Пердметом его интереса был сам процесс формирования общего впечатления.




В 1946 году Соломон Аш произвел эксперимент, в котором поставил задачу, каким образом мы формируем единое впечатление о людях.

Формирование впечтления о других происходит у нас как естественное и неизбежное когнитивное действие.Более того, мы формируем такое впечатление быстро и легко, часто имея при этом мало информации.

Теоретические основания. Представим себе личность,которая обладает пятью индивидуальными характеристиками,обозначенными a,b,c,d,e.Аш объеденил 2 теории: 1) согласно 1й теории, вы просто складываете их: a+b+c+d+e=впечатление.Проблема такого подхода заключается в том,что вы представляете человека как набор отдельных черт, но в действительности,вы составляете намного более интегрированное мнение; 2) 2я теория, предлагает концепцию более тесного объединения.Образно этот метод можно представить так: вместо отдельного сложения отдельных черт вы как бы бросаете их в некоторую емкость и затем перемешиваете.

Согласно Ашу,для большинства психологов 2 толкование более приемлемо вследствие необходимости единства восприятния другого человека.

Пердметом его интереса был сам процесс формирования общего впечатления.

Аш разработал остроумный метод исследования этого процесса,который стал известен под названием " теплый - холодный ".

Метод. Аш заметил,что разные характеристики, которые в ы наблюдаете у других людей, имеют неодинаковый вес в процесс формирования впечатления.Имеющие наибольшее влияние качества называют центральными, наименне важные - переферийными. Вследствии, Аш предлагал испытуемым листы с описательными характеристиками, а затем просилвыразить свое впечатление о личности, которой эти качества принадлежат.

В исследовании участвовали студенты университета.В первом эксперименте было 90 испытуемых в группе А и 76 - в группе В.Им было предложено внимательно выслушать содержание листа с прилагательными,которые характеризуют человека, и на этой осонове попытаться сформировать об этом человеке свое впечатление.

Обеим группам было предложены одинаковые списки характеристик,за исключением единственного слова: теплий (группа А) изменено на холодный (группа Б).

Затем испытуемым предложили написать короктий очерк характера описанного человека и выделить в каждой из 18 пар прилагательных-антонимов тот термин,который точнее соответсвтует этому человеку (например, благородный-неблагородный,хитрый-мудрый,общительный-необщительный и т.д.).

Во втором эксперименте, в процедуре были сделаны два изменения.Во-первых,в группе А было 20 испытуемых,а в группе Б-26.Второе важное отличие касалось перечня черт характера: группа А - вежливый, а в группе Б -резкий.Этих испытуемых не просили написать очерк, им предложили поработать с контрольным листом.

Аш хотел выяснить, как сильно будет влиять это одно слово на общее впечатление,создаваемое в умах испытуемых.

Результаты. Во-первых,по написанным испытуемыми коротким очеркам о людях с предложенными характеристиками.Во-вторых, по количеству испытуемых каждой группы,выделившых один и тот же термин в каждой из 18 пар прилагательных контрольного списка.Испытуемые из группы А (теплый),оставили намного более благоприятные описания,чем те,кто входил в группу Б (холодный).Эта разница, типична для всех очерков.Все данные записывались в таблицу,которую выводили в процентах.При внимательном рассмотрении колонок теплый и холодный можно заметить,что количество испытуемых (в %),выбравших определенные положительные качества у описываемого человека,значительно больше в колонке теплый (в своих очерках, они делали человека благородным,мудрым,добродушным и т.д.), испытуемые,слышавшие слово холодный,наделяли описываемого человека противоположными качествами.При рассмотрении колонок вежливый и резкий,когда эти слова появляются вместо теплый и холодный при том же наборе других черт характера,эксперементальные различия в оценке исчезают.Если внимательно просмотреть таблицу и сравнить разницу в этих колонках с колонками теплый-холодный,то увидите,что вежливый и резкий не являются столь же весомыми.

Благодаря этим исследованиям Аш вяснил,как работают мысли людей при составлении мнения о других.Что замена только одного слова в описании кого-либо может полностью изменить формируемое впечатление.Аш предлагал испытуемым расположить на лесте все прилагательные по степени их важности для определения своего впечатления.В группе А 49% испытуемых расположили слово теплый на первом или втором месте из семи.В группе Б 48% испытуемых поставили слово холодный первым или вторым.

Из этой работы следует два вывода: 1) некоторые качества людей выполняют функции центральных характеристик,в то время как другие являются переферийными чертами; 2) Аш выяснил,как отдельные черты характера взаимосвязаны с друг другом в нашем мысленном построении впечатления,протекающие так,словно различные характеристики устанавливают в нашем мозге " социальные отношения "..Образно это можно представить так: некоторые черты характера сильнее других,и когда они дают команду прыгать,большинство прыгает.Другие же-слабые игроки,но достаточно зависимые от доминанты.Аш высказал предположение,что лучшая теоретическая модель формирования впечатления,возможно,представляет собой такую систему,в которой каждая характеристика взаимосвязана с одной или несколькими другими.Мы не просто складываем индивидуальные черты характера для формирования впечатления,а еще и тотально соединяя их между собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: