Киклады – архипелаг в центре Эгейского моря.




В середине Киклад (от греч. киклос – круг) находится крохотный островок Делос, площадью около 3.5 кв. км. Поэт и художник Максимилиан Волошин, побывавший на нем, так описал свои впечатления:

«Оком мертвенным Горгоны

Обожжённая земля:

Гор зубчатые короны,

Бухт зазубренных края.

Ни священных рощ, ни кладбищ

Здесь не узрят корабли,

Ни лугов, ни тучных пастбищ,

Ни питающей земли.

 

Только лавр на склонах Цинта.

Да в тенистых щелях стен

Влажный стебель гиацинта,

Кустик белых цикламен».

 

На этом острове, согласно мифам, нимфа Латона (Лето) родила близнецов Аполлона и Артемиду, детей Зевса. Ревнивая Гера, узнав об очередном увлечении супруга, наслала на его подругу дракона Пифона. Преследуемая чудовищем Латона, которой подходило время разрешиться от бремени, нигде не могла найти пристанище. Города и острова, куда она приходила, отказывали ей в крове, боясь мести Геры.

Добравшись до Делоса, который был настолько мал, что волны и ветер носили его по морю, Латона взмолилась: «Делос, прекрасный остров, хочешь ли ты стать местом рождения и обитания моего сына? Наградой тебе будет благополучие и счастье. Когда моему сыну воздвигнут здесь храм, люди со всего света будут прибывать сюда с богатыми жертвоприношениями и дарами».

На эту просьбу Делос ответил: «Я был бы рад приветствовать рождение твоего знаменитого сына на моей земле. Но опасаюсь, что он впоследствии будет стыдиться меня. Я всего лишь бедный скалистый остров. Боюсь, как бы он не отрёкся от меня и не выбрал себе другую страну, где и возведут прекрасный храм, посадят великолепные рощи. Ты можешь обещать, что мои опасения напрасны?». Обрадованная Латона поклялась, что остров вечно будет пристанищем её могущественного сына.

После того, как она благополучно разродилась, Зевс остановил остров, который стал центром культа Аполлона (Феба). На Делосе был выстроен храм в честь божества, куда прибывали для поклонения тысячи паломников со всего греческого мира. Обслуживание их и торговля стали главными источниками благосостояния жителей острова.

В 425 году до н.э. афиняне предпринимают «очищение» Делоса. По свидетельству Фукидида, «все гробы с покойниками афиняне велели удалить с острова и впредь воспретили пребывание там умирающих и рожающих, предписывая умирающих и рожениц перевозить на Рению» - соседний островок. Следует отметить, что при тиране Писистрате уже была подобная акция – та часть острова, на которую открывался вид из святилища Аполлона, была очищена от погребений.

Зимой 423-422 года афиняне провели депортацию всех жителей острова, сочтя их недостойными проживать на священной земле. Большинство изгнанников переселились на побережье Малой Азии, остальные направились, по свидетельству Фукидида, «кто куда хотел».

В настоящее время остров практически необитаем и является археологическим «заповедником». Некоторые памятники истории имеют возраст порядка пяти тысяч лет.

Остров Парос с древности знаменитмелкозернистым белым мрамором - материалом для создания лучших образцов античной скульптуры.

Остров Санторин (Фира или Тира) свой современный облик приобрёл в середине второго тысячелетия до н.э. после мощнейшего вулканического взрыва, поглотившего почти половину его территории. По одной из версий, последствием санторинской катастрофы стал закат минойской цивилизации на Крите. В настоящее время остров представляет собой полукруг, внутренняя часть которого образует кратер потухшего вулкана.

 

3. Додеканиса («Двенадцать островов») или Южные Спорады (букв. «рассеянные»).

Расположены в юго-восточной части островной Греции. Почти с каждого из них можно увидеть побережье Малой Азии. Островов гораздо больше двенадцати, но исторически за ними закрепилось это название. Самые крупные острова этой группы:

Родос. Древнегреческий поэт Пиндар называл остров «супругой Гелиоса». Как гласит легенда, при разделе земли Гелиосу ничего не досталось, поскольку тот был постоянно занят освещением земли. Тогда он поднял со дна моря остров и назвал его Родосом в честь своей жены Роды. Мифы называют первыми обитателями острова илиадов - потомков Гелиоса.

Остров был населён ещё с неолита. В XVI веке до н. э. он был под контролем минойского Крита, с XV века до н. э. – микенцев. В VIII веке до н. э. на острове появляются города дорийских греков - Линдос, Иалисос и Камирос.

Кос - с античных времён известен как остров Гиппократа. Здесь в 460 г. до Р.Х. родился «отец» медицины.

 

4. Эвбея и Северные Спорады. Остров Эвбеярасположен в юго-западной части Эгейского моря, у восточных берегов Центральной Греции. Отделён от материка Эвбейским заливом и проливом Эврипа. Уступает по размерам в Средиземном море только Криту. Древнейшими обитателями острова, согласно «Илиаде» (II, 536 и сл.), были абанты. Впоследствии они смешались с ионийцами.

До конца VI века до н. э. наши знания об история Эвбеи исчерпываются колонизационной деятельностью островитян в Великой Греции, Сицилии и полуострове Халкидика. В 506 году до н.э. остров был покорен афинянами. Земли местной знати были поделены между 4000 афинских поселенцев – клерухов, получивших земельные участки на территории завоёванного острова.

К северу от Эвбеи расположены острова Северные Спорады. Они представляют из себя известняковые массивы, почти лишённые плодородных земель. Население выращивало оливки и славилось как мореходы. Острова Скиатос, Пепаретос и Скирос обладают превосходными гаванями.

 

За пределами Эгейского моря лежит остров Кипр. Его гавани - важные пункты на пути из Египта в Эгейский бассейн. Они также позволяли господствовать над побережьями Киликии и Финикии. Положение Кипра повлияло на формирование его населения, которое является результатом смешения коренного населения с греками и жителями соседних азиатских стран.

К концу архаического периода большинство островов Эгейского моря входили в состав Персидской державы Ахеменидов.

Полисы Малой Азии.

Греческое присутствие в Малой Азии начинается ещё в Микенский период. К концу «тёмных веков» на западном побережье полуострова находилось множество полисов, распадавшихся на три области - Эолида, Иония и Азиатская Дорида. Основное их население - эллины, изгнавшие или ассимилировавшие местное население.

1. Эолида - населённая преимущественно эолийцами область на северо - западном побережье Малой Азии с прилегающими островами Лесбос и Тенедос. Краткое описание Эолиды приведено у Геродота (I.149). Он перечисляет одиннадцать городов эолийцев в континентальной части Малой Азии. Первоначально городов было двенадцать. Но один из них - Смирна был отнят ионийцами. Геродот упоминает также «островные города» Эолиды - пять на Лесбосе и один на Тенедосе. С 546 года до н.э. Эолида вошла в состав Персидской державы.

2. Иония простиралась с севера на юг узкой полосой берега от устья реки Хермус (Герм) до устья реки Меандр, а также включала острова Хиос и Самос. Она граничила с Эолией на севере, Лидией на востоке и Карией на юге. По свидетельству Геродота население Ионии происходило из различных эллинских племён и городов, смешавшихся с местным населением.

В архаическую эпоху область являлась культурным центром Древней Греции. Географическое положение на оживлённых торговых путях и удобные морские гавани, природные условия, включая плодородие местных земель, стали фундаментом её экономического процветания.

До середины XV века до нашей эры Иония область находилась в сфере влияния Минойской цивилизации. Затем наступило время двухвекового господства ахейцев. В XII-XI веках до н.э. шло массовое переселение из балканской Греции племён, называвших себя ионийцами. Вытесненные из первоначальных мест обитания дорийцами, эти племена перенесли на новую родину свои политические и культурные традиции, религиозные культы и религиозные представления.

Уже в гомеровское время полисы Ионии объединились в союз, получивший название Панионийского. Первоначально в него входили полисы, расположенные на побережье от Фокеи на севере до Милета на юге, а также на островах Самос и Хиос. Впоследствии в союз была включена Смирна.

Целью Панионийского союза в первые века его существования было укрепление и расширение власти городов-участников над Анатолийским побережьем. Религиозно-политический центр Союза – Панионий, находился на мысе Микале, расположенном напротив острова Самос. Здесь было сооружено святилище, посвящённое Посейдону Геликонскому.

Самым могущественным и богатым из ионийских городов-полисов Малой Азии был Милет, расположенный на побережье вблизи устья реки Большой Меандр. К началу периода архаики он представлял собой уже сложившийся полис. Удачное расположение Милета позволило получать хорошую прибыль от торговли. Его торговые суда пересекали все Средиземное море, ходили в Понт Эвксинский (Чёрное море) и Меотиду (Азовское море), достигая устья реки Танаис (Дон).

Граждане Милета делились на шесть фил, четыре из которых были ионийскими, а две другие имели фессалийско-беотийское происхождение. Власть в полисе вплоть до VII века до н. э. принадлежала царскому роду Нелеидов. Он вёл своё происхождение от мифического героя Нелея, участника похода аргонавтов. Один из потомков его, также носивший имя Нелей, руководил переселением греков в Ионию.

После свержения династии Нелеидов власть в перешла в руки представителей аристократии, которые создали коллективный орган управления - Буле (Совет). Из их среды ежегодно избирался притан, судя по всему, имевший полномочия прежнего царя. Около 610 года до н. э. власть захватил тиран Фрасибул. Социальная политика его была типичной для раннегреческой тирании. При Фрасибуле упрочилось международное влияние Милета.

Согласно Геродоту, лидийские цари Садиатт и его сын Алиатт повели наступление на греческие города Малой Азии, стремясь поставить их под свой контроль. Первой жертвой стал Милет. У лидийцев, которые не имели флота, не было возможностей для полной блокады города. Поэтому для достижения своей цели они решили лишить милетцев сельскохозяйственной базы.

Одиннадцать лет подряд лидийское войско в пору созревания урожая под звуки флейт и свирелей направлялось к Милету, где вытаптывало посевы и вырубало плодовые деревья. Уничтожив урожай, лидийцы удалялись, оставив в целости хозяйственные постройки и инвентарь, чтобы греки могли снова вспахать и засеять поля.

Наступление Лидии завершилось достаточно выгодным для греков миром. Полисы Малой Азии признали над собой власть лидийских царей. Она была не слишком обременительной. Полисы сохранили полную автономию, платили посильную дань, получив взамен более выгодные условия для торговли..

У Геродота есть рассказ о том, как коринфский тиран Периандр отправил посла к Фрасибулу, чтобы спросить совета, как установить надёжнейший и наилучший образ правления. Милетский тиран вывел посла за город на засеянное поле. Проходя по ниве, он расспрашивал посла о цели его прибытия. Одновременно Фрасибул сбивал колосья, которые поднимались над другими, и продолжал это до тех пор, пока не истребил самой лучшей части нивы.

Так он прошёл по всему полю и отослал посла, не сказав ему ни слова. Возвратившись к Периандру, посол стал жаловаться, что отправили его просить совета у человека помешанного, который портит своё добро, и рассказал, как он был принят Фрасибулом. Но Периандр понял мысль мудреца и погубил в Коринфе или присудил к изгнанию тех граждан, которые возвышались над другими знатностью и влиянием.

С 546 года до нашей эры Милет, как и другие города Ионии, оказался в составе Персидской державы.

 

3. Дорида. Область занимала юго-западную часть Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами Крит, Родос, Фера (Санторин), Мелос и другие. Главный городом материковой Дориды был Галикарнас. Он был основан выходцами из Арголиды на землях карийцев, одного из древних народов Малой Азии, упоминаемых в «Илиаде». В полисе были две общины – греческая и карийская. Уроженцем Галикарнаса был «отец истории» - Геродот.

В первой половине 6 века до н.э. материковая Дорида была покорена Лидийской державой. Затем она вошла в состав Персии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: