Состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению сторон или федеральному закону.




Третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Третейское соглашение имеет сложную правовую природу и сочетает в себе процессуальные и гражданско-правовые характеристики.

Как гражданско-правовой договор третейское соглашение может быть признано недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством (см. гл. 9 ГК РФ). Недействительность третейского соглашения может быть установлена вступившим в законную силу судебным решением в производстве по делу об оспаривании решения третейского суда. Следует при этом учитывать, что если сам гражданско-правовой договор признается судом недействительным, то это не влечет автоматической недействительности третейской оговорки (ст. 17 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.

Нарушение данных норм противоречит основополагающим принципам гражданского процесса и третейского разбирательства, препятствует эффективной реализации закрепленных за сторонами прав.

Решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением.

Фактически в комментируемой норме содержится два самостоятельных основания для отмены решения третейского суда:

1) решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением;

2) решение содержит постановления по вопросам, не охватываемым соглашением.

В первом случае решение, выходящее за пределы соглашения, подлежит отмене, так как противоречит диспозитивным началам разбирательства гражданских дел.

Отмена решения третейского суда во втором случае зависит от возможности (невозможности) разграничения круга поставленных третейским судом вопросов. В части, охватываемой третейским соглашением, решение третейского суда является действительным, а в остальной - подлежит отмене. Если частичная отмена решения третейского суда невозможна, то такое решение подлежит отмене полностью.

Состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению сторон или федеральному закону.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" могут образовываться два вида третейских судов:

1) постоянно действующие третейские суды;

2) третейские суды для разрешения конкретного спора (разовые).

Постоянно действующие суды образовываются при торговых палатах биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями, юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация:

- приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

- утвердила положение (регламент) о постоянно действующем третейском суде;

- утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Кроме того, необходимо направить в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами (регламентами, положениями и т.п.) постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами (п. 2 ст. 19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Это соглашение не должно противоречить некоторым императивным положениям, предусмотренным в п. п. 1, 2, 4 и 5 ст. 8, п. 1 ст. 9, ст. 11, п. п. 1 и 2 ст. 13, ст. 14 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации".

Статья 8 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" закрепляет требования к третейским судьям, которые могут быть избранными или назначенными.

Это дееспособное физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава суда.

Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Запрещается быть третейским судьей, если физическое лицо:

- не обладает полной дееспособностью либо состоит под опекой или попечительством;

- имеет судимость либо привлечено к уголовной ответственности;

- полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

- которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Порядок формирования состава третейского суда определен ст. 10 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", где закреплено, что формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

Третейскому судье может быть заявлен отвод в случаях несоблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации".

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов (ст. 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"):

- законности;

- конфиденциальности;

- независимости и беспристрастности третейских судей;

- диспозитивности;

- состязательности;

- равноправия сторон.

Нарушение данных принципов является основанием для отмены решения третейского суда.

2. В ч. 3 комментируемой статьи указаны грубые нарушения, допущенные третейским судом, при установлении которых компетентный суд отменяет решение третейского суда:

1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом.

Подведомственность дел третейскому суду определена в ч. 3 ст. 3 ГПК РФ, п. 2 ст. 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", где определяется предмет третейского разбирательства - любой спор из гражданских правоотношений. В силу этого третейскими судами не могут рассматриваться дела особого производства, дела, возникающие из публичных правоотношений. Кроме того, относительно разрешения отдельных категорий дел законодатель прямо может указывать на их невозможность разрешения третейскими судами;

2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

К числу таких принципов относятся принципы, сформулированные в Конституции РФ, ряде международно-правовых документов, базовых принципах отраслевого законодательства (гражданского процессуального, гражданского, земельного и др.).

 

Статья 422. Определение суда по делу об оспаривании решения третейского суда

 

Комментарий к статье 422

 

1. По результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения третейского суда суд выносит определение об отмене решения третейского суда либо об отказе в удовлетворении заявления.

Частью 2 комментируемой статьи определено содержание определения суда об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда:

- сведения об оспариваемом решении третейского суда и месте его принятия;

- наименование и состав третейского суда, принявшего оспариваемое решение;

- наименование сторон третейского разбирательства;

- указание на отмену решения третейского суда полностью или в части либо отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

2. Отмена решения третейского суда не препятствует вторичному обращению в третейский суд за разрешением спора, если такая возможность не утрачена. Однако в случаях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи и ст. 43 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", спор может быть разрешен судом общей юрисдикции при обращении в него с иском в общем порядке.

Определение суда об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном ст. ст. 371 - 375 ГПК РФ, в течение 10 дней со дня его вынесения.

 

Глава 47. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ВЫДАЧЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

 

Статья 423. Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

 

Комментарий к статье 423

 

1. Комментируемой главой регулируется производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда (ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Согласно ст. 44 этого Закона решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

В случае если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

2. Комментируемой статьей определяются лица, имеющие право обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а также компетентный суд.

Правом на обращение в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа наделяется лицо, в чью пользу выдано решение третейского суда. Таким лицом может быть как истец в случае удовлетворения иска, так и ответчик при отказе истцу в иске, например, для взыскания расходов, связанных с рассмотрением дела в третейском суде.

3. Согласно Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" заявление о выдаче исполнительного листа может быть выдано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда следует подавать в районный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства.

 

Статья 424. Форма и содержание заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

 

Комментарий к статье 424

 

1. Комментируемой статьей закреплены форма и содержание заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в письменной форме и должно быть подписано лицом, в пользу которого принято решение, или его представителем.

Помимо сведений, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, в заявлении могут быть указаны также номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

2. К заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда прилагаются:

- подлинное решение третейского суда или его надлежащим образом заверенная копия (заверяется председателем постоянно действующего третейского суда или нотариально удостоверяется в случае разрешения третейским судом, созданным для разбирательства конкретного дела);

- подлинное третейское соглашение или его надлежащим образом заверенная копия;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом;

- копия заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

- доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

3. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поданное с нарушением требований закона, может быть оставлено без движения или возвращено лицу, его подавшему.

 

Статья 425. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

 

Комментарий к статье 425

 

1. В производстве по рассмотрению заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда выделяются традиционные стадии судебного процесса:

- возбуждение дела;

- подготовка к рассмотрению;

- разбирательство;

- вынесение соответствующего судебного акта.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд.

2. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, по которому испрашивается исполнительный лист, по правилам, предусмотренным ГПК РФ для истребования доказательств.

Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

При рассмотрении дела в судебном заседании суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного на принудительное исполнение решения третейского суда путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.

В случае если в суде находится на рассмотрении заявление об отмене решения третейского суда, суд, в котором рассматривается заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, если признает целесообразным, может отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа и по ходатайству стороны, обратившейся с заявлением о выдаче исполнительного листа, также может обязать другую сторону предоставить надлежащее обеспечение по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

 

Статья 426. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

 

Комментарий к статье 426

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда только в случаях, если сторона третейского разбирательства, против которой принято решение третейского суда, представит доказательства того, что:

- третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

- сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

- решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения (если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением);

- состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;

- решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда.

2. Суд также отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что:

- спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

- решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права (см. также ст. 421 ГПК РФ и комментарий к ней).

 

Статья 427. Определение суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

 

Комментарий к статье 427

 

1. По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда суд выносит определение о выдаче исполнительного листа или об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Частью 2 комментируемой статьи определяется содержание данного определения. В определении суда должны содержаться:

- наименование и состав третейского суда, принявшего решение;

- наименование сторон третейского разбирательства;

- сведения о решении третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение которого ходатайствует заявитель;

- указание на выдачу исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или отказ в выдаче исполнительного листа.

Отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или в суд по правилам ГПК РФ.

В случае если в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда отказано полностью или в части вследствие недействительности третейского соглашения либо если решение было принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, либо не подпадает под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, стороны третейского разбирательства могут обратиться за разрешением такого спора в суд по правилам, предусмотренным ГПК РФ (см. также ст. 422 ГПК РФ и комментарий к ней).

2. Определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть обжаловано заявителем или должником в вышестоящий суд в 10-дневный срок.

Исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда, выданный по определению районного суда, исполняется по правилам исполнительного производства.

 

Раздел VII. ПРОИЗВОДСТВО, СВЯЗАННОЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ

СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ИНЫХ ОРГАНОВ

 

Статья 428. Выдача судом исполнительного листа

 

Комментарий к статье 428

 

1. Нормами комментируемого раздела регулируется производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Исполнительным производством получают окончательную защиту права и охраняемые законом интересы граждан и организаций.

Исполнительное производство является принудительной формой реализации судебных и иных актов. Принудительное осуществление требований взыскателя и обязанностей должника - неотъемлемая часть юрисдикционной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Исполнительное производство с 1998 г. обособилось, уже не рассматривается как завершающая стадия гражданского процесса, однако сохраняет с ним тесную связь.

С 1 февраля 2008 г. действует новый Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который изменил и детализировал многие его институты по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Деятельность органов по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". На основании этого Закона создана самостоятельная федеральная служба, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов Российской Федерации и по исполнению судебных актов и актов других органов.

Наряду с указанными Законами исполнение судебных и иных актов регулируется нормами ГПК РФ, АПК РФ, НК РФ, Таможенным кодексом РФ, СК РФ, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и др.

В результате исполнительного производства складываются правоотношения по поводу принудительного исполнения требований взыскателя к должнику.

2. Субъектами исполнительных правоотношений являются:

- органы принудительного исполнения судебных и иных актов;

- суд;

- участники исполнительного производства.

Органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц является Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и иных исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов этой Федеральной службы - подразделений судебных приставов.

Исполнительное производство в целом и деятельность судебных приставов-исполнителей в современных условиях осуществляются под контролем суда.

Суд, в частности, решает следующие существенные вопросы исполнительного производства:

- выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. ст. 428 - 430 ГПК РФ);

- прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК РФ);

- разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК РФ);

- решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм;

- приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительное производство в случаях, указанных в законе (ст. ст. 434, 436 - 439 ГПК РФ);

- решает вопрос о повороте исполнения судебного решения. Любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд.

Основными участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник.

Взыскатель - это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

3. Исполнительными являются документы, на основе которых возбуждается исполнительное производство. Перечень исполнительных документов дан в ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве". К ним, в частности, относятся исполнительные листы, которые выдаются судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, судебные приказы и некоторые другие документы.

Свойство исполнимости судебный акт приобретает по общему правилу после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения (ст. ст. 211 и 212 ГПК РФ). Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

Исполнительный лист выдается судом, который в результате рассмотрения спора по существу вынес судебное постановление, являющееся основанием для выдачи исполнительного листа.

4. Комментируемая статья содержит отсылку к ст. 130 ГПК РФ, определяющей порядок выдачи судебного приказа.

Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом.

Выдача судебного приказа взыскателю для предъявления его к исполнению осуществляется судьей, если от должника в установленный законом срок не поступят возражения относительно его исполнения. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

5. Особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлены Бюджетным кодексом РФ. Согласно п. п. 2, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.

 

Статья 429. Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов

 

Комментарий к статье 429

 

По общему правилу по одному решению выдается один исполнительный лист. Однако в случаях, указанных в комментируемой статье, когда имело место соучастие на стороне истца и (или) ответчика либо имущество нескольких должников находится в нескольких местах в зонах действия разных подразделений судебных приставов, допускается выдача нескольких исполнительных листов.

В случаях, когда решение суда должно исполняться в нескольких местах, исполнительные листы по просьбе взыскателя могут выдаваться по количеству этих мест.

 

Статья 430. Выдача судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа

 

Комментарий к статье 430

 

Комментируемой статьей решается вопрос о действиях взыскателя, утратившего исполнительный лист или судебный приказ, - он должен обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата.

Рассмотрение заявления о выдаче дубликата производится в судебном заседании. Неявка сторон не препятствует рассмотрению заявления. В случае удовлетворения заявления выдается документ, содержащий те же сведения и реквизиты, что и оригинал, но с обязательным указанием слова "дубликат" для исключения случаев одновременного хождения двух документов - оригинала и дубликата.

Условиями выдачи дубликата исполнительного листа являются:

1) утрата исполнительного листа;

2) решение суда на момент выдачи дубликата исполнительного листа не исполнено.

С момента выдачи дубликата оригинал ранее выданного судом документа утрачивает силу.

 

Статья 431. Ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа

 

Комментарий к статье 431

 

Комментируемой статьей устанавливается санкция для должностного лица - судебного пристава-исполнителя, утратившего в период исполнительного производства исполнительный лист или судебный приказ.

 

Статья 432. Перерыв и восстановление срока предъявления исполнительного документа к исполнению

 

Комментарий к статье 432

 

Правила предъявления исполнительного документа к взысканию и соответствующие сроки определены в гл. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению рассматривается в судебном заседании.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд, выдавший исполнительный документ, или в суд по месту исполнения.

 

Статья 433. Разъяснение исполнительного документа

 

Комментарий к статье 433

 

Комментируемой статьей определен круг лиц, которые вправе обратиться в суд за разъяснением исполнительного документа, а также срок дачи такого разъяснения.

За разъяснением исполнительного документа в суд, принявший судебный соответствующий акт, вправе обратиться взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель.

Суд должен разъяснить способ и порядок исполнения исполнительного документа (см. ст. 434 ГПК РФ и комментарий к ней).

Заявление о разъяснении исполнительного документа рассматривается в судебном заседании в 10-дневный срок со дня поступления указанного заявления в суд.

 

Статья 434. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм

 

Комментарий к статье 434

 

1. При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий (болезнь должника, имущественное положение сторон, отсутствие присужденного имущества в натуре и другие заслуживающие внимания обстоятельства), может возникнуть необходимость в отсрочке или рассрочке исполнения или изменении способа и порядка исполнения.

Отсрочка - это перенос сроков исполнения на более поздний период времени.

Рассрочка - это способ исполнения, где должник исполняет свою обязанность периодически, т.е. по частям.

Закон не указывает конкретного срока, на который может быть предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения исполнительного документа. Суд должен исходить из принципов разумности, целесообразности и необходимости защиты прежде всего интересов взыскателя.

Изменение способа и порядка исполнения является заменой одного вида исполнения другим.

2. Вопрос о предоставлении отсрочки и рассрочки решается судом, выдавшим исполнительный документ. Стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться к лицу, выдавшему исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения или об изменении способа и порядка исполнения.

Суд общей юрисдикции рассматривает данное заявление по правилам ст. ст. 203 и 208 ГПК РФ. Вопросы решаются в судебном заседании. Основания для совершения указанных комментируемой статьей юридических действий имеют оценочный характер, поскольку в законодательстве невозможно дать исчерпывающий перечень оснований, обусловливающих необходимость их совершения.

Взыскатель, должник, пристав-исполнитель извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления.

3. Предоставляя рассрочку или отсрочку, суд при наличии заявления должника или взыскателя может решить вопрос об индексации взыскиваемых сумм на день исполнения решения суда.

4. Определение суда о предоставлении отсрочки, рассрочки, об изменении способа исполнения решения может быть обжаловано.

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения на новый срок либо о прекращении действия отсрочки (рассрочки) рассматривается в таком же порядке, как и первичное.

 

Статья 435. Утратила силу с 1 февраля 2008 года. - Федеральный закон от 02.10.2007 N 225-ФЗ.

 

Статья 436. Обязанность суда приостановить исполнительное производство

 

Комментарий к статье 436

 

1. Комментируемая статья содержит отсылку к Федеральному закону "Об исполнительном производстве".

Приостановление исполнительного производства - это прекращение исполнительных действий на неопределенный срок на основании случаев, указанных в законе.

При приостановлении никакие исполнительные действия не допускаются в той части, в какой исполнительное производство приостановлено.

Выделяют обязательное и факультативное приостановления исполнительного производства судом (см. ст. 437 ГПК РФ и комментарий к ней).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судья обязан приостановить исполнительное производство в случае:

- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве" обязывает судебного пристава-исполнителя приостановить исполнительное производство в случаях:

- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

- утраты должником дееспособности;

- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

- отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства о взыскании задолженности по текущим платежам, которое в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <1> не приостанавливается;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

 

- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства;

- пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: