Список основной литературы. Л.Н. Мартюшов




Л.Н. Мартюшов

ИСТОРИЯ

Методические указания по выполнению практических работ

для студентов заочной форм обучения,

обучающихся по направлению подготовки академического бакалавра

09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»

профиль – Программное обеспечение средств вычислительной техники

и автоматизированных систем,

в соответствии с требованиями ФГОС ВО

 

 

Екатеринбург


УДК 947(075)

ББК 63.3(2)я73-5

 

Рецензент: к.п.н., доцент каф. ОГиСЭД Охрименко Е.И.

 

Мартюшов Л.Н.

История: Методические указания по выполнению практических работ / Мартюшов Л.Н.– Екатеринбург: УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2014 – 28 с.

 

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «История» предназначены для студентов заочной формы обучения на базе среднего общего образования, обучающихся по направлению подготовки академического бакалавра 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем».

Методические указания содержат перечень литературы для подготовки к работе, задания для выполнения, приложения, а также список контрольных вопросов для защиты практических работ.

 

Рекомендовано НМС УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ» в качестве методических указаний по выполнению практических работ по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения на базе среднего общего образования, обучающихся по направлению подготовки академического бакалавра 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем», в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

 

УДК 947(075)

ББК 63.3(2)я73-5

 

 

© Кафедра ОГиСЭД

©УрТИСИ ФГОБУ ВПО « СибГУТИ », 2014


Содержание

 

Пояснительная записка 4

Практическое занятие 1 6

Практическое занятие 2 8

Практическое занятие 3 11

Практическое занятие 4 16

Практическое занятие 5 20

Практическое занятие 6 23

Литература 28


Пояснительная записка

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «История» предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки академического бакалавра 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем».

Подготовку к практическому занятию следует начинать с ознакомления с планом, с проблемными вопросами, которые будут обсуждаться на занятии, со списком рекомендованной литературы. Основные исторические термины и понятия, приведенные к каждому практическому занятию, нужно выписать в словарь и дать им определения. Затем рекомендуется прочитать свои записи прослушанной лекции по теме, соответствующий раздел (главу) учебника и приступить к изучению и конспектированию специальной литературы, рекомендованной к теме.

Желательно сначала прочитать все рекомендованное произведение или отдельные главы и продумать их в соответствии с планом занятия. Конспект рекомендуется составлять за 2-3 дня до семинара.

Схема конспекта:

-автор;

-полное название книги (документа);

-год и место издания;

-название глав (разделов);

-краткое изложение содержания источника;

-выводы.

Конспекты нужно вести аккуратно, с полями и нумерацией страниц. Рекомендуется выделять главное путем подчеркивания. На полях обычно записываются прозвучавшие на семинаре новые факты, замечания преподавателя.

Выполнение практических заданий позволит закрепить теоретические знания, практические навыки и умения студентов, развивать их аналитическое мышление.


Тематический план

Тематика практических занятий Трудоемкость в часах
очная форма обучения заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Тема 4 1 Россия в XVIII веке. Становление империи   0,5
Тема 6 2 Россия в период реформ   0,5
Тема 7 3 Особенности российской модернизации в начале XX века   0,5
Тема 9 4 Советское общество в начале 1920-х –конце 1930-х годов   0,5
Тема 10 5 СССР в годы второй мировой войны. Послевоенное развитие страны   1,0
Тема 13 6Суверенное российское государство в 90-х гг.XX – начале XXI вв.   1,0
Итого:    

Практическое занятие 1

«Россия в XVIII веке. Становление империи»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость модернизации России в конце ХVII–начале ХVIII вв.

2. Проблемы петровских преобразований.

3. Екатерининская эпоха: «просвещенный абсолютизм» и его противоречия.

Методические указания для подготовки ответов:

Первый вопрос. Необходимо разобраться, какие важные факторы оказали влияние на Петра I как реформатора. Следует понять, почему в конце XVII в. перед Россией так остро встала проблема модернизации. Раскройте это понятие.

Второй вопрос. Нужно иметь в виду, что при реформировании России у Петра I не было какого-то заранее задуманного плана. Важнейшими и непосредственными стимулами преобразовательной деятельности Петра I были необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.

Охарактеризуйте реформы государственного аппарата, военную, церковную.

Расскажите о преобразованиях в экономической сфере.

Поясните, что означают понятия «меркантилизм», «протекционизм».

Сформулируйте итоги и значение петровской модернизации.

Обратите внимание, что систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Это общеевропейская форма, но в каждой из стран она имела свою специфику. В связи с этим нужно ответить на вопрос, в чем состоят особенности российского абсолютизма.

Третий вопрос. Следует понять сущность и содержание «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, а также усвоить, что главной целью ее политики было расширение жестких рамок петровского варианта модернизации, укрепление абсолютистского государства и всемерная поддержка его опоры – дворянства.

Характеризуя реформы Екатерины II, необходимо остановиться, прежде всего, на указах первых лет правления, «Наказе» депутатам, Уложенной комиссии, губернской реформе, «Жалованных грамотах» дворянству и городам, а также на преобразованиях в области экономики и культуры.

Нужно осмыслить результаты и последствия политики «просвещенного абсолютизма», которая, несмотря на либеральные идеи (забота о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха), отличалась социально-политическим консерватизмом.

Подумайте о причинах усиления крепостного права в России во второй половине XVIII в.

Учебные задания, вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины проведения модернизации в России в первой четверти XVIII в.? Какими последствиями грозил отказ от политики реформ?

2. Существуют ли общие черты этих проектов с практикой петровских реформ?

3. Почему необходимость выхода к морю обусловила начало реформ в России? В чем состояли причины неудач Азовских походов Петра I?

4. Охарактеризуйте причины, ход событий и основные сражения Северной войны. Какое значение имела война для проведения реформ и становления России как империи?

5. Какую роль оказала личность Петра I на характер, направления и темпы модернизации? Можно ли утверждать, что без его инициативы реформы не состоялись?

6. Охарактеризуйте основные направления реформ в области военного дела, промышленности и торговли, финансовой политики.

7. Каковы место и роль государства в петровских преобразованиях? Что такое абсолютная монархия, и почему она складывается именно в этот период? Схематично изобразите структуру власти Российской Империи, сложившуюся в результате преобразований первой четверти XVIII века, обозначив следующие элементы: Император; Сенат; генерал-прокурор; коллегии; Синод.

8. Когда и для каких целей в России была введена должность генерал- прокурора?

9. В чем состояли особенности социальной политики Петра I? Какие изменения произошли в социальной структуре и социальных отношениях в результате реформ?

10. Что такое «Табель о рангах»? Опишите ее сущность и значение.

11. Каковы последствия модернизации первой четверти XVIII в. для дальнейшего развития России в экономическом, политическом и социокультурном плане?

 

Основные понятия: абсолютизм, «Табель о рангах», приписные крестьяне, мануфактура, «посессионные» крестьяне, протекционизм, меркантилизм, Сенат, модернизация, социокультурный раскол, Синод, коллегия, губерния, уезд, отходники.

 


Практическое занятие 2

«Россия в период реформ»

 

Вопросы для обсуждения:

1. «Эпоха реформ» 60–70-х гг. XIX в. – поворот Российской империи к индустриальной модернизации.

2. Контрреформы 80–90-х гг. XIX в.

3. Общественное движение 1860–1890-х гг.

 

Цель практического занятия:

- определить сущность буржуазных преобразований 60 – 70-х гг. XIX в.

Задачи практического занятия:

- раскрыть причины, сущность и последствия реформ Александра II;

- показать особенности нового этапа общественного движения России;

- выявить противоречивость и неоднозначность происходивших процессов, проследить их влияние на социальную и экономическую ситуацию в стране.

 

Методические указания для подготовки ответов:

Первый вопрос. Необходимо разобраться в предпосылках и сути «великих реформ», предпринятых Александром II (1855–1881 гг.) и охвативших три сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформы суда и армии), культурную (университетская, школьная, цензура).

Изучая собственно проблему освобождения крестьян («Манифест» и «Положение», подписанные Александром II 19 февраля 1861 г.), выделите три основных момента: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок выкупа.

Объясните, что означает понятие «временнообязанное состояние крестьян».

Покажите противоречия аграрной реформы, ее значение.

В заключение ответа следует подчеркнуть, что в «эпоху реформ» осуществлялась модернизация России, проявившаяся в крутом повороте от традиционного аграрного к индустриальному обществу.

Второй вопрос. Целесообразно начать с характеристики правительственного курса Александра III (1881–1894 гг.), для которого были свойственны сознательное противопоставление России и остальной Европы, национализм, жесткий контроль над общественным движением.

