Прочтите фрагмент из работы французского философа Ж.-П.Сартра (1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946)




«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек это свобода... Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь... Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить отрицательно, а не положительно... Человек — это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста»

Ответьте на вопросы:

1. Если человек предшествует сущности, то сначала человек является

А) профессионалом Б) философом В) индивидом Г) личностью

2. По мнению автора, если человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет, то реальность в... А) воображении Б) оправдании В) планировании Г) действии

3. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, а не положительно, по мнению автора, являются... Укажите не менее двух вариантов ответа

А) действие Б) надежда В) ожидание Г) свобода Д) мечта

4. К какой из антропологических концепция модно отнести данный текст:

А) социологизаторской Б) биологизаторской

В) грека-античной концепции разумности Г) естественно-научной Д) ценностной

5. Антропология марксизма является социологизаторской и трактует сущность человека как совокупность общественных отношений. Что, судя поэтому фрагменту, отличает экзистенциализм от марксизма, а что в них сходно?

 


Контрольная работа по курсу «Философия» Вариант 5

Тестовое задание

1 Основной вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении А) бытия и познания Б) жизни и смерти В) человека и мира 6 "Назад к природе!" призывал: А) Руссо Б) Вольтер В) Дидро Г) Ламетри Д) Гельвеций  
2 Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного физического бытия... А) субъективизм Б) идеализм В) материализм Г) махизм   7 Этическое учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений -... А) Гедонизм Б) эвдемонизм В) аскетизм Г) альтруизм Д) Гуманизм Е) прагматизм  
3 Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира
А) объективный идеализм Б) дуализм В) субъективный идеализм Г) материализм   1) Все в мире имеет материальное начало 2) Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности 3) Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции 4) И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу

 

8 Если поведение человека называют стоическим, значит он демонстрирует А) господство над своими страстями Б) противостояние ударам судьбы В) борьбу с опасностями и лишениями Г) отказ от активной общественной деятельности  
4 Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономиерностей природы и общества, называется... А) нигилизмом Б) утилитаризмом В) агностицизмом Г) сенсуализмом 9 Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной и духовной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы был... А Маркс Б Бердяев В Ясперс
5 Высказывание "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить, значит дать ответ на основной вопрос философии" принадлежит... А) А.Камю Б) С.Кьеркегору В) Ф.Кафке Г) Ж.-П. Сартру Д) Г.Марселю Е)М.Хайдеггеру   10 Понятие культура в философском смысле
А. исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений
Б. природа, обработанная человеком в целях удовлетворения тех или иных потребностей

 

 

 


Аналитическое задание

Прочтите фрагмент из знаменитой работы Г.В.Плеханова (1856–1918)

«О роли личности в истории» и ответьте на вопросы:

1) как объясняет концепция диалектического материализма взаимодействие личности и общества?

2) что, согласно концепции Г.В.Плеханова, определяет появление выдающихся деятелей на исторической арене?

3) Как аргументирует свою позицию автор?

4) Не является ли концепция Плеханова фаталистической?

5) как, используя методологию Г.В.Плеханова, следует построить описание и объяснение появления исторических персонажей и их поступков?

 

«... Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию события и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами...

Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приоб­рел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблю­дение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграж­дать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и по­лезную как раз в это время... Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и все­гда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: