Августовская конференция 2020 г.
Лоренгель Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №29"
Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Семья становится открытой системой для координации воспитывающих усилий, а скоординировать усилия школы и семьи — значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду.
Совместная деятельность направляется на развитие у детей: интеллекта, нравственных качеств, физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира. Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.
Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через родительский комитет класса, родительские собрания, а также преподавателей, работающих с классом. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.
Но в условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось школьникам, а значит, всей системе образования. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом. Педагоги, обучающиеся, родители, семья – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке. Как никогда сегодня нужна помощь педагога именно родителям в адаптации к новым условиям. В наших силах проявить профессиональную сознательность, и оказать педагогическую помощь тем, кто в ней нуждается!
|
И именно сейчас смысл слова «поддержка» обретает особую значимость.
В словаре В.И. Даля слово «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать»:
«поддерживать» - служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем);
«поддерживать» - служить подставкой – всем, что поддерживает тяжесть;
«поддерживать» - служить укрепой – всем, что придает крепость, силу, прочность.
“Но каким образом сейчас оказывать педагогическую поддержку семьям и как повышать компетентности родителей в вопросах развития и образования детей?”
Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов с обучающимися и их родителями:
· Педагогическое просвещение в онлайн-режиме: Практически у всех педагогов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в Вконтакте, Одноклассниках и др., где можно осуществлять педагогическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн-просвещение можно в Zoom, Skype, Whats App, Viber и др. посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации кинозала.
|
· Педагогическая профилактика на удаленном доступе – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся разработка конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по вопросам сопровождения дистанционного обучения; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.
· Педагогическое консультирование дистанционное предполагает - применение в практике педагога форм и методов экстренной и кризисной помощи совместно с педагогами-психологами (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления); консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.
Сегодня перед образовательной системой стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и педагогов, разработки технологий и форм для восстановления воспитательного потенциала семьи; развития семьи как общественной, личностной и государственной ценности.
Основными являются вопросы взаимодействия родителей и детей, идея сотрудничества родителей, учителей и детей в различных видах деятельности познавательной, досуговой, оздоровительной, трудовой и др. для укрепления внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимопомощи и в целом семейного микросоциума.
|
Основной формой взаимодействия является объединение педагогов, обучающихся и их родителей, в основе которого лежат взаимопонимание, доброжелательность, стремление к решению семейных и школьных воспитательных вопросов. Но используя традиционные формы взаимодействия с семьей (родительские собрания, проведение совместных мероприятий), педагоги из года в год наблюдают одну и ту же картину: каждый раз желающих родителей войти в родительский комитет, поучаствовать в школьном мероприятии, становится все меньше и меньше.
Наблюдается кризис традиционных форм сотрудничества родителей с педагогами. В связи с введением новых цифровых технологий появились новые формы работы с родителями, что явилось действенным методом поиска решения актуальной проблемой, стоящей перед школой, по разработке новых действенных форм работы с родителями.
По средствам работы в онлайн режиме, используя сообщества в Вконтакте, Одноклассниках Zoom, Skype, Whats App, Viber и др. Родители активно объединялись в классные, школьные группы, сообщества.
На примере своего класса хочется поделиться опытом работы с родителями по педагогической поддержке и повышения компетентности в вопросах развития и образования детей. Создав группу в мессенджере Viber, объединив не только родителей, но и бабушек и дедушек, занимающихся воспитанием обучающихся мы смогли провести ряд мероприятий, повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания в форме
«Родительских вечеров» т. е. родители сами выбирали тему мероприятия:
«Режим дня младшего школьника»;
«Ребята учатся тому, что видят у себя дома»;
«Воспитание трудолюбия в семье»;
«Позитивное отношение к спорту»;
«История глазами моих родственников»;
«Семейное здоровье»;
«Прививаем любовь к чтению»;
«Домашние концерты»;
«Организация досуга детей и взрослых».
В онлайн формате родители делали запрос на вышеперечисленные темы, получали в электронном виде материалы на данные темы (подборки литературы, списки рекомендованных сайтов, интернет платформ; ссылки на официальные источники, комментарии специалистов), вступали в дискуссии, делились своим опытом друг с другом, создавали собственные семейные видео ролики.
В результате работы в формате «Родительских вечеров» образовалась подборка материала в виде:
· Памятки с рекомендациями, как родители могут помочь организовать учебную деятельность и досуг младших школьников в домашних условиях.
· Подборки видео сюжетов на тему: здорового питания, трудолюбия в семье, спортивных тренировок, онлайн чтение любимых книг, подвигов наших прадедов в «Великой Отечественной войне», а так же детские домашние концерты, и многое другое.
Работа в родительской группе велась не только в рамках классных мероприятий, но и в рамках школьных:
Участники группы: родители с детьми активно участвовали в школьных онлайн мероприятиях:
1) Педагогические консультации родителей по вопросам «Семейной атмосферы, окружающей ученика»,
o «Организации и проведения свободного времени детей и родителей»,
o «Защита интересов и прав детей»,
o «Работа по профилактике вредных привычек»,
o «Здоровье сберегающие технологии» и т. д.;
2) Фотоквест «Абакан-столица Хакасии»;
3) Турниры по настольным играм;
4) Флэшмоб «Зарядка с чемпионом»;
5) Интернет викторина «Знатоки родного края»;
6) Экскурсия по нашей стране с помощью проекта "Мульти-Россия;
7) Посещение онлайн Досугового центра «Остров детства» и др.
Также участие принималось и в муниципальных мероприятиях:
1) Экологическая акция «Марш Парков»;
2) Патриотическая акция памяти детей-героев Великой Отечественной войны «Дети о детях»,
3) Акции «Бессмертный полк» и др.
Считаю, что такая активность детей, совместно с родителями сформировалась и благодаря работе группы в формате «Родительские вечера».
Итогом общей работы нашего класса было принятие общего решения группы об участии класса в муниципальном дистанционном конкурсе творческих работ школьников «Учимся вместе, учимся сами» в номинации «Классный класс», где учащиеся нашего класса стали победителями.
В новых условиях работы, как я считаю, мы смогли продуктивно сработать в плотной взаимосвязи с родителями, что дало конкретные положительные результаты. Вижу дальнейшие перспективы нашей работы в сохранении наработанных результатов и дальнейшие действия на их улучшение.
Приложение:
Фотоквест по городу Абакану | Минутки безопасности Правила дорожного движения Азбука здоровья «Личная гигиена» Правила поведения на улице #досуговыйцентр #островдетства #минуткибезопасности | |
Игра-викторина "Знатоки родного края" | Онлайн-экскурсия по нашей стране с помощью проекта "Мульти-Россия". | |
Зарядка с чемпионом. Чемпионка Республики Хакасия по шахматному спорту в категории "до 9 лет", | ||
Онлайн досуговый центр "Остров детства". Присоединяйтесь к акции "Читаем А. С. Пушкина вместе!" Пушкинский день в России (День русского языка) | ||
Акция «Нарисуй любимого героя» | Онлайн досуговый центр "Остров детства" | |
Фестиваль семейного творчества "Любите и цените счастье, оно рождается в семье", | Проект "КАЛЕЙДОСКОПОМ СЕМЕЙНЫХ ИГР" | |
Проект "Семейное время с удовольствием", | Прямой эфир "ЭМОЦИИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ" | |