнение экспертов, интеллектуальный и аналитический уровень которых достаточно высок для по-нимания стратегии в случае, если она действительно имеется. Реализация долгосрочной стратегии управления невозможна без опоры на научные, профессиональные и высокоинтеллек-туальные сообщества. Эта ремарка — ответ на возможные заявления о том, что стратегия может и быть, но в силу каких-то обстоятельств не афишируется. Если стратегия подчинена высшей ценности, а именно достижению суверенности Рос-сии и сохранению ее цивилизационной идентичности, то она должна быть понятна в том числе и научной, интеллектуаль-
ной элите. Замалчиваться долгосрочные планы могут только в случае, если они отсутствуют в принципе или если они не соответствуют интересам страны и ее народа.
Показательна конкретизация, данная экспертами, отметив-шими, что долгосрочная стратегия развития России существует. Мнения неоднозначны, но большинство из них укладывается в две группы.
1. Стратегия, которой руководствуется властная элита, от-вечает интересам России.
Цитаты:
− «приобретение истинного суверенитета России»; − «Россия как сильное и независимое государство»;
− «главенство “русской совести” на всей нашей террито-рии»;
− «переход к справедливому жизнеустройству без революци-онных потрясений»;
− «долгосрочной концепции Русской цивилизации, носителем которой является народ, язык, культура»;
− «осторожная политика постепенного укрепления россий-ской экономики исходя из принципа “не навреди”».
2. Стратегия, которой руководствуется властная элита, не отвечает интересам России.
Цитаты:
− «курс на либеральные реформы»;
− «развал России на удельные княжества»;
− «обеспечение паразитарного существования небольшой группы людей»;
− «изживание воспоминаний о возможностях государствен-ного регулирования экономики»;
− «обеспечение государственного бюджета за счет нефте-газового сектора, при разрушении промышленности, сельского хозяйства, геологической отрасли, образования, медицины»;
− «геноцид экономический, физический, интеллектуаль-ный».
Понимание населением курса, которого придерживает ся Правительство, оказывает влияние на социально-психологиче-ский климат в стране. Социологический опрос3населения пока-зал, что наши соотечественники сомневаются в том, что Россия развивается согласно тщательно продуманному курсу. Причем касается это не только правящей элиты, но и ее оппонентов. На сегодняшний день представления, сформировавшиеся по поводу деятельности оппозиционных сил, таковы: больше половины россиян полагают, что оппозиция способна только критиковать власть и не в состоянии предложить какой-либо эффективной программы развития страны (рис. 6).
Есть продуманная программа улучшения положения страны
Оппозиция только критикует власть, не имея никакой конструктивной 60 % программы
2007 2011
2012 2013 год
Рис. 6. Мнение населения о том, есть ли у оппозиции продуманная программа улучшения положения дел в стране
На вопрос «Как Вы думаете, есть ли у Правительства России продуманная экономическая программа?» россияне отвечали так: примерно один человек из четырех уверен, что проду-
3 Левада-центр. Опрос проведен 15–18 ноября 2013 года по репрезента-тивной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 ре-гионов страны.
манная экономическая программа существует; большинство считает, что такой программы нет; четверть населения России полагает, что решения принимаются под влиянием сиюминут-ных обстоятельств. Динамика ответов на вопрос представлена на рис. 7.
Есть продуманная экономическая программа
Есть лишь самые общие представления о том, что нужно делать Решения принимаются под влиянием сиюминутных обстоятельств
40
авг. 04 дек. 07 дек. 08 дек. 09 ноя. 11 ноя. 12 авг. 13
Рис. 7. Мнение россиян о том, есть ли у Правительства РФ продуманная экономическая программа
Получается, что большинство населения России живет сегодня в состоянии неопределенности и риска, понимая, что «корабль» не направляется к желаемой цели, а передвигается стихийно. Психологи утверждают, что длительное пребывание в неопределенности ввергает людей в стресс и депрессию. Мо-ниторинг социального самочувствия населения показывает, что существует определенная взаимосвязь между распространени-ем в обществе депрессивных настроений, ощущения усталости, растерянности и одиночества — и пониманием того, что страна развивается неконтролируемо (рис. 8).
Вот еще один пример наличия некоторой корреляции между оценкой осознанности деятельности властей и настроениями,
Продуманной программы у Правительства нет, есть лишь самые общие представления, о том, что нужно делать
45 % Депрессия, усталость, растерянность, одиночество
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 8. Корреляция степени депрессивности общества
и понимания проводимого Правительством политического курса
царящими в обществе. На рис. 9 видно, что темпы снижения или роста уровня агрессии в обществе буквально повторяют характер графика, отражающего уверенность россиян в том, что решения Правительства принимаются под влиянием сию-минутных обстоятельств. Однако наблюдается «запаздывание» на год — меньше всего граждан, уверенных в сиюминутности решений Правительства, наблюдалось в 2007 году, год спустя уровень агрессии значительно снизился. Первый тренд показал рост в 2008 году, соответственно, рост агрессивных настроений наблюдается в 2009-м.
Для того чтобы двигать страну в направлении успешности, в основе программы развития должны лежать конкретные цели, указывающие на то, какого состояния социальной системы желательно достигнуть в результате применения данной прог-раммы.
Положение России по основным социально-экономическим параметрам эксперты оценивают как неустойчивое, в силу чего
Решения Правительства принимаются под влиянием сиюминутных
обстоятельств
% Агрессия (ожесточение, страх, обида, отчаяние, зависть)
45
Рис. 9. Корреляция степени агрессивности общества
и представлений населения о характере принятия решений Правительством
дальнейшее развитие страны выглядит мало предсказуемым. Такого мнения придерживается большинство опрошенных. Однако значительная группа экспертов считает, что однознач-но охарактеризовать ситуацию сложно — в каких-то сферах наблюдается улучшение, в каких-то ухудшение, но в целом положение страны достаточно стабильно. На ухудшение по-казателей указали 22% респондентов (рис. 10).
О неблагоприятной ситуации, сложившейся в большинстве сфер жизнедеятельности государства и общества, эксперты говорили в рамках одного из опросов, проведенных в ЦНПМИ ранее. Эксперты делились своим видением изменений, оцени-вали текущее состояние сфер и делали прогноз на будущее. Оказалось, что за последние десять лет тенденция к ухудшению наблюдается почти во всех сферах — во внутриполитической, региональной, социальной, гуманитарной и экономической. Причем в двух последних сферах, как утверждает почти треть
|
Ситуация неустойчива, а ее дальнейшее развитие мало предсказуемо
Однозначно ответить сложно – в каких-то сферах наблюдается улучшение, в каких-то ухудшение,
но в целом положение страны достаточно стабильно
Устойчивость наблюдается только в неизменном ухудшении показателей большинства социально-экономических параметров
Другое
По основным социально-экономическим параметрам отмечается устойчивое улучшение показателей
Рис. 10. Распределение ответов экспертов на вопрос «Насколько устойчиво (стабильно) в текущей и краткосрочной перспективе положение России по основным социально-экономическим параметрам (качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, наличие постоянных факторов позитивного развития, благоприятные внешние условия, успешность и привлекательность страны, позитивное психологическое настроение населения и т. д.)?»
респондентов, проблемы резко обострились. В гуманитарной сфере фиксируется самая сложная ситуация, на что указывает наименьшее число положительных оценок экспертов. Един-ственной областью, где, как полагают эксперты, наметились улучшения, является внешнеполитическая деятельность Рос-сии (рис. 11)4. Однако эта оценка была сделана до украинского кризиса и провала внешней политики России, приведшего к санкциям и изоляции.
По мнению экспертов, в первую очередь нужно пересматри-вать устройство экономической и финансовой сфер, а также социальной и внутриполитической. Следует отметить, что
4 Отчет ЦНПМИ по результатам экспертного опроса, проведенного в дека-бре 2013 года // <https://rusrand.ru/forecast/osnovnye-problemy-sovremennoj-rossii>.
проблемы резко обострились состояние не изменилось стало заметно лучше
наблюдается тенденция к ухудшению наблюдается тенденция к улучшению
40
8 9 7 10
Рис. 11. Экспертная оценка динамики изменения ситуации в перечисленных областях жизнедеятельности общества и государства за последние десять лет
необходимость в переменах подчеркивалась экспертами отно-сительно всех областей устройства России, только во внешне-политической — в сравнительно меньшей степени (рис. 12)5.
В зависимости от того, по какой траектории будет осущест-вляться развитие России, согласно какому курсу будет проис-ходить координация работы основных систем ее жизнедея-тельности и какая модель будет положена в основу устройства ее институтов, меняется вероятность возникновения тех или иных проблем. Экспертам было предложено спрогнозировать
5 Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А. Шанс на изменение курса разви-тия России (количественная экспертная оценка) // Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 5. Сентябрь 2014 г. М.: Наука и политика, 2014. С. 10. См.: <https://rusrand.ru/forecast/shans-na-izmenenie-kursa-razvitija-rossii>.
80,5 | 64,1 | 63,6 | 62,1 | 53,3 | 45,6 | 35,4 | |||||||||
Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «В каких сферах в переменах существует наиболее острая необходимость?»
вероятность тех или иных сценариев исходя из того, будет ли сохранена существующая модель государства, произойдет ли отказ от либеральной модели страны или, напротив, усилится курс на либерализацию.
Вероятность того, что в стране в ближайшие пять лет разо-вьется политический кризис власти или социально-экономи-ческий кризис, существенно выше при сохранении текущей модели и усилении либеральных тенденций (рис. 13, 14).
Вероятность возникновения крайне нежелательных и не-благоприятных сценариев, таких как революция и распад страны, по мнению экспертов, сегодня не столь высока. Однако и в данных случаях усиление курса на либерализацию является катализатором, повышающим риски формирования угрожаю-щих социально-политических катаклизмов (рис. 15, 16).
Наиболее пессимистический сценарий предполагает услож-нение текущей ситуации настолько, что она закончится распадом страны и появлением на построссийском пространстве марио-неточных псевдогосударств, где транснациональные корпорации будут реализовывать исключительно собственные интересы.
При условии сохранения текущего курса развития страны и модели ее жизнеустройства
При усилении курса на либерализацию
При условии отказа от либеральной модели страны и переходе к более ответственной роли государства
80 % 70
60 50 40 30 20 10
Вряд ли возможен
Вероятен
в ближайшие 5 лет
Вероятен через
5–10 лет
Вероятен через
10–15 лет
Вероятен через
15–20 лет
Рис. 13. Оценка экспертами вероятности возникновения политического кризиса власти
При условии сохранения текущего курса развития страны и модели ее жизнеустройства
При усилении курса на либерализацию
При условии отказа от либеральной модели страны и переходе к более % ответственной роли государства
80
70 60 50 40 30 20 10
Вряд ли возможен
Вероятен
в ближайшие 5 лет
Вероятен через
5–10 лет
Вероятен через
10–15 лет
Вероятен через
15–20 лет
Рис. 14. Оценка экспертами вероятности возникновения социально-экономического кризиса
При условии сохранения текущего курса развития страны и модели ее жизнеустройства
При усилении курса на либерализацию
При условии отказа от либеральной модели страны и переходе к более 90 % ответственной роли государства
80 70 60 50 40 30 20 10
Вряд ли возможен
Вероятен
в ближайшие 5 лет
Вероятен через
5–10 лет
Вероятен через
10–15 лет
Вероятен через
15–20 лет
Рис. 15. Оценка экспертами вероятности революции
При условии сохранения текущего курса развития страны и модели ее жизнеустройства
При усилении курса на либерализацию
При условии отказа от либеральной модели страны и переходе к более ответственной роли государства
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Вряд ли Вероятен Вероятен Вероятен Вероятен возможен в ближайшие через через через
5 лет 5–10 лет 10–15 лет 15–20 лет Рис. 16. Оценка экспертами вероятности распада страны
Эксперты, допустившие возможность развития сценария, при котором в будущем произойдет распад страны, выявили пред-посылки такой ситуации. Важнейший фактор — колоссальная разобщенность российского общества. Кроме того, значимыми причинами вероятного кризиса могут быть отсутствие консоли-дирующей идеологии и духовная деградация. В целом духовной, идеологической составляющей эксперты придают крайне высо-кое значение, так как из пяти наиболее весомых причин вероят-ного распада страны три — именно такого характера (рис. 17).
Проследим динамику ценностной системы общества под влиянием западной либеральной идеологии, привнесенной в страну после развала СССР.
Институтом психологии РАН был проведен экспертный опрос, в ходе которого ставилась задача выявить изменения состояния российского общества в период с 1981 по 2011 год6. Экспертам было предложено оценить по 10-балльной шкале силу выраженности 70 параметров (35 положительных и 35 от-рицательных). Результаты исследования оказались сенсацион-ными — ученые зафиксировали рост всех без исключения не-гативных параметров и снижение подавляющего большинства позитивных (рис. 18).
Надо отметить, что характеристики, которые изначально входили в число позитивных и значительно увеличили свое присутствие в обществе, — это только рационализм и свобода, т. е. именно те ценности, которые провозглашает либерализм.
Можно было бы засомневаться в оценках экспертов и по-пробовать упрекнуть их в субъективности. Но экспертные ре-зультаты подтверждаются данными социологических опросов, проведенных среди населения России7. Три четверти российских
6 См.: А.В. Юревич, М.А. Юревич. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л. Журав-лев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 21–41.
7 Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. М.: Институт социологии РАН, 2013. 54 с. Электрон-ная версия — URL: <https://www. isras.ru/inab_2013_01.html>.
Сильнейшая разобщенность общества по основным социальным параметрам
Отсутствие консолидирующей государственной идеологии
Духовный кризис
Западная информационная, когнитивная, идеологическая агрессия
Подчинение деятельности крупных политических фигур корыстным интересам
Превращение России в сырьевой придаток Запада
и подчинение жизнеустройства страны западным интересам
Вымирание государствообразующего народа
Военно-техническая отсталость
Спад экспортных доходов России от торговли сырьем вследствие политической и экономической изоляции и блокады
Существенный спад экспортных доходов России от торговли сырьем вследствие мировой экономической конъюнктуры
Постепенная децентрализация власти и усиление сепаратистских настроений территориальных субъектов
Естественная кончина нежизнеспособной либеральной космополитической модели минималистского государства
Серьезная внешняя война и территориальные претензии к России
Истощение сырьевых запасов, спад экспортных доходов России и обрушение ее экспортно-сырьевой несуверенной экономики
Отсутствие союзников на внешнеполитической арене
Вооруженные территориальные мятежи
«Разборки» олигархов
Другое
%
69
Рис. 17. Распределение ответов экспертов на вопрос «Если Вы считаете, что в перспективе существует вероятность распада страны, то какие факторы, на Ваш взгляд, будут стратегически решающими?»
позитивные характеристики негативные характеристики
5,96 6,55 5,27
7,14
4,03 5,23 3,89
1981 1991 2001
3,33
2011 год
Рис. 18. Суммарная динамика позитивных и негативных психологических характеристик российского общества (в баллах)
граждан считают, что моральное состояние общества стало ухудшаться в 1990 году, половина респондентов уверена в том, что этот процесс продолжился и в двухтысячных (рис. 19)8. Причем мнения россиян относительно морали гораздо более пессимистичны, чем, например, относительно экономики, рас-пространения коррупции и международной политики.
Об изменении социально-психологического самочувствия заявили респонденты и в ходе опроса, проведенного в 2012 году. По их мнению, за последние 15–20 лет в обществе существен-но усилились агрессивность и цинизм, а такие качества как патриотизм, верность, доброжелательность и душевность, на-против, становятся дефицитом (рис. 20)9.
Кроме того, что изменения затронули ценностную систему россиян, постепенно меняется и мировоззрение правящей элиты. Существует явная тенденция к уменьшению числа представителей элиты, разделяющих концепцию широкого национального интереса России. Геополитические амбиции у российской элиты постепенно исчезают, а уверенность в том, что сфера интересов РФ находится исключительно
8 Данные общероссийского опроса, проведенного в 2011 году. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Социокультурные факт