Далее необходимо подробно раскрыть причины (рост либеральных и революционных настроений, терроризм революционеров по отношению к представителям власти и др.), содержание проводившейся в 1880-е – начале 90 гг. политики контрреформ.

Обратите внимание на Положение об усиленной и чрезвычайной охране, земскую и городскую контрреформы, новый университетский устав (1884 г.), Временные правила о печати (1882 г.), указ о «кухаркиных детях» (1887 г.).

Нужно отметить, что меры Александра III по укреплению самодержавия, повышению роли дворян-помещиков в управлении государством, частичному пересмотру реформ 60-х гг. несколько сдерживали начавшуюся со второй половины XIX в. модернизацию России, но не могли приостановить этот исторический процесс.

Третий вопрос. Следует уяснить причины активизации общественного движения в 60–90-е гг. Обратите внимание, что в этот период завершилось идейное формирование его основных направлений: консервативного, либерального и радикального (народнического), появилось новое, социал-демократическое движение.

Сформулируйте основные положения русского консерватизма, либерализма, народничества. Назовите крупнейших представителей этих направлений.

В заключение необходимо остановиться на причинах зарождения российской социал-демократии (разочарование части интеллигенции в идеологии народничества, нарастание выступлений рабочих, знакомство с идеями марксизма и др.)

Охарактеризуйте деятельность группы «Освобождение труда»? (1883 г.) и первых марксистских кружков в России.

 

Учебные задания, вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины Крымской войны и непосредственный повод к началу конфликта? В чем заключалась сложность стратегического положения России в этой войне; кто являлся ее союзниками и противниками?

2. Опишите основные сражения Крымской войны, в том числе, оборону Севастополя.

3. В чем заключались причины неудач Крымской войны? Охарактеризуйте итоги войны в военном, политическом, социально-экономическом и духовно-нравственном плане.

4. В каких областях России крепостничество было наиболее жестким и почему? В чем состояли особенности положения крепостных крестьян и формы их зависимости от помещика?

5. Охарактеризуйте изменения, которые произошли в положении бывших крепостных Крестьян после реформы 1861 года. Какими правами они стали обладать?

6. Какова роль крестьянской общины в ходе реализации реформы по отмене крепостного права? Опишите структуру и функции крестьянских «сельских обществ».

7. Кто такие мировые посредники, и какие обязанности были на них возложены?

8. Как отличались наделение землей и размеры выкупных платежей в черноземных и нечерноземных губерниях? Чем объяснялись подобные различия?

9. Какие крестьяне назывались «временнообязанными»? Чем было обусловлено введение «временнообязанного» положения?

10. В чем заключались достоинства и недостатки крестьянской реформы? Охарактеризуйте историческое значение реформы 1861 года.

11. Каковы причины принятия Земской и городской реформ, и в чем состоит их сущность? Можно ли утверждать, что органы местного самоуправления ограничивали самодержавную власть? Почему судебная реформа оказалась слишком радикальной для российского общества второй половины XIX века? Опишите основные положения реформы.

12. Как повлияли буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века на развитие экономики России? Как они изменили социальную структуру страны? Какие новые сословия и социальные группы появились в пореформенный период?

13. Охарактеризуйте два пути эволюции аграрного строя России - прусский и американский. Почему сельское хозяйство России продолжалоразвиваться по экстенсивному пути? Что такое отработочная системахозяйства?

14. Охарактеризуйте контрреформы, предпринятые Александром Ш. Какими причинами они были вызваны?

15. О чем заключаются причины радикализации революционно- демократического движения на рубеже 50-60-х годов XIX века? Каковы идейные и социальные предпосылки возникновения народничества? Какое влияние на формирования движения оказали А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский?

16. Почему тактика «хождения в народ», избранная народовольцами, оказалась неудачной?

17. Какое влияние оказала русско-турецкая война 1877-1878 годов на развитие либерального движения, в частности, на организацию «Земли и воли»?

18. Как отличались представления о целях и тактике деятельности «Народной воли» и «Черного передела»?

19. Охарактеризуйте тактику народовольцев. Можно ли, на ваш взгляд, оправдать применение политического террора?

20. В чем заключается сущность политики М.Т. Лорис-Меликова и представленного им проекта? Можно ли назвать его Конституцией?

21. В чем заключаются основные отличия теории и тактики декабристов и народовольцев?

 

Основные понятия: Государственный Совет, государственные крестьяне, удельные крестьяне, частновладельческие крестьяне, «временнообязанные» крестьяне, выкупные платежи, мировые посредники, земства, разночинцы, министерства, народничество, анархизм, западничество, славянофильство, либерализм, консерваторы, социализм, марксизм.

 


Практическое занятие 3

«Особенности российской модернизации в начале XX века»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Россия накануне первой революции: социально-экономическое развитие, внутренняя политика самодержавия, возникновение политических организаций.

2. Первая русская революция. Опыт русского парламентаризма. I и II Государственные думы.

3. «Третьеиюньская» монархия в 1907–1914 гг. Столыпинская политика реформ: концепция, ход, результаты.

4. Российское государство накануне и в годы первой мировой войны. 1917 год: выбор исторического пути

 

Цель практического занятия:

- выделить основные этапы формирования советской социально- экономической и общественно-политической системы.

Задачи практического занятия:

- выявить истоки революционных событий и показать динамику их развития;

- показать социально-экономические и политические предпосылки гражданской войны и её последствия.

Методические указания для подготовки ответов на вопросы:

Первый вопрос. Следует обратить внимание на характерные черты социально-экономического развития России на рубеже XIX–XX вв. (завершение к концу XIX в. промышленного переворота, формирование буржуазии и пролетариата, противоречивость развития: в промышленности – появление монополий, а на селе – сохранение феодальных пережитков и др.).

Подумайте, в чем заключаются особенности монополизации в России.

Переходя к характеристике внутриполитического курса Николая II (1894–1917), необходимо подчеркнуть, что этот курс был продолжением политики Александра III и был направлен на незыблемость самодержавия и феодально-крепостнических пережитков.

Обратите внимание на причины, заставившие Николая II сделать несмелые шаги буржуазных преобразований.

Дайте оценку основным мерам экономической политики С.Ю. Витте (1892–1903) и ее результатам.

В заключение этого вопроса необходимо рассказать о возникновении в рассматриваемый период политических организаций: партии социалистов-революционеров (эсеров), социал-демократов (РСДРП), либерального движения (земцы-конституционалисты, «Союз освобождения»). Назовите их лидеров, основные программные требования и методы борьбы.

Второй вопрос. Дайте характеристику первой русской революции, назовите ее причины и характер (по целям и движущим силам). Следует разобраться, как революция заставила режим изменить тактику (подписание Николаем II рескрипта о созыве в России законосовещательной Думы, Манифеста 17 октября 1905 г.).

Дайте характеристику Манифеста от 17 октября. Расскажите о политических организациях, появившихся после его провозглашения, их программных установках, целях и методах борьбы.

Раскрывая деятельность I и II Государственных дум, обратите внимание на их партийный состав, обсуждавшиеся основные вопросы и причины роспуска.

В заключение этого вопроса сформулируйте итоги и значение революции 1905–1907 гг.

Третий вопрос. Попытайтесь дать характеристику противоречивого государственного строя, сложившегося в результате первой русской революции, отличавшегося от абсолютизма и от буржуазной монархии. Обратите внимание на то, что «третьеиюньская монархия» характеризуется политикой лавирования правящих кругов и поиска социальной опоры; на основные направления внутренней политики царизма (сохранение законосовещательных полномочий Думы, превращение ее в послушное орудие власти посредством нового избирательного закона от 3.06.1907 г.; подавление революционного настроения и движения; борьба с либеральной оппозицией и др.).

Расскажите о деятельности III и IV Государственных дум, их политическом составе и направлениях деятельности. Освещая социально-экономические и политические преобразования в России в 1907–1914 гг., необходимо остановиться на реформах П.А. Столыпина (1906–1911 гг.), касавшихся различных сфер российской жизни. Постарайтесь объяснить их главные задачи и методы, причины того, что первым актом правительства стала аграрная реформа. Назовите пути решения крестьянского вопроса, предложенные этой реформой, конкретные задачи, которые она призвана была решить. Расскажите о ходе, значении и последствиях столыпинской реформы.

Четвертый вопрос. Постарайтесь определить причины и характер первой мировой войны, объяснить, какие цели преследовала Россия, вступая в войну.

Оцените экономическую и социально-политическую ситуацию в стране.

Обратите внимание на то, что программа столыпинских реформ была рассчитана на длительный период времени. «Нам нужен мир, – писал П.А. Столыпин, – война в ближайшие годы … будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической».

Расскажите о причинах, характере и особенностях Февральской революции, расстановке политических сил между революциями 1917 г.

Постарайтесь проанализировать самые жгучие вопросы, стоящие перед российским обществом после свержения самодержавия.

Подумайте, почему в октябре 1917 г. к власти в России пришли большевики.

Имейте в виду, что в настоящее время существует несколько точек зрения на октябрьские события 1917 г., различающиеся по взглядам на саму сущность явления.

 

Учебные задания, вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключалась специфика международной обстановки в начале XX века? Охарактеризуйте причины формирования, состав и цели двух противостоящих блоков — Тройственного союза и Антанты.

2. Могла ли Россия избежать участия в первой мировой войне? Кратко охарактеризуйте события на Восточном фронте в 1914-1915 годах.

3. Как повлияла война на социально-экономическую обстановку в стране, теорию и практику ведущих политических партий, расстановку политических сил?

4. Перечислите факторы, повлиявшие на обострение революционной ситуации в стране в 1917 году. Был ли социальный взрыв в феврале 1917 года случайным или закономерным?

5. В чем состоят причины установления двоевластия в центре страны и, зачастую, многовластия в регионах? Как повлияло отречение Николая II на ситуацию с властью?

6. Опишите состав, провозглашаемые цели, объем реальной власти в центре и на местах Временного правительства и Петросовета.

7. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства после прихода к власти. Почему, на ваш взгляд, наиболее насущные проблемы страны не были решены?

8. О чем заключаются причины кризисов Временного правительства? Почему кадетская партия не справлялась с ситуацией кризиса власти?

9. Как изменилась расстановка сил после выхода на политическую арену большевиков в апреле 1917 года? Опишите содержание Апрельских тезисов В.И. Ленина. Можно ли считать их действенной программой выхода из кризиса?

10. Почему большевики поменяли тактику борьбы за власть осенью 1917 года? Как это связано с их взаимоотношениями с другими политическими партиями и позицией в Советах?

11. Кратко опишите состав трех коалиционных правительств. Как можно оценить действия А. Ф. Керенского в их организации и составе, а также в отношении корниловского мятежа. Охарактеризуйте взаимоотношения большевиков с левыми эсерами. Что объединяло партии, и по каким вопросам их позиции были противоположны? Какие проблемы большевикам удалось решить с помощью ПЛСР, и справедлива ли характеристика левых эсеров как «союзников напрокат»?

12. Проанализируйте первые действия большевиков после прихода к власти, в том числе содержание и цели первых советских декретов.

13.Охарактеризуйте позиции большевиков в Учредительном собрании первого и второго созывов. Чем был обусловлен роспуск Учредительного собрания в январе 1918 года и разгон демонстрации в его поддержку?

14. Как складывались отношения ВКП (б) с Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов? Почему Советы не смогли стать заменой парламенту, полноценными политическими институтами и превратились, в конечном итоге, в подчиненную большевикам административную структуру?

15. Изобразите схематично структуру власти, сложившуюся после победы большевиков. Опишите функции Всероссийского съезда Советов, СНК, ВЦИК, наркоматов, ЦК партии, народных судов, революционных трибуналов, комбедов. Кому принадлежала реальная власть в стране?

16. Когда была принята первая советская Конституция? Каким образом были ущемлены гражданские и политические права определенных групп населения, и для каких целей большевики пошли на такой шаг? Почему большевики последовательно уничтожили другие политические партии и организации? Когда в стране окончательно складывается однопартийная диктатура? Опишите основные этапы ее становления.

17. Почему в России 1917 года из двух возможных альтернатив - развития буржуазно-демократических основ организации власти и общества и установления диктатуры - реализовалась именно последняя? Какие факторы этому способствовали? Что обеспечило успех большевиков?

18. Охарактеризуйте политику «военного коммунизма» по следующим параметрам: национализация производства; продовольственная диктатура; запрещение свободы торговли; централизация промышленности; всеобщая трудовая повинность; натурализация хозяйственных отношений. Как они взаимосвязаны друг с другом? Какие условия мировой и гражданской войны способствовали установлению политики «военного коммунизма»? Встречалась ли подобная практика в других странах?

19. Можно ли утверждать, что Декрет о земле и Основной закон о социализации земли решили аграрную проблему? В чем состояли сильные и слабые стороны этих документов? Можно ли утверждать, что Декрет о земле носил популистский характер?

20. Чем было обусловлено решение большевистской партии о выходе из мировой войны? Сравните позиции по этому вопросу В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого. Какая альтернатива Брестскому миру существовала?

21. Что следует понимать под гражданской войной? Можно ли установить точные даты ее начала и окончания? Когда, на ваш взгляд, в России начинаются первые битвы гражданской войны?

22.Охарактеризуйте основные события т.н. «большой гражданской войны» 1918-1920 годов и основные противостоящие друг другу силы.

23. В чем состояла особенность идеологии и практики Белого движения? Какие причины обусловили поражение белых?

24. Опишите социальный состав антибольшевистских сил. Расскажите о наиболее крупных военных формированиях белых - Добровольческой армии, Вооруженных силах юга России, Русской армии.

25. Какие факторы способствовали успеху красных? Расскажите о создании Красной армии и агитационно-пропагандистской работе большевиков. Согласны ли вы с утверждением о том, что в гражданской войне не может быть победителей?

26. Охарактеризуйте т.н. «третью силу» в гражданской войне - «зеленых» и повстанческие движения. Каковы были их отношения с красными и белыми, а также основные цели и тактика действий?

27. В чем состояла особенность позиции крестьянства и казачества в годы гражданской войны? Какие ценности, предлагаемые белыми и красными, могли их заинтересовать, а какие - нет, и почему.

 

Основные понятия: революция, аграрный вопрос, демократия, парламент, однопартийная система, двоевластие, Советы, Временное правительство, декреты, гражданская война, Учредительное собрание, военный коммунизм, национализация.

 


Практическое занятие 4

«Советское общество в начале 1920-х – конце 1930-х годов»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общественно-политическое и национально-государственное устройство.

2. НЭП и модернизация советской экономики.

 

Цель практического занятия:

- проследить основные этапы становления Советского государства.

Задачи практического занятия:

- выявить основные различия между военным коммунизмом и НЭП;

- выявить основные особенности советской индустриализации;

- проследить основные этапы внутрипартийной борьбы за власть, выявить ее истоки, методы и последствия;

- подвести основные итоги развития СССР к концу 30-ых гг.

 

Методические указания для подготовки ответов:

Первый вопрос. Дайте характеристику политической борьбы в партии в рассматриваемый период. Следует разобраться, почему Сталину удалось отстранить от власти своих противников в ходе политической борьбы в верхнем эшелоне партийной и государственной власти, обострившейся в связи с болезнью и последующей смертью В.И. Ленина.

Назовите факторы, способствовавшие утверждению сталинского тоталитаризма (раскройте это понятие), окончательно сложившегося в Советском Союзе в 30-е гг. и его последствия в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. Имейте в виду, что именно в 30-е гг. политическая система советского общества приобрела главные составляющие, сохранившиеся до начала 90-х гг. Следует подчеркнуть, что частью сталинского режима 30-х гг. являлись террор и репрессии.

Обратите внимание, что существуют и иные оценки характера политического строя СССР 30-х гг. Одни считают реальной победу социалистического строя в СССР, хотя в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов и другие негативные проявления рассматриваются ими как признаки деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в том числе отсталости страны, враждебности СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр. Другие историки считают, что сталинизм представлял собой один из экстремальных (в условиях кризиса) вариантов общественного развития, а именно – ультралевый, в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному – американскому и западноевропейскому.

Далее проанализируйте, как решалась проблема национально-государственного устройства после окончания гражданской войны, какие факторы способствовали образованию 30 декабря 1922 г. СССР.

Назовите основные принципы национальной политики Советской власти, способствовавшие объединительным процессам. Расскажите о дискуссии в РКП(б) по вопросам национально-государственного устройства и о Конституции СССР 1924 г.

Постарайтесь объяснить, в чем вы видите значение образования СССР и противоречия в советской национальной политике. Обратите внимание на унитарные тенденции в государственном строительстве СССР, проявившиеся (в конце 20-х гг. в условиях форсированных методов индустриализации) в виде начавшегося процесса жесткой централизации управления во всесоюзном масштабе, а также на изменение статуса республик в составе СССР со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г.

Проанализируйте характер новой Конституции. Уточните, какие противоречия в развитии советского общества нашли в ней свое отражение.

Второй вопрос. Целесообразно выяснить, почему методы управления экономикой, давшие эффект в годы гражданской войны, стали тормозом в развитии промышленности и сельского хозяйства и превратились в одну из причин перехода к новой экономической политике. Рассмотрите основные проявления экономического и социально-политического кризиса в стране, обусловившего крутой поворот от «военного коммунизма» к радикальным экономическим реформам, отказ от «красногвардейской атаки» на капитал, переход к сотрудничеству с ним на определенных условиях. При ответе на этот вопрос необходимо знать хронологические рамки, основные черты, задачи и сущность нэпа. Постарайтесь объяснить, чем был вызван отказ от новой экономической политики.

Переходя к характеристике модернизации советской экономики, обратите внимание, что речь шла о возобновлении индустриализации, начатой еще в дореволюционное время и прерванной событиями 1917–1920 гг. Выясните, каковы были цели, этапы, темпы и источники индустриализации, какие разногласия возникли в партии большевиков при выборе концепции индустриального развития страны. Покажите, какая роль в ее осуществлении отводилась политике «великого перелома». Обратите внимание на различные модели переустройства сельского хозяйства, предлагавшиеся политическими лидерами страны, оппозиционными политическими течениями и деятелями науки.

Сформулируйте цели коллективизации. Объясните причины ее форсированного осуществления, определите ее методы и укажите последствия этих действий.

Постарайтесь разобраться, как сочетались успехи индустриализации и коллективизации, позволившие выиграть Великую Отечественную войну, с драмой «раскрестьянивания» и т. д.

 

Учебные задания, вопросы для самоконтроля:

1. Почему уже к 1920 году назрела необходимость отказа от политики «военного коммунизма»?

2. В чем состояли основные требования участников Кронштадтского восстания в марте 1921 года? Какую опасность для большевиков они представляли?

3. Какие «три урока» предложил вынести В.И. Ленин из кронштадтских событий? Как они воплощались на практике?

4. Охарактеризуйте резолюцию X съезда РКП (б) «О единстве партии». Какой итог партийного строительства в стране она демонстрировала? Была ли резолюция закономерна для развития большевистской партии?

5. В чем заключалась специфика российской экономики начала 1920-х годов? Какие тенденции в ее развитии можно отметить?

6. Как можно определить сущность новой экономической политики?

7. В чем заключались слабости и противоречия новой экономической политики? Как можно оценить ее итоги и значение для социально- экономического и культурного развития страны?

8. Как изменились взгляды В.И. Ленина на стратегию и тактику экономического развития страны с 1918 по 1922 годы? Как он оценивал значение и перспективы нэпа в своей работе «О кооперации»?

9. В чем состояла причина отказа от новой экономической политики в конце 1920-х годов? Могла ли она остаться жизнеспособной в рамках жесткой идеологической системы?

10. Проследите развитие государственного аппарата Советской России - СССР в 1920-е годы, в том числе его карательных органов. Какие функции были на них возложены?

11. Охарактеризуйте литературно-художественную жизнь Советской России в 1920-е годы, выдели наиболее яркие и интересные, на ваш взгляд, стили, направления и объединения.

12. Почему отношение большевиков к Русской православной церкви носило резко негативный характер? Как это было связано со спецификой большевистской идеологии? Что такое обновленчество, и какие цели преследовала организация этого движения?

13. Опишите основные этапы и цели «культурной революции», проводившейся большевиками. Какие первоочередные задачи стояли в этой сфере, и какими методами они решались?

14. Как складывались отношения большевистской партии с другими общественными организациями, в частности, с профсоюзами? Охарактеризуйте эволюцию позиций большевистской партии по национально-государственному вопросу.

15. Когда и на каких юридических основаниях был образован СССР? Как, согласно Конституции 1924 года, были распределены полномочия центра и союзных республик?

16. Когда и почему в стране был провозглашен курс на индустриализацию? Можно ли расценивать ее проведение как завершение процесса модернизации, начало которой положили реформы С. Ю. Витте?

17. Перечислите причины, которые обусловили начало индустриализации в СССР. Чем грозил отказ от нее?

18. Каковы основные направления и итоги индустриализации в социально-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: